Напоминание

"Игра — источник речевого развития дошкольника"


Автор: Кучеренко Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Белый медвежонок"
Населённый пункт: село Газ-сале, Тазовский район, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра — источник речевого развития дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Игра — источник речевого развития

дошкольника»
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника. Сюжетно-ролевые игры. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Этой игре присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность, самостоятельность, активность и творчество. Роль игры. Способствует развитию речевых навыков Ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения Способствует овладению навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностных взаимоотношений. Формирует способность сыграть роль другого человека. Помогает сплотить детский коллектив. Способствует самоутверждению каждого в коллективе. Умение отстоять свою точку зрения Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие взаимопомощь. Тематика сюжетно- ролевых игр различна, подбирается в соответствии возрасту детей. Мною подобрана картотека игр старшего дошкольного возраста. Игра- драматизация. Драматизировать - значит разыграть в лицах произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Роль игры- драматизации. Совершенствование диалогов и монологов
Освоение выразительности речи Развитие связной речи. Способность перевоплощаться, Является средством самовыражения и самореализации ребенка Позволяет психологически сблизиться с героем сказки. Обогащает жизненный опыт. Чаще всего основой игр- драматизаций являются русские народные сказки «Теремок», «Репка», Лиса, заяц и петух» и др. Также важно в работе использовать игры-имитации, мини- постановки. Например, по рассказу Сутеева «Цыпленок и утенок» роль утенка я предложила девочке с хорошо поставленной речью, а роль цыпленка - ее подруге, которая стесняется. Затем я предложила поменяться ролями, и Ангелине удалась роль главного героя. Строительно - конструктивные игры. Строительно- конструктивная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающего мира в постройках и связанных ними действиях. Дети самостоятельно возводят сооружения и обыгрывают их. Очень часто этот вид деятельности плавно переходит в сюжетно- ролевую игру. Роль строительно - конструктивных игр. Учат общаться со сверстниками Развивают взаимопонимание Учат доводить начатое дело до конца Развивается интерес к технике, творчество, мышление, пространственное воображение. Дидактические игры. Это одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Дидактическая игра реализует и обучающую и игровую цель. Роль игры. Побуждает к общению Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью
Способствует совершенствованию разговорной речи Способствует обогащению словаря Повышает результат коррекционной работы. Влияет на формирование грамматического строя языка Активизирует психические процессы Вызывает интерес к процессу познания Стимулирует работоспособность. В своей работе с детьми использую различные виды дидактических игр: игры с предметами, настольно- печатные игры, словесные игры. Игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметом и таким образом знакомиться с ним. В этих играх дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия, знакомятся со свойствами предметов. Примеры таких игр: «Чудесный мешочек», «Опиши данный предмет», «Что сначала - что потом». Настольно- печатные игры интересны детям при ознакомлении с окружающим миром. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино» «Парные картинки». Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи. Они построены на словах и действиях играющих. «Запомни и назови», «Составь предложение», «Когда это бывает». Игры-эксперименты. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - пойму». Это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. Они очень интересны и увлекательны, так как имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата. Одно из направлений экспериментальной деятельности – это опыт. Опыты можно проводить как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместно-организованной деятельности. Например: после чтение рассказа Л. Толстого «Хотела Галка пить» мы вместе с детьми опытным путем доказали, что уровень воды действительно увеличивается, если в стакан добавлять камни. Чтобы работа по речевому развитию была эффективной - в группе мы оформили зоны для познавательно- речевого развития. Она охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит: дидактические и настольно- печатные игры разной направленности, коллекции, демонстрационный материал оборудование для экспериментальной деятельности и проведение опытов, мини- библиотеку. Все это находится в полном распоряжении детей.
Для детей дошкольного возраста речевое развитие – это сложный, комплексный процесс, но если мы к решению задач подойдем грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет. Кучеренко Светлана Александровна


В раздел образования