Напоминание

Активные методы обучения учащихся по истории и обществознанию в условиях ФГОС.


Автор: Серова Наталья Павловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Краснополковская основная школа
Населённый пункт: Ульяновская область, Карсунский район, с.Краснополка
Наименование материала: статья
Тема: Активные методы обучения учащихся по истории и обществознанию в условиях ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад





Активные методы обучения

учащихся

по истории и обществознанию

в условиях ФГОС.
В настоящее время возрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания и других предметов гуманитарного цик- ла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать гра- ждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискус- сию, дебаты. Активные методы обучения– методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использова- ния, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его приме- няет. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности уча- щихся в процессе освоения учебного материала. Формы работы, повышающие уровень активности обучения. 1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрирован- ный урок и другие.). 2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрирован- ные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинирован- ные, проектные занятия, творческие мастерские и др.) 3. Использование игровых форм. 4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог). 5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуа- ции и др.). 6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригад- ные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.). 7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.). 8. Внедрение развивающих дидактических приемов - речевых оборотов типа «Хочу спросить …», - «Для меня сегодняшний урок …», - «Я бы сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; - художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.
9. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поис- ковый, творческий и др.). 10.Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познаватель- ных, социальных и др.). 11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффирен- цированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.). 12. Деятельностный подход в обучении. Вот некоторые примеры из опыта работы: Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация) • Учитель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). • Учитель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. • Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с учителем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Импровизированные дебаты. 9 класс. Урок обществознания. Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преиму- ществах) позиции, отстаиваемой вашей командой. Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Примеры тем: «Власть портит человека 10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жре- бий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, опреде- ление лучших ораторов. Правовое государство. «Карусель» (работа в два круга). Учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства.
Их задача
– убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по- настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гра- жданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой госу- дарственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и ар- гументы, в том числе из современной жизни. ( Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, едино- личной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что толь- ко в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требу- ют себе больше прав. Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сиг- налу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д. «Референдум» ( «Народное мнение» ). Заранее нужно подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из ре- альной политической жизни страны. Тему и вопросы референдума объявить
за неделю – две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посове- товаться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение. Во время « референдума» проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает «да» или «нет» и опускает заполненный бюллетень в урну (использовать коробку или ящик). Затем педа- гог вынимает все бюллетени и ведётся подсчёт голосов ( счётная комиссия из 3 – 4-х учащихся ). Можно объявить результаты «референдума» на следую- щем занятии. Дискуссия. Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко определе- ны и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести аргу- менты «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов а правильности своей позиции. Темы дискуссий по истории. 9 класс. - «Альтернативы развития России в 1917 году». - «Противоречия НЭПа». Темы дискуссий по праву. 9 класс. 1. «Добро и зло». 2. Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред обществу. «Подросток как работник». 1. Использование труда подростка неэффективно, это всё равно есть зелёное яблоко. 2. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку, во- прос о том, в каком возрасте и где начинать работать – это личное дело каж- дого. Были бы для этого силы и желание! Групповая работа.(Я называю «Жужжащие группы» или «Ульи») Уча- щимся даю задания по группам на уроках истории, обществознания. Каждая группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказатель- ства. Иногда я применяю такой способ активизации работы группы– рассказывание притчи. Так, при изучении темы «Политическая система и ее роль в жизни общества» цели и задачи занятия школьники сформулировали, исходя из услышанного: «Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. - Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец. - В других областях князья угнетают свой народ. - Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страш- нее для человека, чем лютый зверь». В ходе обсуждения притчи были даны характеристики и политических режимов, и форм правления, а результатом стало написание каждой группой обществоведческого эссе.
На уроках применяются электронные учебники: «История России», « «Обществознание», «Основы правовых знаний». В них даются для рассмот- рения вариативные проблемные задания, тестовые тренинги, тексты с ошиб- ками. Для стимулирования познавательной деятельности в своей работе я ча- сто применяю задания креативного характера: - предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;  составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников;  создание образа (рисуночного, двигательного, словесного). Весь урок может иметь нестандартную форму - урок-диалог («Два мира - две культуры», 9 кл.); - урок защиты творческих работ, проектов; урок творческого обобщения; - урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки; урок-выставка («Восточные славяне в древности», 7 кл.); - урок-конференция; - урок-зачет - урок-путешествие («Путешествие в Акрополь древней Греции», 5 кл); Таким образом, применение активных форм работы на уроке способ- ствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышле- ние, коммуникативные навыки, реализации системно-деятельностного подхо- да по ФГОС.


В раздел образования