Автор: Берлунова Наталья Владимировна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: БПОУ УР "Ижевский индустриальный техникум имени Евгения Фёдоровича Драгунова" Населённый пункт: г. Ижевск Наименование материала: методическая разработка Тема: урок производственного обучения Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
БПОУ УР «Ижевский индустриальный техникум имени Е.Ф. Драгунова»
Берлунова Наталья Владимировна
Методическая разработка учебного занятия учебной практики
Ижевск, 2016
Рассмотрено Утверждено
методическим советом
Председатель ПЦК
________________И.В.Мандрикова "__"________________ 2016 г.
«_____»___________2016г.
Рецензент:
Введение
Тема «Выборка шипов и проушин в деталях из древесины» рассчитана на 24 часа. В рамках этой темы проводятся 4 урока
по следующим темам:
У1: Расчет соединений;
У2: Разметка шипа и проушины.;
У3: Запиливание шипа и проушины;
У4: Долбление шипа и проушины. Зачистка соединения.
Каждый урок рассчитан на 6 часов.
Данная тема изучается после таких тем, как «Разметка измерительными инструментами», «Пиление древесины»,
«Строгание древесины», «Резание древесины», «Долбление древесины». При изучении этих тем студенты приобрели новые
профессиональные знания и умения, например: организация рабочего места при пилении, строгании, долблении резании
древесины, заточка и разводка зубьев пил; заточка и правка ножей рубанков; разметка досок и брусков для продольного и
поперечного распиливания; приемы распиливания досок и брусков; строгание досок и брусков рубанком и фуганком; строгание
брусков различного сечения по заданным размерам под угольник и под рейсмус; Разметка и долбление глухих и сквозных
отверстий; резание древесины вдоль и поперек волокон; проверка качества выполняемой работы; соблюдение правил техники
безопасности при выполнении работ.
При изучении данной темы закладываются основы профессии столяра-плотника. Пользуясь этими профессиональными
знаниями и умениями, совершенствуя навыки по изученным трудовым приема по разметке, пилению, строганию и долблению
древесины будущий столяр-плотник без особых усилий сможет выполнить любую работу, связанную с профессией.
На данном уроке учебной практики были поставлены следующие задачи:
- образовательные: отработать профессиональные навыки по разметке деталей; отработать профессиональные навыки по
строганию заготовок в размер; отработать профессиональные навыки по пилению и долблению шипа и проушины; развить ранее
изученные знания по подготовке инструментов к работе; углубить ранее изученные знания по чтению чертежа изделия; научить
студентов своевременно предупреждать возникновение брака при изготовлении изделия;
- развивающие: научить студентов расчленять изучаемый технологический процесс на составные части; научить студентов
умениям рационально организовывать и планировать свой труд; научить зрительно контролировать правильность и точность
своих движений; научить применять теоретические знания на практике; научить формировать поисковый стиль мышления в
работе;
- воспитательные: формировать такие качества личности студента, как чувство ответственности, исполнительности, трудолюбия,
уверенности в себе, культуры труда, умению работать в бригаде, в группе, стремления к росту профессионального мастерства,
самоконтролю.
Методы и методические приемы, используемые на уроке п/о:
- беседа;
- мотивационная беседа;
- целеопределение;
- самоконтроль и взаимоконтроль;
-алгоритм технологического процесса;
- работа с учебно-дидактическим материалом;
- работа с листом контроля;
- инструктирование показа трудовых приемов;
- допущенной ошибки;
- проблемное задание;
- межпредметных связей;
- работа ученического ОТК;
Технологическая карта учебного занятия учебной практики
Данные о мастере п /о : Берлунова Наталья Владимировна, мастер производственного обучения высшей категории
Профессия : Столяр строительный - плотник, группа 611, первый курс
Профессиональный модуль: ПМ01. «Выполнение столярных работ»
Тема: «Долбление шипа и проушины. Зачистка соединения».
Тип занятия: применение и совершенствование знаний, умений и практического опыта
Вид занятия: выполнение комплексной работы
Оборудование: столярный верстак,ножовка, рубанок, стамеска, долото, передние и задние тиски
Комплексная дидактическая цель: повторить, закрепить, применить знания, умения по раскрою древесины, разметке шипа и
проушины, запиливанию заплечиков проушины.
Формируемые ОК и ПК:
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
1.1.Демонстрация интереса к будущей работе.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителям.
2.1.Выполнение самоанализа и коррекции собственной деятельности на основании достигнутых результатов.
2.2.Выбор методов и способов решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной
ситуации.
ОК3.Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий
и
итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
3.1. Аккуратность в работе.
3.2.Грамотная корректировка и своевременное устранение допущенных ошибок в своей работе.
3.3.Демонстрация исполнительности и ответственного отношения к порученному делу.
3.4.Своевременная проверка и самопроверка выполненной работы.
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимый для выполнения профессиональных задач.
ОК5.Использавать ИКТ в профессиональной деятельности.
5.1.Использование в УП информационных и коммуникационных ресурсов.
5.2.Использование интернет ресурсов.
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
6.1.Взаимодействие со студентами, мастерами в ходе обучения на принципах толерантного отношения.
6.2.Демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды.
ПК1.1. Изготавливать простые тяги и заготовки столярных изделий.
ПК 1.2. Изготавливать и собирать столярные изделия различной сложности.
Ресурсы: Презентация занятия, ноутбук, экран, проектор, лист контроля, слайды по технике безопасности
Этапы урока,
время
Задачи этапа
Формируемые
ОК, ПК
Деятельность
мастера
Деятельность
студентов
Методы и приемы
обучения
Организационный
момент (5 минут)
Создание
благоприятной
атмосферы
занятия,
концентрация
внимания
ОК 1.
1.Приветствие,
выявление
отсутствующих
2.Проверка готовности
к уроку
Приветствуют,
слушают
Словесный
1.Вводный инструктаж (30 минут)
1.1.Мотивационно-
целевой
эт ап
( 5
минут)
Определение
целей занятия.
ОК1,ОК2,ОК3,
ОК4.
1.Проводит
мотивационную
беседу,
показывает
о б р а зе ц
буд у щ е го
изделия
1.Осознают
важность
предстоящей
деятельности,
проявляют
устойчивое
желание
овладеть
навыками,
приводят
дополнительные
примеры.
ИКТ - презентация
учебного
занятия.
Словесный.
Демонстрационный
. Целеполагание.
1.2. Поисковый этап
(15 минут)
1.Самостоятельно,
используя
чертеж
изделия,
определить
недостающие
в
чертеже элементы
2. Самостоятельно
выбрать
инструменты
для
разметки
заготовок
3. Самостоятельно
ПК1.2
ОК2,ОК3, ОК6
1.Создаёт проблемную
ситуацию
(
просмотр
чертежа
изделия
без
обозначений);
2.Создает проблемную
ситуацию
(просмотр
инст рументов
д л я
разметки
и
выбор
из
общего
числа
только
нужные
для
работы
сегодня на уроке);
3.Создает проблемную
1.Внимательно
смотрят,
слушают,
выбирают.
2.Внимательно
слушают,
обдумывают
информацию.
3.Пользуясь
предложенной
и н ф о р м а ц и е й
в
вид е
слайд ов
с
чертежом,
слайдов
Л и с т
к о н т р о л я .
Бальная
система
оценивания
в
3Д
формате.
Самооценка.
К р и т е р и и
оценивания. Эталон
о т в е т а .
М е т о д
временных
ограничений.
Экспертная
группа.
Словесный,
выбрать
инструменты
для
р а б о т ы -
д л я
п и л е н и я ,
д л я
строгания,
д л я
долбления
заготовок
4. Самостоятельно
и
с
п о м о щ ь ю
мастера составить
технологический
процесс
изготовления
изделия
"Плечики"
ситуацию
(просмотр
набора
инструментов
д л я
о б р а б о т к и
древесины
и
выбора
н е о бход и м ы х
д л я
работы
сегодня
на
уроке)
4.Создает проблемную
с и т у а ц и ю
с
составлением
технологического
процесса
с
инструментами,
имея
знания
по
МДК
и
черчению,
принимают
правильный выбор
демонстрационный.
1.3.
Ориентировочный
этап (10 минут)
Организовать
р а б о т у
п о
запрещающим
моментам
соблюдения
правил
техники
безопасности.
ПК1.2
ОК4, ОК5, ОК6
1.Создаёт проблемную
ситуацию
(просмотр
в и д е о р о л и к а
п о
соблюдению
правил
техники
безопасности).
2 . З н а к о м и т
с
содержанием
предстоящей работы, с
ба льной
с и с т е м о й
оценивания (время).
3.Знакомит
экспертов
(студенты группы 621)
с командами.
4.Знакомит
с
листом
1.Выдвигают,
индивидуально,
гипотезы
решения
профессиональных
проблем.
2.Защищают
свою
т о ч к у
з р е н и я .
3.Проявляют
с т р е м л е н и е
к
сотрудничеству.
4.Вспоминают,
повторяют
требования
соблюдения правил
техники
И с п о л ь з о в а н и е
ИКТ. Опережающее
задание.
Метод
временных
ограничений.
Стимулирование
УД.
Словесный.
Демонстрационный
.
контроля,
критериями
оценивания на экране
(оценка в 3Д формате:
самооценка,
оценка
э к с п е р т а ,
о ц е н к а
мастера).
4.Фронтально
работают
безопасности.
2.Текущий инструктаж (3 часа 30минут)
2.1.Практический
этап
Выполнить работу
по
изготовлению
изделия
«Плечики»
ПК1.3
ОК1,ОК2,ОК3,ОК6
Ц е л е в ы е
о б х о д ы
мастера п/о:
1.Проверяет
организацию рабочего
места.
2.Проверяет
соблюдение
правил
техники безопасности.
3.Контролирует
качество
выполнения
работ.
4.Эксперты
контролируют,
оценивают
выполненные
работы,
все баллы заносятся в
лист контроля.
5.Принимает
выполненную
работу,
оценивает
в
бальной
1.Пользуясь
ч е р т е ж о м
и
тех.картой,
выполняют
заданную работу.
2.Подбирают
и
по
назначению
и с п о л ь з у ю т
,
инструменты
3.Организовывают
собственную
деятельность.
4.Принимают
на
себя
ответственность
за
выполненную
работу.
5.Отслеживают
свои
ошибки
по
ходу
выполнения
Самоконтроль.
Контроль
результатов
экспертами.
Контроль
результатов
м а с т е р о м
п / о .
Метод
временных
ограничений.
Работа
с
листом
контроля.
Практический.
Словесный.
системе.
6 . З а п о л н я е т
л и с т
контроля.
работы.
6.Выполняют
требования техники
безопасности.
3. Заключительная часть (20 минут)
3.1.Рефлексивно-
оценочный этап
Подведение
итогов
работы
за занятие.
ПК1.1, ПК 1.2.
О К 1 ,
О К 2 ,
ОК3,ОК6
1 . П о д в о д и т
и т о г и
работы
2.Проводит
сравнительную
характеристику
п о
работе студентов
3.Выявляет
лучших
студентов.
4.Разбирает
характерные ошибки.
1.Внимательно
слушают,
смотрят
лист контроля.
2.Оценивают
значимость
знаний,
умений,
навыков.
3.Делают выводы о
рациональности
используемых
приёмов.
4.Проговаривают
самостоятельно
все
цели,
которые
д о с т и г л и
н а
занятии.
Словесный,
демонстрационный.
Л и с т
к о н т р о л я .
Стимулирование
УД.
3 . 2 .
Д о м а ш н е е
задание
Найти
в
интернете,
справочной литературе
информацию
о
видах
к л е я
в
с т о л я р н о м
производстве
Слушают,
записывают.
Словесный.
№
Профессио
нальная
Рабо
Знан
Профессиональные умения при изготовлении "Плечиков"
Коли
Изде
Балл
ы
Общ
Ф.И.О.
разминка
та по ИК
ие правил ТБ
чество
баллов
лие "Плечики"
ученического ОТК
10 баллов
ее кол-во
баллов
Знание чертежа
Знание инструментов
1 этап 10 баллов
2 этап
10 б
3 этап
10 б
4 этап
10 б
5 этап
10 б
6 этап
10 б
Выбор
заготовки,
разметка
строгание в
размер боковых
планок;
Разметка
шипового
соединения
Запиливание
заготовки под
проушину
Выдалбливание
сквозного
отверстия под
углом для
Запиливание
заплечиков шипа
Зачистка дна и
стенок
проушины
Соединение
насухо шипа и
проушины
1
Баранов А.
2
Верш Д.
3
Виссарионов
4
Гусев И.
5
Елесин В.
6
Емельянов
7
Загуляев А.
8
Караваев А.
9
Корепанов
10
Пантюхин Р.
11
Петров Д.
12
Сметанин В.
Критерии оценивания: Профессиональная разминка - за каждый - 1 балл
Работа по ИК - 3 балла
Знание правил ТБ - 5 баллов
Профессиональные умения - этапы выполнения по 10 баллов
Баллы от ученического ОТК - до 10 баллов
75-80 баллов - оценка "5"
65-74 балла - оценка "4"
55-64 балла - оценка "3"
менее 54 баллов - оценка "2"