Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: "Волшебный песок"
Автор: Сычёва Евгения Юрьевна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР Д/с №91 Строитель" Населённый пункт: г. Улан - Удэ республика Бурятия Наименование материала: Мастер-класс Тема: Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: "Волшебный песок" Раздел: дошкольное образование
Сегодня очень много говорят о важности развития самостоятельности и
успешности детей, начиная с дошкольного возраста. В соответствии с
Законом
об
образовании
одним
из
приоритетных
направлений
в
воспитании
и
обучении
детей
является
воспитание
инициативного,
ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в
ситуации выбора.
Стимулируя развитие самостоятельности и инициативности,
мы
раскрываем
у
детей
новые
возможности,
повышая
их
самооценку, закладывая тем самым фундамент на успешную
жизненную перспективу. Поощряя детский интерес, развивая
любознательность,
активность,
мы
знаем,
что
в
будущем
детям будет легче сделать самостоятельно выбор в той или
иной ситуации. По мере приобретения новых знаний у детей
развивается умение анализировать
различные явления и
события,
сопоставлять
их,
обобщать
свои
наблюдения,
логически мыслить.
За
годы
своей
педагогической
деятельности
меня
постоянно
интересовала проблема детского экспериментирования. В связи с этим
возникал вопрос:«Как развить мыслительные способности дошкольника
в процессе ознакомления с природой?» Одним из самых эффективных
способов, по моему мнению, является детское экспериментирование, в
процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить
присущую
им
любознательность,
почувствовать
себя
учеными,
исследователями,
первооткрывателями.
Несложные
опыты
с
водой,
песком, воздухом неизменно вызывают восторг детей и желание понять
– почему именно так происходит? А как известно, возникающий вопрос
и
стремление
найти
на
него
ответ
являются
основой
творческого
познания и развития интеллекта.
Увлекаясь темой детского экспериментирования, я пришла к
выводу, что из простых природных материалов, таких, как
песок,
крахмал
и
вода,
можно
создать
уникальный,
современный,
инновационный
продукт,
неповторимый
материал для детского творчества –кинетический песок.
Дорогие коллеги!
Сегодня я буду рада познакомить вас с этой новинкой
.
Кинетический песок в своей работе могут использовать
логопеды, психологи, воспитатели, родители. Основная цель
игр с таким песком: создание социо – игровой среды для
комфортной творческой активности дошкольников, несущей
терапевтический эффект: это и развитие мелкой моторики, и
фантазии, и воображения, творческого мышления. Игры с
этим материалом направлены на развитие познавательных
процессов, их можно использовать при обучении чтению,
применять на занятиях по грамоте и математике.
Все детки обожают лепить. Но пластилин не очень практичен:
он пачкает кожу и одежду. Так же, как пластилин, детки обожают
песок, но вряд ли кто-то решится принести грязь и микробы
домой. А этот новейший, уникальный продукт -кинетический
песок
-
по
сути,
является
воплощенной
мечтой
о
«вечной»
песочнице и лете круглый год. Его не надо увлажнять для вязкой
консистенции, он всегда мягкий и пластичный, а значит, никакой
грязи не будет.
Большие достоинства и маленькие недостатки песка:
•
не имеет практически никакого запаха;
•
нетоксичный и безопасный для детей любого возраста;
•
легко убирается с пола и мебели;
•
не пылит;
•
не засыхает и не рассыпается;
•
долговечен
Соблюдая несложные правила того, как хранить песок, можно
существенно продлить его «жизнь»:
•
Хранить лучше в контейнере с крышкой, чтобы уберечь песок от
пыли.
•
Перед игрой нужно начисто, а потом насухо протереть поверхность
(пол,
стол)
для
занятий,
промыть
руки
с
мылом.
Девочкам
рекомендуем
собрать волосы в хвостик: попав в кинетическую
массу, волоски нарушат свойства песка.
•
Раз в несколько дней
при хорошем освещении нужно чистить
песок, удаляя пинцетом волоски и мусор.
Конечно, такой увлекательный материал можно заказать через
интернет, или купить в специализированном магазине за большие
деньги. Но в наше время, где кризис не хочет покидать нас, а
сэкономить
очень
хочется,
предлагаю
вам,
дорогие
коллеги,
совершенно
простой,
малозатратный
рецепт
изготовления
кинетического песка в домашних условиях, иначе говоря- hand
made (т.е. ручная работа) .
Рецепт кинетического песка:
•
2 стакана воды
•
8
стаканов
песка.
Отлично,
если
это
песок
с
морского
пляжа,
запасенный во время отдыха. Сгодится и обычный с детской площадки.
Можно купить и в зоомагазине.
•
Крахмал (кукурузный или картофельный) – 4 стакана
Смешать в глубокой чашке воду и крахмал до получения однородной
массы, постепенно высыпать песок и перемешивать.
Ваш чудо-песок – готов!
Чтобы
играть
с
таким
песком, нужны поддоны; для
х р а н е н и я
п е с ка
н у ж н ы
контейнеры с крышкой.
Необходимо
приготовить
дополнительные
аксессуары
для работы: мерные ложечки,
формочки,
стеки,
и
другой
бросовый материал на выбор
детей.
Увлекательное занятие с
кинетическим песком
При работе с песком дети используют
различный бросовый материал
Предлагаю несколько вариантов игр с кинетическим песком:
- «Ладошки» (отпечатки ладошек, кулачков, пальчиков).
- «Лабиринты и туннели» (дети строя подземную парковку, туне для
зайчика).
- «Пианино» (дети рисуют на поверхности песка клавиши и «играют»
на них под музыку).
- «Археологи» (дети ищут животных, спрятанных в песке).
- «Лепка цифр и букв» (можно превращать одни буквы и цифры в
другие. Например: Л в А, О в Я, Г в М, 8 в 3, 7 в 4 и т.д.).
- «Дополни и вылепи» (дети дополняют рисунок: лапки- жуку,
лепестки – цветку, божьей коровке – пятнышки и т.д.).
- «Кулинарная мастерская» (пирожки, кексы, торты и т.д.).
И много, много других игр в соответствии с вашей фантазией.