Напоминание

Методики развития мелкой моторики у детей 5-7 лет


Автор: Вершинина Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38-0
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методики развития мелкой моторики у детей 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методическая разработка.

Методики развития мелкой моторики у детей 5-7 лет

Цель:
взаимодействие с семьей и оказание помощи родителям по организации совместной деятельности. Привлечение внимания родителей к осознанию важности развития мелкой моторики в жизни ребенка.
Описание:
данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями. Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику - движения пальцев и кистей рук? Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры помогут детям с задержкой в развитии речи. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается
координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно- пространственных упражнениях. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть четыре основных принципа проведения занятий: 1. Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи. 2. Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься. 3. Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки. 4. Принцип переменности. Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.
Методики развития мелкой моторики и координации движения.
Развитие тонкой ручной моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все задания. Основная задача тренировочных упражнений будет состоять в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно будет лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее
сложными. Упражнения и виды занятий по развитию мелкой моторики рук: 1. различные виды конструирования; 2.упражнения с мозаикой; 3.рисование; 4.перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура); 5.вырезание ножницами различных фигур; 6.вязание, вышивание (преимущественно для девочек); 7.доступная работа с инструментами (для мальчиков); 8.перебирание крупы, гороха для приготовления пищи; 9.обучение игре на пианино, на аккордеоне и пр.; 10.перелистывание книжных страниц; 11.лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук. В практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и т.д. Поэтому для ребёнка крайне необходимы игрушки:  для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);  для прокатывания;  образные с застёгивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);  раскладывание фигур разной величины, формы; сравнения предметов, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д. Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрёшки, яйца, бочки и др.). Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.) Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным по нашему мнению будет использование в этих целях физкультминуток. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Предлагали детям запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
«Рисуем пальчиками».
Ребенку купили новые краски, но вот беда, потерялась кисточка. Предложите ребенку порисовать пальчиками. Пальчиковый прием помогает ребенку ограниченно чувствовать материал (гуашь, акварель) её свойства - вязкость, бархатистость.
«Игры с мячами».
Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики часто отводят упражнениям с малыми мячами. Для этого используют несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению. Такое многообразие наборов малых мячей, во-первых, позволяет использовать те или иные из них, в зависимости от задачи педагога и индивидуальных возрастных, физических и других особенностей ребенка. Во- вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научается сравнивать предметы. Упражнений различной направленности: 1. Бросить мяч вверх и поймать (одной, двумя руками).
2. Подбросить мяч вверх одной рукой, поймать другой. 3. Упражнения в бросках и ловле мячей в парах (по очереди, одновременно). 4. Упражнения в жонглировании двумя мячами (участвуют обе руки). 5. Упражнения в жонглировании двумя предметами (участвует одна рука).
«Графические упражнения».
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
«Дорисуй картинку».
Детям предлагается дорисовать вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую. «Клубочки - точки». Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку, чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией. «Штриховка». Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки, И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

РУК

Первый блок.

Развитие

тактильных

ощущений и

кинестетическог

о компонента

двигательного

акта

Второй блок.

Развитие

кинетического

компонента

двигательного

акта

Третий блок.

Развитие

динамическо

й

координации

движений

Четвертый

блок.

Развитие

реципрокной

координации

движений

Первый блок.

Кинестетическая

основа

речи
заключается в способности выполнения отдельных артикуляторных движений. Например, таких как: вытянуть вперед губы; совершить круговое движение губ хоботком; показать язык; пощелкать им; широко открыть рот - закрыть. Кинестетическая основа речевого акта связана
с произнесением отдельных звуков.
Вначале ребенка необходимо обучить приемам самомассажа рук. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений. •«Пунктиры». И.п. - подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно
продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке. •«Пила». И.п. - левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх - вниз. То же для другой руки. •«Утюжок». И.п. - то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки. •«Каток». И.п. - то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх - вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки. •«Буравчик». И.п. - то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки. •«Краб». И.п. - то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки. •«Согреем ладошки». Сильно потираем руки. •«Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки. После выполнения самомассажа можно приступать к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. 1.«Горячо - тепло - холодно». Ребенок должен на ощупь сравнить степень нагрева предметов (грелка - лед - мягкая игрушка - металлическая ложка...). 2.«Найди, из чего сделано?». Ребенок вначале ощупывает три-пять игрушек с различной фактурной поверхностью, затем кусочки материалов, из которых они сделаны. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал,
из которого она сделана. 3.«Пальчиковый бассейн». В большую коробку с бортиками высотой 7-8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис.) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине и знакомых ребенку. Ребенок должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать и узнать их. 4.«Волшебный мешочек». Ребенок должен на ощупь угадать, что лежит в мешочке: а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо...); б) мелкие игрушки; в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (из наждачной, бархатной бумаги, плотной фольги); г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними). 5.«Волшебный мешочек» (усложненный вариант). Ребенку предлагается ощупать предмет одной рукой, затем: а) выбрать с открытыми глазами из нарисованных предметов такой же; б) самостоятельно нарисовать такой же предмет; в) выбрать среди других такой же предмет сначала одной, затем другой рукой. 6.Выполнение движений по зрительному образцу (движения выполняются сначала одной, затем другой рукой, потом двумя руками одновременно) - ребенку предлагают посмотреть на картинку и выполнить то или иное движение.
Второй блок.

Под кинетической основой речи
понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед - затем улыбнуться; открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо - влево; открыть рот - положить язык на нижнюю губу - покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже
не отдельные

звуки, а слова целиком, слоги.

Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно. 1.Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью. 2.Сжимать резиновые игрушки, клизму (можно наполненную водой), направляя воздушную струю в ту или другую сторону. 3.Ударять по подвешенному к потолку воздушному шару кулаком, ладонью, указательным пальцем. 4.«Веселые маляры». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу; движения производятся кистями вверх - вниз. 5.«Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями вверх - вниз. 6.«Курочка пьет воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик»; движения производятся кистями вверх - вниз. 7.«Гусь». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони; движения производятся кистями вверх - вниз. 8.«Петушок». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные уложены на указательный палец; движения производятся кистями вверх - вниз. 9.«Погладим котенка». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу; движения производятся кистями влево - вправо. 10.«Коза бодатая». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями влево - вправо. 11.«Флажок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, большой оттопырен и направлен вверх; движения производятся кистями влево - вправо. 12.«Хорошо - плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно
прижаты к ладони, большой оттопырен и направлен вверх («хорошо»), затем вниз («плохо»). 13.«Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями по кругу. Движения пальцами рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой, потом двумя руками одновременно. 1.«Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони; производятся движения указательным пальцем по кругу (жук летит). Аналогичное упражнение проводится другими пальцами. 2.«Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, указательным пальцем производятся движения, имитирующие змею. Аналогичное упражнение проводится с другими пальцами. 3.«Зайчик». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами, (зайчик шевелит ушками). 4.«Коза». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (коза бодается). 5.«Козлик». Локти опираются на стол, большой палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (козлик бодается). 6.«Кошка». Локти опираются на стол, указательный и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний и безымянный плотно прижаты большим к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (ушки шевелятся). 7.«Бочонок». Локти опираются на стол, пальцы, кроме большого,
плотно прижаты друг к другу и смыкаются с ладонью; движения производятся большим пальцем (бочонок открывается — закрывается). 8. «Цветок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются. 9.«Лягушка». Локти опираются на стол, указательный и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный плотно прижаты к ладони, большой приложен к ним горизонтально; движения производятся указательным пальцем и мизинцем (лягушка спит - проснулась). 10.«Крокодил». Локти опираются на стол, указательный и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный вытянуты вперед, большой прижимается к ним снизу (пасть); движения производятся вытянутыми пальцами (крокодил ест). 11.«Улитка». Положить руки на стол, поднять указательный и средний пальцы, остальные плотно прижать к столу. Поднятые пальцы двигаются (улитка шевелит рожками). 12.«Сова». Локти опираются на стол, указательный, средний и безымянный согнуты так, чтобы подушечки были прижаты к основанию пальцев, большой палец и мизинец оттопырены в стороны. Ими производятся движения (сова летает). Дополнительно могут использоваться перебирание круп, пуговиц, бусинок и т.д., шнуровка, работа с пластилином, глиной, ножницами, оригами. Упражнения, выполняемые двумя руками совместно. 1.«Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к ладоням. 2.«Пароход». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх (труба парохода). 3.«Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опущены внутрь.
4.«Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты. 5.«Скворечник». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук немного согнуты и соприкасаются подушечками, большие пальцы загнуты внутрь ладоней. 6.«Очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих рук собраны в кольцо и соединены. 7.«Ворота». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, поду- шечки среднего и безымянного обеих рук соединены, указательные и мизин- цы выпрямлены, большие плотно прижаты к указательным. 8.«Мостик». Локти опираются на стол, средние, безымянные и мизинцы обеих рук плотно прижаты и соединяются горизонтально подушечками, указательные вытянуты вверх, большие прижаты к ним. 9.«Корни». Локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной стороной, пальцы опущены вниз. 10. «Мельница». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук вытянуты и переплетены. Движения производят вытянутыми пальцами, не расцепляя их (мельница работает). 11.«Корзинка». Ладони направлены к себе, пальцы обеих рук переплетены вовнутрь ладоней, большие пальцы замкнуты в кольцо. 12.«Колокольчик». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены, средний палец правой руки опущен вниз (язычок колокольчика).
Третий блок.
Движения выполняются сначала поочередно, то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно. 1.«Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно
сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца. 2.«Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками (здороваются). 3.«Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу. 4.«Бинокль». Локти опираются на стол. Ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные, начиная с указательного, поочередно приставляются к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля». 5.«Мишка косолапый». Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх (голова медведя). Движение производится поочередно большим и указательным пальцами - безымянным и мизинцем (имитируется походка медведя). 6.«Игра на рояле». Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Производится попеременное постукивание первым - вторым, первым - пятым пальцами. 7.«Краб». Ладони направлены вниз, пальцы переплетены вовнутрь, большие направлены к себе. «Краб» движется по столу влево - вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки - остальных пальцев правой руки - большого пальца левой руки - остальных пальцев левой руки.
Четвертый блок.

Реципрокная координация движений
Термин «Р. к.» применяется и для обозначения сложных форм координации движений. Специальная проба на Р. к
.

(попеременное сжимание правой руки с одновременным разжиманием

левой)

1.«Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута, и кулак приставлен к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется. 2.«Стол». Левая рука согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется. 3.«Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется. 4.«Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук меняется. 5.«Прятки». Локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной сторо- ной. Левая ладонь сжата в кулак и находится сзади правой (прячется), ладонь правой руки выпрямлена. Затем положение рук меняется. 6.Рисование. Одной рукой рисуются круги, другой квадраты. 7.Имитация игры на рояле, гитаре, балалайке, скрипке и т.д.

Советы родителям.
Игры для развития мелкой моторики рук: Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое». Игры с водой. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением на- званного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие). Игры с пластилином. Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бума- ги». Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками». Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» — разрезные картинки (2—4 части), кубики, мозаика. При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила: Игровые задания должны постепенно усложняться. Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера!). Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует. Недопустимо переутомление ребенка в игре. Родителям необходимо больше уделять детям: больше общаться, разговаривать, обсуждать с ребёнком разные вопросы. При любом действии с ребёнком самое главное - это доброжелательное общение с ним. От взрослого
требуется не только дать ребёнку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия. При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время на рынке) и др. При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов: посильность требований; постепенность усложнения; Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению. «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой всю его жизнь» - подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка.


В раздел образования