Поликультурное образование дошкольников в условиях детского сада
Автор: Шевченко Евгения Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад № 249 ОАО "РЖД" Населённый пункт: Владивосток Наименование материала: Статья Тема: Поликультурное образование дошкольников в условиях детского сада Раздел: дошкольное образование
в условиях детского сада
Федеральным государственным стандартом определены единые
воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на
становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину,
толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Поликультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике,
так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтниче-
ском
мире,
создает
основу
для
понимания,
уважительного
отношения
к
культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам
других народов.
Период
дошкольного
детства
-
это
возраст
постижения
культуры
и
«выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, по-
ставленных перед педагогами, является приобщение детей к культурному
наследию социума.
В частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 249
ОАО
«РЖД»
проводится
работа,
направленная
на
формирование
и
сохранение
культурного
многообразия
народов
России,
развитие
у
дошкольников
духовных
ценностей,
уважения
и
доброжелательного
отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию
умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и
вероисповеданий, через реализацию проекта «Дружат дети на планете».
Мною
разработан
цикл
занятий
по
ознакомлению
детей
с
историей
и
традициями русского народа.
Региональный компонент проекта - это подход в образовании дошкольников,
дает
возможность
построить
воспитательный
процесс
так,
что
дети
дошкольного возраста через сюжетные и дидактические игры знакомятся с
историей Приморского края, города Владивостока
с народами
которые
проживают
на
территории
Дальнего
востока.
Выбрать
образовательный
маршрут
для
воспитанников
не
только
в
просветительском,
но
и
в
эмоциональном
плане.
Знакомясь
с
родным
краем,
его
достопримеча-
тельностями,
ребенок
учится
осознавать
себя
живущим
в
определенных
этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам нацио-
нальной и мировой культуры.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями,
танцами
разного
народа.
В
процессе
непосредственной
образовательной
деятельности,
через
восприятие
произведений
художественной
культуры
дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в
искусстве
художественно-выразительными
средствами
музыки,
живописи,
литературы и способами коммуникации.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,
не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства
своего народа, освоения народной культуры. Дошкольник впитывает культуру
своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы,
загадки
пословицы,
поговорки,
сказки,
произведения
народного
декоративного искусства.
Закрепление знаний происходит через народное искусство в процессе
игр - драматизации. «Народный календарь» праздников, тематических недель
проводимых в детском саду позволяет детям как нельзя лучше осознать,
прочувствовать динамику природных процессов в течение года, представить
себе культурно-историческое пространство и время как единое целое. Это
«Осенины», «Рождество», «Святки – колядки», «Масленица», «Веснянка»,
«Фестиваль народных игр», и другие.
Дошкольники знакомятся с культурой народов России и ближнего и
дальнего зарубежья. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги и
воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают
желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать
чувство
гордости,
уважения
и
любви
к
своему
народу
и
своей
многонациональной
Родине.
Различные
народы
представляются
дошкольникам вместе с их стилем жизни, традициями, особенностями и
жизненными
обстоятельствами.
Знакомясь
с
культурами
народов,
дети
черпают их духовные основы.
В группе оформлен уголок поликультурного
воспитания.
Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является
национальный
костюм,
который
представляет
собой
художественный
ансамбль,
единый
по
своему
эмоциональному
выражению
с
этническим
песенным
фольклором.
Дошкольники
с
удовольствием
рассматривают
иллюстрации
в
альбомах,
раскрашивают
людей
разных
наций
в
национальных костюмах.
Проведение викторин «Традиции и обычаи народов России»,
«Национальные
костюмы»
показывают
высокий
уровень
знаний
дошкольников о жизни разных народов.
В
процессе
приобщения
к
многонациональному
искусству
у
детей
формируются
эстетические
представления,
суждения,
оценки
о
произ-
ведениях,
развивается
творческое
продуктивное
воображение,
интеллектуально-художественные способности, культура чувств.
Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и
длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя
«отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому
что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам
пищу
для
размышления,
осмысления,
переосмысления
и
расширения
имеющегося
культурного
багажа,
обновления
моделей
поведения
и
привычной
картины
мира.
Следовательно,
нам
необходимо
продолжать
р а б о т у
в
э т о м
н а п р а в л е н и и .
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального
духа, культуры, традиций, духовных ценностей и социальных институтов,
самосознания
и
самоуважения
народа.
Первым
таким
социальным
институтом
является
семья,
а
потом
-
детский
сад,
который
тесно
со-
трудничает с семьёй ребёнка и окружающий социум. Работа по воспитанию
у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество воспитателей и
родителей.
Для
этого
необходимо
вовлекать
родителей
в
педагогический
процесс.
Используя
разные
формы
работы
с
родителями:
собрания,
консультации,
индивидуальные беседы, участие в конкурсах в выставках
работ, совместные праздники, экскурсии, развлечения.
Таким образом, формируя знания детей в поликультурном пространстве
через проект «Дружат дети на планете» прививая дошкольнику интерес к
своей семье, к городу Владивостоку, к Приморскому краю. К своей стране –
России и
к ее странам соседям.
Воспитание толерантного отношения к
людям разных рас и национальностей к уважению их культуры и обычаев.
Все
это
позволит
воспитать
достойного
гражданина
своей
страны
с
нравственной и правовой жизненной позицией.
Шевченко Евгения Александровна