Текстоцентрический подход как один из принципов метапредметного преподавания
Автор: Перминова Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОКУ СОШ п.Октябрьский Населённый пункт: п. Октябрьский Мурашинского района Кировской области Наименование материала: Статья Тема: Текстоцентрический подход как один из принципов метапредметного преподавания Раздел: среднее образование
Текстоцентрический подход как один из принципов метапредметного преподавания
1.Метапредметность является основой современного урока
Понятие метапредметности – одно из ключевых в российском образовании, и занимает
значительное место в ФГОС 2 поколения, понимается как некий надучебный предмет, в
котором предметные границы размыты, а один предмет может перетекать в другой в
самых
неожиданных
точках. С
позиции
метапредметного
подхода
исследование
становится неотъемлемой частью познания; наряду с содержанием учебного предмета
учащийся постигает приёмы рационального использования собственных способностей и
ресурсов, работы с информацией, организации самостоятельной работы, самовыражения
в устной и письменной речи.
Метазнания
позволяют учащимся выстроить целостную
картину мира, и с научной точки зрения, закладывая основы дальнейшего личностного
развития школьника. Метапредметность формирует целостное образное видение мира,
избегает дробления знаний, позволяет повысить уровень рефлексии учащегося, изменить
мотивы его поведения и развить эмпатию, способствует становлению информационной и
проектной компетентностей школьника, его личностному росту.
Сегодня подходим к внедрению в практику каждого педагога новых образовательных
стандартов.
Ведущим
подходом
к
построению
нового
содержания
образования
является
мыследеятельностная педагогика.
Она является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова.
В
рамках
мыследеятельностной
педагогики
разработана
серия
курсов,
центральным
звеном которых являются метапредметы.
Метапредметы
— это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх
традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого
лежит
мыследеятельностный
тип
интеграции
учебного
материала.
Метапредметы
разрабатываются,
их
список
открыт.
С
возможными
метапредметами
вы
можете
познакомиться, посмотрев на слайд.
2.Текстоцентрический подход как один из принципов метапредметного преподавания
А) Сущность текстоцентрического подхода:
В
лингводидактике
выделяют
частные принципы,
определяющие
отдельные
составляющие методической системы. К ним относится принцип текстоцентризма.
Принцип текстоцентризма , или изучения языка на текстовой основе — это
принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку.
«Текст становится предметом изучения и единицей обучения речи. Так, обучаясь
построению текста, например, рассуждения-доказательства, ученик осознает особенности
этого типа текста, овладевает предметными умениями и вместе с тем вся эта работа
служит средством развития коммуникативных умений»
(Т. А. Ладыженская).
Направления
текстоцентрического подхода видите на слайдах. Использование в практике учителей
текстоцентризма - один из способов формирования коммуникативной компетентности.
Б) из опыта работы. В моей практике есть работы с метапредметами на основе
текстов «память», «смысл», «время», «противоречие»…
Познакомлю вас с примером работы с текстом «Волчье лыко» в 6 классе.
Дается текст. На нем совершенствуются работа с темой и планом. Проводится работа с
категориями « знание» и «незнание».
Задания к тексту
.
1.Назовите предложение, передающее главную мысль последнего абзаца. (Последнее
предложение. Оно ключевое во всем тексте, то есть отображает тему всего прозаического
произведения. Что изображено в тексте: ядовитое растение волчье лыко.)
2.Что хотел сказать автор (зачем изобразил)? (Надо знать, что волчье лыко опасно для
всего живого.)
3.Перечитайте текст. Составьте к нему план.
(Пример:
1.Осенний вид приметного кустарника.
2.Как называется это растение.
3.Весенний наряд волчьего лыка.
4.Растение ядовито!
5.Меры предосторожности должен знать каждый.)
4.Перескажите по составленному плану текст.
Работа с метапредметами « знание» и «незнание» может вестись примерно так:
Что
называем « знанием» и «незнанием»? Как рассматривает толковый словарь эти понятия?
А
другие
словари
что
говорят?(
Знание
-
результаты
познания,
научные
сведения.
НЕЗНАНИЕ, -я; ср. Отсутствие знаний, сведений о ком-, чём-л., неосведомлённость в чём-
л.
)
Делается вывод:
знание – это термин и философский, и психологический, и
социальный, и христианский…
Какие пословицы и поговорки помните о знании и
незнании ? (Знание – сила;
Выучился, да не знаешь скромности — значит искусство не
высоко(кит. ),Знание- п о л о в и н а
у м а
( т у р к м . ),
Знание —
сокровище,
которое
повсюду
следует
за
тем,
кто
им
обладает
(кит. ),
Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом не сможешь знания добыть
(перс. ),
Знания издали вести подают. (туркм.
). Подберите синонимы и антонимы к словам
«Знание» и «незнание» (синонимы:
познание, ведение, сведение, разумение, знакомство,
понимание,
опытность,
навык,
сноровка,
умение,
искусство…Антонимы:
знание
–
незнание.)
Напишите
сочинение-рассуждение
на
тему
«
Роль
знаний
в
жизни
человека».
Примерно так
на уроке можно работать с планом
и темой, а также с
метапредметными категориями « Знание» и «незнание».
Погружение учащихся в тему занятия происходит за счет проблемного текста; яркого,
необычного содержания.
Важное место в современной системе обучения русскому языку начинает занимать
лингвистический текст
и работа над ним. Школьники учатся читать и понимать эти
тексты, говорить, писать рассказы на лингвистические темы, постепенно овладевают
сложной терминологией.
Принцип текстоцентричности обеспечивает отказ от автономного изучения языковых
единиц и формирует речевые умения и навыки, способствует органическому единству и
целостности процесса формирования языковой, лингвистической и коммуникативной
компетенций. Также принцип текстоцентризма позволяет говорить о важных
метапредметах на уроках русского языка.
3.Общие выводы из темы.
Одним
из
направлений
преподавания
русского
языка
в
школе
является
ориентированность на текст. В процессе работы с текстом формируется языковая и
коммуникативная компетенция учеников, развивается дар слова, рождается «языковая
и н д и в и д у а л ь н о с т ь
у ч е н и к а »
( М . М . Б а х т и н ) .
Основной единицей общения является текст (мы говорим не словами и даже не
предложениями, а текстами), он выступает в качестве высшей единицы обучения.
Коммуникативная компетенция может быть сформирована только на уровне текста.
Совершенствование чувства языка происходит в процессе работы с текстом на уроках
русского языка, как в младших, так и в старших классах.
Текст
приобщает
учащихся
к
национальной
культуре,
создаёт
условия
для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии,
синтаксиса;
формирует представления о языковой системе, реализует внутрипредметные, а также
межпредметные связи курсов русский язык и литература, русский язык и история,
русский язык и краеведение… ; на онове текстов изучаются метапредметы ;
формируется языковая личность;
текстоцентрический подход на уроке создаёт условия для духовно-нравственного
воспитания учащихся, для развития их творческих способностей .