Напоминание

Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях детского дома


Автор: Казакова Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа№95"
Населённый пункт: Кемеровская область г.Новокузнецк, ул. Климасенко, 15а
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях детского дома
Раздел: среднее образование





Назад




ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Казакова С.Л.,
воспитатель МОУ «Детский дом-школа №95» Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа № 95» «Дом детства» – особое учреждение, не сравнимое больше ни с одним учреждением образовательной сферы. В нем воспитываются и обучаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, от рождения до совершеннолетия. Педагогическая деятельность с сиротами имеет свою специфику, обусловленную особенностями социального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. Ни для кого не секрет, что дети детского дома составляют особую группу – группу риска, так как более 80% детей имеют психотравмы различной степени тяжести и определенный асоциальный жизненный опыт, девиантное поведение. С одной стороны, воспитанники детского дома – обыкновенные дети, но с другой стороны, они имеют ряд особенностей развития [5]. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, то есть с мальчиками и девочками из группы. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому, что здесь мало мужчин, отсутствуют примеры поведения [1]. В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой- то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития. Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения мальчиков, воспитывающихся в детском доме. Искаженная и неполная идентификация с образом тела нарушает эмоционально-оценочное отношение к телу, создает одновременно гипертрофированную фиксацию на гениталиях и психологическую напряженность, связанную с этой фиксацией, что в дальнейшем может привести к неадекватному психосексуальному 1
развитию и способствовать психологической незащищенности личности в целом [2]. В то же время, современному обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые могли бы внести значимый вклад в его развитие и в случае необходимости встать на защиту, в особенности это касается мужского населения [1]. С этой целью на базе детского дома-школы созданы и успешно действуют классы с углубленным изучением военно-технических дисциплин (кадетские классы). Воспитание мальчиков рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, в нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности. Всё вышесказанное реализуется посредствам воспитательной программы, разработанной специалистами детского дома-школы №95. Цель программы: воспитание гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценно стей, формирование у воспитанников профессионально значимых качеств, умений и готовности к защите Отечества. Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во взаимосвязи всех сторон воспитания мальчиков. Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у мальчиков чувств, сознания и навыков мужского поведения. Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление у детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин. Связь полового воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика движений). Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте. В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь полового воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного 2
языка. Связь полового воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию. Данная связь должна быть не может быть реализована в полном объеме без применения программы по физическому и гражданско- патриотическому воспитанию. Настоящая программа включает различные разделы: трудовое, военно-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое. Специфику имеет содержательная сторона двигательной деятельности, что объясняется разными интересами детей разного пола. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.). Таким образом, уроки физической культуры для мальчиков должны включать следующие виды движений: бег с преодолением препятствий, акробатические элементы (кувырки, стойка на лопатках, переворот в бок и т. д.), разные виды прыжков, упражнения на перекладине, скамейке и гимнастической стенке, элементы борьбы, различные игры, соревнования. Занятия в спортивных секциях способствуют формированию у воспитанников таких качеств как сила воли, стремление к успеху, настойчивость, упорство в достижении поставленной цели, а также укрепление здоровья воспитанников. Занятия ОФП – это разнообразные игры и эстафеты, возможность проявить свои лучшие качества своего характера. На тренировках спортивного объединения «Олимпиец» ребята совершенствуют свое мастерство игры в футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, настольный теннис; занимаются легкой атлетикой, плаванием. В процессе занятий физической культурой и спортом происходит формирование готовности воспитанников детского дома к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Воспитанники детского дома принимают участие во всероссийских, областных, городских и районных спортивных соревнованиях, где показывают стабильно хорошие результаты. Целью туристско-краеведче ского направления сист ем ы дополнительного образования детского дома-школы являет ся экологическое воспитание детей-сирот. Этому способствуют занятия в секции туризма и в «Школе юного краеведа». Основными задачами деятельности секции являются формирование у воспитанников детского дома чувства любви к родному краю, к родной природе, а также навыков ориентирования на местности, работы с топографическими картами. За время существования секции ребята 3
детского дома совершили многочисленные походы по родному краю. Занятия в «Школе краеведа» способствуют познавательной деятельности учащихся по изучению истории и культуры родного края и ориентированы на формирование историко-гражданского самосознания детей-сирот, развития у них чувства патриотизма, любви к своему городу и краю. С этой целью помимо теоретического курса проводятся экскурсии, игры, праздники, встречи с интересными людьми и т.д. На занятиях воспитанники получают необходимые краеведческие знания, которые затем применяют на соревнованиях, туристических слетах, краеведческих олимпиадах. Одним из приоритетных направлений системы воспитания детского дома является военно-патриотическое воспитание. В рамках этого направления воспитания подростков, а также в целях реализации предпрофильной программы на базе детского дома созданы кадетские группы. Основной целью кадетских групп является воспитание духовно- нравственной, высокоорганизованной, гармонично развитой личности, истинного патриота, будущего защитника Отечества. В Доме детства работает Музей Боевой и Трудовой Славы, где воспитанники изучают историю нашей славной армии, победившей фашизм, подвиги нашего народа в ВОВ, а также жизнь замечательных людей, посвятивших себя О т е ч е с т в у, н а ш е м у Д о м у д е т с т в а . О б у ч е н и е о с н о в н ы м общеобразовательным предметам кадет осуществляется педагогами детского дома-школы. Для ведения отдельных учебных предметов (включая спецкурсы) привлекаются специалисты системы МВД. На специальных занятиях будущие защитники Отечества постигают основы военной службы, государства и права, криминалистики, военной топографии, ориентирования на местности, минно-взрывного дело, маскировки, а также занимаются рукопашным боем, горно-высотной, огневой и пожарно-спасательной подготовкой. Положительное влияние военно-спортивной подготовки, помимо укрепления здоровья и формирования военно-прикладных навыков, состоит также в том, что у воспитанников формируются патриотические чувства, убеждения. Эта деятельность является лучшей профилактикой вредных привычек и максимально способствует формированию здорового образа жизни. Воспитанники детского дома постоянно принимают участие в региональных, областных, городских и районных соревнованиях, конкурсах и фестивалях, где занимают призовые места. В труде высокоэффективным является партнерский стиль общения взрослого с детьми, особенно это важно для воспитанников детских домов. Для этих детей взрослый становится не сторонним наблюдателем, указывающим, что и как надо делать, а товарищем, участвующим в 4
выполнении общего дела. Вместе с тем, включается педагогическая функция взрослого стать образцом для подражания, эталоном, на который дети будут равняться, а также организатором общения, обеспечивающего эмоционально насыщенную обстановку, что особенно важно для воспитанников детского дома. Формирование положительного отношения к труду у детей возможно только в условиях, при которых обеспечивается систематическое включение их в деятельность. Так как дети находятся круглосуточно в условиях детского дома, то труд на уровне самообслуживания, помощи младшим становится неотъемлемой частью воспитания, при которых возникают проблемные ситуации. Важность воспитания качеств мужественности, начиная с д о ш кол ь н о го во зр а с т а , п од ч е р к и ва л в ы д а ющ и й с я п е д а г о г В.А. Сухомлинский, отмечая, что «уже в малыше-первокласснике нужно воспитывать настоящего мужчину…» [3]. В связи с вышеперечисленным, можно отметить, что необходимость работы по воспитанию мальчиков в условиях детского дома – проблема, которую решала педагогика со времен их образования. Изменение условий социально-педагогического взаимодействия накладывает ряд особенностей на решение противоречий современной теории воспитания, создающей условия для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в социокультурном пространстве, – это, прежде всего, гражданское с а м о о п р ед е л е н и е ( ч е л о ве к - гр а ж д а н и н ) , п р о ф е с с и о н а л ь н о е самоопределение (человек-труженик), личностное самоопределение (человек-семьянин и пр.). Работа ведется в соответствии с системой ограничений и возможностей воспитанников детского дома и современного общества; они участвуют в различных смотрах, конкурсах, семинарах, конференциях; имеются награды.
Литература
1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. Секреты психологии. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с. 2. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. – М.: Педагогика, 1991. – 255 с. 3. Кудрова, Н.А. Как воспитывать девочек и мальчиков. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Н.А. Кудрова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. - ISBN 5-7695-0273-8. 4. Козырева, О.А. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267с. – ISBN 987-5-85117-379-0. 5. Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга, В.Слот, Х. Спаниярд. – 2-е изд., доп. – М.: УРАО, 2001. – 128 5


В раздел образования