Напоминание

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ


Автор: Куклина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №7
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Парголово
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Многие из нас с детства помнят строки С.Михалкова: «В воскресный день с сестрой своей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». Музейная педагогика приобрела большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В своей статье я хочу поделиться опытом работы нашего дошкольного учреждения по созданию и использованию мини-музеев. Что такое музей, это понятно всем дошколятам нашего славного города. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В – третьих, мини-музей не отвечает многим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Тему для музея выбрали самую актуальную сказочную, и заработал в нашей группе мини-музей «В гостях у сказки». Тема сказки очень близка детям дошкольного возраста, но, к сожалению, очень часто на вопрос «Назовите сказки, которые вам известны?» - дети с восторгом называют известные иностранные мультфильмы и их героев. Поэтому основной целью при создании музея было знакомство детей с русскими народными и авторскими сказками, развитие речи, воображения и фантазии детей. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Родители наших воспитанников не сразу активно включились в работу. Но когда поняли, что это интересно, проявили всё своё творчество и воображение. В группе стали появляться первые сказочные герои и волшебные вещи, появилась фото наших дарителей с экспонатами, которыми они пополняют наши коллекции. Появились правила поведения в музее. Композиционным центром нашего музея стал сказочный дуб, выполненный в виде аппликации из самоклеющей бумаге на стене. Музей был организован по нескольким разделам: сказочные герои, волшебные предметы, герои мультфильмов, дидактические игры. Разделы и экспонаты Экспонатами нашего музея стали
• скатерть-самобранка - расшитый квадратный лоскут ткани; • сапоги-скороходы —сапожки, декорированные нарядной тесьмой и стразами ; • тарелочка с яблочком; • гусли-самогуды; • шапка-«невидимка» — любая красивая шапочка; • волшебный клубочек; • игла, в которой таилась смерть Кощея; • волшебная палочка; • зонтики Оле-Лукойе (один разноцветный, другой — черный); • горшочек каши (в глиняном горшочке смоделировали кашу из монтажной пены, придав форму вылезающей каши); • лампа Аладдина (сосуд необычной формы с восточным орнаментом). • Три поросенка (вылеплены из соленого теста); • Белоснежка и семь гномов (глиняные фигурки) • Баба-Яга, Иван царевич (самодельные куклы); • Царевна-лягушка; • Золотая рыбка; • Герои мультфильмов (коллекция, собранная из личных сбережений наших воспитанников, это пластмассовые фигурки из киндер- сюрпризов и другие коллекции). В музее появились карточки с загадками. Тексты записали на карточках-желудях и развесили на ветвях дуба, появилась и волшебная шкатулка с загадками. Украсили наш музей интересно оформленные книги с волшебными сказками. На игровом столике располагают разнообразные настольные игры, карточки с заданиями и раскраски на сказочную тему. На игровом столике располагаются разнообразные настольные игры, карточки с заданиями и раскраски на сказочную тему. На отдельных полках разместили разнообразные виды кукольных театр о в д л я самостоятельных детских драматизаций. В музее сказок находиться и портретная галерея великих сказочников прошлого и современности оформленная в виде альбома. В своей работе по ознакомлению с художественной литературой постоянно обращали внимание детей на автора произведения, альбом портретов сказочников используем д л я выполнения дидактического упражнения на подбор иллюстраций к сказкам одного автора. Для обозначения народных сказок используем картинка с большим количеством людей, в виде хоровода. Дидактические игры: пазлы «Собери сказку», картинки - желуди с загадками о сказочных героях, волшебный мешочек с парными картинками «герой- предмет», лист – раскраска со сказочной иллюстрацией для каждого ребенка, сказочное лото на знание детьми сказок, бродилки, ящик ощущений,
«четвертый лишний», «Найди пять отличий», «Чья тень», «Лабиринт», «Угадай что в мешочке», «Разрезные картинки». Экспонаты стали располагать на полочках и столиках. Для того чтобы привлечь к мини-музею внимание родителей, мы вывешивали вот такие объявления: Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки! Хотите окунуться в волшебный мир? В нашем детском саду открылся «Сказочный музей». Герои популярных сказок любезно предоставили для нашей экспозиции волшебные предметы. Торопитесь! Музей работает недолго, ведь волшебные предметы необходимо вернуть в сказки. Наш музей особенный - посетите его всей семьей! • Предложите ребенку назвать знакомые ему предметы. • Вспомните, в какой сказке они встречаются. • Не забыли ли вы, в чем заключается волшебная сила этих предметов? • Как известно, существуют специальные волшебные слова, которые помогают разбудить их сказочную силу. Помнит ли эти слова ваш ребенок? А вы? • Загадайте ребенку загадки, которые спрятаны в золотых желудях. Наш музей оказался, долгосрочным проектом дети подрастали, а интерес к музею сохранялся, ребята активно использовали в своих играх понравившихся героев, придумывали свои новые игры и сюжеты, музей нередко использовался на занятиях при проведении викторин, конкурсов или просто при чтении сказок или другой совместной деятельности воспитателя с детьми. Продолжая, дальше развивать тему обогащения словаря детей и приобщения к фольклору в нашем музее заработала еще одна экспозиция «Крылатые выражения» Началось всё с того, что в сентябре мы с детьми начали чтение книги, в которой были собраны фразеологические обороты. Яркие иллюстрации привлекли внимание детей, мы вместе стали их рассматривать и одновременно знакомиться с «крылатыми выражениями», постигая заложенный в них смысл. Скоро это вошло в привычку, ребята ждали новых встреч с художественным словом. Спустя некоторое время мы заметили, что многие выражения прочно вошли в активный словарный запас наших детей. «Не делай из мухи слона! » - «Тёма в трёх соснах заблудился! »- сетовала Лейла. «Вова летает в облаках» - комментировали дети. «В час по чайной ложке» - горевала Даша и т. д. Мы стали играть в крылатые выражения, инсценировать их, рисовать, отгадывать загадки, находить сходные по смыслу. Это вызывало восторг у ребят. Так незаметно фразеологические обороты прочно вошли в жизнь, в речь наших детей. Порой мы садились в кружок, и называли фразеологизмы (не повторяя то, что уже сказано, предавая из рук в руки Белую ворону). Ворона легко дважды обходила круг, а некоторые ребята могли вспомнить и ещё!
Как-то сама собой пришла мысль создать ещё один раздел нашего музея «Крылатых выражений». Замечательные родители детей нашей группы поддержали эту идею. Своими руками они создали эксклюзивные экспонаты. Дидактические игры с фразеологическими оборотами. И, конечно, альбом с фотографиями наших дарителей, создателей экспозиции. Книга, с которой всё началось: Андрей Усачев. «Великий могучий русский язык». Приглашаю всех на виртуальную экскурсию в наш мини музей! В типографии мы заказали плакат с мудрой совой. А вот и первые экспонаты:
Настя с мамой. "А Васька слушает, да ест". Даша с мамой. "Знаю тебя как облупленного". "Лезть в бутылку". Юлина грамота.
Дима и семья. "Выжатый лимон". Дарина с папой. "Глаза разбегаются". Максим с семьёй. "А ларчик просто открывался! ". "Держать хвост пистолетом".
Настёна с мамой. "Витать в облаках". "Крыша поехала".
Наш маленький музей. Надеемся, что он пополнится новыми экспонатами, так как фантазии родителей и детей - нет предела! Приглядитесь, Вы увидите и неназванные экспонаты, и вспомните фразеологизмы! Правила поведения в музее, мы разместили в фотоальбом.


В другом альбоме, фотографии тех, кто создавал наш музей:

В нашем музее можно поиграть: Знатоки могут посоревноваться: кто больше назовёт выражений, в которых упоминаются нарисованные животные:
Наш мини-музей продолжает радовать детей В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, необходимость организации воспитательно- образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В рамках модернизации образования акцент делается на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования. Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в
многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную сферы. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно- речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.


В раздел образования