Напоминание

Психологическое сопровождение спортсменов


Автор: Вицеп Анна Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГБУ ПОО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое сопровождение спортсменов
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Психологическое сопровождение спортсменов
Училища олимпийского резерва (УОР) это учебные заведения, предназначенные для подготовки квалифицированных спортсменов для сборной команды РФ и одновременно специалистов в области физкультурно- педагогического образования. В СГУОР на профессиональном уровне построен педагогический процесс, который интегрирует в себе спортивную подготовку и образовательную деятельность. В связи с этим возникает необходимость создания психологического сопровождения педагогического процесса. Целью психологического сопровождения является помощь спортсмену в адаптации к новым требованиям и преодоление линии кризиса перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта. Эта цель реализуется в процессе работы с учащимися училища на протяжении всего времени обучения. На каждого учащегося училища заведена психологическая карта личности, в которую заносятся результаты диагностических исследований. Таким образом, со временем накапливается материал, который может помочь как психологу, тренеру, так и самому спортсмену в решении различных задач по преодолению негативных результатов в тренировочной и соревновательной деятельности. В процессе диагностических мероприятий спортсмен сам может проследить и сопоставить динамику своих выступлений на соревнованиях с полученными диагностическими результатами. Это осуществляется путем поэтапного обследования, фиксирующего достижения в развитии спортсмена и позволяющего, в случае необходимости, более эффективно осуществлять коррекцию. На основании результатов диагностических исследований разрабатываются пути коррекции. Коррекционные мероприятия проводятся как групповым, так и индивидуальным методами. 1
Большое значение имеет обучение методам саморегуляции. Опыт поражений приводит спортсменов к мысли о значимости специальной психологической подготовки к соревнованиям: необходимости более тщательного изучения соперников и контроля собственной подготовленности, продумывания тактического плана и ритуала поведения перед стартом и т. п. Появляется интерес к самоконтролю и саморегуляции психических состояний. На обучение этим методам отводятся отдельные обучающие занятия. Это психологические тренинги саморегуляции, комплексные тренинги типа «мысленной репетиции соревнования». Источниками психических нагрузок для спортсменов часто становятся взаимоотношения с другими людьми. Бывает трудно выдерживать давление авторитарного тренера. Нередко портятся отношения с родителями, которые могут быть недовольны, например, тем, что спортсмен стал хуже учиться. Гораздо более активно идет борьба за лидерство. Многие из этих трудностей тесно связаны и с особенностями возрастного развития спортсменов. Большое внимание уделяется взаимоотношениям в треугольнике: тренер – спортсмен – его родители. Несогласованность установок родителей и тренера, напряженные отношения в семье являются значительными психическими нагрузками для учащихся. Главной задачей психологического сопровождения является повышение уровня индивидуализации психологической помощи, наряду с возрастанием роли всех ее видов, включая психодиагностику, психопрофилактику и коррекцию, психологическое просвещение, консультирование, тренинги и др. Осуществляемая на основе модели «Мобилизация», эта помощь способствует обретению спортсменом психической готовности к продолжению спортивной карьеры. Ее частными эффектами являются: - положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах; - мотивация достижения успеха; - усиление спортивного характера за счет волевых качеств; - формирование стилевых особенностей, относящихся к выступлению в соревнованиях; - овладение приемами саморегуляции психических состояний; 2
- умение анализировать свой спортивный опыт; - повышение психической надежности в соревнованиях, а значит, и стабильности выступлений; - повышение самостоятельности, организованности, внутренней дисциплины, позволяющих спортсмену успешно сочетать спорт и учебу. 3


В раздел образования