Напоминание

" Юмористические и сатирические произведения А.Л. Барто и С.В.Михалкова в работе воспитателя"


Автор: Гаврюшкина Ирина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: " Юмористические и сатирические произведения А.Л. Барто и С.В.Михалкова в работе воспитателя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья
Тема:

«

Юмористические и сатирические

произведения А.Л. Барто и С.В.Михалкова в работе

воспитателя»

Гаврюшкиной Ирины Игоревны

место работы МБДОУ «Сказка»

занимаемая должность: воспитатель


Содержание
Введение 1. Юмористические и сатирические произведения- эмоциональное отрицание всего плохого. Творческая биография Агнии Барто Творческая биография Сергея Михалкова. 2. Юмор и сатира в произведениях А. Барто, С. Михалкова- это любовь, а не ненависть, доброта, а не злорадство. Стихотворения А. Барто «Девочка- Рёвушка, «Девочка-Чумазая» , и С. Михалкова «Прививка», «Не спать» 3. Заключение Список литературы
Введение
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение - это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения. Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги. При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. В целях нравственного воспитания, безусловно, помогают произведения классиков художественной литературы: К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и многих других. Среди них особое место занимают стихи Агнии Львовны Барто, и Сергея Михалкова. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании чуткого, внимательного читателя, который любит книги. Книга помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства, развивать восприятие художественного слова. Любой ребенок дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Благодаря знакомству с произведениями С. В. Михалкова дети научатся дружить друг с другом, уважительно относиться к труду, лучше понять взрослый мир.
1.

Творческая биография Агнии Барто
Агния Львовна Барто известная детская писательница. Родилась очень давно когда вас ещё не было, а были ваши бабушки и дедушки. Она регулярно выпускала сборники стихов. Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое
училище. Стихи Агнии Барто в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Она училась у Маяковского, Чуковского, Маршака. За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто н е о д н о к р а т н о б ы л а н а г р а ж д е н а о р д е н а м и и м е д а л я м и . Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.: "Братишки "Мальчик наоборот", "Игрушки", , "Снегирь" Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто ("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка",). После выхода в свет знаменитого цикла поэтических миниатюр для самых маленьких "Игрушки" (1936) - "Зайку бросила хозяйка", "Идет бычок, качается", "Наша Таня громко плачет", а также стихов "Фонарик", "Машенька" и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Творческая биография Сергея Михалкова.

Родился очень давно в Москве в семье служащего. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. В журнале "Пионер" опубликовали его первое стихотворение для детей "Три гражданина". За ним последовали другие детские стихи: "Веселый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Степа", вошедшие в его первую книгу стихов. За несколько лет поэт Сергей Михалков стал известен по всему Советскому Союзу. Награждён боевыми орденами и медалями. Прививка. — На прививку! Первый класс! — Вы слыхали? Это нас!.. — Я прививки не боюсь: Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол! Укололи и — пошел… Это только трус боится На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу. Я вхожу один из первых В медицинский кабинет. У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! Если только кто бы знал бы, Что билеты на футбол Я охотно променял бы На добавочный укол!.. — На прививку! Первый класс! — Вы слыхали? Это нас!.. — Почему я встал у стенки? У меня… дрожат коленки…
Не спать!
Я ненавижу слово "спать"! Я ёжусь каждый раз, Когда я слышу: "Марш в кровать! Уже десятый час!" Нет, я не спорю и не злюсь - Я чай на кухне пью. Я никуда не тороплюсь, Когда напьюсь - тогда напьюсь! Напившись, я встаю И, засыпая на ходу, Лицо и руки мыть иду... Но вот доносится опять Настойчивый приказ: "А ну, сейчас же марш в кровать! Одиннадцатый час!"
Нет, я не спорю, не сержусь - Я не спеша на стул сажусь И начинаю кое-как С одной ноги снимать башмак. Я, как герой, борюсь со сном, Чтоб время протянуть, Мечтая только об одном: Подольше не заснуть! Я раздеваюсь полчаса И где-то, в полусне, Я слышу чьи-то голоса, Что спорят обо мне. Сквозь спор знакомых голосов Мне ясно слышен бой часов, И папа маме говорит: "Смотри, смотри! Он сидя спит!" Я ненавижу слово "спать"! Я ежусь каждый раз, Когда я слышу: "Марш в кровать! Уже десятый час!" Как хорошо иметь права Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять! А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!) - Всю ночь совсем не спать!
Девочка -рёвушка
2. Что за вой? Что за рёв? Там не стадо ли коров? Нет, там не коровушка - Это Ганя-рёвушка Плачет, Заливается, Платьем утирается... УУ-УУ-У!..
Вышла рёва на крыльцо, Рёва сморщила лицо: - Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду. Уу-уу-у!..- Вот вернулась Ганя в дом, Слёзы катятся ручьём: - Ой, пойду обратно! Дома неприятно! Оо-оо-о!.. Дали Гане молока. - Эта кружка велика! В этой не могу я! Дайте мне другую! УУ-УУ-У!.. Дали рёвушке в другой, Рёва топнула ногой: - В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!..- Уложили Ганю спать, Плачет рёвушка опять: - Ой, не буду спать я! Ой, наденьте платье! УУ-УУ-У!.. Тут сбежался народ. Чтоб узнать: кто ревёт? Кто всё время плачет? Что всё это значит? Видят - девочка стоит, Очень странная на вид: Нос распух, что свёкла, Платье всё промокло. Оо-оо-о!.. УУ-УУ-У!.. - Что ты плачешь, рёвушка, Рёвушка-коровушка? На тебе от сырости Плесень может вырасти. Девочка-чумазая
- Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки; На локтях - дорожки . - Я на солнышке лежала, Руки кверху держала. ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ. - Ах ты, девочка чумазая, Где ты носик так измазала? Кончик носа черный, Будто закопченный. - Я на солнышке лежала, Нос кверху держала. ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
- Ах ты, девочка чумазая, Ноги в полосы измазала, Не девочка, а зебра, Ноги - как у негра. - Я на солнышке лежала, Пятки кверху держала. ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ. -Ой ли, так ли? Так ли дело было? Отмоем все до капли. Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ. Громко девочка кричала, Как увидела мочалу, Цапалась, как кошка: - Не трогайте ладошки! Они не будут белые: Они же загорелые. - А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ. Оттирали губкой нос - Разобиделась до слез: -Ой, мой бедный носик! Он мыла не выносит! Он не будет белый: Он же загорелый.
- А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ. Отмывали полосы - Кричала громким голосом: - Ой, боюсь щекотки! Уберите щетки! Не будут пятки белые, Они же загорелые. - А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ. - Вот теперь ты белая, Ничуть не загорелая.
2.

Стихотворения

А.

Барто

в

чтении

детей

дошкольного

возраста:

актуальность и воспитательное значение
Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью
стихов, они легко запоминается и легко читается, а по интонациям очень близко к детской речи, легко и весело выговаривается. Это свойство отличает почти все стихи Барто. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они новы и по сюжету, по ритму, образному строю. В том-то и секрет долговечности лучших стихотворений поэтессы. В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! Каждая игрушка приобретает собственный характер: Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой качает сон, Он слонихе шлет поклон. Игрушки у Барто полноправные участники детской жизни, друзья детей. Обычно стихи А. Барто об игрушках написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей. Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
От 3-го лица написаны стихи, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера. Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Или Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Веселые и интересные
стихи Агнии Барто
, ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Потому что в своих
детских стихах
она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Вышла книга стихов А. Барто "Я расту". Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. А я не знал, что я расту. Всё время, каждый час. Я сел на стул Но я расту, Расту, шагая в класс Проблема взаимоотношений старших и младших одна из главных проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений, в которых внимание заострено на дружбе между старшим и младшим поколением.
Лампа горит. Занимается папа, Толстую книжку Достал он из шкапа, Он исписал и блокнот И тетрадь, Должен он завтра Экзамен сдавать! Петя ему очинил Карандаш. Петя сказал: Обязательно сдашь! Учатся взрослые После работы. С книжкой идут На экзамен пилоты. С толстым портфелем Приходит певица, Даже учитель Не кончил учиться! У вашего папы Какие отметки? - Интересуется Дочка соседки И признается, Вздыхая, Мальчишкам: У нашего тройка:
Волнуется слишком! Стихотворения поэтессы способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто. Мы не заметили жука И рамы зимние закрыли, А он живой, Он жив пока, Жужжит в окне, Расправив крылья. И я зову на помощь маму: Там жук живой! Раскроем раму! Иногда (и чаще всего) это совсем не образцовые пай-мальчики и девочки, отличники. Есть среди них и ребята с лукавинкой и с ленцой. Но Барто всегда видит и то хорошее, что есть в ее героях. И она очень любит их, хотя любовь эта нигде не декларируется прямо, она остается "за стихом" и придает ему только особую добродушную интонацию, эмоционально окрашивает. Ясно обрисовывая в своих лаконичных, всегда сюжетных стихах характер героев, автор не выражает к ним своего отношения с назойливой прямолинейностью или с отталкивающей детей нравоучительностью. Просто поэт рассказывает о своих героях с той же серьезностью и увлеченностью, какая отличает рассказы, игры самих детей. У нее особый дар говорить с детьми. Она для ребят "своя". Например, вот о каких происшествиях, просто невозможных в человеческой семье, рассказывает она в сказке "Медвежонок-невежа": Он мать изводит просто. Тут разве хватит сил? Пошел сыночек в гости - Хозяйку укусил. А медвежат соседки столкнул с высокой ветки.
Эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор их. Они принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи - серьезные и веселые, без разных уменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. Автор позволяет себе лишь пошутить по поводу тех или иных поступков героев. Но дети ведь и сами очень любят посмеяться, даже слегка подразнить друг друга. И без всяких скучных назиданий они безошибочно угадывают, кто хорош, кто плох, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. И в этом большое воспитательное значение стихов Агнии Барто. Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним. Дошкольники любят и хотят быть похожими на Вовку, из цикла стихов "Вовка - добрая душа". Он добрый - помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых. Эти стихи помогают детям смотреть на мир по-другому, пробуждают чувство ответственности, взаимопомощи, дружбы у дошкольников, возникает естественная потребность в чтении, желание о чем-то больше узнать. Воспитатели отмечают, что после таких занятий возникает меньше ссор, драк, меняется микроклимат в группе; дети становятся внимательней друг к другу, стараются больше помогать родителям, уважительно относятся к пожилым людям, заботятся о младших братишках и сестренках, домашних животных. Вот стихотворение "Как Вовка бабушек выручил": На бульваре бабушки Баюкают внучат, Поют внучатам ладушки, А малыши кричат. Расплакались две Оленьки, Им жарко в летний зной, Андрей, в коляске, голенький, Вопит как заводной. Ладушки, ладушки… -
Ох, устали бабушки, Ох, крикунью Ирочку Нелегко унять. Что ж, опять на выручку Вовку нужно звать. Вовка - добрая душа, Позабавь-ка малыша! Подошел он к бабушкам, Встал он с ними рядышком, Вдруг запрыгал и запел: Ладушки, ладушки! - Замолчали крикуны, Так они удивлены: Распевает ладушки Мальчик вместо бабушки. Засмеялись сразу обе Маленькие Оленьки, И Андрей не хмурит лобик, А хохочет голенький. Вовка пляшет на дорожке: Ладушки, ладушки! Вот какой у нас помощник! Радуются бабушки. Говорят ему: - Спасибо! Так плясать Мы не смогли бы! Долго можно было бы перечислять строчки стихов, живущих в памяти постоянно, передающихся из поколения в поколение. Прошло уже больше ста лет со дня рождения всеми любимой поэтессы Агнии Львовны Барто, а стихи ее до сих пор помнят и знают все: дети, их
мамы и папы, бабушки и дедушки. Стихи Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней. Стихотворения Агнии Львовны Барто - это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Она очень любила детей, постоянно с ними общалась, узнавала их характер, и свои наблюдения выражала в виде стихотворений. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: "Мы с Тамарой", "Кто не знает Любочку", "Наша Таня горько плачет", "Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение" - речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях. Дети любят эти стихи за то, что перед ними, как в волшебном зеркале, отражены их детские годы, они сами, их восприятие мира, их переживания, чувства и мысли. Но в жизни ребенка, этого маленького человека, всегда сохраняется и то, что присуще всякому детству, те стадии роста, которые проходит любой ребенок: первые шаги, первое свидание с природой, первая реакция на ласку, боль, обиду, первые радости и огорчения, первые усилия и первые успехи. Это то, что закреплено самой природой, что повторяется из века в век. Но, оставаясь в чем-то неизменным, мир вокруг нас меняется неудержимо, изменяется и восприятие его новым маленьким человеком, запас его впечатлений, меняется и отношение к нему в человеческом обществе, в народе, в стране. Современный ребенок живет и растет уже не в том мире, в каком росли его деды и даже отцы. Вернее, и в том и не в том. И вот это сочетание прошлого и настоящего, извечного и сегодняшнего - задача подлинной поэзии для детей, то, что делает стихи неустаревающими, всегда живыми и нужными людям. Этот счастливый дар - постоянства и изменчивости - читатель, и взрослый и ребенок, находит у Барто. В ее стихах, всегда по-хорошему злободневных, - приметы нашего времени, актуальные события детской жизни; но не только в них смысл и значение ее поэзии - а и в той жизнеутверждающей основе, на которой родились эти стихи, в разлитой в них доброте и чистоте.

Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. Поэтическое дарование Агнии Барто и Сергея Михалкова уже давно получило признание читателей, маленьких и больших. Общественная позиция Барто и Михалкова определилась с первых ее шагов в литературе: современность - ее главная тема, дети - основные герои, воспитание высокой гражданственности - ее постоянная задача, понятая очень широко и решаемая по-своему, разнообразно и свободно. Верность этой позиции, политическое и педагогическое чутье, своеобразная, сразу отличаемая от всех интонация живой разговорной речи, неподдельный детский словарь, жизнерадостные ритмы и юмор сделали ее одним из любимейших авторов. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на это право. Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живет не где-то рядом, а вместе с нашими детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли, умеет читать между строк в детских письмах, которые получает тысячами. Постоянное живое общение Барто с детьми вносит в ее стихи то новое, что вносит время в нашу жизнь. Именно потому стихи Барто так точно закрепляют все характерное для разных лет, что пережито детьми нескольких поколений, что занимало их ум, будило их чувство. Стихи Барто - это страницы детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто давно выросли с тех пор, как она начала писать для детей.
Список литературы
1.Барто А.Л. Любимые стихи / А.Л. Барто. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2010. - 128 с.
2.Жизнь и творчество Агнии Барто / Сост. И.П. Мотяшов. - М.: Дет. лит., 1989. - 336 с. 3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века / В. Казак. - М.: РИК "Культура", 1996. - 492 с. 4Смирнова В.В. Агния Барто и её стихи для детей / В.В. Смирнова. - М.: Дет. лит., 1997. - С.3-12. 5. Б. Галанов «Сергей Михалков» Очерк творчества


В раздел образования