Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Мажарова Таисия Павловна Должность: инструктор по физическому воспитанию Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Сказка" Населённый пункт: ст. Марьинская Наименование материала: Методическая разработка Тема: Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
в соответствии с ФГОС ДО»
МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» ст. Марьинской
Подготовила
:
Инструктор
по
физвоспитанию
:
Мажарова
Таисия
Павловна
Методическая разработка на тему:
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здороеьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
-
технологии,
направленные
на
решение
приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные
трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал,
что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и
методов
организации
обучения
детей
без
ущерба
для
их
здоровья,
как
качественную
характеристику
любой
педагогической
технологии
по
критерию
ее
воздействия
на
здоровье
ребенка
и
педагога.
Он
считает,
что
как
прилагательное
понятие
«здоровьесберегающая»
относится
к
качественной
характеристике
любой
педагогической
технологии,
показывающей,
насколько
при
реализации
данной
технологии
решается
задача
сохранения
здоровья
основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии
можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов
педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и
воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно
к
взрослым
–
содействие
становлению
культуры
здоровья,
в
том
числе
культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей
под
руководством
медсестры
ДОУ
в
соответствии
с
медицинскими
требованиями
и
нормами,
с
использованием
медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
•
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими
санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием
аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка,
развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по вылеологии;
спортивны праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры
здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому
образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации
для
педагогов
«Признаки
утомляемости
ребёнка
дошкольника»,
«Запрещённые
физические
упражнения
для
детей
дошкольного
возраста»,
«Как
правильно
провести
гимнастику
(различные
виды)
с
дошкольниками»,
«Профилактика
утомляемости
дошкольников
в
ДОУ»
«Работа
воспитателя
по
разделам
программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в
группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического
просвещения
родителей
-
это
технологии,
направленные
на
обеспечение
валеологической
образованности
родителей
воспитанников
ДОУ,
обретение
ими
валеологической
компетентности.
Валеологическое
образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы
оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата,
органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей
к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные
праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания
валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две
линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить
здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное
физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания
социально
адаптированной
личности
без
осуществления
системы
мероприятий
по
оздоровительной
работе
и
физическому
воспитанию
детей.
Поэтому
в
настоящее
время
в
качестве
одного
из
приоритетных
направлений
педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение
в
работе
ДОУ
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повысит
результативность
воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные
на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки
технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг
здоровья
детей,
будут
внесены
необходимые
поправки
в
интенсивность
технологических
воздействий,
обеспечен
индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и
родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен,
открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и
качеств.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Виды
здоровьесбере-
гающих
педагогических
технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Ответственный
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после
приема пищи, 2 раза в неделю по 30
мин. со среднего возраста
О б р а т и т ь
в н и м а н и е
н а
художественную
ценность,
величину
ф и з и ч е с к о й
н а г р у з к и
и
е е
с о р а з м е р н о с т ь
в о з р а с т н ы м
показателям ребенка
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО,
музыкальный
руководитель,
педагоги ДОУ
Динамические
паузы
(физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере
у том л я е м о с т и
д е т е й
в о
в с е х
возрастных группах
Рекомендуется
для
всех
детей
в
качестве
профилактики
утомления.
Могут
включать
в
себя
элементы
гимнастики
для
глаз,
дыхательной
гимнастики и других в зависимости от
вида занятия
Педагоги ДОУ
П о д в и ж н ы е
и
спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на
прогулке,
в
групповой
комнате
-
малой
и
со
средней
степенью
подвижности.
Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры
подбираются
в
соответствии
с
возрастом ребенка, местом и временем
ее
проведения.
В
ДОУ
используем
лишь элементы спортивных игр.
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ
Релаксация
В любом подходящем помещении. В
зависимости
от
состояния
детей
и
ц е л е й ,
п е д а г о г
о п р е д е л я е т
интенсивность технологии.
Для всех возрастных групп.
Можно
использовать
спокойную
классическую
музыку
(Чайковский,
Рахманинов), звуки природы
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ,
психолог
Технологии
Р е а л и з у ю т с я
н а
з а н я т и я х
Для всех возрастных групп
Все педагоги ДОУ
эстетической
направленности
художественно-эстетического
цикла,
при
посещении
музеев,
театров,
в ы с т а в о к
и
п р . ,
о ф о р м л е н и и
помещений к праздникам и др
Осуществляется
на
занятиях
по
п р о г р а м м е
Д ОУ,
а
т а к ж е
п о
с п е ц и а л ь н о
з а п л а н и р о в а н н о м у
графику
мероприя тий.
О с о б о е
значение
имеет
работа
с
семьей,
привитие детям эстетического вкуса
Гимнастика
пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок
времени (в любое удобное время)
С
младшего
возраста
индивидуально
либо
с
подгруппой
е жед н е в н о .
Рекомендуется всем детям, особенно с
речевыми проблемами.
Все
педагоги
ДОУ,
логопед
Гимнастика
для
глаз
Ежедневно
по
3-5
мин.
в
любое
свободное
время;
в
зависимости
от
интенсивности зрительной нагрузки с
младшего возраста
Р е к о м е н д у е т с я
и с п о л ь з о в а т ь
наглядный материал, показ педагога
Все педагоги ДОУ
Гимнастика
дыхательная
В
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы с младшего
возраста
О б е с п е ч и т ь
п р о в е т р и в а н и е
помещения,
педагогу
дать
детям
инструкции
об
обязательной
гигиене
полости
носа
перед
проведением
процедуры
Все педагоги ДОУ
Гимнастика
пробуждения
Ежедневно после дневного сна, 5-10
мин. во всех возрастных группах.
Ф о р м а
п р о в е д е н и я
р а з л и ч н а :
упражнения
на
кроватках,
обширное
умывание;
ходьба
по
ребристым
дощечкам;
легкий
бег
из
спальни
в
группу
с
разницей
температуры
в
помещениях и другие в зависимости от
условий ДОУ.
Педагоги ДОУ
Оздоровительный
бег
Со старшего возраста в теплый период
в
утренний
прием
на
улице
или
на
прогулке.
Необходимость
проведения
бега
в
физкультурной
форме
и
спортивной
обуви.
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное
занятие
2 раза в неделю в спортивном зале, 1
раз
–
на
улице.
Все
возрастные
группы. Ранний возраст - в групповой
комнате
или
физ.зале
-
10
мин.
Младший
возраст-
15-20
м и н . ,
средний возраст - 20-25 мин., старший
возраст - 25-30 мин.
Занятия проводятся в соответствии с
программой, по которой работает ДОУ.
Перед
занятием
необходимо
хорошо
проветрить помещение
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ
Проблемно-
игровые
(игротренинги
и
игротерапия)
В свободное время, можно во второй
половине
дня.
Время
строго
не
фиксировано, в зависимости от задач,
поставленных педагогом со старшего
возраста
Занятие может быть организовано не
заметно
для
ребенка,
посредством
включения педагога в процесс игровой
деятельности
Психолог,
педагоги
ДОУ
Коммуникативны
е игры
1-2
раза
в
неделю
по
30
мин.
со
старшего возраста
Занятия
строятся
по
определенной
схеме и состоят из нескольких частей.
В них входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности, занятия
рисованием, лепкой и др.
Психолог,
педагоги
ДОУ
Занятия из серии
«Здоровье»
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего
возраста
Могут быть включены в сетку занятий
в качестве познавательного развития
Педагоги ДОУ
Самомассаж
В
зависимости
от
поставленных
педагогом
целей,
сеансами
либо
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы с младшего
возраста
Необходимо
объяснить
ре бе нку
серьезность процедуры и дать детям
элементарные
знания
о
том,
как
не
нанести вред своему организму
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ
Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия
В
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной
работы;
л и б о
отдельные занятия 2-4 раза в месяц в
зависимости
от
поставленных
целей
во всех возрастных группах
И с п о л ь з у ю т с я
в
к а ч е с т в е
вспомогательного
средства
как
часть
других
технологий;
для
снятия
н а п р я ж е н и я ,
п о в ы ш е н и я
эмоционального настроя и пр.
П е д а г о г и
Д О У,
музыкальный
руководитель
Технологии
воздействия
цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в
месяц в зависимости от поставленных
задач со среднего возраста
Необходимо уделять особое внимание
цветовой
гамме
интерьеров
ДОУ.
Правильно
подобранные
ц в е т а
снимают
напряжение
и
повышают
эмоциональный настрой ребенка
П е д а г о г и
Д О У,
психолог
Технологии
коррекции
поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30
мин. со старшего возраста
П р о в о д я т с я
п о
с п е ц и а л ь н ы м
методикам
в
малых
группах
по
6-8
человек. Группы составляются не по
одному
признаку
-
дети
с
разными
проблемами
занимаются
в
одной
группе. Занятия проводятся в игровой
форме,
имеют
диагно стиче ский
инструментарий и протоколы занятий
П е д а г о г и
Д О У,
психолог
Сказкотерапия
2-4
занятия
в
месяц
по
30
мин.
со
старшего возраста
З а н я т и я
и с п о л ь з у ю т
д л я
психологической
терапевтической
и
развивающей
работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может быть групповое рассказывание,
где
рассказчиком
является
не
один
человек,
группа
детей,
а
остальные
дети
повторяют
за
рассказчиками
необходимые движения.
П е д а г о г и
Д О У,
психолог
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их
валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и
взрослых.
Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика
плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на
свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация
двигательного
режима:
традиционная
двигательная
деятельность
детей
(утренняя
гимнастика,
физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)
и инновационные технологии оздоровления и
профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
Совершенствование
физических
качеств
и
обеспечение
нормального
уровня
физической
подготовленности
в
соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через
систему спортивно-оздоровительной работы;
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2.
Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс
ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5.
Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию
здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
Сивцова
А.М.“Использование
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
в
дошкольных
образовательных
учреждениях” Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”