Напоминание

Развитие детской руки, средствами изобразительной деятельности


Автор: Голышева Светлана Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Шеговарская СШ", филиал детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: Архангельская область, Шенкурский район, село Шеговары
Наименование материала: выступление на родительском собрании
Тема: Развитие детской руки, средствами изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие детской руки, средствами изобразительной деятельности.
(Материал для родительского собрания) Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в языке так много выражений связанные с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Своя рука владыка», «Чужими руками жар загребать» и т.д. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является его рука, развитие кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святой святых» - мозга. И если когда- то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Первый этап мышления называют наглядно - действенным или предметно- действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства и особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно – образному, когда будет
оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Дай такую букву, как баранка». Третий этап – словесно- логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью. В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Для того чтобы не прервалась эта цепочка и в начале школьного пути не пришлось слышать от учителей: «Интеллект первоклассника развит хорошо. Понимают причинно- следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, не мало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Поэтому слабую руку ребенка можно и необходимо развивать, готовить ее к письму. Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Наблюдение показывают, что у части детей формируется неправильный навык обращения с пишущими предметами (карандаш, фломастер, ручка). Он проявляется в следующем:  Неправильное положение пальцев. Ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсткой» или сжав руку в кулак. При этом часто карандаш лежит не на среднем пальце, а на указательном и т.д.;  Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета. Ребенок держит карандаш либо слишком далеко, либо очень близко к нижнему пишущему кончику;  Неправильное положение руки. Кисть вывернута так, что верхний конец карандаша или ручки ориентирован не на плечо пишущей руки, а в сторону, или от себя, при этом кисть и локоть зависают над столом;  Слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при рисовании и письме, напряженное сжимание пишущего предмета;  Неправильная поза. Ребенок горбиться, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на колено, изгибается, подкладывает под себя ногу и т.д.
Учитывая все выше изложенные проблемы, можно говорить о том, что все виды изобразительной деятельности как нельзя лучше подходят для решения таких проблем. 1. В рисовании особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов и узоров, где дети используют несколько кистей (разной нумерации и толщины), рисуют всей кистью и её кончиком. При этом ребенок осваивает изображение различных элементов узора, познает приемы расположения на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, над, под, посередине), учиться правильно определять направление линий и движений руки, развивать глазомер. Для подготовки руки к письму широко используются в детском саду цветные карандаши. Ребенок учиться соблюдать нажим на карандаш, раскрашивать мелкие и крупные предметы, выполнять штриховку. При рисовании фломастерами, дети противоположные свойства рисующего материала, сочные фломастеры не требуют сильного нажима, рисунки получаются яркими и красочными. В старшем дошкольном возрасте дети при рисовании все чаще используют простой графитный карандаш. С помощью его дети делают набросок, причем тонкими линиями и, только после этого раскрашивают. Чтобы процесс обучения был занимательным и интересным педагоги детского сада используют разную технику рисования, нетрадиционные способы работы с художественным материалом: - пальчиковая живопись, где все работы детей выполнены без кисти, подушечками пальцев (особенно интересно проходят занятия с младшими детьми); - рисование с помощью трафарета, где дети обводят готовое изображение, раскрашивают его, дополняют сюжет; - рисование свечей «волшебные картинки». С помощью краски невидимый рисунок «проявляется» на листе бумаги. Детские пальчики учатся работать с новым материалом, более хрупким – свеча; - замечательные работы получаются у детей при рисовании пластилином. Такая работа требует навыка и определенной мышечной силы, тренировки мелкой пальцевой моторики.
- тризовский метод «монотипия» (смешивание красок), используется с детьми старшего возраста. Основным требованием здесь является быстрое нанесение цветных пятен и при сгибании листа их смешивание, отпечатывание симметрично на второй половине листа. Дети дорисовывают фломастером получившийся предмет. - используя намоченную губку, тонируя бумагу, недовая высохнуть, дети рисуют «по сырому» - подводное царство, одуванчики в траве, восход и закат солнца, розовые облака. - рисование по схеме, с помощью вспомогательных линий, одновременно решаются познавательные задачи (строение тела животного, человека); - рисование витражными красками требуют определенного навыка рисования, уверенности в работе с красками, но очень нравиться детям. 2. Для двигательных упражнений мышц кисти и пальцев хороши занятия аппликацией. Ребенок учиться выстригать, нарывать бумагу, наклеивать на лист бумаги работу. 3. Положительно на развитие руки влияют занятия лепкой. В старшем возрасте это пластилин. Он хорош тем, что не требует, специальной обработки перед лепкой, имеет широкую световую гамму. Но требует предварительного согревания, где дети упражняются в сжатии и разжатии мышц кисти рук. 4.Развивает мелкую моторику рук складывание фигурок из бумаги – оригами. Педагоги детского сада при проведении занятий с детьми используют пальчиковую гимнастику: комплексы в стихотворной форме с предметами и без, массаж ладоней пластмассовыми шариками, колючими резиновыми шариками, шестигранным графитным карандашом, четками- бусами, резиночками для волос, пробками от бутылок. Опыт работы свидетельствует, планомерная, постоянная работа на занятиях в детском саду и вне их рисованием, лепкой, аппликацией, оригами улучшает работу мелкой моторики, координацию движения руки и сделала процесс обучения занимательным и эффективным. Старший воспитатель детского сада «Ладушки», Шенкурского района, Архангельской области, Голышева Светлана Анатольевна.


В раздел образования