Напоминание

"Значение периода адаптации для сохранения здоровья детей"


Автор: Мирошниченко Людмила Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 17
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: Примерный конспект консультации для родителей
Тема: "Значение периода адаптации для сохранения здоровья детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Примерный конспект консультация для родителей в рамках
проекта

«В детский сад без слез»
«Значение периода адаптации для сохранения здоровья детей» Подготовили: Мирошниченко Л.В., старший воспитатель Ткачева С.Ф, педагог-психолог МБДОУ детского сада № 17 Цель: помочь детям и родителям облегчить адаптационный период, когда ребенок привыкает к новому коллективу детского сада. Дорогие наши родители! Мы уделяем такое большое внимание адаптационному периоду – периоду привыкания к детскому саду, потому что, от того как ребенок будет привыкать к новым условиям пребывания в детском саду, новому окружению детей и взрослых, зависит его здоровье, физическое и психическое развитие. Быстрое привыкание к новым условиям детского сада помогает снизить заболеваемость у ребенка. И наоборот, тяжелый период адаптации, который протекает с нарушением сна, отказом от еды, повышенной нервной возбудимостью, могут быть проявления агрессии, способствует снижению иммунитета и развитию заболеваний у ребенка. Происходит развитие реакций приспособления организма, в ответ на новые для него условия, адекватное реагирование на изменения во внешней среде, которая его окружает Происходит постепенное вхождение ребенка в новую социальную среду, это и называется ранняя социализация ребенка. Адаптация может быть разной по длительности: от 5 дней до 1 недели – это легкая степень (высокий уровень адаптивности), до 15 дней – 3 недель, средняя степень (средний уровень адаптивности), от 1 месяца до 1,5 мес. - уже усложненная степень (сложный уровень адаптивности) и более 1,5 мес. в редких случаях может быть и до 1 года– дезадаптация. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Есть ряд факторов, от которых зависит как будет протекать этот период: его длительность и уровень адаптивности. Это возраст детей – чем младше ребенок, тем легче он привыкает к детскому саду, состояние здоровья, насколько ребенок умеет общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умеет играть, и насколько домашний режим совпадает с режимом детского сада. В этот период ребенок сталкивается с определенными трудностями: К нему предъявляются новые требования к поведению, не такие как дома, другой стиль общения с ребенком, не такой как у мамы, бабушки и других членов семьи. 1
- Родители отсутствуют 8 часов и больше - Дети попадают новое для них помещение, их окружают другие предметы. - Расширяется круга общения: незнакомые дети, незнакомые взрослые, с которыми они вынуждены находиться в течение длительного времени. Все это приводит к возникновению кризиса и как следствие – у детей проявляются частые капризы, возникают страхи, они отказываются от еды, начинают чаще болеть, проявляется психическая регрессия Предлагаю рассмотреть проблемы которые возникают, коротко обговорим, как их можно избежать. Состояние здоровья: (у ребенка проблемы со здоровьем (хронические заболевания, часто болел до детского сада, проблемы с нервной системой). Советую • В детский сад необходимо вести ребенка только если он не болеет – здоров. • Необходимо пройти медосмотр с ребенком перед тем как вести его в детский сад, а не просить за Вас сделать это медсестре поликлиники и: - Обязательно посоветоваться с врачом педиатром или специалистом и провести курс общеукрепляющих процедур; - уточнить, какая группа здоровья у ребенка, какой режим дня, закаливания, подходит ребенку. - Предупредить воспитателя об особенностях питания (какие продукты ребенок не переносит), если такая есть. Следующая проблема: Несоответствие режима детского сада и семьи • Необходимо узнать какой режим дня в детском саду и придерживаться его дома: - Укладывайте ребенка спать в одно и тоже время (не позднее 20ч.30мин); Утром будите – не позднее 8 часов; - Обязателен дневной сон ребенка в течение 1,5-2 часов (желательно с 13.00 до 15.00) - Кормите ребенка – 4-х разовое (завтрак 8.00-9.00; - Обед 12.00-13.00; полдник 15.00-16.00; ужин не позднее 19.00-19.30) - Ознакомьтесь с меню детского сада и постарайтесь готовить новые для него блюда дома, чтобы у ребенка не было боязни перед незнакомыми. При отсутствии элементарных навыков самообслуживания • Рекомендую родителям, по возможности за это время научите ребенка самостоятельно обслуживать себя: - Пытаться самому одеть (снять) носочки, рубашку, шорты и т.п. - Самому кушать (держать ложку, кружку); - отучить ребенка от памперсов, научить пользоваться или унитазом, или горшком; - мыть руки, вытирать их. Для того, чтобы решить проблему неумение общаться со сверстниками и расширение круга общения 2
• Рекомендую приучать детей общаться с другими, незнакомыми детьми, ориентируясь на ближайшее окружение, это поможет расширить круг общения детей. • Посещать детские площадки, ходите в гости к товарищам по играм в песочнице, оставьте ночевать у бабушки и т.п. • Найдите возможность, познакомьте вашего малыша с воспитателем и детьми в детского сада и куда он скоро придет; • Приучить ребенка просить, а не отнимать игрушку у другого. Так как ребенок попадает в новую для него обстановку, с другим стилем общения, новыми требованиями к поведению, то • По возможности, постараться отдать ребенка в группу с детьми, которых он уже знает, играл с ними на детской площадке, во дворе дома; • Рекомендую сказать воспитателю, как зовут малыша дома, как к нему обращаются, например: София, Соня, Сонечка, Софа …; • С собой дать в детский сад любимую игрушку; • Как можно положительнее настроить малыша к переменам - его поступлению в детский сад: не угрожайте ребенку как наказанием за непослушание «Вот пойдешь в детский сад»; • Играть вместе с ребенком, Если Вы видите, что ребенок привыкает с трудом, то поддерживайте дома всегда спокойную обстановку, не перегружайте своего малыша новой информацией: сократите просмотр телевизора или на время откажитесь от него, лучше погуляйте с ним на свежем воздухе, Как можно реже бывайте с ребенком в местах, где много людей. Не меняйте режим дня ребенка в выходные дни, укладывайте спать днем в примерно в те же часы, что и в детском саду. Если ребенок не хочет, советую прилечь с ним, рассказать сказку. Если ребенок еще сосет соску, ест кашу с бутылки, ходит в памперсах, не отучайте его от этого в адаптационный период, старайтесь это сделать до прихода в детский сад. • Избегайте в присутствии ребенка критических слов, замечаний в адрес детей детского сада, сотрудников. Если ребенок начинает плакать еще до прихода в детский сад, расскажите, что сейчас необычного ждёт его в детском саду хорошего. Не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства, будьте спокойны, дети очень это чувствуют. Можете дать ребёнку с собой любимую игрушку( по согласованию с воспитателем) или какой-то домашний предмет, который малыш любит. И всегда, не только в этот сложный период для ребенка, демонстрируйте ему свою любовь и заботу, поддерживайте эмоционально малыша: называйте ласковыми именами, чаще обнимайте, поглаживайте, будьте терпимее к его капризам. Одна из основных рекомендаций: Постарайтесь спланировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у Вас была возможность оставлять его не короткое время, а не на целый день. Если Вы будете придерживаться этих небольших советов-рекомендаций, у Вас не возникнет 3
особых проблем в период привыкания ребенка к детскому саду, и он не будет или будет меньше болеть. Если ребенок стал с аппетитом кушать, быстро засыпает, играет один или со сверстниками, можно смело сказать: «Адаптационный период закончился» В конке консультации желаю Вам постараться в период адаптации ребенка к детскому саду быть терпимыми в любом возрасте. • Не жалейте времени на общение с малышом, • Поощряйте посещение детского сада ребенком, это его «работа». • Радости и Здоровья Вашим детям в детском саду.
Используемая литература:
1. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с. 2. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с. 3. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 1994. - 226 с. 4. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1993. - 170 с. 5. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с. 6. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 18 - 21. 7. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с. 8. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.66-77. 4


В раздел образования