Автор: Скворцова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 253" Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк Наименование материала: конспект Тема: "Мы мороза не боимся" Раздел: дошкольное образование
НОД в старшей группе «Мы мороза не боимся»
Программное содержание. Закрепить знания детей о зимних забавах, дать знания о
происхождении лыж. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать
навык словоизменения и словообразования ( существительных родительного падежа,
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбор и использование
в речи родственных слов: лыжи, лыжник, лыжница, лыжники, лыжня). Упражнять в
подборе и использовании в речи слов признаков и слов – действий. Развивать слуховое и
зрительное внимание, восприятие, память, логическое мышление, диалогическую речь.
Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения. Развивать
личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность.
Ход.
Орг. момент.
- Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком
времени года эта загадка.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
1. Игра с мячом: «Какая зима?»
-Дети, подберите слова к слову «зима».
Зима (какая?) - холодная, , снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая,
белоснежная, лютая, сердитая, задорная, седая, белая, седая и т. д.
2. Педагог:
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям.
Послушайте загадки о зимних забавах и отгадайте их.
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
3. Беседа по картинкам.
- Какое время года на картинках? Почему вы так думаете?
- Чем занимаются дети?
- Где катаются дети на коньках?
- На чём скатываются дети с горки?
- Как вы думаете, почему в старину санки называли «самокаточки»?
- Почему ледянки так называются?
- А на чём ещё с горы скатиться? (на лыжах)
- Хотите узнать, как появились лыжи?
- Лыжи были изобретены человеком в давние времена: сначала их делали из костей
животных и привязывали верёвками к обуви (или ремешками). Слово «лыжи» в переводе с
исландского языка означает «снежные ботинки»
- Как называют человека, который катается на лыжах? (лыжник)Как называют группу
людей, катающихся на лыжах? (лыжники)
- А если это девочка или женщина? (лыжница)
- Как называют дорожку, проложенную лыжниками? (лыжня)
- Для чего нужны палки лыжнику?
- Почему снеговика так называют?
- Кто знает зимнюю спортивную игру, которую очень любят мальчики и мужчины?
(хоккей)
- Что необходимо для этой игры на улице? (клюшки, шайба, ворота)
- Как называют спортсменов, которые профессионально играют в хоккей?(хоккеисты)
- Посмотрите на картинки и скажите, что дети делают зимой? (подобрать слова - действия)
Дети катаются, бегают, лепят, строят, сгребают, расчищают, веселятся, радуются, скользят,
падают, резвятся, скатываются, мчатся, подкармливают, заливают)
4. Физ.минутка. «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
4. Игровое задание «Что должно быть в пустой клеточке?» (в девяти клетках квадрата
чередуются картинки: лыжи, санки, коньки. В пустой клетке не хватает санок)
5. Выкладывание санок из счётных палочек.
- Дети, вы правильно определили, что в пустой клетке не хватает санок. Я предлагаю вам
выложить санки из счётных палочек (по образцу).
5. Игра «Прятки» (нет лыж, нет санок, нет коньков, нет клюшки и т. д.)
На мольберте выставлены картинки: лыжи, санки, коньки, клюшка, шайба, снеговик. Дети
запоминают картинки, затем закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку, задаёт
вопрос: «Чего нет?» (нет лыж, нет санок, нет коньков, нет клюшки и т. д.)
6. Игра с мячом «Зимние ласковушки»
Гора- ..., снеговик - ..., санки - ..., ледянки -..., каток - ..., коньки - ..., снег -...., лопата - ...,
шайба-..., клюшка - ..., лёд - ..., мороз - ..., снежинка - ..., зима - ...., снежок -..., ком - ...,
метель - ....
7. Игра «Хорошо – плохо»
- Как вы думаете, зима – весёлое время года? Хорошо гулять зимой на улице?(Зима – это
хорошо, потому что …)
- А почему может быть и плохо зимой? (Зима – плохо, потому что ..)
8. Итог.
-О чём мы сегодня говорили?
-Вы любите зиму?
-Скажите интонационно так, чтобы было понятно, что вы любите зиму!