Автор: Ахсянова Наталья Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Сорум Населённый пункт: Тюменская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Игры с прищепками Раздел: среднее профессиональное
Н.Ю. Ахсянова
учитель-логопед МАОУ «СОШ п. Сорум»
natalyalapulya@yandex
Совершенствование речевых и неречевых процессов на коррекционных
занятиях с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
посредством использования игр с прищепками
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях
горячее стремление к знанию и к учению».
Я. А. Каменский
Те, кто работают с дошкольниками, знают, что большинство из них ис-
пытывают различные трудности в НОД (слаборазвитую мелкую моторику,
трудности пространственной ориентировки, невнимательность рассеянность,
слабо развитую память, низкий словарный запас и т.д.). Но есть такие дети,
которые испытывают специфические трудности на занятиях. К ним относят-
ся воспитанники с особенностями в развитии различного характера (речево-
го, психологического, физиологического, интеллектуального). Работа с до-
школьниками, как нормально развивающихся, так и, имеющих проблемы в
речевом и общем развитии показала, что необходимо улучшение их двига-
тельных, речевых и познавательных способностей.
Эффективность любого занятия с детьми зависит от условий их прове-
дения, наличия наглядного материала, организации образовательного про-
странства, профессионализма педагога и многого другого. Каждая встреча
должна приносить детям не только пользу, но и радость. Дошкольнику будет
интересно и он
не устанет, если будет менять свое положение в про-
странстве. Он не отвлечется, если занятие будет, доступно, понятно и самое
главное интересно. Исходя из вышеизложенного целью моей работы стало:
создание занимательной системы игр, которая способствовала бы совершен-
ствованию мелкой моторики, развитию как речи, так и других трудностей у
дошкольника.
Для этого необходимо:
Разработать игры с доступными и привлекательными для детей матери-
алами.
Систематизировать игры и упражнения по целям и задачам.
Ведущим средством реализации моей разработки является игра с прищепкой.
Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решаются
несколько задач , которые направлены на то, чтобы:
Развивать мелкую моторику, а именно силу и ловкость пальцев рук.
Развивать пространственных ориентаций.
Расширять словарный запас дошкольника и стимулировать речевую ак-
тивность.
Развивать произвольность внимания, зрительную и слуховую память.
Формировать конструктивное мышление.
Закреплять правильное произношение звуков в речи.
Обучать дифференциации звуков в слогах и упражняться в слоговом
анализе и синтезе.
Формируя тем самым положительный настрой на совместную работу с взрос-
лым.
Исследование профессора-физиолога М.М. Кольцовой показали, что
речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импуль-
сов, поступающих от пальцев рук. По ее мнению есть все основания рассмат-
ривать кисти руки, как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Плохо
развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники дви-
жений, вызывают у ребенка огромные трудности. Постоянная стимуляция зон
коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый эле-
мент в системе образовательного воздействия.
Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок (лучше
с самих простых бельевых прищепок), рассказа о том, для чего нужны при-
щепки в жизни? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками?
Затем нужно объяснить детям, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать
им рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нани-
зывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки. В дальнейшем
можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать раз-
ное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным
инструкциям.
1. Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук.
«Ленточки»
Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщи-
ны) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цве-
та. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные флажки и даже
небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину ве-
ревки.
«Массажист»
При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее дей-
ствие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократитель-
ную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев.
Или можно выполнить такое упражнение: поочерёдно «кусаем» прищепкой
ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги
стиха. После первого двустишья – смена рук.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кыш!»
«Рассказчик»
Исходное положение для упражнений с прищепками: согнутая в локте рука
стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами
параллельно столешнице. Предлагаем детям, ритмично открывая и закрывая
прищепку, проговаривать слова, например:
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает
2. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в
словаре порядковых числительных.
«Волшебный ряд»
Ребенок надевает на верхний край листа ДВП (картона), закрепленного вер-
тикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, гео-
метрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Вы-
полняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка,
(справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева
(справа) от….
«Сделай сам»
Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изобра-
жением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему
по одной прищепке выполнить инструкции:
надень эту прищепку слева от…
надень эту прищепку справа от…
надень эту прищепку между … и т.д.
«Скажи сам»
Ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на
край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)?
Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.
3. Использование прищепок при закрепление лексического материала
Игры с прищепками способствуют активизации словарного запаса, посколь-
ку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет.
«Художник»
Даем ребенку силуэт зайки без ушек. Это зайчик. У зайчика не хватает ушек
и он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки. Или игра «Кто чем питает-
ся?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и
т.д.
Тема «Насекомые»
Очень наш жучок устал -
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза,
Вот она и стрекоза.
Здравствуй, Божья коровка,
Ты по травке ползёшь ловко!
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
Тема «Овощи»
На фигуры овощей (свеклы, лука, моркови) крепим прищепки зелёного цвета
- это ботва.
Урожай мы собирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем -
Сразу овощи узнаем.
4. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.
«Посмотри – запомни»
На край прямоугольного листа картона или ДВП, расположенного вертикаль-
но, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов:
сердечко, лягушка, флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, на-
зови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убира-
ются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательно-
сти. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, аб-
страктных фигур.
«Чего не стало?»
На край листа картона или ДВП ребенок надевает 3 (4,5,6,..) прищепки с при-
крепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, назы-
вая по порядку предметы на прищепках. Ему предлагается закрыть глаза, и
убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала»
прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную по-
следовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением
цифр, геометрических фигур.
«Что изменилось?»
Ребенок надевает на край листа картона или ДВП 3 (4,5,6,..) прищепки с изоб-
ражением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен по-
смотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет
местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно
не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.
5. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.
«Веревочка»
Привязать между двумя стульями веревку (до 1 метра). Дети по показу нани-
зывают прищепки одного размера на веревку средней толщины.
Усложнение — дети действуют только по словесной инструкции; можно из-
менять толщину и длину веревки, изменить размер прищепок, надевать при-
щепки только левой рукой.
Варианты заданий в игре «Веревочка»:
«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка)
«Кто быстрее наденет 10 прищепок?»
«Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, жел-
тая».
«Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.»
«Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.».
«Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)»
«Надень большие прищепки на толстую веревку, а маленькие – на тонкую»
«Украсим коробочку»
Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки.
Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления;
коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой и правой
рукой или одновременно
Варианты заданий к игре «Коробочка»:
«Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5,..) одинаковых прищепки».
«Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..) прищепки разного цвета»
«Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую,
среднюю и маленькую».
«Надень прищепки с цифрами по порядку от 1 до 10».
«Линеечки»
Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных ли-
неек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного ма-
териала) держа линейку в левой руке.
Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой;
использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использо-
вать линейки разной толщины, формы, размера;
Варианты игр с линейками:
«Колючий треугольник».
Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на
края каждой стороны треугольника прищепки одного размера. Вариант – на
одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью —
желтые прищепки.
«Продолжи ряд».
По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последова-
тельности: красная — белая-синяя или большая-средняя маленькая. Последо-
вательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на
прищепках.
«Коврик».
Держа прямоугольную линейку в левой руке, правой рукой ребенок надевает
прищепки по краю каждой из четырех сторон линейки.
Имитация бахромы коврика. Можно усложнить – чередуя цвет или размер
прищепок.
«Парочки».
На нижнюю сторону линейки-прямоугольника надеты разные прищепки (от 5
до 10). Ребенку предлагается надеть на верхнюю сторону этой же линейки та-
кие же прищепки, располагая их в той же последовательности. Можно дать
образец ряда прищепок на верхней стороне линейки. Тогда ребенок должен
надеть прищепки на верхнюю сторону линейки.
6. Использование прищепок при автоматизации поставленных звуков
Изолированного звука
Звука «Ж»
Овал с помощью прищепок превращается в усатого жука.
Попутно закрепляем с ребенком и произнесение звука "Ж":
"Я на ветке сижу, звук Ж все твержу: Ж-Ж-Ж.
В слогах и чистоговорках
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу.
Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.
В предложениях.
Вместо цветных картинок использую игрушки с прищепками.
Например:
«Солнце согревает землю жаркими лучами.
Желтые цыплята клюют пшено.
За ними приглядывает важный петух.
Протяжно мычит корова Зорька.
Зевает и жмурится на крыльце кошка Мурка».
В загадках
Ёжик
Возьмите полукруг, нарисуйте сбоку глазки, носик, ушко и загадайте загадку:
"Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молочка
они хотят". Ну что, отгадал? Конечно, да! Вот только полукруг, пусть даже с
носиком и глазами, мало похож на ежика... Вот тут и приходят на помощь
прищепки. Из них получаются замечательные иголки! Ребенок будет с удо-
вольствием закреплять прищепки-иголки в том месте, где должны быть иго-
лочки.
При заучивании стихотворений .
Когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками.
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
Мёрзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
7.Использование прищепок в логопедических играх
на развитие звуково-
го анализа
Игра «Звуковые домики»
Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте
из них домики. В красном домике будут жить прищепки красного цвета, в Си-
нем домике – прищепки синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки зеле-
ного цвета.
Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок изобразить звуко-
вые схемы слогов, слов, комментируя свои действия, например: в слове кот
три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей
прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; тре-
тий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.
Игра «Звук и цвет»
Для игры понадобятся прищепки трех цветов и карточки со слогами.
Задание: Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищеп-
ки синего цвета, мягкие согласные – прищепки красного цвета, а гласные –
прищепки желтого цвета. После того, как правила оговорены, логопед назы-
вает слог (или односложное слово), например, «да».
Ребенок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произне-
сти отдельные звуки показанного слога вслух.
Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показы-
вать карточки со схемами небольших слов.
Игра «Слова с прищепками»
Взрослый произносит какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет
прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала мож-
но слоги прохлопать.
Игра «Смотри не ошибись!»
Оборудование: предметные картинки или игрушки, схема, прищепки.
Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить,
где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к
схеме.
Игра «Поставь ударение»
Для игры понадобится одна прищепка любого цвета и карточки со схемами
слов.
Логопед, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему
прикрепить прищепку на ударный слог.
Игра «Определи, какой звук в слове (твердый-мягкий)»
Оборудование: две карточки со слогами: на одной — изучаемый звук
твердый, на другой — мягкий; цветные прищепки.
Задание. Определить, твердый или мягкий звук на карточке, и прикрепить
нужную прищепку. Ребенок прикрепляет и четко проговаривает звук.
Игра «Предложение »
Оборудование: прищепки, карточка с предложением.
Задание. Произнести предложение и разделить его на слова. Составить схему
этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка — одно слово).
Использование прищепок в подвижных и малоподвижных играх
Игра «Поймай жука»
Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах ком-
наты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите детям, что к нам при-
летели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе
найдем их и соберем.
Соревнования
Кто больше прицепит прищепок на заготовку за определенное время. А мож-
но просто цеплять их на одежду, украшая ее таким образом, или превратить-
ся, например, в ежика с колючками-прищепками.
Аналогично можно поиграть: Кто быстрее снимет прищепки?
Игра «Салочки»
Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» —
ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем
количество прищепок и выясняем улов салочки.
При помощи прищепок ребенок может составлять целые картины,
например, как в этой игре. Для нее понадобятся прищепки зеленого, желтого
и синего цветов и картонные заготовки (туча, стебель и сердцевина будущего
цветка). Выкладываются заготовки на листочек и говорит: «Смотри малыш,
цветочек никак не может распуститься, нужно ему в этом помочь. Для
этого цветочек нужно полить, а сделать это может тучка».
Ребенок должен прикрепить к тучке снизу синие прищепки. В это время мож-
но приговаривать:
«Капай дождик веселей.
Нам цветочек ты полей!»
После этого ребенок должен прикрепить зеленую прищепку к стеблю цветоч-
ка и желтые по краям его сердцевины.
Вывод: Опыт работы по использованию прищепок показал, что игры с ними
вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового
и практического опыта.
Будет ли ребенку интересно? Попробуйте!