"Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР"
Автор: Толкачева Наталья Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида"г.Орла Населённый пункт: г.Орел Наименование материала: Статья Тема: "Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР" Раздел: дошкольное образование
«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного
возраста с ОНР»
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что
развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей
речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция речевых наруше-
ний может быть возможна только при опережающем формировании фонемати-
ческого восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематических процессов не только с фоне-
тической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе
по развитию фонематического слуха и восприятия дошкольники намного лучше
воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделя-
ют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и
письма.
Недоразвитие фонематических процессов приводит к тому, что у детей
самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу. А
возникающая связь между звуком и буквой - недостаточно четкая и однозначная.
Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв,
снижается темп чтения, искажается письмо.
Изучением общего недоразвития речи занимались Н.А. Никашина, Г.А. Каше,
С.Н. Сазонова,
Л.Ф. Спирова,
Т.В. Туманова,
Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина,
А.В. Ястребова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию
фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи .
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, обладающий
способностью
осуществлять
операции
различения
и
узнавания
фонем,
составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое
восприятие–
специальные
умственные
действия
по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
У
детей с общим недоразвитием речи нарушены как процесс формирования
произносительной
системы
языка,
так
и
процесс
восприятия
звуков
речи.
Фонематический слух может быть нарушен первично или вторично, в одном случае
он нарушается из-за недостатков развития артикуляционного аппарата (ребенок не
дифференцирует
неправильно произносимые
звуки),
в
другом
случае
ребенок
неправильно произносит сходные по артикуляции или акустически звуки из-за
нарушения фонематического восприятия.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно в игре
формируются личностные качества, развиваются все психические процессы, в том
числе речь. Специально подобранные дидактические игры являются эффективным
средством развития речи и, в частности, средством коррекции фонематического
слуха у детей дошкольного возраста.
Развитие у ребёнка фонематического слуха связано со сложнейшей операцией
обобщения произносительно-слуховых признаков звуков речи, обобщение, которое
отражает
звуковые
отношения
родного
языка.
Как
указывал
А.Н.Гвоздев,
«формирование
фонем,
завершающее
усвоение
звуковой
системы
языка,
происходит
тогда,
когда
у
ребёнка
осуществляется
распознавание
прежде
смешиваемых
звуков
и
их
устойчивое
использование
для
различения
слов
в
соответствии с имеющейся в языке традицией».
У
детей
с
общим
недоразвитием
нередко
имеется
определенная
зависимость
между
уровнем
фонематического
восприятия
и
количеством
неправильно произносимых звуков, то есть чем большее количество звуков не
сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется
точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
Недостаточность
анализа
или
синтеза
сказывается
на
развитии
произношения в целом, однако, если наличие первичного фонематического
слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения
чтением и письмом. Необходимо развитие более высоких форм фонематического
слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки,
устанавливать
порядок
звуков
в
слове, т.е. производить анализ звуковой
структуры слова.
Характер
нарушенного
звукопроизношения
у
детей
с
ОНР
указывает
на
низкий
уровень
развития
фонематического
слуха.
Они
испытывают
трудности
тогда,
когда
им
предлагают,
внимательно
слушая,
поднимать
руку
в
момент
произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при
повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе
слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в
слове, при подборе картинок на заданный звук.
Несформированность фонематического слуха выражается в:
•
нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
•
неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
•
затруднениях при анализе звукового состава речи.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не
воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по
артикуляции
звуки
речи.
Его
словарь
не
пополняется
теми
словами,
в
состав
которых
входят
труднопроизносимые
звуки.
В
дальнейшем
ребёнок
начинает
значительно отставать от возрастной формы.
Дидактическая игра является формой совместной деятельности ребенка не
только со взрослым, но и со сверстником. При этом дети учатся согласовывать свои
действия
с
действиями
других,
лучше
осознают
и
усваивают
правила
игры.
Наблюдая и оценивая действия других детей и предвидя собственное выполнение
тех же действий, ребенок лучше осознает правила, а потом и свои собственные
действия.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапах
логопедической
работы
и
проводится
в
игровой
форме
на
фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается
эта
работа
на
материале
неречевых
звуков
и
постепенно
охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков,
уже
освоенных
детьми,
до
тех,
которые
только
ещё
ставятся
и
вводятся
в
самостоятельную речь).
Параллельно
с
самых
первых
занятий,
проводится
работа
по
развитию
слухового внимания и слуховой
памяти, что позволяет добиваться
наиболее
эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
Это очень важно, так как неумение
вслушиваться в речь окружающих часто
является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В
процессе
логопедических
занятий
ребёнок
должен,
прежде
всего,
приобрести умения контролировать своё произношение и исправлять его на основе
сравнения собственной речи с речью окружающих.
Для детей с нарушением фонематического слуха большое значение имеют
игры, требующие слухового внимания. Это игра «Кто спел?»; «Угадай кто сказал?»
и т.д. В такие игры играют обычно 3-5 человек. Очень важно на первых занятиях
создать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по
своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой.
Всю
систему
логопедической
работы
по
развитию
у
детей
способности
дифференцировать фонемы Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина условно
разделили на шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап – различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов.
V этап – дифференциация фонем.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Остановимся
подробнее
на
том,
как
осуществляется
ра з в и ти е
фонематического слуха у детей на каждом из указанных этапов логопедического
воздействия.
Н а первом
этапе
в
процессе
специальных
игр
и
упражнений
у
детей
развивают
способность
узнавать
и
различать
неречевые
звуки.
Эти
занятия
способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего
невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
На
первых
занятиях
детям
предлагалось
послушать
звуки
за
окном:
Что
шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто кричит? (мальчик). Кто разговаривает?
(люди). Кто смеётся? (девочка) и т.д.
На
протяжении второго этапа детей учат различать высоту, силу и тембр
голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например,
дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух
определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут
водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его позвал.
Значение данного этапа велико, поскольку ребёнок научится различать высоту,
силу
и
тембр
голоса,
что
играет
немаловажную
роль
для
достижения
боле
эффективных результатов.
Н а третьем
этапе
дети
должны
научиться
различать
слова,
близкие
по
звуковому составу.
Например,
логопед
выставляет
на
наборном
полотне
картинки,
названия
которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом,
сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет три-четыре слова, а дети
отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в одну
линию: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и
каждому
даёт
по
картинке.
Ребёнок
должен
поставить
эту
картинку
под
той,
название которой звучит похоже.
В заключение этого этапа ребёнок научится различать слова, близкие по
звуковому
составу,
что
позволит
с
наибольшей
целесообразностью
достичь
педагогического эффекта.
На четвёртом этапе детей учат различать слоги.
Логопед
произносит
несколько
слогов,
например,
на-на-на-па.
Дети
определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например,
на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.п.
На этом этапе коррекционного процесса дети научатся различать слоги, ранее
возникавшие трудности при повторении за логопедом слогов с парными звуками:
па-ба-па,
ба-ба-па,
исчезнут,
это
позволит
добиться
наиболее
ускоренных
результатов развития фонематического восприятия.
Н а пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать
нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.
Учитель-логопед раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки,
птички и объясняет: « Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поёт и-и-
и-и». Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети
поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется:
1)
Логопед произносит звуки кратко;
Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что
красный кружок соответствует, например, звуку [а], жёлтый – [и], зелёный – [у];
В ряд гласных [а], [у], [и], включают другие звуки, например, [о], [ы], [э],
на который дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации фонем.
Работу по дифференциации фонем Р.И.Лалаева предлагает проводить с опорой
на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые
от органов артикуляции во время произношения звуков.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по
определению
положения
различных
речевых
органов
(губ,
языка,
голосовых
складок)
во
время
произношения
звуков
речи.
Чем
более
точно
ребёнок
представляет звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более
чётко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звук речи.
Развитие
функции
фонематического
анализа
способствует,
таким
образом,
совершенствованию звукопроизносительной дифференциации.
Таким образом, на этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. В
логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового
различия звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с
развитием фонематического анализа и синтеза.
Задачей шестого
этапа
является
выработка
у
детей
навыков
звукового
анализа, необходимым условием которого является: умение представить звуковой
состав
слова
в
целом,
а
затем,
анализируя
его
выделить
звуки,
сохраняя
их
последовательность
и
количество
в
слове.
Звуковой
анализ,
как
подчёркивает
Д.Б.Эльконин, есть не что иное, как овладение определённой учебной операции,
умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове».
Формирование
этого
учебного
действия
происходит
постепенно
и
требует
от
ребёнка активности и сознательности.
Таким образом, умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом
составе
слова
предполагает
достаточный
уровень
развития
фонематического
представления у ребёнка и овладения определённым учебным действием .
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове,
отхлопывая звук – и трёхсложные слова, выделять ударный слог. После этого
проводится анализ сочетания гласных звуков.
Затем
приступают
к
выделению
согласных
звуков.
При
этом
должна
соблюдаться определённая последовательность: сначала ребёнка учат выделять в
слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются
глухие взрывные согласные). Для этой цели проводится такое упражнение.
Дети по одному выходят к столу и вынимают из конверта картинки, громко,
чётко называют их, выделяя последний звук. Затем ребёнок повторяет этот звук
отдельно.
Таким
образом,
в
процессе
обучения
дети
последовательно
овладевают
анализом всё более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки
речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым
моделям, находить сходство и различие и т.д. В результате, дети приобретают
широкую ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимую для обучения
чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.
С
целью
развития
фонематических
процессов
в
системе
обучения
предусматриваются
специальные
упражнения.
Одна
группа
упражнений
направлена только на восприятие речи – дети отвечают на вопросы при помощи
действий, показа картинок. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале
обучения,
когда
активный,
правильно
произносимый
словарь
детей
ограничен.
Вторая
группа
упражнений,
имея
те
же
цели,
предусматривает
не
только
восприятие лексического материала, но и его воспроизведения. Это повторение
слоговых
рядов,
рядов
слов,
предложений,
заучивание
наизусть
различного
речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения.
Предусматривается
также
определённое
соответствие
между
изучаемыми
звуками
и
определёнными
формами
анализа:
от
выделения
первого
ударного
гласного звука (а, о, у, и) в начале слова до овладения звуковым анализом и
синтезом прямых слов типа СА, а также односложных слов типа СУП, СОК, СУК.
По мере овладения детьми этими навыками в занятия включают всё большее
количество
игр
и
упражнений,
сочетающих
в
себе
закрепление
поставленных
звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа
помогает
быстрейшему
введению
в
речь
поставленных
звуков.
В
результате
проведения
многочисленных
дидактических
игр
на
правильное
произношение
звуков, фонематический слух и восприятие, анализ и синтез звукового состава речи,
дети
оказываются
хорошо
подготовленными
к
овладению
чтением,
а,
следовательно, и к школьному обучению в целом.