"Духовно-нравственное воспитание в подготовительной группе"
Автор: Селивёрстова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Начальная школа- детский сад № 67 ОАО "РЖД" Населённый пункт: город Челябинск Наименование материала: статья Тема: "Духовно-нравственное воспитание в подготовительной группе" Раздел: дошкольное образование
Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа- детский сад
№67 ОАО «РЖД»
Проект «Духовно-нравственное воспитание в подготовительной группе»
Воспитатель подготовительной группы:
Селиверстова Н.А.
Челябинск
2016г.
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование
ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное
развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга,
справедливости, ответственности и других качеств, способных придать
высокий смысл делам и мыслям человека.
Актуальность данного вопроса обусловлена модернизацией системы
образования и введением новых нормативно-правовых актов,
регламентирующих деятельность современного дошкольного учреждения. В
условиях стремления человечества к новизне, инновациям не забыть о
незыблемых человеческих ценностях, базе, на которой держится наш мир –
это духовные, нравственные и социокультурные ценности.
Одним из приоритетов развития российского образования на современном
этапе определено духовно-нравственное и социокультурное воспитание.
В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования определены
основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного
возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к культурному наследию своего народа;
• уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
• формирование чувства собственного достоинства как представителя своего
народа;
• уважение к представителям других национальностей;
• формирование положительных, доброжелательных, коллективных
взаимоотношений;
• воспитание уважительного отношения к труду.
В Общих положениях ФГОС отмечено, что одним из основных принципов
ДОО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение
следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества. Содержание этой задачи
включено и в Требования к условиям реализации основной образовательной
программы ДОО и является одним из Требований к развивающей предметно-
пространственной среде.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в
которых также отражены социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Важно обогащение детей нравственными знаниями потому, что они не только
информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном
обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или
последствиях данного поступка для окружающих людей.
Каждая дошкольная организация разрабатывая ООП, должна включать
задачи духовно-нравственного и социокультурного воспитания детей
дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными
представителями) воспитанников, посещающих образовательную
организацию. В связи с чем изменяются условия, обеспечивающие
достижения новых результатов (кадровые, научно-методические,
материально-технические, информационные, организационные, нормативно-
правовые) и создается своя система работы по духовно-нравственному и
социокультурному воспитанию и развитию ребенка-дошкольника.
В формировании нравственных представлений важную роль играет
знакомство с родным языком, образцы которого представлены в
художественной литературе, особенно в произведениях устного народного
творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), т.к. именно они
вмещают в себя все ценности родного языка, семья и её традиции.
Разработаны проекты:
- Проект «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»;
-Проект «Они сражались за Родину»;
- Проект «Ярмарочные посиделки»;
- Проект «Мы вместе!»
Новизна и многообразие проектов опираются на понимание приоритетности
работы по формированию духовно-нравственной культуры, основаны на
комплексной организации деятельности образовательных учреждений и
участников образовательного процесса по духовно–нравственному развитию
и воспитанию, а также социокультурному развитию детей в соответствии с
ФГОС ДО.
Нельзя не отметить, что изменяется (в соответствии с ФГОС) и пополняется
развивающая среда в учреждениях, материалы обновляются и
систематизируются.
В нашей группе собран теоретический и практический материал:
народные праздники в детском саду;
литература для детей;
литература для родителей и педагогов;
игры по духовно-нравственному воспитанию;
демонстрационный материал для проведения совместной деятельности;
продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
консультативный и информационный материал для родителей;
В работе с дошкольниками мы стараемся создать все необходимые условия
для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-
нравственный потенциал свой и профессиональную компетентность в
вопросах духовно-нравственного воспитания и социокультурного развития
дошкольников, заинтересовать родителей в развитии духовного потенциала
ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную
на духовно-нравственное развитие детей.
Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и
целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и
социокультурных ценностей дошкольников.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного
возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ
«Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./
Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и
докладов ВГПУ, 2000.
4. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
5. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий
2003», 2010.- 96с.
6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое
пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд.,
испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
7. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
8.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для
педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,
2008.-128с.
12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н.
Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.