Напоминание

"Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников."


Автор: Ивашкина Лидия Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад № 109 о.в"
Населённый пункт: г Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад





Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
Музыкальный руководитель МДОУ « Детский сад № 109 о.в»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«
ОТ

РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С
.
Комаровой
,
М. А. Васильевой.) предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом: ● создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой; ● творческое развитие природной музыкальности ребенка; ● высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений; ● помощь в формировании внутреннего мира и самопознании У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой, психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как.необходимого. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания.
Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим,
выбирая формы и методы работы музыкально-художественной

деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

● способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

● ассоциативности художественного мышления;

● выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической,

инструментальной;

● координации слуха – голоса – зрения – движения;

● чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
● умение различать и отражать художественными средствами противоположные понятия: большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое; Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, и других авторов, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны: ● тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности; ● разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки; ● идеи элементарного музицирования К. Орфа; ● предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой. «Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально- звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель - развитие музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. В практике работы использую следующие формы развития музыкальности:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы

приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми

помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает

задачи:

● развития коммуникативных навыков,

● работы над ощущением формы,

● развития двигательной координации,

● развития чувства ритма.
Если следовать формуле, что
«учиться нужно весело»
, то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные танцы и игры- ничего не придумаешь! Эти танцы очень просты, в них нет сложных движений и фигур. Здесь присутствуют игровые задания, смена партнеров Коммуникативные танцы н6е только просты но и веселы, они очень нравятся детям и учат особенно зажатых детей сотрудничеству. Всем знаком коммуникативный танец «Ну и до свидания!» Использую в своей практике коммуникативные танцы из программы Бурениной, Суворовой Т, нахожу интересные игры и танцы в интернет. Вот некоторые примеры: 1
.Здравствуй, здравствуй наш дружок!
2.
Мы с тобой подружимся
(поздоровались правыми руками) А теперь покружимся ( руки «лодочкой») Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга; - игры-команды; - массажные; - тонизирующие; - пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность
.
Примером координационных игр могут служить игры на телесное ориентирование « Вот носик, вот ушки» - Е. Железновой.
«Хор рук».
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая
(стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии. «Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий. Особенностями технологии является: 1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа; 2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера. 3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка 4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира. 5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. 6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей. 7. Способствует развитию чувства ритма. 8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания. 9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно- пластических и двигательных навыков 10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы. 11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия. 12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста. 13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности
Данная форма направлена на развитие • координационной свободы движения, • чувства ритма, • внимания, • ансамблевой слаженности, • способности к двигательной импровизации. 
Педагогическое проектирование
– это высший уровень профессиональной деятельности в педагогике, проявляющийся в творчестве педагога. Проект ( от латинского projktus- брошенный вперед)- это мысль брошенная вперед. Проект- это предварительный ( предположительный ) текст какого либо документа, план, замысел.
Проект
— это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени. В этом учебном году работаю с одаренными детьми по разработанному мною педагогическому проекту «Одаренный ребенок». Ранее работа с одаренными воспитанниками планировалась мною только по индивидуальным маршрутам. Практика работы показала, что необходим некий общий документ, в котором можно отразить перспективу, замысел работы на учебный год. Так родился проект работы со всей подгруппой одаренных воспитанников по ритмике. В 2014-15 учебном году реализовывала в средней группе разработанный проект
«Развиваемся играя»
Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем, позволяет добиться позитивных изменений в результатах воспитания и обучения.  Широко применяю в работе
Информационн- компьютерные технологии.
Имею свой сайт ( свидетельства и сертификаты в приложениии) и часто посещаю сайты коллег, на которых обмениваюсь опытом работы и изучаю передовой опыт по музыкальному воспитанию дошкольников. Нахожу в интернет музыку к занятиям, видео с играми и танцами демонстрируемые коллегами на своих сайтах.
Иногда записываю танцы,

исполняемые нашими воспитанниками, затем просматриваем
их. Каждый участник после просмотра анализирует вслух свои успехи и неудачи. Запоминает, над чем нужно постараться, что исправить. Прежде, чем разучить тот или иной
танец,
если имею видео этого танца, то так же смотрим его с детьми в свободное от занятий время в группе, или прямо на занятии. Такие просмотры помогают детям быстрее освоить новый материал.
ИКТ на музыкальных занятиях
применяю часто в разделе «
музыкальная

грамота
». Наглядность в форме коротких видео на 1-,1.5 минуты демонстрирую с помощью ноутбука. Такие видео нахожу в интернет и создаю сама. Это видео «Нотки», «Дождик», серия ритмических видео – презентаций, которые помогают усвоить длительность звуков ( короткий - длинный), зрительно подкрепляется направление
движения мелодии – вниз или вверх и т.д. В
разделе пение
ИКТ применяю в распевках (видео «Зайка», «Колыбельная» и др. Демонстрирую иллюстрации или видео к песням так же с помощью ноутбука. В
разделе слушание
мне помогают видео фильмы и презентации на тему «Марш», «Танец», «Песня». Собраны иллюстрации и музыка маршей: военных, торжественных, праздничных, марш игрушек, марш пионеров и т.д. Знакомство с народными инструментами проводится с помощью неоднократных просмотров видеофильма о музыке и инструментах. Слушали музыку исполняемую на чипсанах «Наигрыш на чипсанах» . Удобнее хранить портреты композиторов и иллюстрации к различным песням на электронных носителях и затем демонстрировать их детям на занятии. Интернет сайты использую и в работе с родителями.


В раздел образования