Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях детского дома
Автор: Казакова Светлана Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа№95" Населённый пункт: Кемеровская область г.Новокузнецк, ул. Климасенко, 15а Наименование материала: статья Тема: Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях детского дома Раздел: среднее образование
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Казакова С.Л.,
воспитатель МОУ «Детский дом-школа №95»
Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа № 95» «Дом
детства»
–
особое
учреждение,
не
сравнимое
больше
ни
с
одним
учреждением образовательной сферы. В нем воспитываются и обучаются
дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, от рождения до
совершеннолетия.
Педагогическая
деятельность
с
сиротами
имеет
свою
специфику,
обусловленную
особенностями
социального
развития
воспитанников
детских домов и школ-интернатов. Ни для кого не секрет, что дети детского
дома составляют особую группу – группу риска, так как более 80% детей
имеют
психотравмы
различной
степени
тяжести
и
определенный
асоциальный жизненный опыт, девиантное поведение. С одной стороны,
воспитанники детского дома – обыкновенные дети, но с другой стороны,
они имеют ряд особенностей развития [5].
Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими
родственниками
и
со
сверстниками,
то
дети,
лишенные
родительского
попечительства,
идентифицируются,
прежде
всего,
со
своими
сверстниками, то есть с мальчиками и девочками из группы. Мальчики в
детских
домах
лишены
подчас
возможности
идентификации
по
полу,
потому, что здесь мало мужчин, отсутствуют примеры поведения [1].
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс
их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех
норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют
требования
к
нему
и
обеспечивают
формирование
его
личности.
Воспитанник детского дома, прежде всего, воспринимает складывающиеся
отношения
между
детьми
и
взрослыми
в
этом
типе
воспитательного
учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой
нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-
то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных
норм и создает трудности для адекватного социального развития.
Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие
знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему
виду
затрудняют
формирование
эталонов,
полоролевых
нормативных
ориентаций
и
стереотипов
поведения
мальчиков,
воспитывающихся
в
детском
доме.
Искаженная
и
неполная
идентификация
с
образом
тела
нарушает
эмоционально-оценочное
отношение
к
телу,
создает
одновременно
гипертрофированную
фиксацию
на
гениталиях
и
психологическую
напряженность,
связанную
с
этой
фиксацией,
что
в
дальнейшем
может
привести
к
неадекватному
психосексуальному
1
развитию и способствовать психологической незащищенности личности в
целом [2].
В
то
же
время,
современному
обществу
нужны
здоровые,
мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые могли бы
внести значимый вклад в его развитие и в случае необходимости встать на
защиту, в особенности это касается мужского населения [1]. С этой целью
на базе детского дома-школы созданы и успешно действуют классы с
углубленным
изучением
военно-технических
дисциплин
(кадетские
классы).
Воспитание
мальчиков
рассматривается
как
целенаправленная
деятельность,
ориентированная
на
создание
условий
для
развития
духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных
ценностей,
оказание
им
помощи
в
жизненном
самоопределении,
в
нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание
условий для самореализации личности. Всё вышесказанное реализуется
посредствам
воспитательной
программы,
разработанной
специалистами
детского дома-школы №95.
Цель программы: воспитание гражданственности, патриотизма как
важнейших
духовно-нравственных
и
социальных
ценно стей,
формирование
у
воспитанников
профессионально
значимых
качеств,
умений и готовности к защите Отечества.
Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во
взаимосвязи всех сторон воспитания мальчиков.
Половое
воспитание
связано
с
нравственным,
физическим,
эстетическим,
умственным
и
трудовым.
Эта
связь
нацелена
на
формирование
у
мальчиков
чувств,
сознания
и
навыков
мужского
поведения.
Например,
в
процессе
трудового
воспитания
мы
создаем
представление у детей о том, что труд людей разного пола имеет свою
специфику,
которая
связана
с
физиологическими
особенностями
и
историческим
аспектом
развития
человека:
труд
мужчин
традиционно
предполагает
более
тяжелую
физическую
нагрузку,
чем
труд
женщин.
Связь полового воспитания с физическим аналогична: на физкультурных
занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор
упражнений, развивающих разные физические качества и формирующие
определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика
движений).
Половое
воспитание
связано
с
эстетическим,
например,
в
организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости
от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом,
нормами поведения, понятиями о красоте.
В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь
полового воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей
разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного
2
языка.
Связь
полового
воспитания
с
нравственным
обнаруживается
в
знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе
людей
разного
пола,
ориентации
детей
на
предстоящую
социальную
функцию. Данная связь должна быть не может быть реализована в полном
объеме
без
применения
программы
по
физическому
и
гражданско-
патриотическому воспитанию. Настоящая программа включает различные
разделы:
трудовое,
военно-патриотическое,
духовно-нравственное,
эстетическое.
Специфику
имеет
содержательная
сторона
двигательной
деятельности, что объясняется разными интересами детей разного пола. В
частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения
скоростно-силового
характера
(бег,
метание
предметов
в
цель
и
на
дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры
с
мячом,
со
скакалкой,
упражнения
в
равновесии
(ходьба
по
бревну,
скамейке и пр.).
Таким образом, уроки физической культуры для мальчиков должны
включать следующие виды движений: бег с преодолением препятствий,
акробатические элементы (кувырки, стойка на лопатках, переворот в бок и
т. д.), разные виды прыжков, упражнения на перекладине, скамейке и
гимнастической стенке, элементы борьбы, различные игры, соревнования.
Занятия
в
спортивных
секциях
способствуют
формированию
у
воспитанников
таких
качеств
как
сила
воли,
стремление
к
успеху,
настойчивость,
упорство
в
достижении
поставленной
цели,
а
также
укрепление здоровья воспитанников.
Занятия ОФП – это разнообразные игры и эстафеты, возможность
проявить
свои
лучшие
качества
своего
характера.
На
тренировках
спортивного
объединения
«Олимпиец»
ребята
совершенствуют
свое
мастерство
игры
в
футбол,
баскетбол,
волейбол,
гандбол,
настольный
теннис; занимаются легкой атлетикой, плаванием.
В процессе занятий физической культурой и спортом происходит
формирование готовности воспитанников детского дома к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Воспитанники детского дома принимают участие во всероссийских,
областных,
городских
и
районных
спортивных
соревнованиях,
где
показывают стабильно хорошие результаты.
Целью
туристско-краеведче ского
направления
сист ем ы
дополнительного
образования
детского
дома-школы
являет ся
экологическое
воспитание
детей-сирот.
Этому
способствуют
занятия
в
секции туризма и в «Школе юного краеведа».
Основными задачами деятельности секции являются формирование
у воспитанников детского дома чувства любви к родному краю, к родной
природе,
а
также
навыков
ориентирования
на
местности,
работы
с
топографическими
картами.
За
время
существования
секции
ребята
3
детского дома совершили многочисленные походы по родному краю.
Занятия
в
«Школе
краеведа»
способствуют
познавательной
деятельности учащихся по изучению истории и культуры родного края и
ориентированы
на
формирование
историко-гражданского
самосознания
детей-сирот, развития у них чувства патриотизма, любви к своему городу и
краю. С этой целью помимо теоретического курса проводятся экскурсии,
игры,
праздники,
встречи
с
интересными
людьми
и
т.д.
На
занятиях
воспитанники
получают
необходимые
краеведческие
знания,
которые
затем применяют на соревнованиях, туристических слетах, краеведческих
олимпиадах.
Одним из приоритетных направлений системы воспитания детского
дома
является
военно-патриотическое
воспитание.
В
рамках
этого
направления
воспитания
подростков,
а
также
в
целях
реализации
предпрофильной
программы
на
базе
детского
дома
созданы
кадетские
группы.
Основной
целью
кадетских
групп
является
воспитание
духовно-
нравственной,
высокоорганизованной,
гармонично
развитой
личности,
истинного
патриота,
будущего
защитника
Отечества.
В
Доме
детства
работает Музей Боевой и Трудовой Славы, где воспитанники изучают
историю
нашей
славной
армии,
победившей
фашизм,
подвиги
нашего
народа в ВОВ, а также жизнь замечательных людей, посвятивших себя
О т е ч е с т в у,
н а ш е м у
Д о м у
д е т с т в а .
О б у ч е н и е
о с н о в н ы м
общеобразовательным
предметам
кадет
осуществляется
педагогами
детского
дома-школы.
Для
ведения
отдельных
учебных
предметов
(включая спецкурсы) привлекаются специалисты системы МВД.
На специальных занятиях будущие защитники Отечества постигают
основы военной службы, государства и права, криминалистики, военной
топографии,
ориентирования
на
местности,
минно-взрывного
дело,
маскировки,
а
также
занимаются
рукопашным
боем,
горно-высотной,
огневой и пожарно-спасательной подготовкой.
Положительное
влияние
военно-спортивной
подготовки,
помимо
укрепления
здоровья
и
формирования
военно-прикладных
навыков,
состоит также в том, что у воспитанников формируются патриотические
чувства, убеждения.
Эта
деятельность
является
лучшей
профилактикой
вредных
привычек и максимально способствует формированию здорового образа
жизни.
Воспитанники
детского
дома
постоянно
принимают
участие
в
региональных,
областных,
городских
и
районных
соревнованиях,
конкурсах и фестивалях, где занимают призовые места.
В труде высокоэффективным является партнерский стиль общения
взрослого с детьми, особенно это важно для воспитанников детских домов.
Для
этих
детей
взрослый
становится
не
сторонним
наблюдателем,
указывающим,
что
и
как
надо
делать,
а
товарищем,
участвующим
в
4
выполнении
общего
дела.
Вместе
с
тем,
включается
педагогическая
функция взрослого стать образцом для подражания, эталоном, на который
дети будут равняться, а также организатором общения, обеспечивающего
эмоционально
насыщенную
обстановку,
что
особенно
важно
для
воспитанников детского дома.
Формирование положительного отношения к труду у детей возможно
только
в
условиях,
при
которых
обеспечивается
систематическое
включение их в деятельность. Так как дети находятся круглосуточно в
условиях детского дома, то труд на уровне самообслуживания, помощи
младшим
становится
неотъемлемой
частью
воспитания,
при
которых
возникают проблемные ситуации.
Важность
воспитания
качеств
мужественности,
начиная
с
д о ш кол ь н о го
во зр а с т а ,
п од ч е р к и ва л
в ы д а ющ и й с я
п е д а г о г
В.А. Сухомлинский, отмечая, что «уже в малыше-первокласснике нужно
воспитывать настоящего мужчину…» [3].
В связи с вышеперечисленным, можно отметить, что необходимость
работы по воспитанию мальчиков в условиях детского дома – проблема,
которую решала педагогика со времен их образования. Изменение условий
социально-педагогического взаимодействия накладывает ряд особенностей
на решение противоречий современной теории воспитания, создающей
условия
для
подготовки
воспитанников
к
самостоятельной
жизни
в
социокультурном
пространстве,
–
это,
прежде
всего,
гражданское
с а м о о п р ед е л е н и е
( ч е л о ве к - гр а ж д а н и н ) ,
п р о ф е с с и о н а л ь н о е
самоопределение
(человек-труженик),
личностное
самоопределение
(человек-семьянин
и
пр.).
Работа
ведется
в
соответствии
с
системой
ограничений и возможностей воспитанников детского дома и современного
общества; они участвуют в различных смотрах, конкурсах, семинарах,
конференциях; имеются награды.
Литература
1.
Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. Секреты психологии. – СПб. :
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
2.
Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. – М.: Педагогика,
1991. – 255 с.
3.
Кудрова,
Н.А.
Как
воспитывать
девочек
и
мальчиков.
Воспитание
младшего школьника: пособие для студентов средних и высших пед.
учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Н.А.
Кудрова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. - ISBN
5-7695-0273-8.
4.
Козырева, О.А. Теория и методика воспитания: учебное пособие для
студентов
педагогических
вузов
/
О.А.
Козырева.
–
Новокузнецк:
КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267с. – ISBN 987-5-85117-379-0.
5.
Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга,
В.Слот, Х. Спаниярд. – 2-е изд., доп. – М.: УРАО, 2001. – 128
5