"Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников."
Автор: Ивашкина Лидия Васильевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДОУ " Детский сад № 109 о.в" Населённый пункт: г Магнитогорск Наименование материала: Статья Тема: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников." Раздел: дошкольное образование
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
Музыкальный руководитель МДОУ « Детский сад № 109 о.в»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С . Комаровой , М. А. Васильевой.)
предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального
слуха,
певческого
голоса,
танцевальных
навыков,
игры
на
детских
музыкальных
инструментах.
Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие
насущным запросам ребенка.
Наиболее значимые из них можно определить следующим
образом:
● создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности
каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с
музыкой;
● творческое развитие природной музыкальности ребенка;
● высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих
проявлений;
● помощь в формировании внутреннего мира и самопознании
У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном
самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой, психологическая
наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла
музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке
постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как.необходимого.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных,
наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию
- функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки
заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой".
В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального
образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства".
Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого,
индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и
соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения
возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной
деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.
Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на
разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует
выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях
понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением
мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов
обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных
методов музыкального обучения и воспитания.
Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное
с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан
с точки зрения человека, и исходить из него.
В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной
деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:
● способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
● чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
● умение различать и отражать художественными средствами противоположные понятия:
большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое –
тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное,
плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному
воспитанию детей,
подталкивал
к знакомству с различными методиками и практиками
коллег и исследователей.
Методики и разработки Т.Боровик,
А.Бурениной и Т.Сауко,
Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, и других авторов, постоянное чтение и
изучение
профессиональных
периодических
изданий
«Музыкальный
руководитель»,
«Обруч»,
«Дошкольное
воспитание»
–
все
это,
несомненно,
оказалось
для
меня
очень
интересным и полезным,
расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в
практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:
● тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной
деятельности;
● разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки;
● идеи элементарного музицирования К. Орфа;
● предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный
стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной
педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.
«Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т.
Боровик,
с
полным
правом
может
быть
названа
универсальной.
Приёмы
активизации
художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-
звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать
преподавателям
музыки
всех
специальностей,
поскольку
их
единая
цель
-
развитие
музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М. М.
Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит
коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских
музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание
стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
В практике работы использую следующие формы развития музыкальности:
Коммуникативные танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы
приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми
помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает
задачи:
● развития коммуникативных навыков,
● работы над ощущением формы,
● развития двигательной координации,
● развития чувства ритма.
Если следовать формуле, что «учиться нужно весело» , то лучшего материала для занятий с
детьми как коммуникативные танцы и игры- ничего не придумаешь! Эти танцы очень
просты, в них нет сложных движений и фигур. Здесь присутствуют игровые задания,
смена партнеров Коммуникативные танцы н6е только просты но и веселы, они очень
нравятся детям и учат особенно зажатых детей сотрудничеству.
Всем знаком коммуникативный танец «Ну и до свидания!»
Использую в своей практике коммуникативные танцы из программы Бурениной, Суворовой
Т, нахожу интересные игры и танцы в интернет. Вот некоторые примеры:
1 .Здравствуй, здравствуй наш дружок!
2. Мы с тобой подружимся (поздоровались правыми руками)
А теперь покружимся ( руки «лодочкой»)
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики,
темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их
музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной
адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
- игры-команды;
- массажные;
- тонизирующие;
- пластико-ритмо-речевой театр.
Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного
«аккомпанемента»,
стимулирует
развитие
ловкости,
точности,
реакции,
воспитывает
ансамблевую слаженность .
Примером координационных игр могут служить игры на телесное ориентирование
« Вот носик, вот ушки» - Е. Железновой.
«Хор рук».
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в
которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров».
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на
стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая
(стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На
первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми
двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается
использование
дополнительного
атрибута
–
«перчаток»
-
снежинок,
листьев,
овощей
и
фруктов,
посуды,
цветов
и
бабочек
и
т.
д.
В
зависимости
от
темы,
сезона
и
сюжета
получаются
самые
разные
по
настроению
и
характеру
композиции
(«Осенний
лес»,
«Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии.
«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.
Особенностями технологии является:
1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и
тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать
личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в
роли лидера.
3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда
музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений
имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка
4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева,
снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного
погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей
мира.
5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная
релаксация.
6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
7. Способствует развитию чувства ритма.
8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности
подражания.
9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-
пластических и двигательных навыков
10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии,
что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.
11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно
влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только
музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей
деятельности
Данная форма направлена на развитие
• координационной свободы движения,
• чувства ритма,
• внимания,
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации.
Педагогическое проектирование – это высший уровень профессиональной
деятельности в педагогике, проявляющийся в творчестве педагога.
Проект ( от латинского projktus- брошенный вперед)- это мысль брошенная вперед. Проект-
это предварительный ( предположительный ) текст какого либо документа, план, замысел.
Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и
средств,
для
достижения
определенных
педагогических
целей,
которые
в
свою
очередь
зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в
образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое
преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического
коллектива) за определенный период времени.
В этом учебном году работаю с одаренными детьми по разработанному мною
педагогическому проекту «Одаренный ребенок». Ранее работа с одаренными
воспитанниками планировалась мною только по индивидуальным маршрутам. Практика
работы показала, что необходим некий общий документ, в котором можно отразить
перспективу, замысел работы на учебный год. Так родился проект работы со всей
подгруппой одаренных воспитанников по ритмике.
В 2014-15 учебном году реализовывала в средней группе разработанный проект
«Развиваемся играя»
Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов,
направленных на решение актуальных проблем, позволяет добиться позитивных изменений
в результатах воспитания и обучения.
Широко применяю в работе Информационн- компьютерные технологии. Имею
свой сайт ( свидетельства и сертификаты в приложениии) и часто посещаю сайты коллег,
на которых обмениваюсь опытом работы и изучаю передовой опыт по музыкальному
воспитанию дошкольников. Нахожу в интернет музыку к занятиям, видео с играми и
танцами демонстрируемые коллегами на своих сайтах.
Иногда записываю танцы,
исполняемые нашими воспитанниками, затем просматриваем их. Каждый участник
после просмотра анализирует вслух свои успехи и неудачи. Запоминает, над чем нужно
постараться, что исправить.
Прежде, чем разучить тот или иной танец, если имею видео этого танца, то так же
смотрим его с детьми в свободное от занятий время в группе, или прямо на занятии.
Такие просмотры помогают детям быстрее освоить новый материал.
ИКТ на музыкальных занятиях применяю часто в разделе « музыкальная
грамота ». Наглядность в форме коротких видео на 1-,1.5 минуты демонстрирую с
помощью ноутбука. Такие видео нахожу в интернет и создаю сама. Это видео «Нотки»,
«Дождик»,
серия ритмических
видео – презентаций,
которые
помогают
усвоить
длительность звуков ( короткий
-
длинный), зрительно
подкрепляется направление
движения мелодии – вниз или вверх и т.д.
В разделе пение ИКТ применяю в распевках (видео «Зайка», «Колыбельная» и др.
Демонстрирую иллюстрации или видео к песням так же с помощью ноутбука.
В разделе слушание мне помогают видео фильмы и презентации на тему «Марш»,
«Танец», «Песня». Собраны иллюстрации и музыка маршей: военных, торжественных,
праздничных, марш игрушек, марш пионеров и т.д.
Знакомство с народными инструментами проводится с помощью неоднократных
просмотров видеофильма о музыке и инструментах. Слушали музыку исполняемую на
чипсанах «Наигрыш на чипсанах» .
Удобнее хранить портреты композиторов и иллюстрации к различным песням на
электронных носителях и затем демонстрировать их детям на занятии.
Интернет сайты использую и в работе с родителями.