Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Автор: Куклина Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ №7 Населённый пункт: Санкт-Петербург, Парголово Наименование материала: статья Тема: Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ Раздел: дошкольное образование
Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Многие из нас с детства помнят строки С.Михалкова: «В воскресный день с
сестрой своей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей, - сказала мне
сестра». Музейная педагогика приобрела большую популярность, и сегодня
мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных
учреждений.
В своей статье я хочу поделиться опытом работы нашего дошкольного
учреждения по созданию и использованию мини-музеев. Что такое музей, это
понятно всем дошколятам нашего славного города. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает
небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких
посетителей и открыт для них постоянно. В – третьих, мини-музей не
отвечает многим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то
даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и
сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь
именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении
экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Тему для музея выбрали самую актуальную сказочную, и заработал в
нашей группе мини-музей «В гостях у сказки». Тема сказки очень близка
детям дошкольного возраста, но, к сожалению, очень часто на вопрос
«Назовите сказки, которые вам известны?» - дети с восторгом называют
известные иностранные мультфильмы и их героев. Поэтому основной целью
при создании музея было знакомство детей с русскими народными и
авторскими сказками, развитие речи, воображения и фантазии детей. Любой
мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,
рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже
взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает
детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К
тому же мини-музеи для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети
принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают
принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Родители наших
воспитанников не сразу активно включились в работу. Но когда поняли, что
это интересно, проявили всё своё творчество и воображение. В группе стали
появляться первые сказочные герои и волшебные вещи, появилась фото
наших дарителей с экспонатами, которыми они пополняют наши коллекции.
Появились правила поведения в музее. Композиционным центром нашего
музея стал сказочный дуб, выполненный в виде аппликации из самоклеющей
бумаге на стене. Музей был организован по нескольким разделам: сказочные
герои, волшебные предметы, герои мультфильмов, дидактические игры.
Разделы и экспонаты
Экспонатами нашего музея стали
•
скатерть-самобранка - расшитый квадратный лоскут ткани;
•
сапоги-скороходы —сапожки, декорированные нарядной тесьмой и
стразами ;
•
тарелочка с яблочком;
•
гусли-самогуды;
•
шапка-«невидимка» — любая красивая шапочка;
•
волшебный клубочек;
•
игла, в которой таилась смерть Кощея;
•
волшебная палочка;
•
зонтики Оле-Лукойе (один разноцветный, другой — черный);
•
горшочек
каши
(в
глиняном
горшочке смоделировали кашу из
монтажной пены, придав форму вылезающей каши);
•
лампа
Аладдина
(сосуд
необычной
формы
с
восточным
орнаментом).
•
Три поросенка (вылеплены из соленого теста);
•
Белоснежка и семь гномов (глиняные фигурки)
•
Баба-Яга, Иван царевич (самодельные куклы);
•
Царевна-лягушка;
•
Золотая рыбка;
•
Герои мультфильмов (коллекция, собранная из личных сбережений
наших
воспитанников,
это
пластмассовые
фигурки
из
киндер-
сюрпризов и другие коллекции).
В
музее
появились
карточки
с
загадками. Тексты записали на
карточках-желудях и развесили на ветвях дуба, появилась и волшебная
шкатулка с загадками.
Украсили наш музей интересно оформленные
книги с волшебными сказками.
На игровом столике располагают разнообразные настольные игры,
карточки с заданиями и раскраски на сказочную
тему. На игровом
столике располагаются разнообразные настольные игры, карточки с
заданиями
и
раскраски
на
сказочную
тему.
На
отдельных
полках
разместили
разнообразные
виды
кукольных
театр о в
д л я
самостоятельных детских драматизаций.
В
музее
сказок
находиться
и
портретная
галерея
великих
сказочников
прошлого
и
современности
оформленная
в
виде
альбома.
В
своей
работе
по
ознакомлению
с
художественной
литературой
постоянно
обращали
внимание
детей
на
автора
произведения,
альбом
портретов
сказочников
используем
д л я
выполнения дидактического
упражнения
на
подбор
иллюстраций
к
сказкам одного автора. Для обозначения народных сказок используем
картинка с большим количеством людей, в виде хоровода.
Дидактические игры: пазлы «Собери сказку», картинки - желуди с загадками
о сказочных героях, волшебный мешочек с парными картинками «герой-
предмет», лист – раскраска со сказочной иллюстрацией для каждого ребенка,
сказочное лото на знание детьми сказок, бродилки, ящик ощущений,
«четвертый лишний», «Найди пять отличий», «Чья тень», «Лабиринт»,
«Угадай что в мешочке», «Разрезные картинки».
Экспонаты стали располагать на полочках и столиках. Для того чтобы
привлечь к мини-музею внимание родителей, мы вывешивали вот такие
объявления:
Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки!
Хотите окунуться в волшебный мир? В нашем детском саду открылся «Сказочный музей». Герои
популярных сказок любезно предоставили для нашей экспозиции волшебные предметы. Торопитесь! Музей
работает недолго, ведь волшебные предметы необходимо вернуть в сказки.
Наш музей особенный - посетите его всей семьей!
•
Предложите ребенку назвать знакомые ему предметы.
•
Вспомните, в какой сказке они встречаются.
•
Не забыли ли вы, в чем заключается волшебная сила этих предметов?
•
Как известно, существуют специальные волшебные слова, которые помогают разбудить их
сказочную силу. Помнит ли эти слова ваш ребенок? А вы?
•
Загадайте ребенку загадки, которые спрятаны в золотых желудях.
Наш музей оказался, долгосрочным проектом дети подрастали, а интерес к
музею сохранялся, ребята активно использовали в своих играх
понравившихся героев, придумывали свои новые игры и сюжеты, музей
нередко использовался на занятиях при проведении викторин, конкурсов или
просто при чтении сказок или другой совместной деятельности воспитателя с
детьми.
Продолжая, дальше развивать тему обогащения словаря детей и приобщения
к фольклору в нашем музее заработала еще одна экспозиция «Крылатые
выражения»
Началось всё с того, что в сентябре мы с детьми начали чтение книги, в
которой были собраны фразеологические обороты. Яркие иллюстрации
привлекли внимание детей, мы вместе стали их рассматривать и
одновременно знакомиться с «крылатыми выражениями», постигая
заложенный в них смысл. Скоро это вошло в привычку, ребята ждали новых
встреч с художественным словом. Спустя некоторое время мы заметили, что
многие выражения прочно вошли в активный словарный запас наших детей.
«Не делай из мухи слона! » - «Тёма в трёх соснах заблудился! »- сетовала
Лейла. «Вова летает в облаках» - комментировали дети. «В час по чайной
ложке» - горевала Даша и т. д.
Мы стали играть в крылатые выражения, инсценировать их, рисовать,
отгадывать загадки, находить сходные по смыслу. Это вызывало восторг у
ребят. Так незаметно фразеологические обороты прочно вошли в жизнь, в
речь наших детей. Порой мы садились в кружок, и называли фразеологизмы
(не повторяя то, что уже сказано, предавая из рук в руки Белую ворону).
Ворона легко дважды обходила круг, а некоторые ребята могли вспомнить и
ещё!
Как-то сама собой пришла мысль создать ещё один раздел нашего музея
«Крылатых выражений». Замечательные родители детей нашей группы
поддержали эту идею. Своими руками они создали эксклюзивные экспонаты.
Дидактические игры с фразеологическими оборотами. И, конечно, альбом с
фотографиями наших дарителей, создателей экспозиции.
Книга, с которой всё началось: Андрей Усачев. «Великий могучий русский
язык».
Приглашаю всех на виртуальную экскурсию в наш мини музей!
В типографии мы заказали плакат с мудрой совой.
А вот и первые экспонаты:
Настя с мамой. "А Васька слушает, да ест".
Даша с мамой. "Знаю тебя как облупленного". "Лезть в бутылку".
Юлина грамота.
Дима и семья. "Выжатый лимон". Дарина с папой. "Глаза разбегаются".
Максим с семьёй. "А ларчик просто открывался! ". "Держать хвост
пистолетом".
Настёна с мамой. "Витать в облаках".
"Крыша поехала".
Наш маленький музей.
Надеемся, что он пополнится новыми экспонатами, так как фантазии
родителей и детей - нет предела! Приглядитесь, Вы увидите и неназванные
экспонаты, и вспомните фразеологизмы!
Правила поведения в музее, мы разместили в фотоальбом.
В другом альбоме, фотографии тех, кто создавал наш музей:
В нашем музее можно поиграть:
Знатоки могут посоревноваться: кто больше назовёт выражений, в которых
упоминаются нарисованные животные:
Наш мини-музей продолжает радовать детей
В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только
качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по
отношению к ребенку, необходимость организации воспитательно-
образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого
воспитанника.
В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-
ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого
взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической
защищенности, доверия к миру, радости существования.
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень
быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку
дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта.
Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все
его познавательные процессы.
В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм
организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в
дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую
очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его
личности, что связано с особенностями детской психологии.
Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии,
музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает
условия для развития личности ребенка путём включения её в
многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную,
интеллектуальную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического,
нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее
работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-
речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его
успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует
актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования –
научить ребенка учиться и познавать.