Напоминание

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Мажарова Таисия Павловна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Сказка"
Населённый пункт: ст. Марьинская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методическая разработка на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии,

используемые в детском саду

в соответствии с ФГОС ДО»
МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» ст. Марьинской
Подготовила

:

Инструктор



по



физвоспитанию

:

Мажарова



Таисия



Павловна



Методическая разработка на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие

технологии
в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку
– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно

к

взрослым
– содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические; · физкультурно-оздоровительные; · технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; · здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; · валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. • технологии профилактики заболеваний, • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, • коррекция возникающих функциональных отклонений, • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья), • реабилитация соматического состояния здоровья, • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты), • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии
- направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:  закаливание КГН;  беседы по вылеологии;  спортивны праздники;  спортивные развлечения и досуги;  недели здоровья;  соревнования;  прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
 Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;  Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;  Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;  Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического

просвещения

родителей
- это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
 Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;  Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;  Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);  Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
- это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре · использование развивающих форм оздоровительной работы. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии


Виды

здоровьесбере-

гающих

педагогических

технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста О б р а т и т ь в н и м а н и е н а художественную ценность, величину ф и з и ч е с к о й н а г р у з к и и е е с о р а з м е р н о с т ь в о з р а с т н ы м показателям ребенка И н с т р у к т о р п о ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ
Динамические

паузы

(физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере у том л я е м о с т и д е т е й в о в с е х возрастных группах Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Педагоги ДОУ
П о д в и ж н ы е

и

спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. И н с т р у к т о р п о ФИЗО, педагоги ДОУ
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и ц е л е й , п е д а г о г о п р е д е л я е т интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы И н с т р у к т о р п о ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог
Технологии
Р е а л и з у ю т с я н а з а н я т и я х Для всех возрастных групп Все педагоги ДОУ

эстетической

направленности
художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, в ы с т а в о к и п р . , о ф о р м л е н и и помещений к праздникам и др Осуществляется на занятиях по п р о г р а м м е Д ОУ, а т а к ж е п о с п е ц и а л ь н о з а п л а н и р о в а н н о м у графику мероприя тий. О с о б о е значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Гимнастика

пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой е жед н е в н о . Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Все педагоги ДОУ, логопед
Гимнастика

для

глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Р е к о м е н д у е т с я и с п о л ь з о в а т ь наглядный материал, показ педагога Все педагоги ДОУ
Гимнастика

дыхательная
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы с младшего возраста О б е с п е ч и т ь п р о в е т р и в а н и е помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги ДОУ
Гимнастика

пробуждения
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. Ф о р м а п р о в е д е н и я р а з л и ч н а : упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Педагоги ДОУ
Оздоровительный

бег
Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. И н с т р у к т о р п о ФИЗО, педагоги ДОУ
Технологии обучения здоровому образу жизни


Физкультурное

занятие
2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 м и н . , средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение И н с т р у к т о р п о ФИЗО, педагоги ДОУ
Проблемно-

игровые

(игротренинги

и

игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Психолог, педагоги ДОУ
Коммуникативны

е игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ
Занятия из серии

«Здоровье»
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Педагоги ДОУ
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы с младшего возраста Необходимо объяснить ре бе нку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму И н с т р у к т о р п о ФИЗО, педагоги ДОУ
Коррекционные технологии


Технологии

музыкального

воздействия
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы; л и б о отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах И с п о л ь з у ю т с я в к а ч е с т в е вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия н а п р я ж е н и я , п о в ы ш е н и я эмоционального настроя и пр. П е д а г о г и Д О У, музыкальный руководитель
Технологии

воздействия

цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные ц в е т а снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка П е д а г о г и Д О У, психолог
Технологии

коррекции

поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста П р о в о д я т с я п о с п е ц и а л ь н ы м методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагно стиче ский инструментарий и протоколы занятий П е д а г о г и Д О У, психолог
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста З а н я т и я и с п о л ь з у ю т д л я психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. П е д а г о г и Д О У, психолог
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
 Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
 Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.  Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.  Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.  Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.  Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
 различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);  комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);  физкультурные занятия всех типов;  оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);  организация рационального питания;  медико-профилактическая работа с детьми и родителями;  соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;  комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
 Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;  Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;  Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;  Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;  Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;  Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;  Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп. 3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ. 4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников. 5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье; 6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
 Соблюдайте режим дня!  Обращайте больше внимания на питание!  Больше двигайтесь!  Спите в прохладной комнате!  Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!  Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!  Гоните прочь уныние и хандру!  Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!  Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!  Желайте себе и окружающим только добра!
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России” Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”


В раздел образования