Автор: Каславская Тамара Николаевна Должность: заместитель директора, учитель химии Учебное заведение: МАОУ "Школа № 79 им. Н.А.Зайцева" Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: Суд над Интернетом Раздел: среднее образование
Игра «Суд над Интернетом».
Цель: Учащиеся должны обсудить плюсы и минусы Интернета, осознать полезное и вредное
влияние Интернета на подростков, познакомиться с рекомендациями о безопасном
использовании Интернета.
Задачи:
Обучающие: Учащиеся должны иметь представления о Всемирной паутине, её
возможностях, воздействии на подростков, правилах безопасного пользования Интернетом.
Развивающие:
Развитие
умений
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы,
определять
собственное отношение к той или иной проблеме и аргументировать свою точку зрения;
Воспитательные: Развитие информационной культуры, формирование культуры речи.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались для того,
чтобы обсудить такую актуальную в настоящее время проблему, как влияние Интернета на
подростков. Я предлагаю вам, эту проблему рассмотреть в форме игры «Суд над
Интернетом». В ходе игры вам будут представлены плюсы и минусы Интернета, и я хочу вас
попросить, чтобы вы не просто посмотрели представленное вам обоснование этой проблемы,
но и высказали собственное мнение о том, как Интернет воздействует на подростков. Итак,
начинаем наш суд.
Секретарь суда: Встать, суд идёт!
Судья: Дамы и господа! Сегодня слушается дело о вредном воздействии господина
Интернета на подрастающее поколение. Господин, Интернет, Вы согласны с предъявленным
Вам обвинением?
Интернет: Честно говоря, я не совсем понимаю, о чём идёт речь, я всегда считал, что
приношу людям, в том числе и подросткам, огромную пользу. Конечно, я осознаю, что моё
пространство содержит огромное количество такого информационного безобразия, что мне и
самому порой становится страшно, но ведь не я создал его. Я не имею способов защиты от
размещения в своём пространстве негативной информации. Люди сами отправляют в мои
просторы всё, что им заблагорассудится.
Судья: Хорошо. Ваша позиция мне понятна. Приступаем к рассмотрению материалов дела.
Слово предоставляется обвинению, пожалуйста, господин Прокурор.
Прокурор: Спасибо, господин Судья. За столом обвинения перед вами сидит мама 12-летнего
подростка, которая, пострадала от того, что её сын ежедневно проводит в Интернете очень
много времени. Сама она работает до вечера и не всегда может проконтролировать своего
ребёнка. Мальчик же, придя из школы, садится за компьютер и путешествует по просторам
господина обвиняемого. Мало того, что это пространство засорено разного рода
информационным хламом, так оно ещё и затягивает мальчика, так и манит его в свои
просторы. Мама же стала замечать, что сын её стал хуже учиться, у него стало портиться
зрение и осанка, да и вообще он стал каким-то раздражительным. Исходя из всего
вышесказанного, я предъявляю господину Интернету обвинение и требую введения запрета
на его деятельность.
Судья: Ваша позиция понятна, господин Прокурор. Будут ли у Вас свидетели?
Прокурор: Конечно, господин Судья. Я приглашаю свидетеля, имя которого Врач.
Судья: Пригласите, пожалуйста, Врача.
Секретарь: В зал заседания приглашается свидетель Врач.
Судья: Итак, Вы госпожа Врач?
Врач: Да, я Врач.
Судья: Госпожа Врач, я должен предупредить Вас, что дача ложных показаний преследуется
по закону. Клянётесь ли Вы говорить правду и только правду?
Врач: Клянусь.
Судья: Тогда мы Вас слушаем.
Врач: Некоторое время назад, мама, которая сидит за столом обвинения, и её сын побывали
на приёме в нашей поликлинике. Они обратились с такими проблемами: у мальчика за
последнее время произошло снижение зрения, и стала портиться осанка. Эти изменения в
состоянии здоровья мальчика вполне могли произойти от долгого пребывания ребенка за
компьютером.
Судья: Есть ли у кого-нибудь вопросы к госпоже Врачу?
Адвокат: Да, господин Судья, у меня есть вопрос. Скажите, госпожа Врач, а могли ли эти
нарушения быть вызваны другими причинами, кроме как пребывание за компьютером?
Врач: Да, такое возможно, но эти нарушения в таком сочетании в большей степени
возникают именно по указанной причине.
Адвокат: Госпожа, Врач, а мог бы этот Мальчик, при желании найти в просторах моего
подзащитного полезную информацию о здоровье или о способах его сохранения?
Прокурор: Я возражаю, господин судья, этот вопрос к делу не относится.
Судья: Возражения принимаются. Господин Адвокат у Вас есть ещё вопросы?
Адвокат: Нет, у меня больше нет вопросов.
Судья: Вы можете присесть, госпожа Врач.
Прокурор: Господин Судья, у обвинения есть ещё свидетели. Это госпожа Психолог.
Судья: Пригласите, пожалуйста, Психолога.
Секретарь: В зал заседания приглашается свидетель Психолог.
Судья: Итак, Вы госпожа Психолог?
Психолог: Да, я Психолог.
Судья: Госпожа Психолог, я должен предупредить Вас, что дача ложных показаний
преследуется по закону. Клянётесь ли Вы говорить правду и только правду?
Психолог: Клянусь.
Судья: Тогда я предоставляю Вам слово.
Психолог: Спасибо, господин Судья. Дело в том, что недавно ко мне на консультацию
пришли мама, которая сейчас сидит за столом обвинения, и её сын. Мама пожаловалась на
то, что её ребёнок за последнее время стал очень беспокойным и раздражительным. Конечно,
я попыталась успокоить маму, объяснив, что у мальчика переходный возраст и к нему, в это
время, должен быть особый подход. Но после беседы с ребёнком я поняла, что дело не только
в переходном возрасте. Мальчик мне рассказал о том, что он очень любит играть в
компьютерные игры, особенно в режиме Онлайн. Во время игры можно познакомиться с
другими игроками из разных уголков мира, и такое общение для мальчика очень важно. Когда
же мама заставляет ребёнка выходить из-за компьютера, то он естественно раздражается,
ведь приходится прекращать любимое занятие, он злится на маму, обижается. Таким образом,
я могу сказать, что мальчик зависим от Интернета, и нужно принимать меры.
Судья: Есть ли у кого-нибудь вопросы к госпоже Психологу?
Адвокат: Да, господин Судья, у меня есть вопрос. Скажите, госпожа Психолог, а разве
общение с друзьями это плохо?
Психолог: Нет, общение с друзьями это здорово, но ведь те люди, с которыми знакомится
ребёнок в Интернете, могут иметь плохие намерения и это опасно. Кроме того, всё хорошо в
меру, даже если ребёнок общается действительно с друзьями, то он не должен этому
посвящать всё время после уроков.
Адвокат: Спасибо, госпожа Психолог, у меня больше нет вопросов.
Судья: Вы можете присесть, госпожа Психолог.
Прокурор: Господин Судья, у обвинения остался ещё один свидетель. Это госпожа Классный
руководитель.
Судья: Пригласите, пожалуйста, Классного руководителя.
Секретарь: В зал заседания приглашается свидетель Классный руководитель.
Судья: Итак, Вы госпожа Классный руководитель?
Классный руководитель: Да, я Классный руководитель.
Судья: Госпожа Классный руководитель, я должен предупредить Вас, что дача ложных
показаний преследуется по закону. Клянётесь ли Вы говорить правду и только правду?
Классный руководитель: Клянусь.
Судья: Тогда мы Вас слушаем.
Классный руководитель: Я уже третий год являюсь классным руководителем этого мальчика
и могу подтвердить, что в этом учебном году его успеваемость стала снижаться, учителя-
предметники говорят о том, что у мальчика не всегда выполнено домашнее задание, но даже
когда выполнено, то не очень качественно. Кроме того я заметила, что у него не всегда
вовремя заполнен дневник, он часто забывает принадлежности к уроку, на уроках его
внимание рассеяно. А в перемену он, с друзьями из класса, часто обсуждает, как вчера играл
в компьютерные игры, даже в школе о них не забывает. Я понимаю тревогу Мамы, с
господином Интернетом нужно что-то делать.
Судья: Есть ли у кого-нибудь вопросы к господину Классному руководителю?
Адвокат: Да, господин Судья, у меня есть вопрос. Скажите, госпожа Классный руководитель,
а разве Вы не задаёте домашние задания детям, при выполнении которых нужно
использовать пространство моего подзащитного?
Классный руководитель: Да, конечно, сейчас очень много разных заданий требует
привлечения дополнительных сведений и господин Интернет в этом хороший помощник, но
кроме него есть книги, журналы, можно сходить в библиотеку, желательно, чтобы ребёнок
использовал разные ресурсы.
Адвокат: Спасибо, госпожа Классный руководитель у меня пока нет вопросов.
Судья: Вы можете присесть, госпожа Классный руководитель. Ну, что господа мы выслушали
сторону обвинения, а теперь я предоставляю слово господину Адвокату. Пожалуйста,
господин Адвокат.
Адвокат: Итак, сейчас мы с вами, уважаемые господа, выслушали обвинения в адрес моего
подзащитного. Эти уважаемые дамы указали отрицательные стороны господина Интернета:
долгое путешествие по его просторам приводит к ухудшению здоровья, помещённая в нём
информация и игры завлекают детей, дети не хотят покидать его и забывают обо всём. Всё
это, конечно, плохо, но Интернет может быть прекрасным и полезным средством для
обучения, отдыха или общения с друзьями, там можно найти справочную информацию,
узнать репертуар кинотеатров и театров, можно узнать о кружках и секциях, да всё, что
угодно и даже о здоровье. Плохая информация, размещённая в просторах моего
подзащитного, была размещена невоспитанными и некультурными людьми, а мальчик, о
котором идёт речь, достаточно хорошо воспитан и должен учиться понимать, что такое
хорошо и что такое плохо, он же уже взрослый. Я думаю, что мальчику нужно также
обратить внимание на другие источники информации и другие развлечения. Чем хуже спорт?
Подумайте мама, может быть ему понравится заниматься спортом. Я могу ещё долго
говорить о достоинствах моего подзащитного, но он и сам хочет вам что-то сказать. Господин
Судья, можно он выскажется?
Судья: Хорошо. Пусть выскажется.
Интернет: Уважаемые присутствующие, я понимаю, что по независящим от меня
обстоятельствам, я причинил вред этому мальчику, но я этого не хотел. И чтобы искупить
свою вину и помочь другим детям я подготовил для них правила безопасного пользования
моими просторами, и я хочу их зачитать:
Всегда храни свою личную информацию (имя, адрес) при себе. Рассказывать ее — это все
равно, что давать незнакомцу ключи от твоей квартиры.
Твой личный пароль — это твоя личная особенность, отличающая тебя от других
пользователей. Держи его в секрете и не говори другим, даже друзьям или официальным, на
твой взгляд, лицам.
Находить новых друзей по Интернету — это здорово, но не забудь рассказать родителям, с
кем ты познакомился.
Если ты хочешь встретиться с твоими интернет-друзьями, обязательно спроси разрешения у
родителей и попроси их присутствовать при встрече.
В Интернете можно найти много интересного материала, но и плохого тоже. Всегда
рассказывай родителям или учителям, если ты столкнешься с чем-то, что вызвало у тебя
неприязнь.
Общение по Интернету может быть прекрасным времяпрепровождением, но не оставайся в
чате, если что-то в нем вызвало у тебя чувство дискомфорта.
Всегда контролируй время, проводимое в Интернете, это поможет тебе сохранить здоровье,
ведь здоровье – это главная ценность человека.
(Интернет раздаёт памятки всем детям)
А теперь я хочу попросить господина Судью не судить меня строго, я раскаиваюсь во всём.
Судья: Спасибо Вам, господин Интернет, за Ваше выступление и, учитывая ваше раскаяние и
стремление помочь обезопасить детей, Суд выносит решение считать Вас невиновным.
Однако я должен Вас предупредить, что дети наше будущее, и Вы должны помогать им стать
достойной сменой.
Учитель: Итак, ребята, мы, в ходе игры, увидели, чем может быть полезен для нас Интернет,
а чем вреден. Скажите, пожалуйста, чья позиция, адвоката или прокурора, для вас ближе и
почему? С какими пунктами из тех правил, которые вам предложил Интернет, вы согласны, а
с какими нет? Какие меры безопасного пользования Интернетом вы могли бы предложить?
Итак, безопасность пользования Интернетом, в первую очередь, зависит от нас самих и
определяется нашей культурой. Культурный человек умеет отличать хорошее от плохого, он
обладает навыками самоконтроля, дисциплины и ответственности. Я желаю вам в
дальнейшем только безопасного путешествия по просторам Интернета.