Напоминание

"Мир русских сказок"


Автор: Мантула Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№14"Брусничка"
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Мир русских сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Направление
: познавательно-речевое развитие
Образовательная область
: чтение художественной литературы Старший дошкольный возраст 6-7 лет
Составител
ь: воспитатель Т.В. Мантула
Тема
: «Мир русских сказок»
Цель:
формировать интерес к художественной литературе посредством сказки.
Задачи:
- закреплять жанровые особенности сказки; - побуждать детей рассказывать о своем восприятии характерных особенностей сказочного героя; - формировать личностные качества: доброту, отзывчивость;
Интеграция образовательных областей

Безопасность:
формировать представление об опасных для человека ситуациях.
Познание
(ФЭМП): продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги
Коммуникация
: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими сказочных героев; упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов).
Предварительная работа с детьми:
- чтение и пересказ русской народной сказки «Василиса Прекрасная». - чтение русских народных сказок, прибауток, потешек, песенок; - игровая деятельность: Д/и «Сложи сказку», «Подбери сказочных героев»; Сл/и «Скажи какой», «Назови наоборот»; - Драматизация русских сказок - рассматривание книжных иллюстраций; - беседы: «Волшебных сказки», «Характеры сказочных героев»; - продуктивная деятельность: рисование «Портрет сказочного героя», аппликация «Узоры скатерти – самобранки».
Материалы и оборудование

Демонстрационный:
книга сказок, письмо от Василисы Премудрой, набор предметов обладавших волшебной силой в сказках; картинки – портреты сказочных героев, 3 листочка из «волшебной книги заклинаний» Василисы (исписанные непонятными иероглифами); карточки-модели «Жанровые особенности сказки».
Раздаточный:
листочки в клеточку для графического диктанта.
Ход НОД
Организационный момент.
В:
В моих руках книга. Посмотрите на обложку и угадайте, что она скрывает: стихи, рассказы, сказки, потешки? Д: Это книга сказок.
В:
: Вы правы. Здесь живут сказки. И сказки необычные – народные. Как вы думаете, почему некоторые сказки называются народными? Предположительные ответы детей (их придумал народ).
В
: Правильно. Один человек в древности придумал сказку, рассказал ее другому. Тот добавил что-то свое, рассказал третьему. Так сказка и передавалась из уст в уста. И дошла до наших времен. У каждого народа есть свои сказки. У украинцев – украинские народные сказки, у узбеков – узбекские народные сказки. А в этой книге находятся сказки русского народа, поэтому книга называется «Русские народные сказки». Русские сказки, очень не похожи на сказки других народов. Давайте вспомним, как обычно начинаются русские сказки? Дети: -Жили-были… -В некотором царстве, в некотором государстве…
-Жила когда-то…
В:
Правильно, у них особенный зачин, то есть начало (карточка-модель)
В
: Далее в сказке представляются герои (карточка-модель). Давайте вспомним, какие герои есть в сказках. Для этого мы поиграем в игру. Я даю одну характеристику герою, а вы называете противоположный характер героя. Словесная игра «Противоположности» (упражнение в подборе антонимов)
В
: Бывают сказочные герои «Добрые» и …. «Злые» (называют дети) «веселые» и …. «грустные» «ленивые» и … «трудолюбивые» «смелые» и … «трусливые» «хитрые» и … «наивные» «жадные» и … «щедрые» «мудрые» и …. «глупые»
В:
Далее в сказках происходят необычные события, завязываются сказочные события, завязывается узелок. Т.е. «завязка» (карточка-модель)
В:
Чаще всего герой нарушает, какое-то правило безопасности и из-за этого случается беда. Давайте вспомним, какие правила нарушили герои некоторых сказок Игра «правила безопасности»
В:
Какое правило безопасности нарушил КОЛОБОК? Д: Убежал в лес без бабушки и дедушки (без взрослых) вот и случилась беда В: какое правило нарушили КОЗЛЯТА из сказки «Волк и козлята»? Д: Козлята открыли дверь волку (незнакомому) вот и случилась беда В: Какое правило нарушила Аленушка из сказки «Гуси-лебеди»? Д: Оставила без присмотра младшего брата вот и случилась беда В: Какое правило нарушил Петушок из сказки «Кот, петух и лиса»? Д: Открыл дверь лисе (незнакомой) вот и случилась беда. В: какое правило нарушили герои сказки «крылатый, мохнатый да масляный» Д: Каждый взялся не за свое дело, вот и случилась с ними беда. В: Все верно. Как же обычно заканчиваются сказки? (карточка-модель) Д: Хорошо, добром, герои понимают свои ошибки.
В:
Согласна с вами, чаще всего развязка в сказке добрая.
В
: А припомните мне поучительные слова, фразы которыми заканчиваются сказки. Ответы детей: -Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец. -И я там был, мед, пиво пил… -Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают. - Вот и сказки конец. Кто послушал – молодец! А кто ума-разума набрался да призадумался – тому честь и хвала!
В
: (обращает внимание на модель) Вот мы с вами и вспомнили все составляющие сказки.
В
: Как можно сказать о сказке, какая она? Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
В:
Зная, что сказки бывают очень поучительными, мудрыми, я и принесла для нашей библиотеки книгу «Русских народных сказок» Воспитатель пролистывает книгу и оттуда выпадает листок.
В:
Ой, что это? Предположения детей (листок, записка, письмо)
В:
давайте прочитаем и узнаем. Читает письмо
«Добры молодцы и красны девицы! Я, Василиса Премудрая, прошу Вас о помощи. Северный ветер, подшутил надо мной. Порвал мою «Волшебную книгу заклинаний», разбросал листочки по белому свету. Собрала я листочки книги, осталось найти 3 последних листа. Знаю, что спрятаны они в вашей группе. Но сказать, где они находятся не могу, лишусь волшебной силы. Но подсказки «премудрые» вам дам. Помогите, пожалуйста, найти странички книги. Ваша Василиса Премудрая».
В:
Ну, что ребята, друзьям надо помогать! Но для начала разомнемся.
Физминутка «
Мудрые советы» Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем и снова в путь! Нам советует Мальвина: - Станет талия осиной, Если будем упражняться Влево-вправо наклоняться. Вот Дюймовочки слова: - Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять. Красной Шапочки совет: - Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять. Отдохнули? А теперь выручать пора друзей.
В:
Давайте посмотрим «Премудрые подсказки» Василисы. Воспитатель достает карточки с портретами сказочных героев (по количеству детей, оформлены в рамках). Дети выбирают себе портрет. Встают вокруг стола
В:
Расскажите несколькими словами о вашем герое. Какой он? Ответы детей: «Колобок» - веселый, беспечный, глупенький, доверчивый; «Баба Яга» - злая, коварная, хитрая, вредная; «Жихарка» - веселый, задорный, доверчивый, наивный, хозяйственный; «Змей Горыныч» - коварный, злой, огнедышащий, глупый; «Богатырь» - сильный, смелый, смекалистый, добрый; «Василиса Премудрая» - добрая, красивая, умная, мудрая; «Кощей- Бессмертный» - злой, коварный, хитрый, худой; «Маша» - веселая, добрая, наивная, доверчивая, ловкая; «Козлята» - веселые, глупенькие, наивные, доверчивые; «Волк» - злой, коварный, жадный, прожорливый, глупый; «Петушок» - добрый, доверчивый, хозяйственный, глупенький; «Лиса» - хитрая, коварная, изворотливая.
В
: Хорошие описательный слова вы подобрали своим героям. А вот и премудрая подсказка Василисы. Положите портреты героев на стол. Листок из волшебной книги спрятан под портретом «доброго» героя. Дети убирают портреты всех злых сказочных героев.
В:
Этот герой очень сильный! Дети убирают сказочных героев не подходящих по описанию
В
: Этот герой – сметливый! Дети убирают сказочных героев не подходящих по описанию
В
: Этот герой – защищает слабых! Дети догадываются, что это «Богатырь». За портретом Ребята находят первый листок из «Волшебной книги заклинаний» Воспитатель спотыкается о корзину. В ней различные предметы.

В:
Ребята давайте рассмотрим эти предметы. Выберите только те предметы, которые обладают волшебной силой в сказках. Выбор детей
В
: Назовите, из каких сказок эти предметы? Дети называют сказки («Лиса и журавль", "Гуси и лебеди", "Царевна - лягушка", "Кот, петух и лиса" (кот вызволял петуха гуслями), "Сказка о молодильных яблоках и живой воде", "Гуси - лебеди", "Сивка - бурка", "Иван - царевич и Серый волк").
В:
Столько предметов волшебных у нас, может подскажут они, где искать странички из книги. Дети оглядываются и видят клубок ниток, ниточка от него тянется к полке, а на ней еще одна страничка из волшебной книги и листочки со следующим заданием.
В:
Присаживайтесь за столы, ребята. У нас еще работа впереди. Вот Василиса придумала премудрую подсказку. Нужно написать графический диктант – это и поможет найти последнюю страничку из ее книги. Для начала разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика
«Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
В:
И так начнем, слушайте внимательно. Дети пишут графический диктант. В результате получается одна из картинок изображенных на детских шкафчиках в раздевалке. Путем рассуждений, дети находят нужный шкаф и в нем последнюю страничку «Волшебной книги заклинаний».
В
: Как же отправить эти странички Василисе Премудрой? Рассуждения детей (послать письмом по почте, можно послать по электронной почте, можно использовать волшебную силу сказочных предметов). Решают послать по электронной почте.
В
: Интересное у нас сегодня путешествие по сказкам получилось.
В:
На прощанье, хочется вам пожелать, читайте сказки набирайтесь уму-разуму! Ведь не зря в народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» Все ребята это знают – Сказки в жизни помогают: Быть нам честными всегда, Не бояться никогда, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее. Сказки чаще вы листайте. Ежедневно их читайте.


В раздел образования