Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развития дошкольника
Автор: Скирдова Юлия Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск структурное подразделение "Детский сад №7 "Ягодка" Населённый пункт: город Чапаевск Самарская область Наименование материала: статья Тема: Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развития дошкольника Раздел: дошкольное образование
Семья как социокультурное пространство воспитания,
обучения и развития дошкольника
Старший воспитатель
СП «Детский сад №7 «Ягодка»
ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск
Скирдова Ю.Н.
Татьяна
Доронова,
к.
п.
н.,
профессор,
заведующая
отделом
дошкольного
образования
Федерального
института
развития
образования
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
отмечает, что
период
дошкольного
детства
–
это
возраст
постижения
культуры
и
«выращивания»
в
ней
личности.
Поэтому
одной
из
основных
задач
педагогики является приобщение детей к культурному наследию социума.
В первую очередь в проектировании социокультурного пространства
ДОО
должны
принимать
участие
представители
главного
института
социализации ребенка – его родители, а уже вместе с ними в этой работе
полноправными участниками могут стать и другие организации, и институты
социализации.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011–
2015
годы
перед
системой
дошкольного
образования
поставлена
задача
модернизации дошкольного образования как института социального развития
ребенка. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с
детьми
обусловил
необходимость
по-новому
взглянуть
и
на
проблему
взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с
целью
создания
единого
образовательного
пространства.
Если
раньше
педагоги лишь просвещали родителей, то теперь появилась необходимость
сотрудничества с ними.
Эффективным механизмом такого взаимодействия является система
социального партнерства, которая в нашем учреждении осуществляется по
двум направлениям:
–
использование
в
дошкольном
образовательной
организации
средств
и
возможностей сообщества, окружающего социум;
– активное взаимодействие ДОО с различными социальными институтами:
учреждениями
культуры,
спорта
и
т.п.,
где
образовательное
учреждение
выступает в качестве заказчика.
Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за
ребенком. Поэтому в решении образовательных задач родители значительно
больше доверяют школе. Эта проблема остро ставит задачу перестройки
содержания и форм общения с родителями.
С
октября
2013
года
в
нашей
организации
начал
работу
детско-
родительский
клуб
«Развитие»,
целью
деятельности
которого
явилось
всестороннее
психолого-педагогическое
сопровождение
воспитания
и
развития
наших
воспитанников
и
психолого-педагогическое
просвещение
родителей.
Клуб
работает по пяти основным направлениям, обусловленных
интересами родителей и возможностями детей:
«Школа молодых родителей», ориентированнаяна родительскую
аудиторию, дети которой вновь поступили в нашу организацию;
«Расскажем,
покажем,
поможем,
научим». На
практических
семинарах
родители
вместе
с
детьми
выполняют
задания,
направленные на развитие и обучение ребенка.
«В уютном кругу», где
родители разных социальных статусов
помогают друг другу в решении трудных жизненных ситуаций,
возникающих
при
воспитании
ребенка.
В
данном
детско-
родительском
сообще стве
родители
и
дети
у ч а т с я
взаимодействовать друг с другом.
« С ко р о
в
ш ко л у »
д л я
р о д и т е л е й
в о с п и т а н н и к о в
подготовительных
групп.
ФГОС
ДО
определил
целевые
ориентиры,
предполагающие
формирование у дошкольников
предпосылок
к
учебной
деятельности.
На
основе
этого
наш
детский сад создаёт условия для успешной социальной адаптации
и дальнейшего обучения в школе.
«Развивай-ка»
для
родителей
и
детей
групп
компенсирующей
направленности.
Основной
формой
проведения
заседаний
являются
совместные
интегрированные
занятия
детей
и
родителей.
Объединив родителей всего детского сада по интересам, стремимся к
созданию
детско-взрослого
сообщества,
работающего
в
едином
ключе
и
способствующего решению поставленной цели.
В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.
Посещение заседаний происходит только на добровольной основе. Планируя
те или иные мероприятия, проводимые совместно с родителями, учитываем
национальные особенности семьи, ее социально-экономическое положение,
выявляем интересы каждого из родителей.
Доброй традицией нашего учреждения стали такие формы работы, как
родительские собрания в виде дискуссии, круглого стола, викторины, КВН,
конференции; участие родителей в спортивных праздниках, соревнованиях,
театрализованных
представлениях;
участие
родителей
в
совместных
мероприятиях
с
библиотекой
семейного
чтения,
музыкальной
школой,
спортивной школой.
Анализируя работу по взаимодействию с
родителями за прошлые
годы, пришли к необходимости построения партнерских взаимоотношений
между ДОО и родителями. Не потребительских, не благотворительных, не
спонсорских, а именно партнерских.
Партнерский
уровень
взаимоотношений,
по
нашему
мнению,
подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий:
от планирования до оценки результатов и предполагает координацию усилий,
ответственность за результат воспитания и развития ребенка как сотрудников
ДОО, так и родителей.
Очень
важно
осуществить
переход
от
формального
общения
с
родителями
к
продуктивному,
развивающему
ребенка
социальному
партнерству, к четкому определению принципов взаимодействия дошкольной
образовательной организации с внешней социальной средой. Эффективность
работы
по
реализации
социокультурного
пространства
ДОО
оценивается
нами не по количеству учреждений участвующих в этой работе или по
количеству мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как
воспитанников, так и педагогов.