Автор: Кириллова Ирина Александровна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №144" Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: проект Тема: "Чувашский язык – наследие И.Я. Яковлева". Раздел: дошкольное образование
Название проекта
«Чувашский язык – наследие И.Я. Яковлева».
Автор проекта
Кириллова Ирина Александровна
Место реализации проекта
МБДОУ «Детский сад №144» г. Чебоксары
Проблема проекта
Не выполнение программных требований по обучению
чувашскому языку.
Цель и основные
задачи проекта
Цель: Разработать систему работы по обучению детей
чувашскому языку.
Задачи:
1. Обеспечить материально – техническую
базу:
приобрести дидактический материал для
проведения образовательной деятельности;
оформить альбом стихов для заучивания с детьми
по всем возрастам обучающихся чувашскому языку
рекомендованные программой;
составить каталог произведений чувашских
авторов;
обогатить мини – музей материалом и составить
расписание для проведения занятий в нём с детьми.
провести аналитическую деятельность: мониторинг
по обучению детей чувашскому языку, составить банк
данных по педагогам, лингвистический анализ семьи.
2. Развивать этнопедагогическую культуру
педагогов:
создать из педагогов ДОУ творческую группу;
послать
на
курсы
повышения
квалификации
педагогов
владеющих
чувашским
языком
(Егорову
Е.М.);
Развивать
профессиональную
компетентность
педагогов по приобщению к культуре и традициям
ч у в а ш с к о г о
н а р о д а
ч е р е з
о р г а н и з а ц и ю
этнопедагогической
инновационной
деятельности
(краеведение,
национальную
культуру,
традиции,
народное творчество, чувашский язык).
3. Совершенствовать работу с семьёй
используя новые подходы:
взаимодействовать с семьёй по принципу активного
вовлечения
родителей
в
жизнь
ДОУ.
Оказывать
д и ф ф е р е н ц и р о в а н н у ю
п ом о щ ь
р о д и т е л я м
воспитанников;
формировать у родителей представления об основных
целях и задачах воспитания дошкольного возраста,
роли этнической культуры в развитии ребёнка;
разработать с родителями цикл семинарских занятий
с использованием ИКТ.
1
Введение
В
современной
социокультурной
ситуации
большое
значение
отводиться формированию национальных ценностей на основе приобщения
дошкольников
к
народной
культуре
чувашского
края.
В
содержании
образования отражается региональное содержание, включающее историю,
географию,
культуру,
традиции,
искусство
и
выступающее
средством
формирования в детях чувства любви к малой родине, родному краю. В этом
случае, по мнению Н.М. Карамзина, появятся ориентиры в бурном море
жизни, которые помогут не потерять себя и своё национальное достоинство в
мировом океане. В
Концепции
дошкольного
воспитания
подчёркивается
важность обучения детей некоренной национальности национальному языку
данной республики.
Одной из основных тенденций государственной языковой политики
Чувашской
Республики
является
создание
условий
для
развития
родного
языка
как
языка
воспитания
и
обучения
в
системе
общего
образования,
способствующего
возрождению
и
развитию
национальной
культуры,
становлению
творческой
личности
через
познание
истории
и
его
самобытности, привитие ей любви и уважения к родному народу, чувству
гордости за его вклад в общечеловеческую культуру.
Обучение
детей
чувашскому
языку
с
дошкольного
возраста
–
необходимое
условие
формирования
продуктивного
чувашско
–
русского
билингвизма, ведущее средство полноценной реализации Закона «О языках в
ЧР». Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для
усвоения языка. Язык для ребёнка – это, прежде всего средство развития,
познания и воспитания. Обучение чувашскому языку на ранней ступени
должно
способствовать
становлению
личности
ребёнка
средствами
чувашского языка с учётом его мотивов, интересов, способностей. Важным
является также развитие у дошкольников общеязыковых, познавательных
способностей,
психических
процессов,
лежащих
в
основе
овладения
иноязычным общением.
Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего
народа, - человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и
будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к
национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой
родине.
Проанализировав деятельность ДОУ по обучению детей дошкольного
возраста чувашскому языку было выявлено, что работа по обучению детей
чувашскому языку ведётся, расстановка педагогов в группах проводиться с
учётом
знаний
чувашского
языка,
но
при
всём
этом
не
прослеживается
системно сть
в
работе
педагогов,
ма ло
внимания
уд е л я е т с я
этнопедагогической
инновационной
деятельности,
формированию
у
родителей представления об основных целях и задачах воспитания детей
дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребёнка.
Таким
образом,
необходимо
разработать
в
ДОУ
систему
работы
с
педагогами по обучению детей чувашскому языку.
2
1.1 Анализ среды
Сильные стороны
Слабые стороны
1. «Закон о языках Чувашской
Республики».
2. Педагогические кадры,
работающие по данной проблеме.
3. Интерес детей к чувашскому
языку.
1. Недостаточная оснащённость
материально- технической базы.
2. Не владение всех педагогов
чувашским языком.
3. Незаинтересованность всех
родителей в изучении детьми
чувашского языка.
4. Отсутствие языковой среды.
Благоприятные возможности
Угрозы, риски, ограничения
1. Организация системы работы по
обучению детей чувашскому
языку.
2. Совершенствование работы с
семьёй используя новые подходы.
3. Заинтересованность родителей в
обучении детей чувашскому языку.
4. Подготовка педагогических
кадров.
5. Оснащение материально-
технической базы.
6. Положительная динамика в
результатах диагностических
данных по ДОУ.
7. Организация в группах
дошкольного возраста центров
«Родной край».
1. Незаинтересованность всех
родителей.
2. Не ответственное отношение всех
педагогов.
3. Недостаточное количество методи-
ческой литературы, художествен-
ных произведений.
2. Основная часть
2.1
Проблема ,
на
решение
которой
направлен
проект
–
не
выполнение
программных
требований
по
обучению
детей
дошкольного
возраста
чувашскому языку.
2.2 Цель: разработать систему работы по обучению детей чувашскому языку.
2.3 Задачи:
1.
Обеспечить материально – техническую базу;
2.
Развивать этнопедагогическую культуру педагогов;
3.
Совершенствовать работу с семьёй, используя новые подходы.
2.4 Ожидаемые результаты
3
Создание системы работы по трём направлениям обучения чувашскому
языку: с детьми, педагогами и родителями;
Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ;
Увеличение положительной динамики
диагностических данных по
обучению чувашскому языку детей дошкольного возраста;
Появление интереса родителей и вовлечение
их в воспитательно –
образовательный процесс;
Обеспечение материально – технической и программно – методической
базы ДОУ;
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых
методов работы в воспитательно-образовательных процесс;
2.5 Реализация проекта
2.5.1 Этапы работы над проектом
Подготовительный
Деятельный
Заключительный
- Изучение литературы,
- оснащение материаль-
но – технической базы.
- Составление каталога
произведений, альбо-
мов с произведениями
для заучивания и с
проведёнными
мероприятиями,
- включение нацио-
нально – регионального
компонента в досуги,
развлечения,
- освещение всех
мероприятий на сайте
ДОУ.
- Проведение
презентации с
использованием ИКТ.
2.5.2
Система управления проектом
Организационно-
исполнительский
этап
Информационно-
аналитический этап
Контрольно-
диагностический этап
подготовка и
начало
работы;
составление
банка данных
по педагогам;
стартовая
диагностика
лингвистический
анализ педагогов,
семей;
приобретение
методической
литературы и
художественных
произведений;
итоговая
диагностика детей
по обучению
чувашскому языку
средних, старших и
подготовитель-ных
к школе групп;
Конкурс чтецов
4
детей по обу-
чению детей
чувашскому
языку.
организация твор-
ческой группы;
составление пер-
спективного плана,
картотеки;
оснащение
кабинета
«Чувашского языка
и культуры»;
оснащение
центров
чувашского языка
в группах;
посещение групп
для изучения
работы педагогов с
детьми.
(программных
стихов на чуваш-
ском языке «Мы
ищем таланты!»;
Гала – концерт «В
краю ста тысяч
песен»;
Неделя чувашского
языка и культуры;
Проведение
презентации с
использованием
ИКТ;
Театрализованное
представление
сказки «Репка» на
чувашском языке;
Организация
выставки рисунков
и фотографий «Мой
любимый край».
2.5.3 Ресурсное обеспечение
Программно – методическое обеспечение
Парциальные программа:
Программа образования ребёнка – дошкольника. - Л.В.Кузнецова, Г.П.Заха-
рова и др., Чебоксары, Чувашский республиканский институт образования,
2006.
Материально – техническая база
1.
Центры чувашского языка в группах;
2.
Подбор
программных
произведений
для
заучивания
наизусть
по
обучению чувашскому языку в соответствии с программой (по каждой
возрастной группе);
3.
Перспективный
план
«Приобщение
ребёнка
–
дошкольника
к
чувашской национальной культуре, через обучение детей чувашскому
языку»;
4.
Наглядный материал;
6. Картотека литературы.
5
Кадры
1.
Заведующий МБДОУ;
2.
Старший воспитатель;
3.
Воспитатели;
4.
Специалисты.
Формы, методы и приёмы работы.
Одно из направлений федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования
речевое
развитие,
которое
включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества и т. д. Решая задачи
речевого развития ФГОС ДО коллектив детского сада проводит работу по
обучению
чувашскому
языку
в
разных
видах
деятельности
с
учётом
специфики
национальных,
социокультурных
условий.
Немаловажным
этапом в обучении чувашскому языку является обогащение развивающей
среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий
для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность
помогает
формированию
у
ребенка
правильных,
неискаженных
представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать
познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а
внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-
развивающей
среды,
выступает
одним
из
условий
развития
ценностного
отношения к родному краю.
Реализация
данного
проекта
–
это
работа
всего
педагогического
коллектива
между
ребёнком
и
предметным
миром
народной
культуры,
способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в
систему иных традиций, владеющего языком вещей. Учитывая возраст детей,
все образовательная деятельность по ознакомлению с чувашским языком,
национальной
культурой
проходят
в
игровой
форме.
В
течение
всей
совместной
деятельности
в
специально
обустроенной
предметно-
пространственной
среде
дети
“проживают”
определённую
тематическую,
историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого
ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера
чувствования,
сопереживания,
окрашивает
получаемые
знания
личными
эмоциями
ребёнка,
превращая
их
мироощущение,
в
мировоззрение,
в
историческое сознание. Методика “погружения” предполагает использование
детьми
и
воспитателем
подлинных
предметов,
исторического
аксессуара
(национальный костюм, его элементы и т.д.), которые имеются в комнате
«Чувашского языка и культуры», а также разнообразного арсенала игровых
форм, в том числе:
ролевые игры (дети играют, пребывают в роли и т.д.);
6
игра-поиск (найти предмет, указать его, рассмотреть, высказать
собственное мнение);
игра фантазирование (например, в блоке “Ремёсла” дети представляют
себя мастерицами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит
мастерская, какими инструментами они работают и т.д.);
игра-путешествие (в древний город – крепость Чебоксары);
подвижные игры (старинные игры, сопровождающие все занятия
проекта):
дидактические игры (“Собери орнамент”, “Составь картину” и т.д.):
словесные дидактические игры («Назови предмет», «Я покажу – ты
назови», «Составь рассказ по картинке» и т. д.).
Основополагающее место в методике данного проекта занимает связь
истории с современностью. Детей знакомят не только предметами истории, с
трудом
людей
в
то
время,
но
и
с
современностью:
с
предприятиями,
современным
городом,
известными
людьми
нашего
времени.
Дети
знакомятся памятниками истории и культуры: (рассматривание и определение
предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в
действии,
воспроизведение
действий
предмета,
изображение
предмета
ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).
“Погружение” ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством
голосов
общения,
диалогов,
ответов,
вопросов,
поэтому
диалог
является
основным
метолом
педагогической
деятельности
и
общения
в
проекте
(диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, воспитателем
и ребёнком и т.д.) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.
Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-
методического
материала,
который
выступает
как
вспомогательный,
но
необходимая
составная
часть
проекта
и
методики
-
фотографии,
схемы,
рисунки, муляжи (грибы, рыба, животные и т.д.), копии предметов быта
чувашского
народа
и
т.д.),
национальные
костюмы,
сшитые
по
этнографически точным образцам, аудиовидеозаписи “старинные чувашские
песни ”, “шум леса, голоса птиц” и.т.д.
Особое
внимание
уделяется
методической
разработке
занятий,
массовых
мероприятий
к
датам
народного
календаря.
На
этих
занятиях
решаются
не
только
познавательные
задачи,
но
и
патриотические,
воспитывается любовь к родному краю, городу, к Родине. К таким формам
относятся:
1.
Циклы
занятий,
включающие
разные
виды
деятельности
на
основе
единого
содержания.
В
зависимости
от
темы,
цели
занятия,
времени
проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей
города, края проводятся в кабинете «Чувашского языка и культуры», иногда в
группе на такие темы: «Художники Чувашской Республики», «Мой город –
Чебоксары»,
«Птицы
и
животные
родного
края»,
«В
краю
ста
тысяч
вышивок», «Старинные орудия труда чувашских умельцев» и т.д.
7
2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как
самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: «Что ты знаешь о
своём городе?», «Какие знаменитые люди прославили наш город?», «Что бы
ты сделал, для того чтобы наш город стал ещё краше?» и др.
3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным
разнообразием города.
4.
Праздники,
развлечения
–
народные,
обрядовые,
посиделки,
день
рождения города, республики. Дети знакомятся с культурой и традициями
нашего народа, города.
5. Неделя чувашского языка и культуры. Где дети на протяжении всей недели
имеют возможность не только обогатить свои знания, но имеют возможность
быть активным участником всех событий.
6.
Встречи
с
известными
людьми
республики
(с
вышивальщицей
З.И.
Вороновой, поэтессой Р. Сарпи и т. д.), которые помогут привить в детях
любовь к поэзии, к народным промыслам.
7. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка – эти формы
незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю
невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма
организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту
самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего
возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его
воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование
должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его
культурной
самобытности,
языку,
к
национальным
ценностям
страны,
в
которой ребёнок проживает, страны его происхождения»
Как
родителям
сохранить
свою
духовность
и
выбрать
правильные
ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая
она
есть.
Что
может
заинтересовать
ребёнка
чистотой,
искренностью,
красотой,
глубоким
содержанием?
Это
наша
многовековая
история
и
культура.
Одним
из
направлений
в
работе
МБДОУ
«Детский
сад
№144»
г.
Чебоксары
является
нравственно-патриотическое
и
духовное
воспитание
дошкольников.
Для
реализации
работы
по
обучению
чувашскому
языку
предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и
культуре
чувашского
народа
во
все
виды
детской
деятельности:
познавательную, продуктивную, игровую. Весь проект, очерёдность занятий
по
блокам,
занятия
по
праздникам
народного
календаря
реализуются
в
соответствии с логикой и последовательностью в течение реального времени.
8
2.6 Система работы с детьми, педагогами и родителями в обучении детей
дошкольного возраста чувашскому языку.
Дети
Педагоги
Родители
1.
Стартовая
диагностика;
2.
Организация
встреч с
интересными
людьми
Чувашской
Республики;
3.
Конкурсы
рисунков и
фотографий о
родном крае на
темы: «Мой
родной город»,
«Мой любимый
край»;
4.
Конкурс чтецов
«Мы ищем
талан-ты!» (на
чувашском
языке);
5.
Проведение
цикла НОД:
«Художники
Чувашской
Республики»,
«Птицы и
животные род-
ного края», «Мой
город –
Чебоксары», «В
краю ста тысяч
вышивок»;
6.
Проведение
недели
чувашского языка
и культуры;
7.
Экскурсии по
знаменательным
местам города, в
1.
Приобретение
художественных
произведений;
2.
Создание в группах
центров чувашского
языка и оснащение
их необходимым
материалом;
3.
Создание творческой
группы среди педаго-
гов, владеющих
чувашским языком;
4.
Составление
перспективного
плана;
5.
Лингвистический
анализ педагогов;
6.
Отправить на курсы
по обучению
чувашскому языку
Егорову Е.М.;
7.
Консультации на
темы: «Воспитание
интереса искусству
чувашского
орнамента»,
«Ознакомление детей
с национальной
культурой через
чувашский
фольклор», «Знаком-
ство с историей
родного края
посредством
ознакомления с
чувашскими
традиционными
праздниками», «Роль
моделирования в
развитии чувашской
1.
Лингвистический
анализ семьи;
2.
Анкетирование
родителей;
3.
Цикл семинарских
занятий;
4.
Вовлечение
родителей к
оформлению
центров чуваш-
ского языка;
5.
Проведение ро-
дительских соб-
раний по данной
теме;
6.
Конкурс фотогазет
«Как мы отдыхаем с
семьёй в своём
городе»;
7.
Викторина «Что мы
знаем о родном
городе» с участием
семей;
8.
«День открытых
дверей»;
9.
Посещение
родителей с детьми
достопремичатель-
ных мест города;
10.Гала – концерт с
участием роди-
телей;
11.Проведение пре-
зентации с
использованием
ИКТ.
9
музеи;
8.
Поездка в
Шоршелы на
родину
космонавта А.Г.
Николаева;
9.
Подготовка и
показ сказки на
чуваш- языке
совместно с
педагогами
«Репка»;
10.Викторина с
детьми «Самый
умный»;
11.Гала – концерт
«В краю ста
тысяч песен»;
12.Цикл бесед о
родном городе,
республике;
13.Взаимодействие
с детской
библиотекой им.
А.Гайдара по
данной теме;
14.Изучение и
организация
чувашских
подвижных игр;
15.Итоговая
диагностика.
связной речи»;
8.
Составление
каталога
произведений;
9.
Оснащение
материально –
технической базы;
10.Проведение
педагогического
совета на тему
«Приобщение детей
к чувашской
национальной
культуре через
обучение
чувашскому языку»;
11.Проведение недели
«Чувашского языка и
культуры»;
12.Организация
конкурса чтецов
стихотворений на
чувашском языке;
13.Показ сказки педаго-
гами на чувашском
языке «Репка»;
14.Гала- концерт «В
краю ста тысяч
песен»;
15.Приобретение дисков
о родном городе
Чебоксары;
16.Отчёт творческой
группы;
17.Презентация с
использованием ИКТ.
2.6.1 План реализации проекта
Основные мероприятия по достижению целей проекта:
Установление и поддержание взаимоотношений с учреждениями культуры
города (детской библиотекой им. А.Гайдара), музеями и выставками, с Домом
детского творчества «Росток», краеведческим музеям и т.д.
10
Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых
мероприятий с детьми и взрослыми. Включение во все праздники песен,
танцев чувашского народа.
Участие
в
праздниках
единения,
обновления
и
экологических
акциях,
проводимых в районе и в городе (совместно с родителями).
Проведение
мероприятий,
направленных
на
развитие
исторических
традиций.
Посещение
культурных
учреждений
города
и
праздников,
проводимых
администрацией города.
Организация встреч с интересными людьми.
Организация уголков родного края в группах.
Пополнение
фонда
кабинета
«Чувашского
языка
и
культуры»
новыми
экспонатами.
Обогащение библиотеки книг чувашского издательства художественного и
краеведческого содержания.
Оформление тематических стендов.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Разработка перспективных планов работы по данному направлению.
Организация выставок работ детей и родителей.
Ознакомление детей с изделиями народных умельцев.
2.7
Программа реализации проекта
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответствен-
ный
1 этап – подготовительный
1.
Проанализировать
состояние воспи-
тательно – образо-
вательного про-
цессса по обучению
чувашскому языку;
2.
Подобрать и изучить
литературу по данной
проблеме;
3.
Повысить интерес к
обучению чуваш-
скому языку среди
педагогов и
родителей.
1. Лингвистический
анализ семьей,
педагогов;
2. Составление
расписания для
посещения
кабинета «Чувашского
языка и культуры»;
3. Анкетирование
родителей;
4. Стартовая диагнос-
тика детей;
5. Приобретение
художественных
произведений;
6. Создание
творческой группы
среди педагогов,
владеющих
чувашским языком;
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
В
течении
года
Ноябрь
Ноябрь
Заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
пед. психолог
Старший
воспитатель,
воспитатели
Заведующий,
старший
воспитатель
11
7. Проведение
родительских
собраний в группах по
данной проблеме.
Старший
воспитатель
воспитатели
2 этап – деятельный
1.
Оснастить мате-
риально– техни-
ческую базу;
2.
Развивать
этнопе-
дагогическую
культуру педаго-гов;
3.
Совершенствовать
работу
с
семьёй,
используя
новые
подходы.
1 Оснащение
кабинета Чувашского
языка и культуры»
(связь с
современностью);
2. Организация НОД в
кабинете Чувашского
языка и культуры»
(составление
расписания осещений
кабинета);
3. Создание в группах
(изучающих
чувашский язык)
центров чувашского
языка с вовлечением
родителей;
4. Организация
конкурсов рисунков
на темы: «Моему
любимому городу 540
лет», «Мой родной
край»;
5. Цикл НОД:
«Художники Чуваш-
ской Республики»,
«Птицы и животные
родного края», «Мой
город–Чебоксары»;
6. Составление
перспективного плана
с творческой группой
«Перспективный план
работы с этнокультур-
ным (чувашским)
компонентом
образования»;
7. Консультации
В
течении
года
В
течении
года
Декабрь
Апрель,
июнь
В
течении
года
Ноябрь-
январь
В
Заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели
Воспитатели
Старший
воспитатель,
творческая гр.
Старший
12
подготовленные при
участии творческой
группы на темы:
«Воспитание интереса
искусству чувашского
орнаменту»,
«Ознакомление детей
с национальной
культурой через
чувашский
фольклор»,
«Знакомство с истори-
ей родного края
посредством ознаком-
ления с чувашскими
традиционными
праздниками», «Роль
моделирования в
развитии чувашской
связной речи»;
8. Составление
каталога произве-
дений;
9. Оснащение
материально –
технической базы;
10. Конкурс фотогазет
«Как мы отдыхаем с
семьёй в своём
городе»;
11.Смотр – конкурс в
группах центров
чувашского языка и
культуры;
12. Педагогический
совет на тему:
«Приобщение детей к
чувашской национа-
льной культуре через
обучение чувашскому
языку»;
13. Викторина с
детьми «Самый
умный»;
14. Викторина «Что
течении
года
В
течении
года
В
течении
года
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Февраль
Март
воспитатель,
творческая гр.
Старший
воспитатель
Заведующий,
старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Заведующий,
старший
воспитатель
Заведующий,
старший
воспитатель
Старший
воспитатель,
Педагог -
13
мы знаем о родном
городе» с участием
семей;
15. Показ сказки
«Репка» на чувашском
языке;
16. Проведение
недели чувашского
языка и культуры;
17. Конкурс чтецов:
«Мы ищем таланты!»;
18. Организация
встреч с интересными
людьми Чувашской
Республики (с
вышивальщицей З.И.
Вороновой, поэтессой
Р. Сарпи);
19. Отправить на
курсы по обучению
чувашскому языку
Егорову Е.М.;
20. «День открытых
дверей» для
родителей;
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Апрель –
май
психолог
Муз. руковод.
Заведующий,
старший
воспитатель,
муз. руковод.,
воспитатели
Старший
воспитатель
Заведующий,
старший
воспитатель
Заведующий
Заведующий,
старший
воспитатель
3 этап – заключительный
1. Определить
уровень разви-
тия чувашской
речи детей;
2. Провести
презентацию для
родителей и педа-
гогов.
1. Гала – концерт с
участием детей,
педагогов и
родителей;
2. Итоговая
диагностика детей;
3. Общее
родительское
собрание с
Апрель
Май
Май
Муз. руковод.,
старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель
Воспитатели
Заведующий,
старший
воспитатель
14
проведением презен-
тации с
использованием ИКТ;
4. Отчёт творческой
группы.
Май
Ст. воспита-
тель,
творческая гр.
2.8 Мониторинг
Диагностический инструментарий
№
п/п
Название методики
Автор
1
Учебно – методическое пособие «Учимся
говорить по-чувашски»
Михайлова С.Г.
2
Диагностика уровня сформированности
знаний о родном городе, своем крае
Творческая группа
МБДОУ «Детский сад
№144» г. Чебоксары
2.8.1 Модель мониторинга в реализации проекта
Цель мониторинга
Выявление
эффективности
создания
системы
работы по обучению чувашскому языку
Направление
Мониторинг проекта
Цели и задачи
1.
Разработать
систему
обучения
детей
чувашскому языку.
2.
Обеспечить материально – техническую базу;
3.
Развивать
этнопедагогическую
культуру
педагогов;
4.
Совершенствовать
работу
с
с е м ь ё й ,
используя новые подходы.
Объект
Обучение чувашскому языку.
Предмет
Система работы в обучении чувашскому языку
Субъект
Участники
воспитательного
процесса:
дети,
педагоги и родители.
Пользователи
Педагогические работники.
Методы
Опрос, наблюдение, анкетирование, анализ,
диагностика.
Инструментарий
Те с т ы ,
а н ке т ы ,
а н а л и т и ч е с к и й
о т ч ё т,
15
включающий графики и диаграммы.
Документальная основа
Аналитические справки.
Форма презентации
Презентация с использованием ИКТ.
Мониторинг обучения детей чувашскому языку
за 2013- 2014, 2014 - 2015, 2015 - 2016 учебные периоды.
№
п/п
Уровни
2013-2014
129 детей
2014-2015
126 детей
2015-2016
189 детей
Динамика
1
Высокий
32 – 27,1%
29 – 23%
50 – 26,5%
+ 14
2
Средний
61 – 47,6%
69 – 54,7%
88– 46,6%
+ 11
3
Низкий
36 – 28,3%
28 – 22,3%
51– 26,9%
+ 9
Педагоги, владеющие чувашским языком
№ п/п
Знание чувашским яз.
Педагоги, владеющие чув. яз.
1
Владеют чувашским
языком.
17 – 63%
2
Не владеют чувашским
языком.
7 – 26%
3
Понимают чувашский
язык.
3 – 11%
Лингвистический анализ родителей
1.
русские - 132 человек (27,6%);
2.
чуваши - 326 человека (68%);
3.
другие – 21 человек (4,4 %).
16
3. Заключение
Приобщение к культуре народа, его духовным ценностям, уважение к
национальным
традициям
происходит
через
обучение
детей
чувашскому
языку.
Изучение
родного
языка
помогает
зародить
в
ребёнке
любовь
к
родному краю.
В
нашем
ДОУ
обучение
детей
чувашскому
языку
проводиться
со
средней
группы.
Национально
–
региональное
содержание
дополняем,
работая по программе Л.В. Кузнецовой, Г.П. Захаровой, О.В. Драгуновой
«Программа образования ребёнка – дошкольника».
Проанализировав деятельность ДОУ по обучению детей дошкольного
возраста, чувашскому языку было выявлено, что работа по обучению детей
чувашскому языку ведётся, расстановка педагогов в группах проводиться с
учётом знаний чувашского языка. В детском саду 63% педагогов владеют
чувашским языком, но при всём этом не прослеживается системность в
работе
педагогов,
мало
внимания
уделяется
этнопедагогической
инновационной деятельности, формированию у родителей представления об
основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли
этнической культуры в развитии ребёнка. Так данные изучения владения
педагогами
чувашским
языком
показывают,
что
63%
владеют
активным
словарём, 26% не владеют чувашской речью и не понимают его и 11%
владеют пассивной речью. В то же время опрос дошкольников показывает,
что у большинства детей есть интерес к изучению чувашского языка, но
имеются не решённые проблемы в том, что программа даёт очень богатую
лингвистику,
которую
не
могут
освоить
дети
дошкольного
возраста,
посещающие городские детские сады.
С целью систематизации работы по обучению чувашскому языку был
составлен данный проект.
В
ходе
реализации
цели
проекта
к
концу
года
достигнуты
определённые
успехи.
Прослеживается
положительная
динамика
в
диагностировании детей по чувашскому языку. Один педагог прошёл курсы в
ЧРИО
по
обучению
чувашскому
языку.
В
течении
года
была
проделана
работа
творческой
группой
детского
сада.
Ими
был
со ставлен
«Перспективный план работы с этнокультурным (чувашским) компонентом
образования»,
собраны
стихи,
по
всем
возрастам
рекомендованные
программой
для
изучения,
проведено
ряд
консультаций
по
темам:
«Воспитание
интереса
искусству
чувашского
орнамента»,
«Ознакомление
детей с национальной культурой через чувашский фольклор», «Знакомство с
17
историей
родного
края
посредством
ознакомления
с
чувашскими
традиционными праздниками», «Роль моделирования в развитии чувашской
связной речи». Прошёл педагогический совет на тему: « Приобщение детей к
чувашской национальной культуре через обучение чувашскому языку»; Два
педагога работая по данной теме, провели родительские собрания в группах,
показали
открытые
итоговые
занятия
для
воспитателей
детского
сада.
Светлана
Константиновна
являясь
членом
творческой
группы
составила
перспективный план по знакомству детей с природой родного края, в течении
года сотрудничала с центром «Караш». Елена Михайловна составила ряд
конспектов по пересказу с использованием модели. С детьми каждую неделю
по
расписанию
проводились
занятия
в
кабинете
«Чувашского
языка
и
культуры».
В
течении
года
во
все
праздники
включались
номера
с
использованием чувашского фольклора. Была проведена «Неделя чувашской
культуры». В ходе, которой прошёл конкурс чтецов произведений чувашских
авторов
«Мы
ищем
таланты»,
показ
сказки
«Репка»
воспитателями
на
чувашском языке. Дети имели возможность познакомиться с известными
людьми
ЧР,
такими
как
З.И.
Вороновой
с
известной
чувашской
вышивальщицей, с поэтессой Р. Сарпи. В группах прошли тематические
занятия «Художники Чувашской Республики», «Птицы и животные родного
края», «Мой город – Чебоксары»; были организованы конкурсы рисунков:
«Мой любимый город», «Мой родной край» и т. д., конкурс фотогазет «Как
мы отдыхаем с семьёй в своём любимом городе». Викторина «Самый умный»
показала, на сколько дети знают и любят чувашский язык. В завершении
прошёл гала – концерт с участием педагогов, детей и родителей. Родителям
была
предоставлена
возможность
порадоваться
успехам
детей
в
Дне
открытых дверей и на гала – концерте.
В
каждой
группе
созданы
центры
обучения
чувашскому
языку,
оснащённость которых определил смотр – конкурс. Победители конкурса
были награждены грамотами. В ходе реализации проекта шло оснащение
материально
–
технической
базы,
был
сделан
каталог
произведений.
В
завершении проекта была составлена презентация по реализации проекта для
родителей.
Таким
образом,
цель
проекта
достигнута,
о
чём
свидетельствуют
результаты
диагностических
данных,
появление
интереса
к
чувашскому
языку и повышение этнопедагогической культуры у родителей и педагогов.
ДОУ
в
перспективе
планирует
включиться
в
муниципальный
проект
«Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним».
Список литературы:
18
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. (Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 г. №1155).
2.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание – 1989.
№5, с.-10- 23.
3.
Краснова Н.Г. Жизнь и деятельность просветителя чувашского народа,
Чебоксары- 1986 г.
4.
Кузнецова
Л.В.
Программа
образования
ребёнка
–
дошкольника,
Чебоксары – 2006 г.
5.
Микляева
Н.В.
Управление
образовательным
процессом
в
ДОУ
с
этнокультурным компонентом образования, Москва- 2006 г.
6.
Михайлова С.Г. Учимся говорить по – чувашски, Чебоксары, 2008.
7.
Многоязычие в детском саду // Справочник старшего воспитателя, 2008
г., №1
8.
О языках в Чувашской Республике: Закон ЧР (27 октября 1990 года). –
любое издание.
9.
Приобщение детей к истокам народной культуры // Воспитатель ДОУ,
2009г., №4.
10.Рекомендации
по
организации
краеведческой
комнаты
в
ДОУ
//
Справочник старшего воспитателя, 2009 г., №4.
11.
«Программа
художественного
развития
ребёнка
–
дошкольника
средствами
чувашского
декоративно
–
прикладного
искусства»
Васильева Л.Г., г. Чебоксары, 1995.
12.Как научить
детей любить Родину. Руководство для воспитателей и
учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова,
И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003.
19
20