Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание в подготовительной группе"


Автор: Селивёрстова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Начальная школа- детский сад № 67 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа- детский сад №67 ОАО «РЖД» Проект «Духовно-нравственное воспитание в подготовительной группе» Воспитатель подготовительной группы: Селиверстова Н.А. Челябинск 2016г.
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Актуальность данного вопроса обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность современного дошкольного учреждения. В условиях стремления человечества к новизне, инновациям не забыть о незыблемых человеческих ценностях, базе, на которой держится наш мир – это духовные, нравственные и социокультурные ценности. Одним из приоритетов развития российского образования на современном этапе определено духовно-нравственное и социокультурное воспитание. В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: • формирование начал патриотизма и гражданственности; • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; • уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; • формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; • уважение к представителям других национальностей; • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; • воспитание уважительного отношения к труду. В Общих положениях ФГОС отмечено, что одним из основных принципов ДОО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Содержание этой задачи включено и в Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДОО и является одним из Требований к развивающей предметно- пространственной среде. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых также отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Важно обогащение детей нравственными знаниями потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном
обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Каждая дошкольная организация разрабатывая ООП, должна включать задачи духовно-нравственного и социокультурного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями) воспитанников, посещающих образовательную организацию. В связи с чем изменяются условия, обеспечивающие достижения новых результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, информационные, организационные, нормативно- правовые) и создается своя система работы по духовно-нравственному и социокультурному воспитанию и развитию ребенка-дошкольника. В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), т.к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка, семья и её традиции. Разработаны проекты: - Проект «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»; -Проект «Они сражались за Родину»; - Проект «Ярмарочные посиделки»; - Проект «Мы вместе!» Новизна и многообразие проектов опираются на понимание приоритетности работы по формированию духовно-нравственной культуры, основаны на комплексной организации деятельности образовательных учреждений и участников образовательного процесса по духовно–нравственному развитию и воспитанию, а также социокультурному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО. Нельзя не отметить, что изменяется (в соответствии с ФГОС) и пополняется развивающая среда в учреждениях, материалы обновляются и систематизируются. В нашей группе собран теоретический и практический материал: народные праздники в детском саду; литература для детей; литература для родителей и педагогов; игры по духовно-нравственному воспитанию; демонстрационный материал для проведения совместной деятельности; продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании; консультативный и информационный материал для родителей; В работе с дошкольниками мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно- нравственный потенциал свой и профессиональную компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания и социокультурного развития дошкольников, заинтересовать родителей в развитии духовного потенциала
ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников.
Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с. 2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с. 3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000. 4. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с. 5. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с. 6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с. 7. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с. 8.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с. 12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.


В раздел образования