Напоминание

Текстоцентрический подход как один из принципов метапредметного преподавания


Автор: Перминова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОКУ СОШ п.Октябрьский
Населённый пункт: п. Октябрьский Мурашинского района Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: Текстоцентрический подход как один из принципов метапредметного преподавания
Раздел: среднее образование





Назад




Текстоцентрический подход как один из принципов метапредметного преподавания 1.Метапредметность является основой современного урока Понятие метапредметности – одно из ключевых в российском образовании, и занимает значительное место в ФГОС 2 поколения, понимается как некий надучебный предмет, в котором предметные границы размыты, а один предмет может перетекать в другой в самых неожиданных точках. С позиции метапредметного подхода исследование становится неотъемлемой частью познания; наряду с содержанием учебного предмета учащийся постигает приёмы рационального использования собственных способностей и ресурсов, работы с информацией, организации самостоятельной работы, самовыражения в устной и письменной речи.
Метазнания
позволяют учащимся выстроить целостную картину мира, и с научной точки зрения, закладывая основы дальнейшего личностного развития школьника. Метапредметность формирует целостное образное видение мира, избегает дробления знаний, позволяет повысить уровень рефлексии учащегося, изменить мотивы его поведения и развить эмпатию, способствует становлению информационной и проектной компетентностей школьника, его личностному росту. Сегодня подходим к внедрению в практику каждого педагога новых образовательных стандартов. Ведущим подходом к построению нового содержания образования является мыследеятельностная педагогика. Она является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана серия курсов, центральным звеном которых являются метапредметы.
Метапредметы
— это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.
Метапредметы
— это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы разрабатываются, их список открыт. С возможными метапредметами вы можете познакомиться, посмотрев на слайд. 2.Текстоцентрический подход как один из принципов метапредметного преподавания А) Сущность текстоцентрического подхода: В лингводидактике выделяют частные принципы, определяющие отдельные составляющие методической системы. К ним относится принцип текстоцентризма.
Принцип текстоцентризма
, или изучения языка на текстовой основе — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку. «Текст становится предметом изучения и единицей обучения речи. Так, обучаясь построению текста, например, рассуждения-доказательства, ученик осознает особенности этого типа текста, овладевает предметными умениями и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений» (Т. А. Ладыженская). Направления
текстоцентрического подхода видите на слайдах. Использование в практике учителей текстоцентризма - один из способов формирования коммуникативной компетентности. Б) из опыта работы. В моей практике есть работы с метапредметами на основе текстов «память», «смысл», «время», «противоречие»… Познакомлю вас с примером работы с текстом «Волчье лыко» в 6 классе. Дается текст. На нем совершенствуются работа с темой и планом. Проводится работа с категориями « знание» и «незнание». Задания к тексту . 1.Назовите предложение, передающее главную мысль последнего абзаца. (Последнее предложение. Оно ключевое во всем тексте, то есть отображает тему всего прозаического произведения. Что изображено в тексте: ядовитое растение волчье лыко.) 2.Что хотел сказать автор (зачем изобразил)? (Надо знать, что волчье лыко опасно для всего живого.) 3.Перечитайте текст. Составьте к нему план. (Пример: 1.Осенний вид приметного кустарника. 2.Как называется это растение. 3.Весенний наряд волчьего лыка. 4.Растение ядовито! 5.Меры предосторожности должен знать каждый.) 4.Перескажите по составленному плану текст. Работа с метапредметами « знание» и «незнание» может вестись примерно так: Что называем « знанием» и «незнанием»? Как рассматривает толковый словарь эти понятия? А другие словари что говорят?( Знание - результаты познания, научные сведения. НЕЗНАНИЕ, -я; ср. Отсутствие знаний, сведений о ком-, чём-л., неосведомлённость в чём- л. ) Делается вывод: знание – это термин и философский, и психологический, и социальный, и христианский… Какие пословицы и поговорки помните о знании и незнании ? (Знание – сила; Выучился, да не знаешь скромности — значит искусство не высоко(кит. ),Знание- п о л о в и н а у м а ( т у р к м . ), Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает (кит. ), Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом не сможешь знания добыть (перс. ), Знания издали вести подают. (туркм. ). Подберите синонимы и антонимы к словам «Знание» и «незнание» (синонимы: познание, ведение, сведение, разумение, знакомство, понимание, опытность, навык, сноровка, умение, искусство…Антонимы: знание – незнание.) Напишите сочинение-рассуждение на тему « Роль знаний в жизни
человека». Примерно так на уроке можно работать с планом и темой, а также с метапредметными категориями « Знание» и «незнание». Погружение учащихся в тему занятия происходит за счет проблемного текста; яркого, необычного содержания. Важное место в современной системе обучения русскому языку начинает занимать лингвистический текст и работа над ним. Школьники учатся читать и понимать эти тексты, говорить, писать рассказы на лингвистические темы, постепенно овладевают сложной терминологией. Принцип текстоцентричности обеспечивает отказ от автономного изучения языковых единиц и формирует речевые умения и навыки, способствует органическому единству и целостности процесса формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Также принцип текстоцентризма позволяет говорить о важных метапредметах на уроках русского языка. 3.Общие выводы из темы. Одним из направлений преподавания русского языка в школе является ориентированность на текст. В процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенция учеников, развивается дар слова, рождается «языковая и н д и в и д у а л ь н о с т ь у ч е н и к а » ( М . М . Б а х т и н ) . Основной единицей общения является текст (мы говорим не словами и даже не предложениями, а текстами), он выступает в качестве высшей единицы обучения. Коммуникативная компетенция может быть сформирована только на уровне текста. Совершенствование чувства языка происходит в процессе работы с текстом на уроках русского языка, как в младших, так и в старших классах. Текст приобщает учащихся к национальной культуре, создаёт условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; формирует представления о языковой системе, реализует внутрипредметные, а также межпредметные связи курсов русский язык и литература, русский язык и история, русский язык и краеведение… ; на онове текстов изучаются метапредметы ; формируется языковая личность; текстоцентрический подход на уроке создаёт условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей .


В раздел образования