Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на уроках биологии в условиях ФГОС нового поколения
Автор: Киргизова Елена Александровна Должность: преподаватель биологии Учебное заведение: ГАПОУ Владимирской области "Никологорский аграрно-промышленный колледж" Населённый пункт: п.Никологоры, Владимирская область Наименование материала: Статья Тема: Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на уроках биологии в условиях ФГОС нового поколения Раздел: среднее профессиональное
Информационно-коммуникационные технологии в формировании
профессиональных компетенций на уроках биологии в условиях ФГОС
нового поколения
Киргизова Елена Александровна
ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж»
Становление принципиально новой системы образования в современной
России ориентировано, прежде всего, на вхождение в мировое информационно-
образовательное пространство. Это в результате повлекло за собой изменения в
педагогической
теории
и
практике
учебно-воспитательного
процесса.
Использование
ИКТ
сегодня
—
одно
из
основных
условий
повышения
результативности
образования
и
развития
более
эффективных
подходов
к
реализации профессионального обучения.
Внедрение
информационно-коммуникационных
технологий
в
профессиональную
деятельность
педагогов
является
приоритетным
направлением модернизации российского образования
в связи с введением
новых образовательных стандартов.
Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества
среднего профессионального образования. Очень важная роль в этом
принадлежит урокам биологии.
Преподаватель на уроках биологии способен развивать ключевые компетенции,
научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как
средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности.
Изучение биологии на вербальном уровне не создаёт правильного
представления об изучаемых объектах и явлений. Поэтому главной задачей
преподавателя биологии является разумное использование в учебном процессе
наглядных средств обучения. Информационные компьютерные технологии
позволяют развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся,
умение самостоятельно приобретать знания, работать с различными
источниками информации. При использовании новых информационных
1
технологий улучшается качество знаний, повышается интерес к предмету.
Обучающийся становится активным участником образовательного процесса.
При использовании мультимедиа технологий структура урока не меняется. В
нём сохраняются все основные этапы, но увеличивается мотивация и
познавательная активность. Их можно использовать для объявления темы
урока, сопровождать объяснение, проводить самостоятельные, контрольные,
лабораторные работы, осуществлять контроль знаний.
Для развития коммуникативной, информационной, социальной компетенций
мной была разработана и успешно использовалась типология заданий с
использованием интегрированных способов учебной деятельности:
терминологические диктанты, задания на классификацию, интерпретировать
текст в графическое изображение в схему, таблицу или слайд, задания на
сравнения и сопоставление, составление характеристик, составить конспект,
план ответа по материалам сайта, статьи, задания, связанные с мыслительными
операциями синтеза, анализа, оценки.
Данные задания использовались для
обработки информации на компьютере, в качестве самостоятельных или
проверочных работ, в качестве опережающих домашних заданий и так далее.
Применение компьютера позволяет организовать активную работу
обучающихся, так как занятия становятся более наглядными и интересными.
Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для
обучающихся, снимает дефицит в обеспечении учебными пособиями.
ИКТ предоставляет возможность проведение лабораторных практикумов при
отсутствии оборудования, недостатке времени, при этом работа с натуральными
объектами заменена на виртуальные модели. Можно использовать и системы
виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие
обучающимся проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории».
Возможна обработка результатов эксперимента в виде графиков, схем,
диаграмм. Открываются большие возможности использования цифровых и
компьютерных технологий при проведении исследовательских работ.
Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты
2
исследований, сводные таблицы, возможность постоянного пополнения
материала делает работу увлекательней и интересней.
Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием
ИКТ
формируют
положительную
мотивацию
к
изучению
биологии.
Использование
данных
технологий
для
отслеживания
качества
результата
образования позволяет: отслеживать умения работать с учебным текстом в
сжатые
временные
сроки;
отслеживается
динамика
овладения
способами
обработки
информации;
повышается
интенсивность
мыслительной
деятельности; развивается и проверяется скорость и качество мыслительных
операций;
происходит
формирование
информационной,
коммуникативной
компетенций; повышается мотивация, так как обучающиеся привлекаются к
подготовке
уроков,
заданий;
происходит
интеграция
способов
учебной
деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.
В нашем учебном заведении проводится компьютерный мониторинг по
биологии
с
целью
проверки
биологической
грамотности,
умения
классифицировать, работать по аналогии. Кроме этого, такая форма позволила
ребятам
организовать
свои
собственные
приемы
обучения,
организовать
взаимосвязь
своих
знаний
и
упорядочить
их,
а
также
противостоять
неуверенности в новой ситуации.
Метод
проектов
позволяет
обучающимся
обрести
бесценный
опыт
аналитической
и
исследовательской
деятельности
в
группах,
возможность
реализовать свои способности.
Методы
использования
ИКТ
на
уроках
биологии
достаточно
разнообразны и реализуются в нашем колледже следующим образом:
-представление в мультимедийной форме информационных материалов
(иллюстрации, видеоклипы, презентации и др.);
-изучение
моделей
объектов,
явлений
и
процессов
в
интерактивном
режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории);
3
-организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая
позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования
навыков самостоятельной творческой деятельности;
-использование
электронного
оборудования
при
по ст ановке
естественнонаучных
экспериментов,
обработка
результатов
эксперимента
и
подготовка отчёта;
-решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
-формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
-осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
На
сегодняшний
день
в
колледже
организовано
информационно-
образовательное пространство: компьютерный парк, программное обеспечение,
локальная сеть с выходом в Интернет, электронный журнал, сайт колледжа.
Использование
ИКТ
в
педагогической
деятельности
помогает
сделать
учебно-воспитательный
процесс
соответствующим
передовым
требованиям
педагогической науки и объединить все лучшее классической педагогики с
инновациями, отчего, в конечном счете, только выиграет ученик. Применение
информационных технологий позволяет перейти к вопросу обучения биологии
с качественно новой стороны.
Таким образом, активное внедрение ИКТ в образовательный процесс в
колледже
позволяет
обеспечить
переход
к
качественно
новому
уровню
педагогической
деятельности,
значительно
увеличивая
ее
дидактические,
информационные, методические и технологические возможности, что в целом
с п о с о б с т вуе т
п о в ы ш е н и ю
кач е с т ва
о б р а зо ва н и я ,
п о в ы ш е н и ю
профессионального мастерства преподавателя.
Список литературы:
1.
Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе.
М.: Педагогическое общество России, 1999.
2.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно-
коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
3.
Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование: учеб.пособие / А. А.
Андреев. – М.: Логос, 2003.
4
4.
Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для
учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / под
ред. Н. Ю. Пахомовой. – М.: Ростов на/Д: МарТ, 2005.
5