Проведение подвижных игр в разных возрастных группах
Автор: Голубева Светлана Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой (дошкольное отделение, структурное подразделение "Семицветик") Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Статья Тема: Проведение подвижных игр в разных возрастных группах Раздел: дошкольное образование
Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.
Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. Для
того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для
них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно под-
бирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовле-
творения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки,
ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно
места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и
т.д., играть в прятки, догонялки.
В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить
2 раза в день – на утренней и вечерней прогулках. Длительность их зави-
сит от того, есть ли в этот день занятия по физической культуре. В те
дни, когда они есть, подвижные игры занимают не менее 6-8 мин. В
остальные дни их продолжительность увеличивается примерно до 10
мин. Во время второй прогулки после обеда на эту форму работы отво-
дится не менее 5 – 10 мин. Наиболее целесообразно проводить подвиж-
ные
игры
в
любое
время
года
на
открытом
воздухе. Однако при
неблагоприятной погоде они организуются в групповой комнате или
зале. Предварительно помещение проветривают, пол протирают влажной
тряпкой, фрамуги или форточки во время игр держат открытыми. По
возможности надо облегчить одежду детей и переобуть их в тапочки.
В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подра-
жания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с
помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным
образным объяснением. Кругозор детей этого возраста мал, внимание не-
устойчивое, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступ-
ным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребёнку
из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко позна-
комить, используя картину, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в
этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в
этой возрастной группе (первая младшая группа) занимают игровые
упражнения. В них включаются простые двигательные задания: принести
флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и др. Движения эти из-
вестны и доступны детям (ходьба, бег и пр.). Живой интерес вызывают у
малышей подвижные игры, в сюжет которых вплетается знакомое им
упражнение. Например, в игру «Поезд» хорошо включается упражнение
на равновесие. Игра протекает примерно так.
Дети отправляются путешествовать на поезде. Они приезжают к
берёзовой роще, выходят из вагона и гуляют по лесу, собирают цветы,
затем идут на зелёную лужайку. По ней протекает ручеёк, через кото-рый
переброшен мостик (на полу лежит доска). Дети друг за другом пе-
реходят по мостику на другой берег. Погуляв, они возвращаются к по-
езду, садятся в вагоны (на стулья); машинист даёт свисток, поезд тро-
гается. Малыши с песней возвращаются домой.
Сюжеты таких игр, содержание и мотивировка действий детей
целиком зависят от выдумки и творчества воспитателя. Повторение в
играх
разученных
на
занятиях
движений
обусловливает
их
совершенствование и закрепление.
Во время игры все малыши выполняют одинаковые роли и движе-
ния. В игру не вводится несколько разных образов. Выделяется лишь
одна ответственная роль, которую вначале выполняет воспитатель, а за-
тем назначенный им ребёнок.
Педагог, прежде чем провести подвижную игру, проводит большую
подготовку к её проведению: предварительно знакомится с условиями
проведения игр, с предметами, которые будут в них использоваться.
Предварительная настроенность на выполнение действий обеспечивает
радостное и активное отношение ребёнка к выполнению задания, так как
малыш лучше понимает его смысл и основные правила.
Педагог вызывает у детей заинтересованное отношение к игре или
упражнению и тем, что красочно рассказывает придуманный им простой
и краткий сюжет задания, подчёркивая интонацией голоса и жестами
наиболее сложные действия.
Для того, чтобы игра прошла хорошо, воспитатель должен тщательно
подготовиться к ней: подобрать пособия и мелкие предметы, продумать,
где расположить группу, где будут домики, гнёздышки, кого из детей
привлечь на ведущую роль и пр. Он должен хорошо знать содержание
игры, её ход, правила, сопроводительный текст.
Выполнение правил игры способствует развитию у ребёнка организо-
ванности, дисциплинированности, воспитанию
умений
подчинять
свои
действия общим для коллектива задачам, сдерживать их, действовать
осмысленно. Основные требования к детям: действовать по сигналу (раз-
решению, указанию, хлопку, удару в бубен), передвигаться друг за другом;
выполнив задание, возвращаться на свои места. Кроме того, в игре
ребёнок должен действовать чаще всего определённым способом и со-
блюдать его хотя бы в общих чертах.
Маленькие дети довольно медленно усваивают все тонкости игры и
овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто
проводить одну и ту же игру, не опасаясь, что она им наскучит. Целе-
сообразно повторить игру 2 – 3 раза подряд, далее предложить детям но-
вую или из числа разученных ранее, а за тем снова вернуться к первой
игре. В процессе игр важно следить за тем, чтобы малыши не переутом-
лялись, не возбуждались.
Объяснение воспитателем игры – ответственный момент, влияющий на
её ход. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, ин-
тонациями голоса подчёркивая характерные черты каждого персонажа.
При объяснении игр необходимо чётко выделять сигналы, по которым
детям придётся изменять свои действия. Если сигналом к действию слу-
жит последняя фраза текста, она выделяется интонацией, произносится
громче.
Постоянное словесное общение со взрослыми доставляет малышам
радость и приносит большую пользу в развитии речи и воображения,
обогащает представления.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В
результате внимательного подхода педагога к воспитанникам, умелого,
своевременного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно,
оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются
хорошие дружеские взаимоотношения.
Во второй младшей группе подвижные игры и игровые упражнения
включаются в разные части занятия: во вводную, в основную и заключи-
тельную. Подбирая игры для занятия, чрезвычайно важно предусмотреть
условия, в которых оно будет проходить: в помещении или на открытой
площадке. В последнем случае следует ориентироваться на время года и
состояние погоды, наличие инвентаря и необходимой одежды. Для заня-
тий лучше использовать известные малышам игры с простыми прави-
лами, которые легко усваиваются детьми. Главное назначение подвижной
игры на занятии – достичь наибольшей двигательной активности и эмо-
ционального подъёма детей, добиться наиболее высокой на протяжении
всего занятия физиологической нагрузки. Поэтому для занятий лучше
подбирать игры, требующие интенсивных действий всех детей одновре-
менно. Игры, которые применяются во вводной и заключительной частях
занятий, имеют разное назначение. Если первые должны возбудить у де-
тей интерес к занятию, вовлечь в коллективную деятельность («Пузырь»,
«Поезд»), то вторые должны несколько снизить нагрузку, заданную в ос-
новной части занятия, успокоить детей («Найди флажок»).
Подвижные игры и упражнения на прогулке проводятся дважды в
день: утром и вечером. В утренние часы их количество и продолжитель-
ность в разные дни недели неодинаковы. В те дни, когда нет физкуль-
турных занятий, подвижные игры в сочетании с упражнениями длятся 15
– 20 мин. В остальные дни продолжительность игр и упражнений со-
кращается до 6 – 10 мин. При этом, как правило, проводится одна игра.
На второй прогулке игры и упражнения должны занимать от 5 до 10 мин.
При подборе и проведении игр и упражнений воспитателю следует
учитывать характер занятий, предшествовавших прогулке. После сложных
занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности,
например, по пересказу сказок или рассказов, развитию элементарных
математических представлений и т.п., лучше не предлагать малышам но-
вых игр, требующих усилий для усвоения правил, содержания. В этих
случаях целесообразно повторение уже знакомого материала. В дни му-
зыкальных и физкультурных занятий подвижные игры проводятся чаще
во второй половине утренней прогулки. Они должны быть более спо-
койными.
Для вечерней прогулки подходят любые подвижные игры. Хороши в
послеобеденные часы хороводы, игры с музыкальным сопровождением,
песнями,
рифмованными
текстами.
Они
организуют
досуг
детей,
повышают эмоциональное состояние ребёнка.
Организуя игры и упражнения на прогулке, воспитатель учитывает воз-
растные возможности детей. Основным содержанием игр продолжает
оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транс-
портных средств различных видов, предметной деятельности людей. В иг-
рах появляются задания, связанные с узнаванием и запоминанием пред-
метов, форм (кубы, кружки, квадраты), с различением основных цветов («
Найди свой цвет», «Беги к флажку!»),звуков («Угадай, кто кричит?»).
Большинство подвижных игр имеет развёрнутые сюжеты и обусловленные
роли («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка с цыплятами» и др.). Название
игры, как правило, определяет игровое поведение детей. Ребёнку этого
возраста уже небезразличны игровые условия и принятая на себя роль.
Вместе с тем на данном этапе роль ведущего часто ещё берёт на себя
воспитатель.
Подготовка воспитателя и детей к игре имеет большое значение. Для
ребёнка начала 4-го года жизни по-прежнему важно предварительное
ознакомление с условиями предстоящей деятельности в том случае, если
они неизвестны малышу.
Готовясь к игре, воспитатель обдумывает её ход, расположение и
возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей и т.д.,
готовит
игровой
материал. Желательно
подготовить
какой-то сюрприз
(смешная игрушка, заводная машинка, весёлая пляска и др.). Никто из де-
тей не должен заранее знать об этом.
В
процессе игр
и упражнений у
детей
воспитывают
умение
действовать сообща, сдерживать себя, начинать и заканчивать действия по
указанию и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определённым
способом
в
заданном
направлении, придавать
своим
движениям
выразительность (кошка просыпается, потягивается, мяукает).
Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя
персонажи игры, подчёркивает характерное в их движениях. В начале
года
развёртывание
игровых
действий
нередко
сопровождается
пояснениями взрослого, последовательно раскрывающими сюжет игры
или образную основу упражнения. Чаще всего это происходит при
объяснении новых игр. Позже становится возможным, чтобы объяснения
сюжета и правил игры предшествовали ей.
В этой возрастной группе уже необходимо требовать и добиваться от
детей чёткого и точного выполнения условий и правил игры. Специаль-
но надо обращать внимание на выполнение условий игры, связанных с
повышением
требований
к
пространственной
ориентировке
детей.
Ребёнок должен уметь находить своё место при построении. Постепенно
детей приучают не тесниться, располагаться по всей площади зала или
участка, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга,
не сужать во время хороводной игры круг и т.д.
Непосредственное участие педагога в подвижных играх и упражнениях
усиливает их эмоциональность, способствует установлению дружеских
контактов между воспитателем и детьми, развитию положительных взаи-
моотношений в коллективе.
В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и
простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы.
Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им
интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить ребёнка дей-
ствовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех
проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен
заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре пе-
дагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребёнку, иногда
готовит к этому кого-то из старших групп. Важно помнить, что водящий
только делает вид, что ловит детей: этот педагогический приём исполь-
зуется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал ин-
терес к игре.
При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методи-
кой, которая обращена к воображению ребёнка. С этой целью используют
образные возможности сюжетного рассказа.
Приведём образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль».
Дети садятся на стульчики и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-
были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они
летали по саду и искали насекомых или зёрнышки. Они подлетали к
лужице, пили
водичку
и
снова
улетали. Однажды
вдруг
появился
большой
красный
автомобиль
и
загудел
«би-би-би». Воробушки
испугались и улетели в свои гнёздышки. Давайте поиграем в такую игру.
Вы будете маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнёздышками,
а я буду автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль
загудит «би-би-би», все воробушки должны лететь в гнёздышки».
Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вме-
сте с детьми, выполняя роль и воробушка, и автомобиля. Малыши не за-
мечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ,
иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зёрнышки и при-
говаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи».
Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоми-
нает, чтобы они использовали всю площадку, летали красиво, эмоцио-
нально имитировали движения, действовали по возможности по сигналу.
Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом об-
разе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с
изображением птичек, руль автомобиля и т.д. При последующем прове-
дении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются
в свои гнёздышки, влезают на скамейку (садятся на провода) и т.д. К
концу года роль автомобиля можно поручить наиболее активному ре-
бёнку.
Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении
таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает
текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры вос-
питывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются
подражать его движениям.
Подвижные игры широко используются на занятиях в средней груп-пе.
В игровых
упражнениях создаются
условия
для
достижения
опреде-
лённого результата, их правила обусловливают задачу выполнения дей-
ствия и его способ («Попади мячом в кеглю», «Забрось мяч в корзину!»).
В работе с детьми 4 – 5 лет таким игровым заданиям можно придавать
соревновательный характер.
Оценка достижений детей должна быть объективной и краткой. Лучше,
если она имеет индивидуальную окраску: результат каждого ребёнка
сопоставляется
с его же предшествующими
достижениями, отмечается
улучшение качественных сторон его движений. Не следует, однако, увле-
каться включением соревновательных элементов в игровые упражнения.
Подвижные игры с правилами, с развёрнутым игровым содержанием
и ролями используются в разных частях занятия в зависимости от степе-
ни интенсивности в них двигательной активности детей. В вводной
(вводно-подготовительной) и основной частях занятия количество повто-
рений
подвижных
игр, продолжительность
активных
действий
детей
должны обеспечивать значительную, постепенно нарастающую физиоло-
гическую нагрузку. В заключительной части занятия, наоборот, в игре до-
стигается некоторое снижение нагрузки («Найди, где спрятано»). Жела-
тельно на занятиях проводить знакомые дошкольникам играм. Но это не
значит, что нельзя поставить задачей занятия разучивание игры со
сложной организацией или сложными правилами. В этом случае двига-
тельная активность детей достигается умелым подбором и сочетанием
игр и упражнений. В средней группе 2 раза в день, ежедневно, в первую
и во вторую половину дня с детьми организуются подвижные игры,
которые
проводят
в
сочетании
с
различными
физическими
упражнениями. В дни, нет физкультурных занятий, продолжительность игр
– 20 – 25 мин., в остальные дни – 8 –10 мин. В послеобеденное время
продолжительность этой формы оздоровительной работы – не менее 8 –
12 мин.
Формы организации подвижных игр и физических упражнений на
прогулке могут быть самыми разнообразными. Они определяются време-
нем дня, характером прошедших занятий и предстоящей деятельности
детей, сезоном, а также конкретными условиями дошкольного учрежде-
ния. Игры и упражнения на открытом воздухе должны проводиться вне
зависимости от погоды. Поэтому важно обеспечить соответствующую
одежду и обувь, необходимый инвентарь и пособия. Пособия и игрушки
следует располагать на площадке, на групповом участке так, чтобы ими
было удобно пользоваться и чтобы оставалось достаточно свободного
места для развёртывания действий.
Подготовка играм и упражнениям в средней группе не имеет каких-
то специфических
особенностей. К
подготовке
пособий‚ инвентаря
воспитатель широко привлекает детей‚ равномерно распределяя обязанно-
сти
среди
всех. У
малоактивных‚ застенчивых
детей
это
вызывает
интерес
к
предстоящей
деятельности‚ желание
выполнять
трудовые
поручения.
Если предстоит разучивание новой игры с малознакомыми детям
персонажами‚ желательно провести беседу‚ загадать загадку‚ показать иг-
рушку‚ организовать наблюдение в природе‚ которое поможет им лучше
представить игровой образ и отразить его действия.
Ребёнку 4 – 5 лет интересны наиболее сложные движения, упражне-
ния, требующие ловкости, скорости, точности. Всё это следует учитывать
при организации игр и упражнений на открытом воздухе.
Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими пред-
ставлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей
жизни.
Усложняется взаимодействие детей в игре. Начинают применяться
игры с ловлей и увёртыванием («Гуси-лебеди», «У медведя во бору»). В
некоторых играх результаты зависят от согласованности действий детей
(«Найди себе пару», «Пилоты»), от умения быстро и организованно по-
строиться в звенья, считаясь с интересами товарищей. Таким образом, в
подвижных
играх возникают
ситуации, способствующие
проявлению
детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, за
исход игры.
Большинство игр имеет развёрнутые сюжеты, определяющие содержа-
ние движений. Во многих играх есть роль ведущего. Как правило, её ис-
полняет 1 человек. Правда, изредка ведущих может быть 2 – 3. Так, к
концу года в игре «У медведя во бору» ловить убегающих детей могут
2 медведя.
Часть подвижных игр для средней группы не имеет сюжета и роле-
вого образа. Эти игры предусматривают индивидуальные действия ре-
бёнка, направленные на достижение определённого результата. Правила
таких игр обычно определяют способ выполнения движений; в них мо-
жет быть внесён элемент соревнования, стимулирующий качественное
выполнение движений («Сбей булаву», «Школа мяча»).
Часто раскрывает и дополняет содержание игр, служит в них сигна-
лом к действию рифмованный текст. Используется преимущественно хо-
ровое произнесение текста.
Существенное
значение
имеет
объяснение
игры. Воспитатель
сообщает
её
название, излагает
содержание знакомит
с
правилами.
Объясняя игру, он подчёркивает смысл действий каждого персонажа,
раскрывает
их
причинную
обусловленность (куры
быстро-быстро
взбираются на насест, чтобы лиса не успела их схватить). Объяснение
должно быть кратким, касаться только самого главного, чётким, проходить
живо. При первом объяснении педагог или сам показывает детям
движения, которые
могут
затруднить
их, или
вызывает
для
этого
ребёнка.
Очень важно убедиться, что дети правильно поняли условия игры и
хорошо представляют себе её двигательное содержание. Необходимо
уточнить, правильно ли понял свою роль ведущий.
В средней группе педагог только изредка выполняет роль ведущего.
В течение года он приучает всех воспитанников быть ведущими,
учитывая при этом особенности каждого ребёнка. На ответственные роли
можно выбирать и посредством считалок. Дошкольники быстро запоми-
нают считалки и пользуются ими самостоятельно.
В процессе игры воспитатель следит за действиями играющих. Пи
необходимости делает замечания нарушившим правила, иногда подсказы-
вает растерявшемуся ребёнку ход игры. Ни в коем случае нельзя в по-
движной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении
точности и правильности движений – это снимает эмоциональность
игры,
активность
её
участников.
Важно
обеспечить
достаточную
продолжи-тельность игровых действий и целесообразную двигательную
активность играющих. Необходимо дать детям возможность наиграться,
набегаться, полностью
ощутить
привлекательность
взаимодействия
в
коллективе сверстников. Нежелательно в связи с этим прерывать игру,
вмешиваться в её развитие.
В средней группе ребёнок осознаёт правила и действует, подчиняясь
им. В этой возрастной группе правила в подвижных играх усложняются.
Вводятся ограничения движений: ловить, только прикоснувшись; пойман-
ным отходить в сторону и др. Воспитатель добивается обязательного и
более точного выполнения правил. Иногда даже останавливает игру, чтобы
на примере показать, в чём состоит неправильность действий детей.
Игру можно закончить анализом выполнения правил и общей её
оценкой. Следует остерегаться формальности оценки. Нужно дать детям
возможность самостоятельно высказаться, поделиться впечатлениями об
игре, о выполнении той или иной роли.
Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение
количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых.
Надо, чтобы дошкольники усвоили и полюбили игры, чтобы к концу го-
да хотя бы у некоторых детей появилось умение самостоятельно орга-
низовывать их с небольшой группой сверстников.
Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2 – 3 занятиях,
прогулках, затем через некоторое время снова возвращается к ней. При
повторении можно усложнить содержание и правила игры, видоизменить
формы организации детей.
К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движе-
ния становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог
усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега,
метания, высота
прыжков; подбираются
игры, упражняющие
детей
в
ловкости, смелости, выдержке. В этой группе воспитатель уже распреде-
ляет роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые
могут с ней справиться. Если же ребёнку не по силам чётко выполнить
задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно бу-
дет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в
игре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, справедли-
вость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа:
«Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные
игры – «Найди себе пару», «Чьё звено скорее соберётся?» и т.д.
Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, ис-
пользует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ре-
бёнка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые
сочетания. Воображение ребёнка 5-го года жизни носит воссоздающий
характер, поэтому воспитатель должен всё время направлять его разви-
тие. В этом отношении велика роль образного сюжетного рассказа.
Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк».
Воспитатель рассказывает: «Жила-была мама-коза с крутыми рога-ми,
ласковыми, добрыми глазами, гладкой серой шёрсткой. У козы были
маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята
весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку,
она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать,
особенно злому волку.«Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою пе-
сенку:
Козлятушки,
ребятушки,
отворите-ка,
отоприте-ка,
ваша
мама
пришла, молока принесла». Огромный серый волк очень хотел поймать
маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть
козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в
дверь
и
приговаривает
грубым
голосом: «Козлятушки, ребятушки,
отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Спел он
песенку и ждёт. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это
волк.«Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой
волк, не откроем тебе дверь!» Так и ушёл волк обратно в лес. А тут и
мама
пришла
и
запела
ласковым, нежным
голосом: «Козлятушки,
ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принес-ла».
Открыли козлята дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но
они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом
напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть».
Педагог берёт на себя роль мамы-козы, выбирает из числа детей вол-
ка, а остальные дети изображают козлят.
Воспитатель напоминает детям, что «открывать дверь маме» можно
только после того, как прозвучат последние слова песенки.
Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, не
снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вме-
сте с тем увлечённость детей игрой даёт возможность решать воспита-
тельные задачи в комплексе.
Подвижные игры на занятиях в старшей группе используются
главным образом с целью закрепления и совершенствования разнообраз-
ных, в том числе простых и сложных, двигательных умений и навыков.
Высокая активность детей в играх, которые проводятся в основной части
занятия, способствует комплексному развитию физических способностей,
повышению уровня двигательных качеств. С этой целью широко приме-
няются игры бессюжетные, а также с элементами соревнования, в осо-
бенности игры-эстафеты. Воспитатель заботится о том, чтобы правила
игр стимулировали качественное выполнение действий («Сколько раз по-
падёшь?», «Верхолаз»). В процессе коллективных соревнований следует
приучать детей не только стремиться к достижению хороших результа-
тов, но и чётко выполнять условия и правила игры.
В старшей группе, помимо подвижных игр всех типов – сюжетных,
бессюжетных и др., а также игровых упражнений, в содержание физ-
культурных занятий вводятся спортивные игры. У детей формируют
навыки игровых действий в городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хок-
кей; знакомят с простейшими правилами этих игр.
Подвижные игры и физические упражнения воспитатель организует
ежедневно утром и после дневного сна во время прогулок. Продолжи-
тельность игр и упражнений на утренних прогулках составляет 25 – 30
мин. в те дни, когда нет физкультурных занятий, и 10 – 12 мин. в
остальные дни. На вечерней прогулке упражнения и игры, организован-
ные педагогом, продолжаются 10 – 15 мин.
В старшей группе не приходится тратить много времени на органи-
зацию подвижных игр. Дети любят эти игры, и с ними можно уже зара-
нее договориться о том, что по условному сигналу все соберутся, помо-
гут воспитателю подготовить необходимый инвентарь, освободить пло-
щадку и т.п.
Игры-забавы и различные аттракционы чаще всего организуются
также во второй половине дня. С течением времени дети всё шире при-
влекаются к организации игр.
В этой возрастной группе содержание подвижных игр ещё более
усложняются. В них включаются новые сюжеты и образы, которые зна-
комы детям из книг, рассказов воспитателя и родителей, кинофильмов. В
некоторых
играх
отражаются
действия
и
взаимоотношения
людей
разных профессий («Пожарные на учении », «Охотники и зайцы»).
В играх дети могут делиться на группы («Чьё звено скорее постро-
ится?»), а также выполнять уже несколько разных ролей (пастух, волк и
гуси в игре «Гуси-лебеди»).
Большое место в старших группах начинают занимать бессюжетные
игры типа «Ловишки», а также игры с элементами соревнования («Кто
скорее добежит до флажка?», «Попади в обруч» и т.д.).
Правила в играх становятся сложнее и требуют большей точности в
их выполнении, большого внимания детей, выдержки, умения быстро реа-
гировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в
определённом направлении; будучи пойманным, отходить в сторону и т.д.).
Правила игры способствуют формированию у ребёнка умения управлять
своим поведением.
Ответственные роли в игре выполняют сами дети. Непосредственно
участие воспитателя не обязательно. Он руководит ходом всей игры,
напоминая правила и внимательно следя за их выполнением, подаёт сиг-
налы, а также наблюдает за правильностью движений. Однако иногда
участие педагога в игре бывает необходимо. Он может взять на себя от-
ветственную роль и показать, как быстро должен действовать ловишка,
чтобы поймать много детей, как выполняется то или иное движение.
Распределение ролей происходит чаще всего при участии воспитате-
ля, особенно в тех случаях, когда необходимо создать равные силы в
звеньях. Для распределения ролей применяются считалки.
Объяснение игры в старшей группе в отличие от предыдущих групп
чаще всего даётся не только в её ходе. Воспитатель рассказывает детям
всё содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание
на правила. Успешность игры во многом зависит от того, как дети
поймут
правила.
Объясняя
особенно
сложные
правила,
педагог
показывает, как их выполнять. Педагог с помощью вопросов, предложения
повторить правила, самостоятельно рассказать содержание убеждается, что
воспи-танники поняли игру, её ход и правила. При повторении известной
детям
игры
воспитатель
предлагает
рассказать
её
содержание
и
напомнить ос-новные правила. По ходу рассказа он направляет детей,
помогает
путём
наводящих
вопросов
вычленить
главные
игровые
действия и правила.
Детей интересует не только процесс игры, но и её результат. Им хо-
чется, например, знать, кто прыгнул дальше всех, кто больше поймал зай-
цев и т.д. Поэтому в конце игры педагог кратко подводит её итог. Он
отмечает успехи детей, говорит, что выполнено хорошо, какие нарушения
были допущены. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что
даже очень хороший результат при нарушении правил не приведёт к
выигрышу.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста исполь-
зуются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгно-
венно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость,
сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
Движения детей старшей группы отличаются большей координиро-
ванностью, точностью, поэтому на ряду с сюжетными и несюжетными
играми широко используются игры с элементами соревнования, которые
вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по
физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто
скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2 – 3 ребёнка. По мере
овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся со-
ревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого
справятся с заданием быстро и правильно.
Подвижные игры в подготовительной к школе группе использу-ются
на занятиях для совершенствования двигательных умений и навы-ков с
целью развития физических качеств. Применяются все виды по-движных
игр, в
том
числе
бессюжетные, игры-эстафеты
с
соревнованиями;
разучиваются
приёмы
спортивных
игр, осваиваются
правила. Дети
приучаются действовать в соответствии с интересами команды, проявлять
справедливость и взаимовыручку.
В подготовительной к школе группе дети становятся более самостоя-
тельными
в
организации
подвижных
игр
и
упражнений. Ребёнку
известно
большое
количество
игр, их
содержание
и
правила, он
представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их
насыщенность. Это позволяет детям выбирать игры в соответствии со
своими интересами и желанием и упражняться в том или ином виде
движений.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются
формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому
воспитанию. Они организуются утром и вечером. На утренней прогулке
длительность игр и упражнений составляет 12 – 15 мин, если в этот день
планируется физкультурное занятие, и 30 – 40 мин. в остальные дни. Ве-
чером подвижным играм и физическим упражнениям отводится еже-
дневно 10 –15 мин. Эта форма работы открывает широкие возможности
для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и
закаливания.
Ребёнок 7-го года жизни проявляет высокую организованность в
сборах на подвижную игру. Сборы на знакомую детям игру, в которой
необходимо распределяться на звенья, можно провести в виде весёлых
соревнований. Педагог заранее распределяет воспитанников по звеньям и
указывает место на площадке, где звенья должны будут по условному
сигналу быстро собраться и построиться определённым образом (друг за
другом, в шеренги, в кружочки и т.п.). Выигрывает звено, которое займёт
место первым.
Воспитатель внимательно относится к творческим ролевым играм де-
тей и старается выбрать наиболее удобный момент для перехода к кол-
лективной подвижной игре. Игровые интересы детей в этом возрасте уже
настолько устойчивы, а фабула игры настолько определена, что, приняв
участие в подвижной игре, ребёнок возвращается к прерванной творче-
ской игре и с успехом развивает её дальше.
Учитывая необходимость воспитания у дошкольников организатор-
ских способностей, воспитатель иногда поручает ребёнку провести по-
движную игру или упражнение сначала с небольшой частью сверстни-
ков, а потом и со всей группой.
В этой возрастной группе дети стараются действовать не только
наиболее эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией
усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные
моральные качества. Проявлению высоких морально-волевых и физиче-
ских качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх ,где
общий результат зависит от взаимодействия участников («Горелки», «Чьё
звено скорее соберётся?»). Особое место среди них занимают игры-
эстафеты. Такие игры требуют от каждого участника напряжённого вни-
мания. Чтобы детям не приходилось долго ожидать момента принятия
эстафеты, команды должны состоять не более, чем из 5 – 6 человек. В иг-
рах детей приучают, добиваясь высоких личных результатов, заботиться
об общекомандном результате, проявлять такие качества, как товарище-
ство, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
В подвижных играх для детей 6 лет занимательность сюжета уже не
имеет такого большого значения. Поведение детей теперь уже регулируют
игровые
правила,
которыми
ребёнок
сознательно
руководствуется.
Требование точного выполнения правил способствует воспитанию вы-
держки, дисциплинированности, чувства ответственности. Однако необхо-
димость следовать правилам нисколько не ограничивает проявления деть-
ми активности, инициативы, сообразительности и находчивости. Эмоцио-
нальность подвижных игр, заинтересованность детей приводят к тому,
что старшие дошкольники всё чаще организуют их самостоятельно, по
собственной инициативе.
Подготовку помещения, площадки для подвижной игры педагог пол-
ностью поручает воспитанникам, направляя их действия.
При выборе игр решающее слово чаще всего остаётся за воспитате-
лем. Он предлагает игру, предусмотренную планом. Вместе с тем необхо-
димо прислушиваться к желаниям детей и по возможности идти им
навстречу, организуя наиболее любимые игры.
При активном участии детей происходит распределение ролей, они
сами выбирают ведущих, используя считалки и другие приёмы выбора
ведущего.
Объясняя игру, педагог добивается, чтобы дети представили себе весь
её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Пер-
вичное
объяснение
сложной игры
сопровождается
показом
наиболее
трудных её моментов, предварительным проведением элементов игры.
При повторной организации игры воспитатель либо сам напоминает со-
держание, правила и ход её, либо поручает это сделать кому-нибудь из
играющих.
Некоторые указания воспитатель делает и по ходу игры: краткими
замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно
активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает дей-
ствовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость.
Он старается довести до сознания каждого ребёнка, что каждый может
добиться больших результатов, если будет играть честно, проявляя волю,
упорство, что от личных результатов будет зависеть успех всей команды.
Стремясь предупредить возможные случаи недоброжелательности по
отношению к их менее ловким, слабым сверстникам, педагог объективно
оценивает возможности. Он хвалит тех, кто при меньших умениях про-
явил больше настойчивости, отмечает ребят, которые помогают товари-
щам, мобилизуют все свои умения, чтобы добиться успеха команды. Дети
должны понять, что порой не первое, а более далёкое место, занятое ко-
мандой, приносит большое удовлетворение, если все действовали дружно,
сплочённо.
Распределять детей нужно так, чтобы команды были равны по силам.
Дети уже и сами начинают понимать значение разумного распределе-
ния сил. На первые и завершающие этапы эстафеты, например, они вы-
двигают более подготовленных. Распределив воспитанников по командам,
педагог предоставляет им свободу в установлении очерёдности действий
играющих, следит, чтобы они договаривались доброжелательно, уступали
друг другу.
Важное воспитательное значение подведение итогов игры и выявление
победителей в командных играх. Воспитатель помогает дошкольникам
осознать, как важно для достижения положительного результата действо-
вать по правилам. Конечно, строгость наказания должна зависеть от ха-
рактера нарушения правил. Значительными нарушениями считают: начало
действий до сигнала, умышленная задержка действий противника, гру-
бость. Нарушение
стартовой
линии
или
неумышленная
задержка
действий противника не должны учитываться строго при подведении
результатов игры и распределения мест между командами.
Правильная оценка поведения детей в игре очень важна в воспита-
тельных целях. Педагог должен серьёзно и обоснованно аргументировать
своё отношение к тем или иным поступкам детей. Это предупреждает
возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбуждённость,
азарт, стремление добиться выигрыша любой ценой.
В подготовительной группе все дети должны научиться самостоя-
тельно организовывать и проводить подвижные игры. Воспитатель целе-
направленно приучает их к этому, предлагая самостоятельно выбирать
игру, излагать её правила, распределять роли, подводить итоги. Он поощ-
ряет игровое творчество детей, нацеливает их на создание вариантов игр
путём введения новых двигательных действий, изменения правил и т.п.
Не следует проводить только командные игры и игры с соревнованиями.
Не менее интересны для дошкольников подвижные игры с простым
увлекательным сюжетом и правилами.
В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо
владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на ка-
чество движений, следит за тем, чтобы они были лёгкими, красивыми,
уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, про-
являть выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные
задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоя-
тельного решения.
Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья и в каждом
выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в ру-
ках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего зве-
ньевого
и
образуют
круг. Затем
задание
усложняется: дети
также
разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся во-
круг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-
нибудь фигуру из флажков.
Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переклю-
чаться от одной деятельности к другой – в данном случае от активного
бега к выполнению коллективного творческого задания.
Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в по-
движных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые соб-
ственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются
в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои
силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.
При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно
формируется творческая активность детей: они придумывает варианты
игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней
исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации. Вхождение в
роль формирует у детей способность представить себя на месте другого,
мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства,
которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны.
Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми,
ловкими, отважными
людьми, не
боящимися
трудностей, готовыми
пожертвовать собой ради спасения других.
Поскольку игра включает активные движения, а движение предпола-
гает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непре-
рывное исследование, постоянный приток новых сведений.
Таким образом, подвижная игра является естественной формой соци-
ального самовыражения личности и творческого освоения мира.
В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движе-
ний, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и
ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в
составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подклю-
чает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче харак-
тера движений способствует придумывание детьми упражнений на за-
данную тему. Например, придумать упражнение, имитирующее движения
животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или придумать и назвать
упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).
Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет при-
влечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Вначале
ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но посте-
пенно детям предоставляется всё больше и больше самостоятельности.
Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вна-
чале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остаётся на месте, а дети,
перебегая на другую сторону, не должны задевать «замороженных»; затем
воспитатель
усложняет
задание: убегая
от
«морозов», дети
должны
дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После это-
го воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из
предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например,
дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов,
поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конь-
кобежцев.
Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подво-
дит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их орга-
низации.
Таким образом, показателем творчества детей в игре является не
только
быстрота
реакции, умение
войти
в
роль, передавая
своё
понимание образа, самостоятельность в решении двигательных задач в
связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию
комбинаций
движений, вариантов
игр, усложнению
правил. Высшим
проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных
игр и уме-ние самостоятельно их организовывать.
В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несю-
жетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с
элементами соревнования.
Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора
ведущих, широко пользоваться считалками.
У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно
использовать подвижную игру не только для совершенствования двига-
тельных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребёнка.
Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскры-
тию индивидуальных способностей ребёнка, помогает воспитать его здо-
ровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и
творчески решать самые разнообразные задачи.
Приложение.
Конспекты подвижных игр в разных возрастных группах.
Младшая группа. Подвижная игра «Мыши в кладовой».
Перед игрой «Мыши в кладовой», когда все дети приготовились по-
слушать, как они будут играть, из-за двери вдруг раздаётся мяуканье.
Воспитатель: «Кто-то мяукает за дверью. Вы тихонько посидите, а я по-
смотрю, кто там». Педагог подходит к двери, открывает её и ласково го-
ворит: «Это кисонька пришла к нам в гости». Вносится игрушка-кошка.
Воспитатель: «Посмотрите, детки, какая красивая кошечка! Поздоровайтесь
с ней!» Затем педагог предлагает детям погладить кошечку, рассмотреть,
какие у неё красивые глаза, ушки, большие усы, бантик, какая мягкая,
шёлковая шёрстка.
Воспитатель: «Кошечка пришла с нами поиграть ». Педагог сажает к се-
бе на колени игрушку и обращается к детям: «Сейчас я вам расскажу, как
мы будем играть…В большой кладовой, где хранились сыр, крупа, горох,
сладкие сухарики, появились мыши. Они прибегали из своих норок и
грызли всё, что было вкусно. Тогда в кладовую посадили кошку, и она
приготовилась
ловить
мышей: прислушивалась
и
смотрела, когда они
появятся. А мышки увидели кошку и спрятались в своих норках. Стало
тихо-тихо. Когда кошка заснула, мышки пробрались в кладовую, разбежа-
лись в разные стороны и стали грызть – кто сыр, кто крупу, кто сухарик.
Кошка проснулась, сердито мяукнула и бросилась ловить мышей. Мышки
испугались и быстро-быстро побежали к себе в норки…Вы все будете
маленькие мышки, а ваши норки будут за стульчиками. А кошка будет
сидеть вот здесь, в кладовой у двери. Игра начинается».
В процессе игры воспитатель бережно сохраняет игровую ситуацию,
время от времени поощряет детей: «Какая ловкая мышка Анечка, нашла
сухарик и грызёт его». Замешкавшемуся или расшалившемуся ребёнку
воспитатель говорит: «Все мышки побежали быстро, а мышка Маша и
мышонок Митя не успеют убежать. Кошка проснулась, торопитесь!»
Воспитатель поощряет малейшее проявление самостоятельности, сле-
дит за образным выполнением движений, за тем, чтобы дети по возмож-
ности двигались выразительно, действовали в соответствии с сигналом.
Заканчивая игру, педагог говорит детям: «Мы очень хорошо поиграли
с кошечкой, ей у нас понравилось, и она поживёт у нас в игровом
уголке. Мы с ней ещё поиграем». Игра повторяется 5 – 6 раз.
При повторении игры «Мыши в кладовой» можно использовать и
дру-гие варианты: мышки возвращаются только в свои норки, пролезают
в щели, расположенные в разных участках игровой площадки, подлезают
под натянутый шнур.
Средняя группа. Подвижная игра « У медведя во бору».
Воспитатель: «Ребята, сегодня в нашу группу почтальон принёс по-
сылку. Я её еще не открывала. Давайте вместе посмотрим, что же в
ней?» Педагог открывает посылку и достаёт из неё мишку-игрушку.
Воспитатель: «Ребята, кто это? Правильно, это мишка, мишка косолапый.
Давайте с ним поздороваемся!» Затем педагог предлагает рассмотреть
мишку, какие у него глаза, уши, лохматая шёрстка.
Воспитатель: «Мишка пришёл к нам поиграть. Скучно ему стало од-
ному в лесу, в берлоге». Педагог сажает игрушку к себе на колени и
обращается к детям: «Сейчас я вам расскажу, как мы будем играть…В
большом лесу, в берлоге жил-был мишка косолапый. Он любил с утра
полакомиться спелой, сочной, вкусной малиной, а потом отдыхал в своей
берлоге. Но однажды в лес пришли гулять весёлые ребята. Они стали
собирать грибы, ягоды, цветы, ловить красивых бабочек, да и позабыли,
что могут разбудить медведя. Дети гуляли по поляне и приговаривали:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Разбудили дети мишку. Вышел он из берлоги, зарычал сердито на детей
– «р-р-р». Дети увидели медведя и бросились врассыпную, кто куда. По-
бежали домой. Ребята быстро умеют бегать, уворачиваться, а медведь
неуклюжий, но если до кого из детей дотронется, то уводит к себе в
берлогу…Вы все будете весёлыми ребятами, а ваш дом будет с этой
стороны площадки (очерчивается линия, за которой дети будут себя чув-
ствовать в безопасности). А берлога медведя будет на другой стороне
площадки (очерчивается берлога медведя). Дети начинают убегать после
того, как медведь на них зарычит. За линией дома медведь уже не может
ловить детей. Итак, игра начинается».
В процессе игры педагог стремиться сохранять игровую ситуацию и
роли, взятые детьми на себя, время от времени поощряет детей за лов-
кость, смелость, наблюдательность, умение увернуться от ловящего. Вос-
питатель следит за образным выполнением движений, за тем, чтобы дети
по возможности двигались выразительно, действовали в соответствии с
сигналом.
В конце игры педагог говорит детям: «Мы очень хорошо поиграли с
медведем, ему у нас понравилось, и он поживёт у нас в игровом уголке.
Мы с ним ещё поиграем».
Игра повторяется 3 – 4 раза.
При повторении игры «У медведя во бору» воспитатель может исполь-
зовать и другой вариант игры – с двумя медведями.
Старшая группа. Подвижная игра «Мышеловка».
Перед тем, как выйти на прогулку, воспитатель интересуется, в какую
подвижную игру хотели бы поиграть дети на прогулке.
Воспитатель: «Хорошо, ребята, давайте
договоримся, что
сигналом
к
началу игры будет 3 удара в бубен». После того, как дети по сигналу
соберутся, воспитатель напоминает ход игры «Мышеловка».
Воспитатель: «Вам, ребята, нужно разделиться на две неравные по со-
ставу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они
изображают мышеловку. Остальные дети – мыши. Они находятся за кру-
гом. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, Доберёмся мы до вас.
Всё погрызли, всё поели, Вот поставим мышеловки.
Берегитесь же, плутовки, Переловим всех сейчас!
Затем, вы останавливаетесь, поднимаете сцепленные руки вверх, образуя
ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По моему сиг-
налу «хлоп» дети, изображающие мышеловку, опускают руки, приседают –
мышеловка захлопнулась. Мыши, которые не успели выбежать из круга
(мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мы-
шеловка становится больше. Когда большая часть мышек будет поймана,
вы поменяетесь ролями и игра продолжится. Но помните, что после того
как мышеловка захлопнется, мышам нельзя подлезать под руки стоящих
по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Сейчас при помощи
считалки мы выберем тех, кто будет изображать мышеловку:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
А теперь напомните мне, на какой сигнал захлопывается мышеловка? Да,
правильно, когда прозвучит сигнал «хлоп». Какая мышка считается пой-
манной? Куда
встают
пойманные
мышки? Молодцы, я
вижу, что
вы
вспомнили, как играть в «Мышеловку».А теперь поиграем?»
В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети не нарушали прави-
ла, доброжелательно относились друг к другу.
В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких детей, которые
ни разу не попались в мышеловку.
Игра повторяется 4 – 5 раз.