"Значение периода адаптации для сохранения здоровья детей"
Автор: Мирошниченко Людмила Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 17 Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область Наименование материала: Примерный конспект консультации для родителей Тема: "Значение периода адаптации для сохранения здоровья детей" Раздел: дошкольное образование
Примерный конспект консультация для родителей в рамках
проекта
«В детский сад без слез»
«Значение периода адаптации для сохранения здоровья детей»
Подготовили:
Мирошниченко Л.В., старший воспитатель
Ткачева С.Ф, педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 17
Цель: помочь детям и родителям облегчить адаптационный период, когда ребенок
привыкает к новому коллективу детского сада.
Дорогие наши родители! Мы уделяем такое большое внимание адаптационному
периоду – периоду привыкания к детскому саду, потому что, от того как ребенок
будет
привыкать
к
новым
условиям
пребывания
в
детском
саду,
новому
окружению детей и взрослых, зависит его здоровье, физическое и психическое
развитие. Быстрое привыкание к новым условиям детского сада помогает снизить
заболеваемость
у
ребенка.
И
наоборот,
тяжелый
период
адаптации,
который
протекает
с
нарушением
сна,
отказом
от
еды,
повышенной
нервной
возбудимостью,
могут
быть
проявления
агрессии,
способствует
снижению
иммунитета и развитию заболеваний у ребенка.
Происходит развитие реакций приспособления организма, в ответ на новые для
него условия, адекватное реагирование на изменения во внешней среде, которая
его окружает
Происходит постепенное вхождение ребенка в новую социальную среду, это и
называется ранняя социализация ребенка.
Адаптация может быть разной по длительности: от 5 дней до 1 недели – это
легкая степень (высокий уровень адаптивности), до 15 дней – 3 недель, средняя
степень
(средний
уровень
адаптивности),
от
1
месяца
до
1,5
мес.
-
уже
усложненная степень (сложный уровень адаптивности) и более 1,5 мес. в редких
случаях может быть и до 1 года– дезадаптация.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
Есть ряд факторов, от которых зависит как будет протекать этот период: его
длительность и уровень адаптивности. Это возраст детей – чем младше ребенок,
тем легче он привыкает к детскому саду, состояние здоровья, насколько ребенок
умеет общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умеет играть, и
насколько домашний режим совпадает с режимом детского сада.
В этот период ребенок сталкивается с определенными трудностями:
К нему предъявляются новые требования к поведению, не такие как дома, другой
стиль общения с ребенком, не такой как у мамы, бабушки и других членов семьи.
1
-
Родители отсутствуют 8 часов и больше
-
Дети попадают новое для них помещение, их окружают другие предметы.
-
Расширяется
круга
общения:
незнакомые
дети,
незнакомые
взрослые,
с
которыми они вынуждены находиться в течение длительного времени.
Все это приводит к возникновению кризиса и как следствие – у детей
проявляются
частые
капризы,
возникают
страхи,
они
отказываются
от
еды,
начинают чаще болеть, проявляется психическая регрессия
Предлагаю рассмотреть проблемы которые возникают, коротко обговорим, как их
можно избежать.
Состояние
здоровья:
(у
ребенка
проблемы
со
здоровьем
(хронические
заболевания, часто болел до детского сада, проблемы с нервной системой).
Советую
•
В детский сад необходимо вести ребенка только если он не болеет – здоров.
•
Необходимо
пройти
медосмотр
с
ребенком
перед
тем
как
вести
его
в
детский сад, а не просить за Вас сделать это медсестре поликлиники и:
-
Обязательно
посоветоваться
с
врачом
педиатром
или
специалистом
и
провести курс общеукрепляющих процедур;
-
уточнить, какая группа здоровья у ребенка, какой режим дня, закаливания,
подходит ребенку.
-
Предупредить
воспитателя
об
особенностях
питания
(какие
продукты
ребенок не переносит), если такая есть.
Следующая проблема: Несоответствие режима детского сада и семьи
•
Необходимо узнать какой режим дня в детском саду и придерживаться его
дома:
-
Укладывайте ребенка спать в одно и тоже время (не позднее 20ч.30мин);
Утром будите – не позднее 8 часов;
-
Обязателен дневной сон ребенка в течение 1,5-2 часов (желательно с 13.00
до 15.00)
-
Кормите ребенка – 4-х разовое (завтрак 8.00-9.00;
-
Обед 12.00-13.00; полдник 15.00-16.00; ужин не позднее 19.00-19.30)
-
Ознакомьтесь с меню детского сада и постарайтесь готовить новые для него
блюда дома, чтобы у ребенка не было боязни перед незнакомыми.
При отсутствии элементарных навыков самообслуживания
•
Рекомендую
родителям,
по
возможности
за
это
время
научите
ребенка
самостоятельно обслуживать себя:
-
Пытаться самому одеть (снять) носочки, рубашку, шорты и т.п.
-
Самому кушать (держать ложку, кружку);
-
отучить ребенка от памперсов, научить пользоваться или унитазом, или
горшком;
-
мыть руки, вытирать их.
Для
того,
чтобы
решить
проблему
неумение
общаться
со
сверстниками
и
расширение круга общения
2
•
Рекомендую
приучать
детей
общаться
с
другими,
незнакомыми
детьми,
ориентируясь на ближайшее окружение, это поможет расширить круг общения
детей.
•
Посещать
детские
площадки,
ходите
в
гости
к
товарищам
по
играм
в
песочнице, оставьте ночевать у бабушки и т.п.
•
Найдите
возможность,
познакомьте
вашего
малыша
с
воспитателем
и
детьми в детского сада и куда он скоро придет;
•
Приучить ребенка просить, а не отнимать игрушку у другого.
Так как ребенок попадает в новую для него обстановку, с другим стилем общения,
новыми требованиями к поведению, то
•
По возможности, постараться отдать ребенка в группу с детьми, которых он
уже знает, играл с ними на детской площадке, во дворе дома;
•
Рекомендую
сказать воспитателю, как зовут малыша дома, как к нему
обращаются, например: София, Соня, Сонечка, Софа …;
•
С собой дать в детский сад любимую игрушку;
•
Как
можно
положительнее
настроить
малыша
к
переменам
-
его
поступлению
в
детский
сад:
не
угрожайте
ребенку
как
наказанием
за
непослушание «Вот пойдешь в детский сад»;
•
Играть вместе с ребенком,
Если Вы видите, что ребенок привыкает с трудом, то поддерживайте дома
всегда
спокойную
обстановку,
не
перегружайте
своего
малыша
новой
информацией: сократите просмотр телевизора или на время откажитесь от него,
лучше погуляйте с ним на свежем воздухе, Как можно реже бывайте с ребенком в
местах,
где
много
людей.
Не
меняйте
режим
дня
ребенка
в
выходные
дни,
укладывайте спать днем в примерно в те же часы, что и в детском саду. Если
ребенок не хочет, советую прилечь с ним, рассказать сказку.
Если
ребенок еще сосет соску, ест кашу с бутылки, ходит в памперсах, не
отучайте его от этого в адаптационный период, старайтесь это сделать до прихода
в детский сад.
•
Избегайте в присутствии ребенка критических слов, замечаний в адрес
детей детского сада, сотрудников.
Если ребенок начинает плакать еще до прихода в детский сад, расскажите, что
сейчас необычного ждёт его в детском саду хорошего. Не проявляйте перед
ребёнком своего беспокойства, будьте спокойны, дети очень это чувствуют.
Можете
дать
ребёнку
с
собой
любимую
игрушку(
по
согласованию
с
воспитателем) или какой-то домашний предмет, который малыш любит. И всегда,
не только в этот сложный период для ребенка, демонстрируйте ему свою любовь и
заботу, поддерживайте эмоционально малыша: называйте ласковыми именами,
чаще обнимайте, поглаживайте, будьте терпимее к его капризам.
Одна из основных рекомендаций: Постарайтесь спланировать свой отпуск так,
чтобы
в
первый
месяц
посещения
ребенком
нового
коллектива
у
Вас
была
возможность оставлять его не короткое время, а не на целый день. Если Вы будете
придерживаться
этих
небольших
советов-рекомендаций,
у
Вас
не
возникнет
3
особых проблем в период привыкания ребенка к детскому саду, и он не будет или
будет меньше болеть.
Если ребенок стал с аппетитом кушать, быстро засыпает, играет один или со
сверстниками, можно смело сказать: «Адаптационный период закончился»
В конке консультации желаю Вам постараться в период адаптации ребенка к
детскому саду быть терпимыми в любом возрасте.
•
Не жалейте времени на общение с малышом,
•
Поощряйте посещение детского сада ребенком, это его «работа».
•
Радости и Здоровья Вашим детям в детском саду.
Используемая литература:
1.
Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с.
2.
Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям
ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
3.
Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.:
Просвещение, 1994. - 226 с.
4.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1993.
- 170 с.
5.
Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое
пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
6.
Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями //
Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 18 - 21.
7.
Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ
и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
8.
Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в
подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание.
- 2004. - №7. - С.66-77.
4