Автор: Парахонько Людмила Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: БОУ "Тарская ООШ №12" Населённый пункт: г.Тара Омская область Наименование материала: конспект урока Тема: Подлежащее. русский язык 5 класс Раздел: среднее образование
КОУ «Тарская основная общеобразовательная школа №12»
Тарского муниципального района Омской области
Урок по русскому языку
Тема: «Главные члены предложения.
Подлежащее».
5 класс
Учитель русского языка и литературы
БОУ «Тарская основная общеобразовательная школа №12»
Парахонько Людмила Ивановна
Технологическая карта урока
Класс: 5
Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и другие.
Предмет: русский язык
Тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.
Тип урока: «Открытие» нового материала
Планируемые результаты:
Личностные:
- ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
Метапредметные:
РУУД:
- ставить (коллективно) новые задачи;
- выполнять действия для их решения;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
ПУУД:
- осуществлять наблюдение, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
- формировать умение пользоваться различными И КТ средствами.
КУУД:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;
- умение работать в группе, паре;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные:
- уметь находить подлежащее в предложении;
- ставить вопрос от сказуемого к подлежащему.
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности с целью построения
алгоритма нахождения подлежащего в предложении и применение его в практической деятельности.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова
- интерактивная доска, мультимедийный пректор;
- карточки для самостоятельной работы;
- карточки - помощницы «Алгоритм действий»;
- карточки для индивидуальной работы;
- эталон для самопроверки самостоятельной работы;
- листы самооценки;
Этап
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Планируемый результат
1.Самоопределение
к деятельности
Организует работу учащихся с
положительным эмоциональным
настроением, создаёт комфортную
обстановку.
Мотивирует на деятельность.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Начинаем наш урок. Послушайте
пьесу-сказку: «Однажды в театральной
гостиной собрались: режиссёр – всеми
уважаемая Грамматика и ведущие
артисты: имя существительное,
местоимение, глагол, словосочетание.
Включаются в урок, во взаимодействие с
учителем. Учащимся заранее
распределены роли и слова.
Грамматика. Друзья! Мы собрались,
чтобы распределить главные роли в
нашей пьесе, а главных роли у нас две:
Подлежащее и Сказуемое. На роль
Подлежащего предлагаю Имя
Существительное. Согласны?
Имя существительное. Я благодарна за
доверие, попытаюсь сыграть роль
Подлежащего, используя именительный
падеж.
Местоимение. Вношу уточнение. Прошу
меня назначить на роль Подлежащего.
Если существительное называет
предметы, то я указываю на них.
Грамматика. Хорошо, согласен. Друзья,
для исполнения главной роли нам
понадобятся не слова, а словосочетания.
По силам нам это?
Части речи. Конечно! По силам! Ведь
мы тоже можем быть главным членом
предложения.
Грамматика. Вот и закончили
распределение ролей. Главным
помощником Подлежащего будет Глагол,
так как он является тоже главным членом
предложения - сказуемым. Прощу всех
занять свои места.
Включаются в урок, во
взаимодействие с учителем .
2.Актуализация
знаний
3. Постановка
Формирует задание.
О чём сегодня мы будем говорить на
уроке?
Внимательно прочитайте текст и
Отвечают на вопрос.
слайд
Обучающиеся читают текс и находят в
Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами. (К)
Принимать и сохранять
учебной задачи
найдите в нём подлежащие.
Что вы уже знаете о подлежащем?
На какие вопросы отвечает?
Какими частями речи может быть
выражено?
Связано ли со сказуемым?
Как подчёркивается в предложении?
Сформулируйте тему урока, исходя из
наших выводов и рассуждений.
Сформулируйте цель урока.
Чему мы будем учиться?
Как вы думаете?
них подлежащие, подчёркивают их на
интерактивной доске.
Я ночую в старой беседке. Она заросла
диким виноградом. По утрам солнце бьёт
сквозь листву. Воробьи с удивлением
заглядывают в беседку. Их привлекают
часы. Они тикают на круглом столе.
(К.Паустовский).
Делают вывод:
- Подлежащее - главный член
предложения.
-Отвечает на вопросы КТО? И ЧТО?
-Обозначает О КОМ или О ЧЁМ
говорится в предложении.
- Чаще всего выражено СУЩ. Или
МЕСТ.
- Связано со сказуемым по смыслу и
грамматически.
- подчёркивается _____________
Определяют тему урока. Слайд.
Главные члены предложения.
Подлежащее.
Формулируют цели и задачи урока
(слайд)
1. Уметь находить грамматическую
основу предложения. Слайд.
2. Знать способы выражения
подлежащего.
3.Развивать внимание, мышление,
грамотно и связно формулировать свои
ответы.
учебную задачу, контролировать
свои действия. (Р)
Участвовать в диалоге, слушать
и понимать других, высказывать
свою точку зрения. (К)
Формулировать проблему. (П)
Оформлять свои мысли в устной
форме. (К)
Самостоятельно определять
тему урока.
Определять цель деятельности
на уроке. ( Р)
Чтобы достичь цели урока, какие
действия мы будем выполнять?
Чему мы должны научиться?
Какие шаги вы должны выполнить при
открытии нового?
Для чего?
Ч то мы знаем, а чего не знаем?
Наблюдать
Сравнивать
Научиться находить подлежащее в
предложении.
Постараемся понять , чего мы ещё не
знаем.
Постараемся открыть «правило-
помощник» нахождения подлежащего,
задав вопрос от сказуемого. Слайд.
Знаем, что подлежащее может быть
выражено существительным и
местоимением, но не знаем каким ещё
членами предложения может быть
выражено.
4.Решение
учебной задачи
Повторим правила работы в парах.
Учитель предлагает задание на
карточках. Выписать из предложений
грамматические основы.
Проверим, как вы выполнили задание.
Правила работы в парах. Слайд
1.Работает каждый
2.Говорим негромко
3.Уважаем мнение товарищей
4.Выбираем выступающего
1.Три мудреца в одном тазу пустились по
морю в грозу.
2.Сто ужей на двух ребят подозрительно
шипят.
3.Три часа у проруби три вороны
пробыли.
4.Я увидел на стекле три капли дождя.
5.Десять делится на два.
6.Учиться всегда пригодится. Слайд.
Проверим. Слайд.
Слушать и понимать других,
высказывать своё мнение и
аргументировать свой ответ,
понимать точку зрения другого,
дополнять, распределять роли –
взаимодействовать в паре. (К)
Самостоятельно выписать
подлежащее (П)
Строить обоснованное речевое
Чтобы достичь результатов, как
работали?
Что было сложным при выполнении
этого задания?
По какому алгоритму будем
действовать, чтобы найти подлежащее в
предложении?
Построим алгоритм
Какой вывод можно сделать после того,
как выполнили это задание?
Выполнение теста. Проверь себя.
Три мудреца пустились
Кто смеётся
Сто ужей шипят
Три вороны пробыли
Я увидел
Десять делится
Учиться пригодится
Обсуждали, задавали вопрос от
сказуемого к подлежащему или о чём
говорится в предложении?
1. О чём говорится в предложении?
2.Задайте вопрос от подлежащего к
сказуемому и наоборот.
3. Определить падеж. Слайд.
Делают вывод :
Подлежащее может быть выражено
другими частями речи и
словосочетаниями.
Открывают правило-помощник:
подлежащее найти легче, если поставить
вопрос от сказуемого.
Узнали. Слайд
Узнали
•
Правило-помощник:
От ========= к -----------
поставить ?
•
Словосочетанием и другими
частями речи.
Выполняют тест по вариантам. Слайд.
высказывание. (К)
Сравнивать с целью контроля.
(Р)
Планировать свои действия,
выполнять их, контролировать
процесс и результат своей
деятельности. (Р)
Строить обоснованное речевое
высказывание. (К)
Выполнять правильно свои
Организует проверку теста.
I
вариант ( сущ.)
1 .Весёлые отблески огня играли на
стекле.
2.На печке два мальчика сладко
посапывали.
3. Валентинка вспомнила сказку про
Ивашечку.
4.Она вытащила из-под снега охапку
хвороста.
5.Сырой туман висел над рекой.
II вариант (мест.)
1.На подоконниках зеленели дедушкины
саженцы.
2.Они вывели бычка на улицу.
3.Синие лужи ослепительно сверкали под
солнцем.
4.Дед бережно вынул из конверта
письмо.
5.Она босиком побежит по свежей траве.
Проверим.
I
вариант ( сущ) отблески, Валентинка,
туман
II вариант (мест.) Они, она.
Заполняют лист самооценки.
действия.
Строить обоснованное речевое
высказывание. (К)
5. Физминутка
Цель:
снятие напряжения
Предлагает немного отдохнуть.
Физминутка «ПОВТОРЯЙТЕ»
(Читает стишок и выполняет то, что в нём
говорится)
Все за мной вы повторяйте:
Дружно руки поднимайте.
Мы попрыгаем на месте,
И потянемся все вместе.
Мы покружимся немножко,
А теперь потопай ножкой.
Обучающиеся повторяют действия.
Осуществлять совместную
двигательную деятельность.
6. Первичное
закрепление
Организует работу с
комментированием.
Выполняют задание, опираясь на новые
знания.
Обучающиеся работают у доски.
По алгоритму объясняют, как находить
грамматическую основу в предложении.
1. Поднялась за рекой большая тёмная
туча.
2. Упали первые тяжёлые капли.
Обучающиеся работают по алгоритму.
Положительная мотивация,
осознание значимости
полученных знаний в
практической деятельности. (Р)
Оформлять свои мысли в устной
форме. (К)
7.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
1. Работа в группах
Учитель предлагает выполнить
упражнение вучебнике страница 65-
66, упр.156.
Устно прочитать предложения, делая
паузы, рассуждаем по образцу.
Учитель предлагает оценить свою
работу.
Возьмите лист достижений и оцените
Обучающиеся выполняют задание и
осуществляют проверку по
предложенному образцу. Слайд
Критерии к заданию
Обучающиеся выполняют задание и
осуществляют проверку по
предложенному эталону. Слайд
Заполняют лист самооценки.
Слушать и понимать друг друга,
высказывать своё мнение и
аргументировать свой ответ,
понимать точку зрения другого,
дополнять, распределять роли –
взаимодействовать в группе (К)
Определять успешность
выполнение своего задания с
опорой на эталон и оценивать.
свою работу по критериям.
2. Индивидуальная работа
Учитель предлагает выполнить
упражнение в учебнике страница 66,
упр. 158
Списать предложения и подчеркнуть
подлежащее и сказуемое в
предложениях, вставить пропущенные
орфограммы.
Учитель предлагает оценить свою
работу.
Возьмите лист достижений и оцените
свою работу по критериям.
Подсчитайте баллы и поставьте себе
оценку. Критерии оценки у вас на
листах достижений
Листы достижений в конце урока
вложите в тетрадь, я проверю, и завтра
вначале урока скажу оценку.
Критерии к заданию
Обучающиеся оценивают себя.
(Р)
Определять успешность
выполнение своего задания с
опорой на эталон и оценивать.
(Р)
8. Рефлексия
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности
обучающихся на уроке.
Давайте подведём итог
Каким же был для вас урок?
Какая цель перед нами стояла?
А какая ещё задача решалась?
Смогли достигнуть цели?
По какому алгоритму мы учились
находить подлежащее в предложении?
1 шаг
2 шаг
3 шаг
Отвечают на вопросы учителя
Фиксировать достигнутые
результаты, участвовать в оценке
учебных действий в
соответствии с поставленной
задачей. ( Р)
Оценивание совместной
познавательной деятельности.
(Р)
Адекватно воспринимать оценку
учителя. (Р)
Теперь можете сказать, я знаю, как
находить подлежащее в предложении.
Покажите с помощью сигнальных
карточек:
Красная – не понял
Жёлтая – не очень
Зелёная - знаю
Учитель говорит спасибо ученику,
который отлично работал на уроке.
Кому вы скажите спасибо за помощь
вам.
Учитель предлагает выполнить дома
упр. 157, с. 66
Учитель заканчивает урок.
Формируют конечный результат.
(слайд) Отвечают на вопросы учителя и
показывают на интерактивной доске.
Осуществляют самооценку, формируют
конечный результат.
Определяют меру своего продвижения
вперёд.
Обучающиеся показывают с помощью
сигнальных карточек.
Обучающиеся говорят спасибо ученикам,
которые хорошо работали на уроке.
Обучающиеся записывают домашнее
задание в дневник.
Обучающиеся сдают тетради вместе с
листами достижений
Правила работы в парах.
1.Работает каждый
2.Говорим негромко
3.Уважаем мнение товарищей
4.Выбираем выступающего
Правила работы в парах.
1.Работает каждый
2.Говорим негромко
3.Уважаем мнение товарищей
4.Выбираем выступающего
Правила работы в парах.
1.Работает каждый
2.Говорим негромко
3.Уважаем мнение товарищей
4.Выбираем выступающего
1.Три мудреца в одном тазу
пустились по морю в грозу.
2.Сто ужей на двух ребят
подозрительно шипят.
3. Три часа у проруби три
вороны пробыли.
4. Я увидел на стекле три капли
дождя.
5. Десять делится на два.
6. Учиться всегда пригодится.
1.Три мудреца в одном тазу
пустились по морю в грозу.
2.Сто ужей на двух ребят
подозрительно шипят.
3. Три часа у проруби три
вороны пробыли.
4. Я увидел на стекле три капли
дождя.
5. Десять делится на два.
6. Учиться всегда пригодится.
1.Три мудреца в одном тазу
пустились по морю в грозу.
2.Сто ужей на двух ребят
подозрительно шипят.
3. Три часа у проруби три
вороны пробыли.
4. Я увидел на стекле три капли
дождя.
5. Десять делится на два.
6. Учиться всегда пригодится.
1.Три мудреца в одном тазу
пустились по морю в грозу.
2.Сто ужей на двух ребят
подозрительно шипят.
3. Три часа у проруби три
вороны пробыли.
4. Я увидел на стекле три капли
дождя.
5. Десять делится на два.
6. Учиться всегда пригодится.
1.Три мудреца в одном тазу
пустились по морю в грозу.
2.Сто ужей на двух ребят
подозрительно шипят.
3. Три часа у проруби три
вороны пробыли.
4. Я увидел на стекле три капли
дождя.
5. Десять делится на два.
6. Учиться всегда пригодится.
1.Три мудреца в одном тазу
пустились по морю в грозу.
2.Сто ужей на двух ребят
подозрительно шипят.
3. Три часа у проруби три
вороны пробыли.
4. Я увидел на стекле три капли
дождя.
5. Десять делится на два.
6. Учиться всегда пригодится.
Алгоритм
1. О чём говорится в
предложении?
2.Задайте вопрос от
подлежащего к сказуемому и
наоборот.
3. Определить падеж.
Алгоритм
1. О чём говорится в
предложении?
2.Задайте вопрос от
подлежащего к сказуемому и
наоборот.
3. Определить падеж.
Алгоритм
1. О чём говорится в
предложении?
2.Задайте вопрос от
подлежащего к сказуемому и
наоборот.
3. Определить падеж.
Лист самооценки.
Тест
Работа в группах.
Индивидуальная работа
Упр.158.
баллы
3 балла –
выполнено верно
3 балла –
выполнено верно
3 балла – верно
подчеркнул
подлежащее и сказуемое.
3 балла – верно вставил
пропущенные буквы
Лист самооценки.
Тест
Работа в группах.
Индивидуальная работа
Упр.158.
баллы
3 балла –
выполнено верно
3 балла –
выполнено верно
3 балла – верно
подчеркнул
подлежащее и сказуемое.
3 балла – верно вставил
пропущенные буквы
Лист самооценки.
Тест
Работа в группах.
Индивидуальная работа
Упр.158.
баллы
3 балла –
выполнено верно
3 балла –
выполнено верно
3 балла – верно
подчеркнул
подлежащее и сказуемое.
3 балла – верно вставил
пропущенные буквы
Лист самооценки.
Тест
Работа в группах.
Индивидуальная работа
Упр.158.
баллы
3 балла –
выполнено верно
3 балла –
выполнено верно
3 балла – верно
подчеркнул
подлежащее и сказуемое.
3 балла – верно вставил
пропущенные буквы
Лист самооценки.
Тест
Работа в группах.
Индивидуальная работа
Упр.158.
баллы
3 балла –
выполнено верно
3 балла –
выполнено верно
3 балла – верно
подчеркнул
подлежащее и сказуемое.
3 балла – верно вставил
пропущенные буквы