" Юмористические и сатирические произведения А.Л. Барто и С.В.Михалкова в работе воспитателя"
Автор: Гаврюшкина Ирина Игоревна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Сказка" Населённый пункт: Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: " Юмористические и сатирические произведения А.Л. Барто и С.В.Михалкова в работе воспитателя" Раздел: дошкольное образование
Содержание
Введение
1.
Юмористические
и
сатирические
произведения-
эмоциональное
отрицание
всего
плохого.
Творческая
биография
Агнии
Барто
Творческая биография Сергея Михалкова.
2.
Юмор и сатира в произведениях А. Барто, С. Михалкова- это любовь, а
не
ненависть,
доброта,
а
не
злорадство.
Стихотворения
А.
Барто
«Девочка- Рёвушка, «Девочка-Чумазая» , и С. Михалкова «Прививка»,
«Не спать»
3.
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольное
детство
как
период
в
человеческой
жизни
играет
исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый
отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в
дошкольном
детстве
образовательные,
мировоззренческие,
нравственные,
культурные
и
физические
приоритеты
определяют
жизненный
путь
поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас
необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего
мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе
общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее
мира,
но
и
учится
думать,
анализировать,
развивается
творчески;
таким
образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной,
образной, красивой.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным,
чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение
-
это
импульс
к
творческому
озарению,
к
созданию
нового
художественного творения.
Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с
художественной
литературой
как
искусством
и
средством
развития
интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.
При
восприятии
литературного
произведения
малыши,
прежде
всего,
обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его
действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит
с
героем:
бурно
радуются
победе
положительного
персонажа,
благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к
ритмически
организованному
складу
речи,
звучным
ритмам
и
рифмам,
выразительной
интонации.
Дети
любят
слушать
и
читать
стихи,
явно
предпочитая
их
прозе.
В
целях
нравственного
воспитания,
безусловно,
помогают
произведения
классиков
художественной
литературы:
К.
Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и многих других.
Среди них особое место занимают стихи Агнии Львовны Барто, и Сергея
Михалкова.
Дошкольное
детство
–
очень
важный
этап
в
воспитании
чуткого,
внимательного
читателя,
который
любит
книги.
Книга
помогает
ребенку
познавать
окружающий
мир
и
себя
в
нем,
формировать
нравственные
чувства,
развивать
восприятие
художественного
слова.
Любой
ребенок
дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а
только слушает чтение взрослых. Благодаря знакомству с произведениями С.
В. Михалкова дети научатся дружить друг с другом, уважительно относиться
к труду, лучше понять взрослый мир.
1.
Творческая биография Агнии Барто
Агния Львовна Барто известная детская писательница. Родилась очень давно
когда вас ещё не было, а были ваши бабушки и дедушки.
Она регулярно выпускала сборники стихов. Агния Львовна Барто родилась в
Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных
классах
гимназии.
Мечтала
стать
балериной,
окончила
хореографическое
училище.
Стихи
Агнии
Барто
в
нашей
стране
знает
каждый
ребенок.
Ее
книги
печатались миллионными тиражами. Она училась у Маяковского, Чуковского,
Маршака.
За
свою
писательскую
и
общественную
деятельность
Агния
Барто
н е о д н о к р а т н о
б ы л а
н а г р а ж д е н а
о р д е н а м и
и
м е д а л я м и .
Стиль
ее
стихов
очень
лёгкий,
они
легко
запоминаются.
Автор
как
бы
разговаривает
с
ребёнком
простым
бытовым
языком
—
но
в
рифму.
И
разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.:
"Братишки
"Мальчик
наоборот",
"Игрушки",
,
"Снегирь"
Некоторые
стихотворения
были
написаны
совместно
с
мужем,
поэтом
П.Н.
Барто
("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка",).
После выхода в свет знаменитого цикла поэтических миниатюр для самых
маленьких
"Игрушки"
(1936)
-
"Зайку
бросила
хозяйка",
"Идет
бычок,
качается",
"Наша
Таня
громко
плачет",
а
также
стихов
"Фонарик",
"Машенька"
и
др.
Барто
стала
одним
из
самых
известных
и
любимых
читателями
детских
поэтов,
ее
произведения
издавались
огромными
тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих
стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Творческая биография Сергея Михалкова.
Родился очень давно в Москве в семье служащего. Писать стихи Сергей
начал
еще
в
детстве.
В
журнале
"Пионер"
опубликовали
его
первое
стихотворение
для
детей
"Три
гражданина".
За
ним
последовали
другие
детские стихи: "Веселый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя
Степа", вошедшие в его первую книгу стихов. За несколько лет поэт Сергей
Михалков стал известен по всему Советскому Союзу.
Награждён боевыми орденами и медалями.
Прививка.
— На прививку! Первый класс!
— Вы слыхали? Это нас!.. —
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и — пошел…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..
— На прививку! Первый класс!
— Вы слыхали? Это нас!.. —
Почему я встал у стенки?
У меня… дрожат коленки…
Не спать!
Я ненавижу слово "спать"!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: "Марш в кровать!
Уже десятый час!"
Нет, я не спорю и не злюсь -
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь,
Когда напьюсь - тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду...
Но вот доносится опять
Настойчивый приказ:
"А ну, сейчас же марш в кровать!
Одиннадцатый час!"
Нет, я не спорю, не сержусь -
Я не спеша на стул сажусь
И начинаю кое-как
С одной ноги снимать башмак.
Я, как герой, борюсь со сном,
Чтоб время протянуть,
Мечтая только об одном:
Подольше не заснуть!
Я раздеваюсь полчаса
И где-то, в полусне,
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов,
И папа маме говорит:
"Смотри, смотри! Он сидя спит!"
Я ненавижу слово "спать"!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: "Марш в кровать!
Уже десятый час!"
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!) -
Всю ночь совсем не спать!
Девочка -рёвушка
2. Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается...
УУ-УУ-У!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!..-
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
УУ-УУ-У!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..-
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
УУ-УУ-У!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
УУ-УУ-У!..
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка-чумазая
- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях - дорожки
.
- Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
- Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
- Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги - как у негра.
- Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
-Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
- Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
- А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос -
Разобиделась до слез:
-Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
- А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -
Кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
- А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
2.
Стихотворения
А.
Барто
в
чтении
детей
дошкольного
возраста:
актуальность и воспитательное значение
Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью
стихов, они легко запоминается и легко читается, а по интонациям очень
близко к детской речи, легко и весело выговаривается. Это свойство отличает
почти все стихи Барто. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они
новы
и
по
сюжету,
по
ритму,
образному
строю.
В
том-то
и
секрет
долговечности лучших стихотворений поэтессы. В самом деле, поколение за
поколением
малыши
легко
запоминают
чёткие,
звучные
стихи
поэтессы.
Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает
маленьким детям об игрушках:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Каждая игрушка приобретает собственный характер:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Игрушки у Барто полноправные участники детской жизни, друзья детей.
Обычно стихи А. Барто об игрушках написаны от 1-го лица в том случае,
когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
От 3-го лица написаны стихи, когда нет активных поступков ребёнка или
плохие
поступки.
Это
помогает
утверждать
в
маленьких
читателях
положительные черты характера.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Или
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Веселые и интересные стихи Агнии Барто , ритм, рифмы, образы и сюжеты
этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Потому что в
своих детских стихах она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с
которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе.
Вышла книга стихов А. Барто "Я расту". Стихи согреты добрым чувством и
улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках.
Но он растёт.
А я не знал, что я расту.
Всё время, каждый час.
Я сел на стул
Но я расту,
Расту, шагая в класс
Проблема взаимоотношений старших и младших одна из главных проблем в
творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений, в которых
внимание заострено на дружбе между старшим и младшим поколением.
Лампа горит.
Занимается папа,
Толстую книжку
Достал он из шкапа,
Он исписал и блокнот
И тетрадь,
Должен он завтра
Экзамен сдавать!
Петя ему очинил
Карандаш.
Петя сказал:
Обязательно сдашь!
Учатся взрослые
После работы.
С книжкой идут
На экзамен пилоты.
С толстым портфелем
Приходит певица,
Даже учитель
Не кончил учиться!
У вашего папы
Какие отметки? -
Интересуется
Дочка соседки
И признается,
Вздыхая,
Мальчишкам:
У нашего тройка:
Волнуется слишком!
Стихотворения поэтессы способствуют воспитанию любви к Родине. Эта
способность характерна для всего творчества Барто.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
Там жук живой!
Раскроем раму!
Иногда (и чаще всего) это совсем не образцовые пай-мальчики и девочки,
отличники. Есть среди них и ребята с лукавинкой и с ленцой. Но Барто всегда
видит и то хорошее, что есть в ее героях. И она очень любит их, хотя любовь
эта нигде не декларируется прямо, она остается "за стихом" и придает ему
только особую добродушную интонацию, эмоционально окрашивает.
Ясно обрисовывая в своих лаконичных, всегда сюжетных стихах характер
героев,
автор
не
выражает
к
ним
своего
отношения
с
назойливой
прямолинейностью или с отталкивающей детей нравоучительностью. Просто
поэт рассказывает о своих героях с той же серьезностью и увлеченностью,
какая отличает рассказы, игры самих детей. У нее особый дар говорить с
детьми. Она для ребят "своя".
Например, вот о каких происшествиях, просто невозможных в человеческой
семье, рассказывает она в сказке "Медвежонок-невежа":
Он мать изводит просто. Тут разве хватит сил?
Пошел сыночек в гости - Хозяйку укусил.
А медвежат соседки столкнул с высокой ветки.
Эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор их. Они
принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи -
серьезные
и
веселые,
без
разных
уменьшительных
словечек,
которыми
некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. Автор
позволяет себе лишь пошутить по поводу тех или иных поступков героев.
Но дети ведь и сами очень любят посмеяться, даже слегка подразнить друг
друга. И без всяких скучных назиданий они безошибочно угадывают, кто
хорош, кто плох, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.
И в этом большое воспитательное значение стихов Агнии Барто.
Каждый
должен
воспитывать
в
себе
привычку
заботиться
о
людях,
стремиться
доставлять
им
радость,
создавать
хорошее
настроение,
быть
отзывчивым, внимательным и добрым к ним.
Дошкольники любят и хотят быть похожими на Вовку, из цикла стихов
"Вовка
-
добрая
душа".
Он
добрый
-
помогает
взрослым,
не
обижает
младших, защищает слабых.
Эти стихи помогают детям смотреть на мир по-другому, пробуждают чувство
ответственности,
взаимопомощи,
дружбы
у
дошкольников,
возникает
естественная потребность в чтении, желание о чем-то больше узнать.
Воспитатели отмечают, что после таких занятий возникает меньше ссор,
драк, меняется микроклимат в группе; дети становятся внимательней друг к
другу,
стараются
больше
помогать
родителям,
уважительно
относятся
к
пожилым людям, заботятся о младших братишках и сестренках, домашних
животных.
Вот стихотворение "Как Вовка бабушек выручил":
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске, голенький,
Вопит как заводной.
Ладушки, ладушки… -
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
Вовка - добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
Ладушки, ладушки! -
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки.
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
Ладушки, ладушки!
Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему: - Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
Долго
можно
было
бы
перечислять
строчки
стихов,
живущих
в
памяти
постоянно, передающихся из поколения в поколение.
Прошло уже больше ста лет со дня рождения всеми любимой поэтессы
Агнии Львовны Барто, а стихи ее до сих пор помнят и знают все: дети, их
мамы и папы, бабушки и дедушки. Стихи Барто помогают воспитывать
лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь
к природе и внимательное отношение к ней.
Стихотворения
Агнии
Львовны
Барто
-
это
классика
для
детей,
которая
заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти,
как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим
Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или
младших школьников. Она очень любила детей, постоянно с ними общалась,
узнавала их характер, и свои наблюдения выражала в виде стихотворений.
Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы
разговаривает
с
ребёнком
простым
бытовым
языком,
без
лирических
отступлений и описаний - но в рифму. И разговор ведет с маленькими
читателями, как будто автор их ровесница.
Стихи
Барто
всегда
на
современную
тему,
она
словно
бы
рассказывает
недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть
персонажей по именам: "Мы с Тамарой", "Кто не знает Любочку", "Наша
Таня горько плачет", "Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение" - речь будто
бы
идет
о
хорошо
знакомых
Лешеньках
и
Танях,
у
которых
вот
такие
недостатки, а вовсе не о детях-читателях.
Дети любят эти стихи за то, что перед ними, как в волшебном зеркале,
отражены их детские годы, они сами, их восприятие мира, их переживания,
чувства и мысли.
Но в жизни ребенка, этого маленького человека, всегда сохраняется и то, что
присуще всякому детству, те стадии роста, которые проходит любой ребенок:
первые шаги, первое свидание с природой, первая реакция на ласку, боль,
обиду, первые радости и огорчения, первые усилия и первые успехи. Это то,
что закреплено самой природой, что повторяется из века в век. Но, оставаясь
в чем-то неизменным, мир вокруг нас меняется неудержимо, изменяется и
восприятие его новым маленьким человеком, запас его впечатлений, меняется
и отношение к нему в человеческом обществе, в народе, в стране.
Современный ребенок живет и растет уже не в том мире, в каком росли его
деды и даже отцы. Вернее, и в том и не в том. И вот это сочетание прошлого
и настоящего, извечного и сегодняшнего - задача подлинной поэзии для
детей, то, что делает стихи неустаревающими, всегда живыми и нужными
людям.
Этот счастливый дар - постоянства и изменчивости - читатель, и взрослый и
ребенок, находит у Барто. В ее стихах, всегда по-хорошему злободневных, -
приметы нашего времени, актуальные события детской жизни; но не только в
них смысл и значение ее поэзии - а и в той жизнеутверждающей основе, на
которой родились эти стихи, в разлитой в них доброте и чистоте.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения, особенно детских
стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика.
Чтение,
рассказывание
и
пересказывание
художественной
литературы
ребенку-дошкольнику
оказывает
огромное
влияние
на
интеллектуальное,
умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.
Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную
и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об
отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую
деятельность дошкольника.
Все
эти
приоритеты,
заложенные
в
дошкольном
возрасте,
гармонично
развивают ребенка как полноценную личность.
Поэтическое
дарование
Агнии
Барто
и
Сергея
Михалкова
уже
давно
получило
признание
читателей,
маленьких
и
больших.
Общественная
позиция Барто и Михалкова определилась с первых ее шагов в литературе:
современность - ее главная тема, дети - основные герои, воспитание высокой
гражданственности - ее постоянная задача, понятая очень широко и решаемая
по-своему, разнообразно и свободно.
Верность этой позиции, политическое и педагогическое чутье, своеобразная,
сразу отличаемая от всех интонация живой разговорной речи, неподдельный
детский
словарь,
жизнерадостные
ритмы
и
юмор
сделали
ее
одним
из
любимейших авторов.
Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на
это право. Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живет не где-то рядом,
а вместе с нашими детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли,
умеет читать между строк в детских письмах, которые получает тысячами.
Постоянное живое общение Барто с детьми вносит в ее стихи то новое, что
вносит
время
в
нашу
жизнь.
Именно
потому
стихи
Барто
так
точно
закрепляют все характерное для разных лет, что пережито детьми нескольких
поколений,
что
занимало
их
ум,
будило
их
чувство.
Стихи
Барто
-
это
страницы детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто давно
выросли с тех пор, как она начала писать для детей.
Список литературы
1.Барто А.Л. Любимые стихи / А.Л. Барто. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2010. - 128
с.
2.Жизнь и творчество Агнии Барто / Сост. И.П. Мотяшов. - М.: Дет. лит.,
1989. - 336 с.
3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века / В. Казак. - М.: РИК
"Культура", 1996. - 492 с.
4Смирнова В.В. Агния Барто и её стихи для детей / В.В. Смирнова. - М.: Дет.
лит., 1997. - С.3-12.
5.
Б. Галанов «Сергей Михалков» Очерк творчества