Автор: Вицеп Анна Михайловна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ФГБУ ПОО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва Населённый пункт: Смоленск Наименование материала: статья Тема: Психологическое сопровождение спортсменов Раздел: среднее профессиональное
Психологическое сопровождение спортсменов
Училища
олимпийского
резерва
(УОР)
это
учебные
заведения,
предназначенные для подготовки квалифицированных спортсменов для сборной
команды
РФ
и
одновременно
специалистов
в
области
физкультурно-
педагогического образования.
В СГУОР на профессиональном уровне построен педагогический процесс,
который интегрирует в себе спортивную подготовку и образовательную деятельность.
В связи с этим возникает необходимость создания психологического сопровождения
педагогического процесса.
Целью психологического сопровождения является помощь спортсмену в
адаптации
к
новым
требованиям
и
преодоление
линии
кризиса
перехода
к
углубленной тренировке в избранном виде спорта.
Эта цель реализуется в процессе работы с учащимися училища на протяжении
всего времени обучения.
На каждого учащегося училища заведена психологическая карта личности, в
которую заносятся результаты диагностических исследований. Таким образом, со
временем накапливается материал, который может помочь как психологу, тренеру, так
и самому спортсмену в решении различных задач по преодолению негативных
результатов
в
тренировочной
и
соревновательной
деятельности.
В
процессе
диагностических мероприятий спортсмен сам может проследить и сопоставить
динамику своих выступлений на соревнованиях с полученными диагностическими
результатами. Это осуществляется путем поэтапного обследования, фиксирующего
достижения в развитии спортсмена и позволяющего, в случае необходимости, более
эффективно осуществлять коррекцию.
На основании результатов диагностических исследований разрабатываются
пути коррекции. Коррекционные мероприятия проводятся как групповым, так и
индивидуальным методами.
1
Большое значение имеет обучение методам саморегуляции. Опыт поражений
приводит
спортсменов
к
мысли
о
значимости
специальной
психологической
подготовки к соревнованиям: необходимости более тщательного изучения соперников
и контроля собственной подготовленности, продумывания тактического плана и
ритуала поведения перед стартом и т. п. Появляется интерес к самоконтролю и
саморегуляции
психических
состояний.
На
обучение
этим
методам
отводятся
отдельные обучающие занятия. Это психологические тренинги саморегуляции,
комплексные тренинги типа «мысленной репетиции соревнования». Источниками
психических нагрузок для спортсменов часто становятся взаимоотношения с другими
людьми. Бывает трудно выдерживать давление авторитарного тренера. Нередко
портятся отношения с родителями, которые могут быть недовольны, например, тем,
что спортсмен стал хуже учиться. Гораздо более активно идет борьба за лидерство.
Многие из этих трудностей тесно связаны и с особенностями возрастного развития
спортсменов.
Большое внимание уделяется взаимоотношениям в треугольнике: тренер –
спортсмен – его родители. Несогласованность установок родителей и тренера,
напряженные отношения в семье являются значительными психическими нагрузками
для учащихся.
Главной задачей психологического сопровождения является повышение уровня
индивидуализации психологической помощи, наряду с возрастанием роли всех ее
видов,
включая
психодиагностику,
психопрофилактику
и
коррекцию,
психологическое просвещение, консультирование, тренинги и др. Осуществляемая на
основе модели «Мобилизация», эта помощь способствует обретению спортсменом
психической готовности к продолжению спортивной карьеры.
Ее частными эффектами являются:
-
положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах;
-
мотивация достижения успеха;
-
усиление спортивного характера за счет волевых качеств;
-
формирование стилевых особенностей, относящихся к выступлению в
соревнованиях;
-
овладение приемами саморегуляции психических состояний;
2
-
умение анализировать свой спортивный опыт;
-
повышение
психической
надежности
в
соревнованиях,
а
значит,
и
стабильности выступлений;
-
повышение самостоятельности, организованности, внутренней дисциплины,
позволяющих спортсмену успешно сочетать спорт и учебу.
3