Напоминание

Формы патриотического воспитания будущих педагогов


Автор: Султаматова Хава Зайналабидовна
Должность: преподаватель педагогики и психологии
Учебное заведение: Республиканского педагогического колледжа им.З.Н.Батырмурзаева
Населённый пункт: Город Хасавюрт, Республика Дагестан
Наименование материала: Статья
Тема: Формы патриотического воспитания будущих педагогов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Султаматова Хава Зайналабидовна, преподаватель педагогики и психологии Республиканского педагогического колледжа им. З.Н.Батырмурзаева
Новые формы гражданско – патриотического воспитания будущих педагогов
Яркой особенностью современной молодёжи является своеобразный стержень нравственности или отсутствие его как такового. На вопрос: «Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?» я от своих первокурсников ответа не получила, если не учесть обрывки фраз, типа: «..это, когда любишь родных», «если защищаешь других» и пр. Особо винить подростков 14-15 лет не приходится, так как семьи студентов в лице родителей тоже не смогли ответить на этот вопрос. Признались, что это трудный для них вопрос. Мне захотелось восполнить этот пробел в воспитании моих подопечных. Это потребовало корректировки воспитательного плана на первое полугодие 2016 -2017 учебного года. Мы вместе с активом курса составили перечень мероприятий по патриотическому воспитанию, начали готовить и проводить их. Вот некоторые темы проведённых нами мероприятий: «Моя родословная и её подвиги», «Дагестан – страна языков и великих дел», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» и др. В ноябре 2016 года при повторном опросе меня порадовали суждения студентов. Ответы были примерно такими: «Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины. Патриот - это человек, который ставит интересы своей страны выше всего остального».При этом студенты уверенно и гордо называли добрые дела, красивые поступки своих родных, не скрывали своего патриотического настроя. Трудно не согласиться с тем, что патриотизмпредполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавших привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения: 1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека, почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. 2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству". 3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своейродины, ее украшения и обустройства, помощи и взаимовыручки своихземляков и соотечественников 1
(начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом). Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развиваетего родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот илииной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории ине будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб. Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе, подсознании. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждогочеловека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будутчтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Патриотическое воспитание обучающихся – процесс непрерывный, это одно из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения вообще. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших студентов, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на развитие патриотических чувств, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. В российскую политику и образование возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Гражданско – патриотического воспитание в современной России, в особенности Дагестане, актуально. Условия, в которых сегодня находится наше общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект: - в настоящее время наша страна переживает духовный кризис; - основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости; - поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов; - единую Всероссийскую пионерскую и комсомольскую организации заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи; - однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей; 2
- нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество. Как мы видим, все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей. Правительством РФ утверждаются программа за программой "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010, на 20111- 2015, 2016 - 2020 годы". Они имеют под собой хорошую финансовую базу. К примеру, общий объем финансирования Программы в 2016 - 2020 годах составит 1666556,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1574056,8 тыс. рублей, а также 92500 тыс. рублей за счет внебюджетных источников. А практический результат? Его нет. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса должно быть национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны и мн.др. Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы нами были выделены следующие задачи: - воспитание у студента любви и привязанности к своей семье, дому, колледжу, улице, городу, селу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к традициям своего народа, культуре этноса; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах Дагестана и России; - знакомство детей с символами РД и РФ (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за подвиги предков, достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско- патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. 3
Таким образом, гражданско - патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности нашего педагогического колледжа.
Нами

активно

используются

следующие

формы

гражданско-патриотического

воспитания будущих педагогов
: - беседы, классные часы, читательские конференции; - уроки Мира, Мужества, Вахты Памяти; - экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам; - смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»; - встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками, ветеранами педагогического труда; - празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов; - проведение конкурсов военно-патриотической песни; - краеведческая деятельность; - поисковая работа группы «Токс», которой руководит Халилуллаев Б.Х.; - сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн; - знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ; - социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Утренние зори», операция «Забота», «Бессмертный полк»; - волонтёрское движение. Руководитель клуба волонтёров – Османова М.О. Все дальше, вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению. Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания студентов важное место занимают Уроки Мира и Мужества
.
Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Студенты встречаются с детьми и внуками ветеранов Великой Отечественной войны, т.к. в нашем городе их почти не осталось. Они оставили в память живую легенду о том, как ковали Победу. (Студенты наши встречались с племянником З.Н.Батырмурзаева, сыном ветерана ВОВ Султаматова Салеха). Их живое слово, яркие рассказы оставили в душах студентов самое неизгладимое впечатление
.
Встрече с ветеранами предшествует большая поисковая работа группы «ТОКС
» .
Студенты приносят вырезки из газет, фотодокументы, оформляют стенд «Они освобождали Родину»», выставку рисунков «Война глазами детей», готовят материал о своих родственниках - участниках войны
.
Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на будущих воспитателей, учителей. Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном 4
процессе, то есть взаимодействием колледжа с школами и учреждениями дополнительного образования города для нравственного и гражданского формирования личности. РПК продолжает взаимодействовать с Краеведческим музеем г.Хасавюрт, , центром культуры «Спартак», архивом газет «Нийсо» - Справедливость – региональное издание, «Дружба». Но гражданин-патриот должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, в этом направлении проводятся следующие мероприятия: - и з у ч е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в к о л л е д ж е и о б щ е с т в е н н ы х м е с т а х ; - лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б ы , Г И Б Д Д , м е д р а б о т н и к а м и ) ; – работа Совета профилактики правонарушений среди н е с о в е р ш е н н о л е т н и х ; – работа Самоуправления колледжа; Все эти мероприятия повышают интерес студентов к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма. Очень хотелось бы, чтобы пропагандировали с телеэкрана не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!
Список использованной литературы:
1. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 37-42. 2. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2008. – 224 с. 3. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2008. – 208 с. 4. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж. Педагогика и жизнь №5 - 2008г. С. 110-114 5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2016. 6. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М.: Веди-принт, 2009. – 288 с. 7. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России 21 века. – М.: Светотон, 2009. – 256 с. 5


В раздел образования