Напоминание

Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на уроках биологии в условиях ФГОС нового поколения


Автор: Киргизова Елена Александровна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГАПОУ Владимирской области "Никологорский аграрно-промышленный колледж"
Населённый пункт: п.Никологоры, Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на уроках биологии в условиях ФГОС нового поколения
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Информационно-коммуникационные технологии в формировании

профессиональных компетенций на уроках биологии в условиях ФГОС

нового поколения

Киргизова Елена Александровна

ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж»
Становление принципиально новой системы образования в современной России ориентировано, прежде всего, на вхождение в мировое информационно- образовательное пространство. Это в результате повлекло за собой изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Использование ИКТ сегодня — одно из основных условий повышения результативности образования и развития более эффективных подходов к реализации профессионального обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых образовательных стандартов. Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования. Очень важная роль в этом принадлежит урокам биологии. Преподаватель на уроках биологии способен развивать ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Изучение биологии на вербальном уровне не создаёт правильного представления об изучаемых объектах и явлений. Поэтому главной задачей преподавателя биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Информационные компьютерные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, умение самостоятельно приобретать знания, работать с различными источниками информации. При использовании новых информационных 1
технологий улучшается качество знаний, повышается интерес к предмету. Обучающийся становится активным участником образовательного процесса. При использовании мультимедиа технологий структура урока не меняется. В нём сохраняются все основные этапы, но увеличивается мотивация и познавательная активность. Их можно использовать для объявления темы урока, сопровождать объяснение, проводить самостоятельные, контрольные, лабораторные работы, осуществлять контроль знаний. Для развития коммуникативной, информационной, социальной компетенций мной была разработана и успешно использовалась типология заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты, задания на классификацию, интерпретировать текст в графическое изображение в схему, таблицу или слайд, задания на сравнения и сопоставление, составление характеристик, составить конспект, план ответа по материалам сайта, статьи, задания, связанные с мыслительными операциями синтеза, анализа, оценки. Данные задания использовались для обработки информации на компьютере, в качестве самостоятельных или проверочных работ, в качестве опережающих домашних заданий и так далее. Применение компьютера позволяет организовать активную работу обучающихся, так как занятия становятся более наглядными и интересными. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для обучающихся, снимает дефицит в обеспечении учебными пособиями. ИКТ предоставляет возможность проведение лабораторных практикумов при отсутствии оборудования, недостатке времени, при этом работа с натуральными объектами заменена на виртуальные модели. Можно использовать и системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие обучающимся проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Возможна обработка результатов эксперимента в виде графиков, схем, диаграмм. Открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий при проведении исследовательских работ. Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты 2
исследований, сводные таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательней и интересней. Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению биологии. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет: отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки; отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности; развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций; происходит формирование информационной, коммуникативной компетенций; повышается мотивация, так как обучающиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий; происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки. В нашем учебном заведении проводится компьютерный мониторинг по биологии с целью проверки биологической грамотности, умения классифицировать, работать по аналогии. Кроме этого, такая форма позволила ребятам организовать свои собственные приемы обучения, организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, а также противостоять неуверенности в новой ситуации. Метод проектов позволяет обучающимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, возможность реализовать свои способности. Методы использования ИКТ на уроках биологии достаточно разнообразны и реализуются в нашем колледже следующим образом: -представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеоклипы, презентации и др.); -изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории); 3
-организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности; -использование электронного оборудования при по ст ановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта; -решение тренировочных, творческих, исследовательских задач; -формирование навыков информационно-поисковой деятельности; -осуществление объективного и оперативного оценивания и др. На сегодняшний день в колледже организовано информационно- образовательное пространство: компьютерный парк, программное обеспечение, локальная сеть с выходом в Интернет, электронный журнал, сайт колледжа. Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки и объединить все лучшее классической педагогики с инновациями, отчего, в конечном счете, только выиграет ученик. Применение информационных технологий позволяет перейти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Таким образом, активное внедрение ИКТ в образовательный процесс в колледже позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом с п о с о б с т вуе т п о в ы ш е н и ю кач е с т ва о б р а зо ва н и я , п о в ы ш е н и ю профессионального мастерства преподавателя. Список литературы: 1. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. 2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 3. Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование: учеб.пособие / А. А. Андреев. – М.: Логос, 2003. 4
4. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / под ред. Н. Ю. Пахомовой. – М.: Ростов на/Д: МарТ, 2005. 5


В раздел образования