Активные методы обучения учащихся по истории и обществознанию в условиях ФГОС.
Автор: Серова Наталья Павловна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ Краснополковская основная школа Населённый пункт: Ульяновская область, Карсунский район, с.Краснополка Наименование материала: статья Тема: Активные методы обучения учащихся по истории и обществознанию в условиях ФГОС. Раздел: среднее образование
в условиях ФГОС.
В настоящее время возрастает роль активных форм и методов обучения
на уроках истории, обществознания и других предметов гуманитарного цик-
ла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать гра-
ждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискус-
сию, дебаты.
Активные методы обучения– методы, стимулирующие познавательную
деятельность обучающихся, характеризуются высоким уровнем активности
учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации
учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от
природы и содержания соответствующего метода, способов их использова-
ния, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его приме-
няет.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности уча-
щихся в процессе освоения учебного материала.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения.
1.
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая
игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрирован-
ный урок и другие.).
2.
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрирован-
ные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинирован-
ные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
3.
Использование игровых форм.
4.
Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
5.
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуа-
ции и др.).
6.
Использование различных форм учебной работы (групповые, бригад-
ные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
7.
Использование
дидактических
средств
(тесты,
терминологические
кроссворды и др.).
8.
Внедрение развивающих дидактических приемов
- речевых оборотов типа «Хочу спросить …»,
- «Для меня сегодняшний урок …»,
- «Я бы сделал так …»,
«Я думаю, что …» ит.д.;
- художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и
др.
9.
Интерактивные
методы
обучения
(репродуктивный,
частично-поис-
ковый, творческий и др.).
10.Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познаватель-
ных, социальных и др.).
11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффирен-
цированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
12. Деятельностный подход в обучении.
Вот некоторые примеры из опыта работы:
Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация)
•
Учитель
сообщает,
что
в
лекции
будет
сделано
определенное
количество ошибок различного типа (5-7).
•
Учитель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он
по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.
•
Слушатели
в
конце
лекции
должны
назвать
ошибки,
вместе
с
учителем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.
Импровизированные дебаты. 9 класс. Урок обществознания.
Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преиму-
ществах) позиции, отстаиваемой вашей командой.
Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а
вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Примеры тем: «Власть
портит человека
10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жре-
бий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а
какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, опреде-
ление лучших ораторов.
Правовое государство. «Карусель» (работа в два круга).
Учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) –
активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего
партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-
настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гра-
жданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой госу-
дарственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и ар-
гументы, в том числе из современной жизни.
( Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, едино-
личной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что толь-
ко в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требу-
ют себе больше прав.
Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сиг-
налу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага
вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты
для очередного диалога и т.д.
«Референдум»
( «Народное мнение» ). Заранее нужно подготовить
бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из ре-
альной политической жизни страны. Тему и вопросы референдума объявить
за неделю – две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посове-
товаться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.
Во время « референдума» проводится голосование: каждый желающий
получает один бюллетень с вопросами, отвечает «да» или «нет» и опускает
заполненный бюллетень в урну (использовать коробку или ящик). Затем педа-
гог вынимает все бюллетени и ведётся подсчёт голосов ( счётная комиссия из
3 – 4-х учащихся ). Можно объявить результаты «референдума» на следую-
щем занятии.
Дискуссия.
Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои
умственные
способности
для
необходимого
доказательства.
Обсуждается
сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко определе-
ны и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести аргу-
менты «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов
а правильности своей позиции.
Темы дискуссий по истории. 9 класс.
- «Альтернативы развития России в 1917 году».
- «Противоречия НЭПа».
Темы дискуссий по праву. 9 класс.
1. «Добро и зло».
2. Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред
обществу.
«Подросток как работник».
1. Использование труда подростка неэффективно, это всё равно есть
зелёное яблоко.
2. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку, во-
прос о том, в каком возрасте и где начинать работать – это личное дело каж-
дого. Были бы для этого силы и желание!
Групповая работа.(Я называю «Жужжащие группы» или «Ульи») Уча-
щимся даю задания по группам на уроках истории, обществознания. Каждая
группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказатель-
ства.
Иногда
я
применяю
такой
способ
активизации
работы
группы–
рассказывание притчи.
Так, при изучении темы «Политическая система и ее
роль в жизни общества» цели и задачи занятия школьники сформулировали,
исходя из услышанного:
«Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее
горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
- Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.
- В других областях князья угнетают свой народ.
- Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страш-
нее для человека, чем лютый зверь». В ходе обсуждения притчи были даны
характеристики и политических режимов, и форм правления, а результатом
стало написание каждой группой обществоведческого эссе.
На уроках применяются электронные учебники: «История России», «
«Обществознание», «Основы правовых знаний». В них даются для рассмот-
рения вариативные проблемные задания, тестовые тренинги, тексты с ошиб-
ками.
Для стимулирования познавательной деятельности в своей работе я ча-
сто применяю задания креативного характера:
- предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно,
например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;
составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария
спектакля, своего задания для других учеников;
создание образа (рисуночного, двигательного, словесного).
Весь урок может иметь нестандартную форму
- урок-диалог («Два мира - две культуры», 9 кл.);
- урок защиты творческих работ, проектов; урок творческого обобщения;
-
урок
рецензирования,
взаимоконтроля,
самооценки; урок-выставка
(«Восточные славяне в древности», 7 кл.);
- урок-конференция;
- урок-зачет
- урок-путешествие («Путешествие в Акрополь древней Греции», 5 кл);
Таким образом, применение активных форм работы на уроке способ-
ствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышле-
ние, коммуникативные навыки, реализации системно-деятельностного подхо-
да по ФГОС.