Автор: Кучеренко Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Белый медвежонок" Населённый пункт: село Газ-сале, Тазовский район, Тюменская область, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: "Игра — источник речевого развития дошкольника" Раздел: дошкольное образование
дошкольника»
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников
является игра. Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок
получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем
мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой
ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Этой игре присущи эмоциональная
насыщенность и увлеченность, самостоятельность, активность и творчество.
Роль игры.
Способствует развитию речевых навыков
Ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения
Способствует овладению навыками и умениями диалогической речи в условиях
межличностных взаимоотношений.
Формирует способность сыграть роль другого человека.
Помогает сплотить детский коллектив.
Способствует самоутверждению каждого в коллективе.
Умение отстоять свою точку зрения
Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие взаимопомощь.
Тематика сюжетно- ролевых игр различна, подбирается в соответствии возрасту детей.
Мною подобрана картотека игр старшего дошкольного возраста.
Игра- драматизация.
Драматизировать - значит разыграть в лицах произведение, сохраняя последовательность
рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей.
Роль игры- драматизации.
Совершенствование диалогов и монологов
Освоение выразительности речи
Развитие связной речи.
Способность перевоплощаться,
Является средством самовыражения и самореализации ребенка
Позволяет психологически сблизиться с героем сказки.
Обогащает жизненный опыт.
Чаще всего основой игр- драматизаций являются русские народные сказки «Теремок»,
«Репка»,
Лиса, заяц и петух» и др. Также важно в работе использовать игры-имитации, мини-
постановки. Например, по рассказу Сутеева «Цыпленок и утенок» роль утенка я
предложила девочке с хорошо поставленной речью, а роль цыпленка - ее подруге, которая
стесняется. Затем я предложила поменяться ролями, и Ангелине удалась роль главного
героя.
Строительно - конструктивные игры.
Строительно- конструктивная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием
которой является отражение окружающего мира в постройках и связанных ними
действиях.
Дети самостоятельно возводят сооружения и обыгрывают их. Очень часто этот вид
деятельности плавно переходит в сюжетно- ролевую игру.
Роль строительно - конструктивных игр.
Учат общаться со сверстниками
Развивают взаимопонимание
Учат доводить начатое дело до конца
Развивается интерес к технике, творчество, мышление, пространственное воображение.
Дидактические игры.
Это одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Дидактическая игра
реализует и обучающую и игровую цель.
Роль игры.
Побуждает к общению
Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью
Способствует совершенствованию разговорной речи
Способствует обогащению словаря
Повышает результат коррекционной работы.
Влияет на формирование грамматического строя языка
Активизирует психические процессы
Вызывает интерес к процессу познания
Стимулирует работоспособность.
В своей работе с детьми использую различные виды дидактических игр: игры с
предметами, настольно- печатные игры, словесные игры.
Игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметом и таким
образом знакомиться с ним. В этих играх дети учатся сравнивать, устанавливать сходства
и различия, знакомятся со свойствами предметов. Примеры таких игр: «Чудесный
мешочек», «Опиши данный предмет», «Что сначала - что потом».
Настольно- печатные игры интересны детям при ознакомлении с окружающим миром.
Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино» «Парные картинки».
Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и
развития речи. Они построены на словах и действиях играющих. «Запомни и назови»,
«Составь предложение», «Когда это бывает».
Игры-эксперименты.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи –
и я запомню, дай попробовать - пойму».
Это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых
задач. Они очень интересны и увлекательны, так как имеют возможность научиться видеть
проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться
результата.
Одно из направлений экспериментальной деятельности – это опыт. Опыты можно
проводить как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в
совместно-организованной деятельности. Например: после чтение рассказа Л. Толстого
«Хотела Галка пить» мы вместе с детьми опытным путем доказали, что уровень воды
действительно увеличивается, если в стакан добавлять камни.
Чтобы работа по речевому развитию была эффективной - в группе мы оформили зоны для
познавательно- речевого развития. Она охватывает разнообразное содержание и
предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит:
дидактические и настольно- печатные игры разной направленности, коллекции,
демонстрационный материал оборудование для экспериментальной деятельности и
проведение опытов, мини- библиотеку. Все это находится в полном распоряжении детей.
Для детей дошкольного возраста речевое развитие – это сложный, комплексный процесс,
но если мы к решению задач подойдем грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач
у детей не возникнет.
Кучеренко Светлана Александровна