Напоминание

Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развития дошкольника


Автор: Скирдова Юлия Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск структурное подразделение "Детский сад №7 "Ягодка"
Населённый пункт: город Чапаевск Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развития дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад





Семья как социокультурное пространство воспитания,

обучения и развития дошкольника
Старший воспитатель СП «Детский сад №7 «Ягодка» ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск Скирдова Ю.Н. Татьяна Доронова, к. п. н., профессор, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации отмечает, что период дошкольного детства – это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач педагогики является приобщение детей к культурному наследию социума. В первую очередь в проектировании социокультурного пространства ДОО должны принимать участие представители главного института социализации ребенка – его родители, а уже вместе с ними в этой работе полноправными участниками могут стать и другие организации, и институты социализации. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011– 2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития ребенка. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Если раньше педагоги лишь просвещали родителей, то теперь появилась необходимость сотрудничества с ними. Эффективным механизмом такого взаимодействия является система социального партнерства, которая в нашем учреждении осуществляется по двум направлениям:
– использование в дошкольном образовательной организации средств и возможностей сообщества, окружающего социум; – активное взаимодействие ДОО с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.п., где образовательное учреждение выступает в качестве заказчика. Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за ребенком. Поэтому в решении образовательных задач родители значительно больше доверяют школе. Эта проблема остро ставит задачу перестройки содержания и форм общения с родителями. С октября 2013 года в нашей организации начал работу детско- родительский клуб «Развитие», целью деятельности которого явилось всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития наших воспитанников и психолого-педагогическое просвещение родителей. Клуб работает по пяти основным направлениям, обусловленных интересами родителей и возможностями детей:  «Школа молодых родителей», ориентированнаяна родительскую аудиторию, дети которой вновь поступили в нашу организацию;  «Расскажем, покажем, поможем, научим». На практических семинарах родители вместе с детьми выполняют задания, направленные на развитие и обучение ребенка.  «В уютном кругу», где родители разных социальных статусов помогают друг другу в решении трудных жизненных ситуаций, возникающих при воспитании ребенка. В данном детско- родительском сообще стве родители и дети у ч а т с я взаимодействовать друг с другом.  « С ко р о в ш ко л у » д л я р о д и т е л е й в о с п и т а н н и к о в подготовительных групп. ФГОС ДО определил целевые ориентиры, предполагающие формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности. На основе этого наш
детский сад создаёт условия для успешной социальной адаптации и дальнейшего обучения в школе.  «Развивай-ка» для родителей и детей групп компенсирующей направленности. Основной формой проведения заседаний являются совместные интегрированные занятия детей и родителей. Объединив родителей всего детского сада по интересам, стремимся к созданию детско-взрослого сообщества, работающего в едином ключе и способствующего решению поставленной цели. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители. Посещение заседаний происходит только на добровольной основе. Планируя те или иные мероприятия, проводимые совместно с родителями, учитываем национальные особенности семьи, ее социально-экономическое положение, выявляем интересы каждого из родителей. Доброй традицией нашего учреждения стали такие формы работы, как родительские собрания в виде дискуссии, круглого стола, викторины, КВН, конференции; участие родителей в спортивных праздниках, соревнованиях, театрализованных представлениях; участие родителей в совместных мероприятиях с библиотекой семейного чтения, музыкальной школой, спортивной школой. Анализируя работу по взаимодействию с родителями за прошлые годы, пришли к необходимости построения партнерских взаимоотношений между ДОО и родителями. Не потребительских, не благотворительных, не спонсорских, а именно партнерских. Партнерский уровень взаимоотношений, по нашему мнению, подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий: от планирования до оценки результатов и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка как сотрудников ДОО, так и родителей.
Очень важно осуществить переход от формального общения с родителями к продуктивному, развивающему ребенка социальному партнерству, к четкому определению принципов взаимодействия дошкольной образовательной организации с внешней социальной средой. Эффективность работы по реализации социокультурного пространства ДОО оценивается нами не по количеству учреждений участвующих в этой работе или по количеству мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как воспитанников, так и педагогов.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники