Основным направлением работы ДОУ является сохранение и
укрепление здоровья дошкольников.
Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно –
оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на
полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.
1.
Организация утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и
проводится ежедневно перед завтраком. В летнее время утренняя
гимнастика проводится на свежем воздухе, в другое время
проводится в помещении, согласно графику проведения утренней
гимнастики.
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный
элемент двигательного режима, выполняя упражнения ребёнок
должен получать хорошее эмоциональное состояние и радость
движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто
– то из детей не хочет заниматься, не надо его принуждать,
главное, в последствии понять причину такого поведения и
подобрать индивидуальные формы воздействия.
Традиционно назначение утренней гимнастики состоит в том,
чтобы пробудить организм ото сна.
2.
Формы проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней
гимнастики:
- традиционная . Она состоит из двигательных упражнений
(ходьба, бег), ОРУ, прыжков, дыхательных упражнений.
- нетрадиционная форма с использованием общеразвивающих
упражнений
- игровая (3-4 подвижные игры)
- с использованием элементов ритмической гимнастики,
танцевальных движений, хороводов
- оздоровительный бег (3-5 мин с постепенным увеличением
расстояния, интенсивности, времени)
- с использованием полосы препятствий (с помощью
разнообразных модулей)
3.
Структура утренней гимнастики.
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика
начинается с разминки и заканчивается восстановительными
упражнениями.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
-Вводная;
-Основная;
-Заключительная.
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
3.1
Вводная часть утренней гимнастики.
Задачи: создать психологический и эмоциональный настрой,
разогреть мышцы.
Содержание:
- Построение ( в колонну, в шеренгу, в круг)
- Строевые упражнения ( повороты налево, направо, кругом)
- Перестроение ( из 1 колонны в 2, из 2 – в 4, в круг)
- Непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями,
способствующими укреплению опорно – двигательного аппарата и
формированию осанки ( ходьба на носках, с различным
положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на
пятках)
- Бег друг за другом и врассупную , или в сочетании с прыжками.
3.2 Основная часть утренней гимнастики.
Задачи:
- Укрепление основных мышечных групп
- Формирование правильной осанки
Содержание:
- Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений.
Упражнения выполняются в определённой последовательности :
Сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и
рук, которые способствуют расширению грудной клетки,
хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных
мышц, затем упражнения для мышц туловища, далее следуют
упражнения для развития мышц ног и укреплению стопы. После
упражнений с большой нагрузкой следует повторить 1
упражнение. Количество повторений каждого упражнения зависит
от возраста детей и их физической подготовки.
3.2
Заключительная часть утренней гимнастики
Задача:
- Восстановить пульс и дыхание (применяются дыхательные
упражнения)
Содержание:
- дети младшего возраста выполняют прыжки или бег,
переходящие в заключительную ходьбу.
- дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом,
затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
После заключительной ходьбы проводятся молоподвижные игры.
Утреннюю гимнастику можно рассматривать как режимный
момент, организованное общение детей и взрослого в процессе
двигательной деятельности.
Такая нетрадиционная утренняя гимнастика может включать в себя
музыку, общение, подвижные игры, элементы дыхательной
гимнастики, танцевальные движения и т.д.
Утреннюю гимнастику можно проводить в нетрадиционной
форме по следующей схеме.
Состоять она будет из 6-ти частей:
-психогимнастика;
-точечный массаж;
- пальчиковая гимнастика;
-элементы дыхательной гимнастики;
- физические упражнения;
- подвижные игры.
Упражнения и игры подбираются в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Длительность проведения гимнастики от 5 до 12 минут, в
зависимости от возраста детей.
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач
утренняя гимнастика должна проводиться в точное по режиму
время и соотноситься с содержанием программы.
Необходимо обеспечить правильную физическую, психическую
и эмоциональную нагрузку.
Чтобы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на
организм ребёнка, необходимо составить план, определить
последовательность упражнений.