Исследовательский проект " Маска, я Вас знаю или не знаю?
Автор: Тетерина Лариса Витальевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ№11 Населённый пункт: город Байкальск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Исследовательский проект " Маска, я Вас знаю или не знаю? Раздел: полное образование
«Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Байкальск»
МАКСКА, Я ВАС ЗНАЮ
ИЛИ НЕ ЗНАЮ?
Выполнили Жуков Илья, Карпушева Аделаида, Кустова
Анастасия,
Ромыш Дмитрий, Сергиенко Маргарита, учащиеся 6 «Б» и 7 «Б»
классов МБОУ «СОШ№11»
Руководитель: Тетерина Лариса Витальевна, учитель математики
Г. Байкальск
2016 год
2
Содержание
1.Объект, цели, задачи, актуальность работы
2.Теоретическая часть:
2.1. Определение маски
2.2. Происхождение маски
2.3. Виды масок
2.4. Детские маски
2.5. Театральные маски
2.6. Тотемные и ритуальные
2.6.1. Маски Прибайкалья
2.7.Декоративные маски
2.9. Карнавальные маски
2.10. Маски в России
2.11. «Золотая маска»
3.Результаты опроса
4. Практическая часть.
5. Выводы
6.Заключение.
7. Используемая литература
3
1. Объект исследования : маски.
•
Предмет исследования : театральные, маскарадные, детские,
тотемные, шаманские маски
Вид проекта: исследовательский
Цель проекта
Исследовать
какие
маски
применяются
в
наше
время
и
научиться их изготавливать
Задачи :
1.
Узнать, что такое маска.
2.
Познакомиться с историей развития маски в мире и в России.
3.
Изучить приёмы изготовления масок.
4.
Создать собственную маску.
Гипотеза исследования:
С помощью чего и зачем из века в век человек пытается скрыть себя
от окружающего мира?
Используемые методы:
изучение научно-популярной литературы по исследуемой
проблеме;
наблюдение, практический
Актуальность работы:
«Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос - все подделка,
каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом
деле; каждый обманывается и никто не узнает себя»
Ф. Гойя.
4
Надев маски на лицо нам хочется превратиться в другой образ. Это
хорошая техника для отработки различных внутренних переживаний и
накопившихся эмоций. Дети очень любят переодеваться и надевать на себя
разные маски. Маска, с одной стороны, скрывает лицо ребенка, а с другой
стороны, раскрывает и раскрепощает его.
5
2. Теоретическая часть
2.1. Определение маски
Ма́
ска
(
личина ) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы
не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно
повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.
Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических
целях.В древности маски использовались как защита и оборона от злых
духов.
5000-летняя Маска Warka, как полагают, является самой старой из
дошедших до наших дней масок.
Слово «маска» происходит через французское masque от
итальянского maschera или испанского máscara. Возможными предками
являются латинские (не классические) mascus, masca = «призрак», и
арабское maskharah = «шут», «человек на маскараде».
По определению энциклопедий маска – это накладка с вырезами для глаз,
скрывающая лицо, иногда
с изображением человеческого лица, головы
животного или мифического существа.
Изготавливали маски из разных материалов: кусков дерева, лыко,
шкур животных, тканей и бумаги, металла. Украшали перьями, камушками
(иногда даже драгоценными камнями), разрисовывали природными
красками.
Сейчас используют легкие материалы – пластик, папье-маше,
ткань. Было выяснено, что разновидностей масок на самом деле
множество.
2.2.Происхождение маски
6
Происхождение маски уходит своими корнями в глубокую древность, когда
возникла потребность, прежде всего из стремления сокрытия собственной
сущности и подмены её – чужой для обрядовых действий, связанных с
попыткой заручиться силой и защитой вызываемых Духов, а так же в
язычество, когда маски использовали в ритуалах, например, чтобы вызвать
дождь и прекратить засуху, задобрить богов, а также в различных
культовых обрядах и игрищах языческих племен.
Маска по древним преданиям «оживает» в действиях того кто ее надевает,
т.к. наделяется способностью преодолевать грань собственной природы,
становясь посредником между двумя мирами («живых» и «мертвых»).
Маски часто «абсолютизировались» и расценивались, как самостоятельные
предметы культа, где связь с миром могущественных существ, наделяла их
апотропаическим значением. Так, древние маски, изображавшие
животных, служили средством вступления в контакт с духом зверя, на
которого готовилась охота, и защитой от его нападения. Такое стремление
было характерно охотникам в древности, которые стремились уподобиться
зверю физически. Охотник, надевая маску (или окрашивая лицо), в своем
магическом воплощении входил в образе существа или зверя, через
условное слияния своего тела с телом зверя, тем самым олицетворяя его
дух и мощь. Таким образом, человек в маске, изображающие тотемное
животное, участвуя в обрядах, старался заручиться его силой и
поддержкой.
Позднее подобные действия с той же целью стали использоваться и в
оккультных направлениях, где участие человека в маске во время обряда
так же воспринималось, как присутствие какого-либо существа из мира
мертвых, для решения поставленных задач в мире живых (совершении
ритуалов инициации, излечении больного и т.д.).
7
2.3. Виды масок
Существовали, и существуют сейчас следующие виды масок:
-
ритуальные и обрядовые;
-
театральные и маскарадные;
-
погребальные и посмертные;
-
специальные (медицинские, защитные, фехтовальные, хоккейные
и др.)
Из
них
нас
больше
заинтересовали
маски,
с
которыми
мы
все
сталкиваемся с раннего детства, а, именно, театрально-маскарадные.
Чаще всего маску неразрывно рассматривают совместно с неким
театральным действием, и это правильно, так как с помощью маски можно:
-
скрыть лицо;
-
выразить чувства, внутренний мир;
-
донести смысл, когда не знаешь языка;
-
объяснить тонкости политической игры и отношения общества к
власти.
2.4 Детские маски
У детей есть свои увлечения и награды, существующие параллельно со
взрослым миром - детские театры, праздничные красочные карнавалы,
школьные спектакли. Для всего этого часто требуются детские театральные
маски. И тут уж есть где разгуляться фантазии: сказки, анимационные
фильмы – все к услугам детей. Можно изготовить маску Ильи Муромца
или Шрека, любого животного, в том числе и сказочного, или Барби-
Мушкетерки. Тем более что эскизы масок на любой вкус доступны всем
8
2.5. Театральные маски
Наверное, нет в мире ни одного театра, где бы в холле в виде барельефа
или в какой-нибудь другой форме не была бы изображена главная эмблема
театра - маски.
Театральные символы комедии и трагедии - выражение сути этого
зрелищного заведения
Древнегреческие музы за ответом на вопрос о том, почему так произошло,
надо отправиться к истокам европейской цивилизации – культуре Древней
Греции, в которой еще до нашей эры появились сама драматургия, ее
основные ветви – трагедия и комедия, их музы-покровительницы
(соответственно Мельпомена и Талия) и символы подмостков, оставшиеся
на века – маски. Театральные атрибуты, превратившиеся со временем в
эмблему.
Началось все, как обычно, с древнегреческих мифов. Девять дочерей Зевса
и Мнемосины (титаниды, дочери Урана и Геи), олицетворявшей память,
стали музами-покровительницами науки и искусства.
Каждая из них имела свой образ, соответствующий той сфере, которую она
опекала и курировала
Родом из незапамятных времен Мельпомена и Талия, покровительницы
театрального действа, издревле изображались женщинами, держащими в
руках маски. Театральные символы постепенно зажили своей
самостоятельной жизнью и стали олицетворять собой сцену. Но
происхождение этих атрибутов уходит в глубокую древность. К примеру,
9
Аристотель, воспитатель Александра Македонского, живший в IV веке до
нашей эры, свидетельствует, что даже в его дни история применения масок
на театральной арене терялась в незапамятной глубине времен. И это
неудивительно. Ведь в древности все театрализованные действия
происходили на площадях и аренах. Народа собиралось множество, и
чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем
вообще идет речь, лицедеи стали применять маски. Ярко нарисованные,
выражающие радость или гнев, они вместо рта имели рупор, усиливающий
звук
Старинное действо невозможно представить себе без маски. Театральные
атрибуты были необходимым и главным условием проведения спектакля. И
конечно же, их было множество – существовали мужские и женские маски,
героев и негодяев, стариков, молодых людей и детей, богов и других
существ высшего порядка. Маски изображали горе и радость. Постепенно,
с появлением театральных зданий со сценой и определенной акустикой,
надобность в маске отпадает, но, прослужив театрализованным
постановкам тысячелетия, она остается символом этого вида искусства.
Две маски - комедии и трагедии - олицетворяют собой театр вообще и,
кроме того, символизируют его древность. Рты у обеих открыты, хотя
средств, усиливающих звук, там нет. У Талии, символа комедии, углы рта
приподняты, у Мельпомены скорбно опущены. Каждому человеку
известны театральные маски.
10
2.6. Тотемная и ритуальные маски
Тотемная маска как образ «иного мира» по сути мало чем отличается от
первоначальных обрядовых, т.к. и те и другие являются обобщенной,
зашифрованной в предметах и символах, в орнаментах символом
«магического перевоплощения», что позволяло идентифицировать себя с
духами, Божествами и Предками. Данные маски считались вместилищем
или местом обитания Божества, духа или Предка, наделенные мистической
силой, и рассматривались, как не только действенное средство защиты
(отпугнуть врагов, изгнать демонов, болезни или духов смерти), но и
возможностью общения с Предками или Богами.
11
Таков магический аспект преображения, свойственный не только маскам
мистических ритуалов, но и маскам театральных представлений -
маскарадным.
В даосской традиции маска символизировала рождение и возрождение,
свет и жизнь, возникающие из смерти и тьмы.
В буддизме Непала, Тибета и Японии маски олицетворяют благотворные и
разрушительные Священные силы и используются в религиозных танцах,
представляя собой особую категорию священных символов. Обычно им
поклоняются, так же как статуям и другим изображениям.
Ритуальные маски
Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых
и магических танцев и других). Они широко известны с древнейших
времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной
Америке, Азии, Океании). Изготовлялись из древесной коры, дерева,
травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали
человеческие лица, головы животных или какие-либо фантастических или
мифологических существ. Особый вид таких масок — наголовники.
Применение ритуальных масок связано с культами предков, духов,
животных, тотемистическими представлениями и прочим. Надевший
маску как бы преображался в то существо, которое она изображала.
Нередко (например, у народов Меланезии, Африки, Америки) ритуальные
маски были принадлежностью тайных союзов и использовались при
посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и др. У
ряда народов Сибири (шорцев, бурятов, ненцев) в прошлом суконные и
берестяные маски надевались во время некоторых
видов
шаманских молений, а у хантов и манси — при празднествах в
честь убитого медведя .
12
2.6.1 Маски Прибайкалья
В далекие времена в Прибайкалье жили курыканы, тофалары и буряты.
И главным человеком у них был Шаман, он составлял поклонение духам
природы. Байкальские шаманы рассказывали – «Наш храм – это небо, все
удивительное и необычное, что нас окружает». Таких мест и явлений на
Байкале множество. Таинственные пещеры, остатки древних городищ и
могильников, скалы, перевалы, вековые лиственницы и могучие кедры –
все это становилось предметом особого почитания. Сюда приходили для
совершения обрядов, мимо таких мест нельзя проезжать без подарка,
который нужно оставить хозяину святых мест – эжину. Иначе не быть
удаче. Здесь нельзя оставлять мусор, рубить деревья и кустарники,
сквернословить и ругаться. Считается, что в момент контакта с духами
13
лицо шамана должно быть закрыто. Для этого были придуманы маски.
2.7. Декоративные маски
14
Декоративные маски в основном предназначены для украшения
помещения. В качестве настенных украшений чаще всего выступают
изображения божественных сущностей африканского либо восточного
пантеона. Также это могут быть изображения животных либо, реже,
небесных светил. Если на Западе такое украшение выполняет сугубо
эстетическую функцию, то на Востоке и в ряде африканских стран
декоративные маски служат тотемическими символами, отгоняющими
злых духов. По размеру декоративные маски различаются. Иногда
встречаются изделия в 1 метр в высоту. Могут создаваться из дерева,
бронзы, гипса, керамики, или папье-маше.
2.8 Карнавальные маски
Во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях
и карнавалах.
Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с
древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено
сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили
маски, чтобы избежать дискомфорта при общении.
Карнавальные маски могут полностью закрывать лицо, либо частично.
Если дорогие венецианские маски делаются из гипса, то более доступные
карнавальные маски могут создаваться из пластика или папье-маше.
15
В процессе многовекового развития карнавала, на которое оказали большое
влияние древние смеховые обряды (например, античные сатурналии), был
выработан своеобразный язык карнавальных символов. Основным из них,
безусловно, является карнавальная маска.
Одной из причин обращения к маскам считают свирепствовавшие в те
годы многочисленные эпидемии чумы. Считалось, что если лицо закрыто
маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо.
Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос
вставляли тампоны, пропитанные специальным дезинфицирующим
составом, позволявшим владельцу подобной маски избежать заражения.
В маске делали покупки, наносили визиты. В ней можно было явиться не
только в салон, в театр, на бал, к родне, но даже и в монастырь. По мнению
П.П. Муратова, маска была когда-то "почти что государственным
учреждением" и находилась под покровительством Республики.
Благодаря ей, стирались все иерархические социальные различия. Не было
больше "ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует
ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни
инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца". Был только один
титул, одно существо - "Sior Maschera".
2.9. Маски в России
В славянской народной культуре так же
присутствуют различные маски, но
чаще это маскарадные, используемые в дни календарных праздников и
отношение к ним было и есть не однородно. Так, согласно поверью маска
могла наделяться также и негативным значением и могла быть местом
обитания нечистых духов, злых сил, наряду с куклой - «у нежити своего
16
облика нет, она ходит в личинах». С этим связано, крайне отрицательное
отношение церкви к народным праздникам, включающим элемент
карнавала, «перемены личины».
Интересно то, что «маска» это не только что-то надеваемое на лицо, это и
возможность скрыть лицо с помощью художественного грима и костюма,
который дополняет и уточняет представляемый образ.
О масках, ее роли в театрах античного мира и до наших дней
написано много прекрасных работ, поэтому мы решили обратиться к
истории возникновения и развития маски в России. Путь маски у нас был
сложен. Вначале это были чисто обрядово-ритуальные маски.
Маскарадные потехи были известны на Руси с глубокой древности и
связаны были с праздниками зимнего и летнего солнцестояния, Петровом
днем, Масленицей.
В Древней Руси маска стала принадлежностью скоморохов, которые
с
помощью
притч
и
сказок
высмеивали
жадность,
зло,
зависть;
высказывали уважение к трудолюбию, честности, добру, преданности. В
двенадцатом – тринадцатом веках, когда страна находилась под сильным
влиянием церкви и религия управляла государством и умами людей, маска
проникла в церковную драму. С помощью маски изображали дьявола или
черта,
которые
всегда
смешили
зрителей
своими
ужимками
и
устрашающим видом и, как ни странно, становились любимцами публики.
Маски в России именовались «харями» или «рожами».
Зимой, когда все вокруг замирает – в мир приходят Новый год, Рождество
и Масленица. Рождественские святки никогда не обходились без
«ряженных». Игра «ряженных» – это древняя русская скоморошья забава.
Запрещаемая церковью и властью, она стала неделимой частью народных
праздников. Костюмы и «хари» готовились заранее. Участники
наряжались в различных животных, в стариков, цыган, солдат, девушки в
мужчин, а юноши – в девушек, они кувыркались, дурачились, орали и
разыгрывали представления.
17
Кстати, каждая маска несла в себе смысл, например:
маска медведя
-
богатство;
маска козы
-
плодородие;
маска коровы
-
долгую жизнь;
маска лисы
-
хитрость;
Во времена правления Петра Первого святочные игрища очень
поощрялись и должны были поддерживаться знатными вельможами. До
наших
дней
сохранился
любимый
Петром
I
маскарадный
костюм
голландского шкипера, который он надевал во время костюмированных
шествий.
Красивые
маскарады,
балы,
которые
проходили
в
Европе,
не
обходили
стороною
и
Россию:
императрицы
Елизавета,
Екатерина II,
император
Николай I. все были любителями повеселиться. Постепенно
маска,
предмет
скоморошества
и
лицедейства,
стала
серьезно
использоваться для развлечений знатными людьми.
Царицей Анной Иоанновной была выписана из Италии театральная
группа «комедии дель арте». И с 1731 года в России начинает существовать
постоянно действующий профессиональный западноевропейский театр.
Первый публичный маскарад в Москве состоялся в 1744 году.
В
1850
г.
в
Москве
в
честь
25-летия
царствования
Николая
I
был
дан
роскошный
костюмированный
бал,
участники
которого
нарядились
в
костюмы населяющих Россию народностей.
В 1903 г. в Зимнем дворце
состоялся грандиозный исторический бал, все участники которого оделись
в
русские
придворные
костюмы
XVII
в.
Это
был,
пожалуй,
один
из
последних маскарадов старой эпохи.
Как можно увидеть,
обрядовая маска стала использоваться и
в
маскарадных шествиях, и в театрализованных представлениях на улицах и
на театральных подмостках, не потеряла и своей роли на
народных
праздниках и гуляниях.
18
Сейчас мы встречаем различные маски : веселые, грустные, добрые ,злые,
но всегда можно заметить, что самые отталкивающие и пугающие маски
связаны с образами ведьм, чертей, колдунов и другой нечисти. Возможно,
это и есть наша связь с языческими предками, которые таким образом
пытались защитить свои семьи. Традиция ряжения, изготовлений хари
создавали эффект устрашения и отпугивания нечистой силы. Русский театр
также
использовал
это
для
своего
развития,
подчиняясь
правилам,
установленным церковью. Маску использовали по-своему – только для
самых отрицательных персонажей, когда нужно было создать максимально
яркое, и чаще всего, отталкивающее впечатление.
Познакомившись
с
разными
техниками
создания
маски,
я
решила
попробовать технику папье-маше и сделать собственную маску бабы-яги
или
лесной
колдуньи,
чтобы
как
и
наши
предки
почувствовать
силу
защиты такого оберега от озлобленности и грубости окружающего мира.
19
20
2.10. «Золотая маска».
Особое место закрепилось за золотой маской. Золото всегда
символизировало высшую степень чего-либо, будь то медаль или
железнодорожный костыль
Это символ успешного окончания чего-то большого и жизненно важного.
Неудивительно, что наряду с золотой венецианской маской,
олицетворяющей высшую степень успеха в обществе, появилась и
театральная золотая маска, символизирующая вершину актерского и
режиссерского мастерства.
В 1994 году российский храм Мельпомены обзавелся своим театральным
фестивалем довольно высокой пробы, так как основателями были
Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы,
а с 2002 года Сбербанк России становится генеральным спонсором
ежегодного фестиваля «Золотая маска».
Президентом ассоциации с одноименным названием долгие годы является
Георгий Тараторкин.
Фестивалю предшествует жесткий и профессиональный отбор спектаклей,
проводимый в течение всего года экспертными советами, в которые входят
именитые и заслуженные хореографы, дирижеры, режиссеры и актеры.
Признание коллег Всероссийский фестиваль проходит весной и
заканчивается красочной красивой церемонией вручения премии,
символом которой является изображение золотой маски, которое
разработал и собственноручно изготовил первый экземпляр художник Олег
Шейнцис
Театральная премия «Золотая маска» предусматривается в нескольких
номинациях. У нее высокий знак качества: Михаил Ульянов сказал, что
награду вручают профессионалы профессионалам. Ее нельзя получить за
деньги или «по знакомству». У нее высокий статус – Национальная
21
театральная премия, учредителем которой является такая серьезная
организация, как Союз театральных деятелей. У премии нет денежного
эквивалента, главное ее достоинство – признание таланта и достижений
коллегами.
22
3. Результаты опроса
Приложения № 1, №2, №3, №4
Мы провели опрос учащихся с целью выяснить, что они вообще знают о
масках. Вопросы для опроса учащихся 6а,б и 7 а, б классов:
1.
Знаете ли Вы, что такое маска?
2.
Какие маски Вас больше привлекают?
3.
Знаете ли Вы из какого материала создаются маски?
4.
Какую маску Вы бы хотели иметь у себя лично?
5.
Как Вы думаете, зачем нужны маски?
Выводы:
Результаты опроса учащихся 6 «А» класса:
Из данных диаграмм можно увидеть, что учащиеся считают маску
вторым лицом или не могут дать точного определения маски..Больше
всего их привлекают маскарадные маски. Учащиеся знают из чего
изготавливаются маски, но большее предпочтение отдают бумаге.
Все хотели бы иметь карнавальную маску, и в равной степени страшную и
просто красивую. 50 на 50 всего опрошенных считают назначение маски
как применение для красоты или не знают для чего.
Результаты опроса учащихся 6 «Б» класса:
Из данных диаграмм можно увидеть, что учащиеся считают маску как
украшение или 2-ое лицо. Больше всего их привлекают маскарадные
маски, нежели страшные. Учащиеся знают из чего изготавливаются маски,
из бумаги, пластика, глины. Поровну голосов получили маски
карнавальные и необыкновенные. 50 на 50 назначение масок для
праздника одеть на праздник и веселить друзей.
23
Результаты опроса учащихся 7 «А» класса:
Из данных диаграммы можно заметить, что учащиеся 7 «А» класса больше
выделяют маску как 2-ое лицо. Одинаково их привлекают маски
карнавальные и страшные. Большинство считают, что маски сделаны из
бумаги. Какую бы хотели иметь маску не определились большинство
учащихся, в меньшей степени театральную и необычную . На вопрос :
зачем нужна маска половина учащихся отдали предпочтение для красоты
или не знают.
Результаты опроса учащихся 7 «Б» класса:
Из данных диаграммы можно заметить, что учащиеся 7 «Б» класса больше
выделяют маску как 2-ое лицо. Больше всего их привлекают маски
карнавальные. Большинство считают, что маски сделаны из пластика и
глины. Одинаковое количество голосов получили театральная и
необычная маски . На вопрос : зачем нужна маска половина учащихся
выделили: для праздников, скрыть лицо , для красоты.
24
4. Практическая часть
Одной из задач нашего проекта было изготовление собственной маски. Для
этого с нами провели мастер-класс по изготовлению масок. В результате у
каждого
из
нас
получилась
собственная
маска.
Тем
не
менее
можно
выделить
несколько
этапов
изготовления маски
из
папье-маше
в
домашних условиях, собственными руками.
1.
Определить, какую бы маску ты хотел вылепить
2.
Из глины слепить основу маски, вылепив нос, углубления для
глаз, рот, лоб, брови, подбородок.
3.
Затем покрыть маску полиэтиленовой плёнкой и наложить слой из
газетной бумаги, затем слой белой бумаги.
4.
Дать подсохнуть маске 7 дней.
5.
Бумажную маску снять с основы, покрыть белым клеем, дать
высохнуть.
6.
Приступить к раскраске. Маска готова!
25
5.
Выводы
Благодаря маске, позволяющей скрывать свою личность, и дающую
определённую свободу поведения, мы заглянули в мир, который создали
люди для маски, а маска, в свою очередь, для людей. Маска выполняла
различные задачи: передавала меняющееся настроение актёров, помогала
работе пантомима, разгоняла злые силы, веселила народ, участвовала в
церковных драмах.
В России маска не только изгоняла злых бесов в
ритуальных празднествах, но и помогала россиянам публично общаться
между собой.
6.
Заключение
Роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили
из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская
революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них
можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию.
Маска стала
символом
скрытности .
Что
породило
множество
выражений
с
этим
словом,
подразумевающих
тайну,
неискренность,
загадку.
Масок
бесконечно много.
Жива ли маска сегодня? Да, жива. Нужна ли она сегодня? Я
думаю, что нужна…и даже необходима.
7.
Используемая литература.
1.
Детская энциклопедия Аванта+.
2.
Я познаю мир . Театр.
3.
Энциклопедия «Всё обо всём».
4.
Интернет-ресурсы.