Напоминание

Роль игры в развитии и воспитании детей


Автор: Жигналь Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, город Муравленко
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в развитии и воспитании детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья на тему:

«Роль игры в развитии и воспитании детей»

воспитатель Жигналь Е.Н.

МБДОУ «ДС «Солнышко»


«Роль игры в развитии и воспитании детей»
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Эти строки из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. «Почему мы, взрослые, редко возвращаемся в мыслях в эту счастливую пору жизни? Это облегчало бы нам понимание детской души…» - Так нечестно, ты подсматривал, когда я пряталась,- кричала девочка с двумя маленькими косичками, прервав мои размышления. Вся ее поза, лицо выражали великое возмущение. В это время из-за угла выбежали двое вихрастых мальчишек. Они выручились первыми и тоже очень бурно выражали свое отношение к случившемуся. Но вот на первом этаже открылось окно, и раздался чей-то грозный голос: - Прекратите шуметь! Или уходите отсюда куда-нибудь подальше. Покоя от вас нет! Ребята собрались в кучку. «Пойдемте! - сказал один из них. - Все равно он не даст нам играть». К сожалению, наблюдать такое в наши дни приходится нередко. Но еще хуже, когда играющих ребят гонят с глаз долой сами родители. Сделал уроки - можешь отправляться на все четыре стороны, беги играть с ребятишками. А где будет играть ребенок, с кем, в какие игры? Эти вопросы в некоторых семьях не кажутся важными, требующими пристального родительского внимания. Вот почему в этой беседе мне и хочется поговорить о роли игр в семейном воспитании, о том, что игры – не только развлечение или забава. В чем же выражается роль игр в жизни детей? Игра, также как и труд, - это вид деятельности ребенка, в процессе которой формируется его личность. Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры все то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Они «ходят», как мама и папа, на работу, сидя на табуретке, изображают из себя шофера - как старший брат или сосед дядя Миша, стряпают, прибирают – как бабушка, и, конечно, копируют в своих играх взаимоотношения взрослых, которые их окружают. Воспитатели детского сада обычно очень хорошо знают атмосферу в семье своих воспитанников, многое об их родителях именно по тому, что все время играют с детьми, наблюдают за играми. Игры, отражая окружающую жизнь, развивают творческое отношение детей к жизни. Ребята, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока еще ограниченные познания. В этом легко убедиться, если присмотреться, как играют разные дети в одинаковые игры. Одни мальчишки, играя «в охотников», только бегают с палкой – ружьем, и воспроизводят звуки, похожие на выстрел.
Другие «охотятся» на определенного зверя, рассказывают друг другу о его повадках – словом, входят в роль охотников, насколько позволяют разнообразные сведения, полученные от взрослых, из книг, кино. Если взрослые систематически проявляют заботу о расширении жизненных впечатлений своих детей-дошкольников, то это обязательно проявится в играх, которые будут отражать не только жизнь семьи, но и труд людей разных профессий, какие-то общественные события, различные стороны жизни нашей Родины. В игре дети начинают познавать мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общаться с людьми. Все выдающиеся педагоги подходили к детским играм именно с такой точки зрения. «Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания…»,- писала Н.К. Крупская. А.С. Макаренко тоже неоднократно подчеркивал, что «хорошая игра – важное средство воспитания ребенка, подготовки его к труду. В лекциях для родителей он говорил о том, что между игрой и работой много общего. Игра приучает к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы. Она, как и работа, доставляет «радость творчества», «радость побед». В игре дети приобретают умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями, преодолевать трудности, приучаются чувствовать ответственность за выполнение задуманного. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Особая тяга ребят к подвижным, спортивным играм тоже нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых. Нормальное физическое развитие невозможно без постоянного движения. Двигаться ребенку необходимо так же, как дышать. Дети всех возрастов гораздо больше устают от недостатка движения, чем от его избытка. Вот почему они далеко не всегда реагируют на окрики: «Перестаньте бегать!», «Прекратите возню!», «Передохните немножко!». Подвижные игры развивают силу, ловкость, выносливость, сноровку, интерес и любовь к спорту. Это особенно хорошо знают родители, которые сами увлекаются спортивными играми и потому получают счастливую для воспитания возможность проводить со своими детьми большую часть свободного времени. Кроме творческих и подвижных, есть еще одна группа игр, увлекательных и полезных для детей. Это игры, которые развивают внимание, память, наблюдательность, глазомер, смекалку – качества, необходимые человеку в учебе и в любом другом труде. Эти игры педагоги называют дидактическими. Часто они носят характер своеобразного соревнования и интересно проходят в семейной обстановке. Кто правильно отгадает предметы по звуку или на ощупь? Кто точнее и подробнее опишет два-три предмета, рассматривая их не больше двух минут? Кто быстрее угадает предмет по одному или двум признакам?
Кто быстрее в уме поставит в алфавитном порядке буквы какого-либо короткого слова: чашка, крышка, ложка?.. Кто лучше нарисует с закрытыми глазами какие-либо два-три простых предмета? Есть специальные сборники с описанием подобных игр. Одни из них называется «От игры к самовоспитанию» (авторы Е.М. Гельфан и С.А Шмаков). Такое название не случайно. «…Мы рассматриваем игры как способ подготовки детей к жизни, как педагогическое средство их развития и воспитания. В игре наглядно видно, что у детей в избытке и чего им недостает, над чем следует потрудиться воспитателю»,- пишут авторы в предисловии. Вот некоторые игры из этого сборника: «Построй в темноте (из кубиков, спичечных коробков)», «Кто быстрее соберет?», «Из какой песни?», «Узнай по голосам», «Отыщи вслепую», «Попади в темноте», «Напиши в темноте», «Попади не глядя», «Три дела одновременно», «Чьи пальцы более ловкие?», «Что к чему?» и т.д. Уже само название игр в какой-то мере подсказывает их содержание. Эти игры хороши тем, что не требуют особого инвентаря, особых условий, в них можно играть дома, на улице, в дороге. И, наконец, они одинаково интересны для детей и взрослых, что очень важно. Принимая участие в играх детей, взрослые приобретают выгодную педагогическую позицию. Здесь взрослый не наставник, которого надо беспрекословно слушаться, а товарищ, подчиняющийся, как все, определенным правилам. «Временна потеря» руководящего положения дает возможность взрослому заметить в ребенке то, что ускользает при их обычных взаимоотношениях, - увидеть ребенка глазами его товарищей. Почему это важно? «Раньше меня удивляло, отчего ребята так быстро узнают нового товарища, так сразу знают, кто будет хорошим товарищем, а кто нет. Потом я понял: легче всего узнать это во время игры. Ребята сразу говорят: «Задавала, командир, ломака, недотрога, подлиза, псих, злюка, ябеда, плакса», - так пишет известный польский педагог Януш Корчак. Игра раскрывает ребенка с разных сторон, показывает, какие черты характера проявляются уже сейчас, за что его ценят товарищи, за что осуждают. Вот почему игра помогает родителям вовремя обратить внимание на те стороны поведения, характера, которые нужно как можно быстрее пресечь. Игра дает возможность родителям сравнивать своего ребенка с другими детьми. И это очень важно для того, чтобы в семье составить правильное мнение о слабых и сильных сторонах формирующегося характера сына или дочери. В играх все делают по общим правилам, - и все-таки какими-то штрихами, отражающими ту или иную черту характера, дети в игре отличаются друг от друга. Вот несколько ребят играют в лото: «Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Это маленький девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми
щеками и жирными, как у негра, губами. Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки беспокойно и ранимо бегают по картам партнеров. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его, Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка лет шести, с кудрявой головкой и цветом лица, который бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Ему давно уже нужно куда-то сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек. Так как он знает одни только единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него покрывает цифры Аня…» Это отрывок из рассказа А.П. Чехова «Детвора». Теперь наши дети, особенно вот такие маленькие (что очень приятно), в лото на деньги не играют. Исчезли и исчезают многие старинные игры (хотя о некоторых из них стоит пожалеть, например, о разнообразных играх с хороводами), появляется много новых и полезных игр. Итак, игры представляют большой интерес не только для детей, но и для взрослых. Использование игр как средства воспитания – проблема актуальная. В последние годы игры обязательно входят в программу сборов, слетов, конкурсов. Значительный воспитательный эффект имеют такие игры, как «Разведка полезных дел», «Красные следопыты», «Зарница». Игры приобретают большой педагогический смысл там, где в них принимают участие взрослые, которые правильно понимают их познавательные и воспитательные цели. И в семье, если родители относятся к детским играм с педагогической мудростью, они могут стать плодотворным средством, воздействующим на ребят исподволь, без скучных назиданий. Но в чем же конкретно проявляется эта «мудрость»? Когда дети маленькие, - например, в правильном отношении к игрушкам. Есть родители, которые засыпают своего ребенка новыми игрушками. Однако их обилие приводит к тому, что они занимают ребенка только в первый момент, а потом он их ломает, забрасывает, родители же бранят его за это и
наказывают. В таких случаях игрушка теряет воспитательную роль. Мы часто слышим фразу: «В воспитании нет мелочей». Так вот покупка каждой игрушки – это тоже не мелочь. Ее надо обдумать. Маленькая Маша очень любит сказки, особенно про Красную Шапочку и Буратино. Купите ей куклу – Буратино, сшейте красную шапочку для куклы, которая у нее есть, и предложите ей поиграть в эти сказки. Красная Шапочка и Буратино скоро станут любимыми игрушками дочери. Если отец решил купить сыну игрушечную машину – самосвал, подъемный кран или трактор, то надо рассказать ему как можно больше об этих машинах, чтобы дать пищу для развития детской фантазии в игре. Воспитательное значение имеют и игрушки-самоделки. Хорошо, когда ребята любят что-то мастерить из глины, картона, дерева, проволоки, бумаги. Надо с большим уважением относиться к тому, что дети сделали своими руками, не считать это хламом, который можно без разрешения выбросить, сломать, измять. Очень часто кораблик из бумаги, лодка из кусочка дерева становятся для ребенка самыми интересными игрушками. - Ну, хватит тебе возиться, иди сейчас же домой! Сколько тебя ждать? Такие приказы, обращенные к играющим детям, слышишь нередко. Как вмешаться в игру? И об этом надо подумать старшим. - Когда пароход подойдет к пристани, пусть капитан идет ужинать. Такое «подключение» взрослого в игру дает гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики. Участие в игре, как с младшими, так и со старшими детьми предъявляет к взрослым большие требования - уметь играть с таким же увлечением и, вдохновением, радостью, подчиняться всем без исключения правилам, а свои наблюдения и обобщения делать незаметно для детей. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, особенно дома. Поэтому не использовать ее как средство воспитания в семье – большое упущение. Но, как и всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени поступиться своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино, не поболтать лишний раз с соседями. Что ж, это ведь не самые большие «жертвы» из тех, что приносят родители. Все это окупится укреплением той близости, которая устанавливается у них с детьми.


В раздел образования