Автор: Цветикова Татьяна Викторовна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства" Населённый пункт: Калуга Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ СПО В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ СПО В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.
Цветикова Т.В. –
преподаватель
специальных дисциплин
ГБПОУ
КО «Колледж народного
хозяйства и
природообустройства»
Традиционно после окончания среднего общеобразовательного
учебного заведения перед выпускниками и их родителями встает
проблема выбора: пойти учиться в среднее профессиональное или высшее
образовательные организации или начать работу на предприятии, отложив
дальнейшее обучение на несколько лет. В ходе изложения материала
будут представлены сравнение и анализ трех жизненных сценариев по
профессиональному совершенствованию будущих специалистов.
Объектом исследования является структура образовательного процесса
в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Предметом
исследования является поиск оптимальной модели обучения в
становлении общих и профессиональных компетенций будущих
специалистов.
Основная цель предлагаемого реферата состоит в отражении
позитивного опыта получения образования в средних профессиональных
образовательных организациях при формировании будущего специалиста.
Она реализуется через следующие задачи: описание моделей обучения
высших и средних профессиональных учебных заведений; отражение
специфики среднего профессионального обучения в рамках подготовки
специалистов в области земельно-имущественных отношений; раскрытие
проблемы необходимости формирования общих и профессиональных
компетенций по данному направлению
Прежде всего, рассмотрим структуру процесса обучения среднего
профессионального звена образовательной системы. Он предполагает
наличие трех компонентов: лекционных занятий; учебных и
производственных практик; контрольных занятий в форме
промежуточной и итоговой аттестации. В качестве подведения итогов
обучения в последние годы выступает написание выпускной
квалификационной работы (дипломного проектирования).
Занятия в средних профессиональных учебных заведениях проводят по
профильным дисциплинам и модулям специалисты, имеющие стаж
работы на определенных предприятиях или действующие сотрудники.
Образовательных процесс построен таким образом, что лекционные
занятия подготавливают обучающихся к выполнению практических
занятий, как в режиме учебных аудиторий, так и во время прохождения
учебных, производственных и преддипломных практик.
Модернизация образования, начатая в РФ в начале 2000-х гг.,
предполагает оснащение образовательных организаций оборудованием
для проведения интерактивных занятий и экскурсий.
В частности, обучающиеся на отделении «Земельно-
имущественные отношения» могут самостоятельно изготовить
документацию на заданный земельный участок или объект капитального
строительства, используя компьютерные программы CREDO и AVTOCAD;
рассчитать показатели кадастровой стоимости, земельного налога, налога
на имущество физических или юридических лиц, арендную плату с
земельного участка, который может использоваться, как с изъятием
ресурсов, так и без него.
Для проверки соответствия получаемых в учебных аудиториях
обучающимися теоретических и практических знаний предназначается
проведение учебных, производственных и преддипломных практик.
Подобные мероприятия проводятся для выпускников одиннадцатых
классов общеобразовательных учебных заведений уже по окончании
первого года обучения в средней профессиональной образовательной
организации. Для обучающихся, имеющих неполное среднее образование
череда практических занятий с участием производственного элемента
начинается по окончании второго года обучения.
Как правило, задания для проведения практик, как учебных, так и
производственных, предполагают изучение инструкций по технике
безопасности конкретного предприятия, нормативно-правовой базы,
регулирующей кадастровые и землеустроительные отношений,
осуществление в полевых условиях и в рамках камерального этапа
отдельных технологических операций: установление и закрепление
опорных точек земельного участка на местности, определение координат
данных точек, перенесение проекта объекта на бумажные носители,
копирование результатов произведенных измерений на электронный
носитель, занесение полученных результатов после их проверки в
электронную базу.
В качестве бланков документации, фиксирующей результаты
полученных обучающимися данных, используют межевые планы,
технические планы и паспорта, кадастровые выписки, акты обследования
(на объекты капитального строительства, прекратившие свое
существование), кадастровые планы территории, на которой
располагаются исследуемые земельный участок или объект капитального
строительства; документом, подтверждающим регистрацию прав на
объект недвижимости является кадастровый паспорт, форма которого на
земельный участок и объект капитального строительства существенно
отличаются.
Практическая польза указанных форм обучения состоит в том, что
имеется контакт обучающегося с работниками предприятия,
ответственными за выполнение производственных заданий
воспитанником. Они могут провести необходимые консультации,
своевременно выявить ошибки в деятельности практиканта. Кроме того,
производственная и преддипломная практика, организуемые на последних
курсах обучения являются начальной базой для первого места работы
выпускника, положительно показавшего себя во время выполнения
учебных производственных заданий.
Что касается высших образовательных организаций, то в них
делается упор на теоретическую подготовку обучающихся. Подобный
подход незаменим в формировании штата научно-исследовательских
организаций и лабораторий. Если же выпускники подобных структур
после их окончания планируют устраиваться на производство, то им
приходится дополнительно проходить стажировки или курсы повышения
квалификации, которые требуют дополнительных организационных,
структурных и финансовых затрат и не всегда приемлемы для
предприятий и организаций, которые все чаще требуют от учебных
заведений поставки готовых специалистов, способных выполнять свою
деятельность на высококвалифицированном уровне.
Имеет свои дефекты и ситуация, когда выпускник школы сразу хочет
зарабатывать деньги. Кроме того, что у него отсутствует опыт работы в
какой-либо производственной сфере, он способен выполнять только
простейшие операции, например, работы грузчиков, официантов,
уборщиков, посудомоек, горничных без специальных навыков.
Единственным «плюсом» является накопление общего трудового стажа,
но его денежный эквивалент из-за низких окладов указанных
специальностей более чем скромен.
Таким образом, среднее профессиональное образование в
современных условиях в РФ является наиболее приемлемой формой
овладения обучающимся общими и профессиональными компетенциями
по конкретной специальности. При этом нет отрыва от образовательного
процесса, что наблюдается в высших учебных заведениях и
несоответствия теоретических и практических элементов в подготовке
воспитанников к будущей профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ОСНОВНАЯ
1.
Морева
Н.А.
Педагогика
среднего
профессионального
образования:
учебник
для
студентов
высших
учебных
заведений:
в
2
т.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2008.
2.
Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед.
вузов / Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с
(Педагогическое образование)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1.
Волынкин
В.И.
Педагогика
в
схемах:
учебное
пособие
–
Ростов-н/Д:
Феникс, 2007. – 283 с.: ил.- (Высшее образование)
2.
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для
вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.
3.
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учебное
пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.