Автор: Захарова Валерия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС №46 "Надежда" Населённый пункт: Красноярский край, город Норильск Наименование материала: статья Тема: Игры современных дошкольников Раздел: дошкольное образование
ИГРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В.Н. Захарова
Воспитатель
МБДОУ «ДС №46 «Надежда»
Город Норильск
Игра является великим изобретением человека; она имеет для его биологического,
социального и духовного развития не меньшее, а, может быть, даже и большее значение, чем
огонь и колесо.... В ней, как в зеркале, отображалась история человечества со всеми его
трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами.
По свидетельству Платона еще жрецы Древнего Египта славились конструированием
специальных обучающих и воспитывающих игр. Он справедливо утверждал, что обучение
ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века
немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов к
будущим
условиям
борьбы
за
существование.
Он
называет
игры
изначальной
школой
поведения, чтобы стать для детей школой жизни.
Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места
ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по
своей природе. Как вид деятельности игра не возникает стихийно, а складывается в процессе
воспитания,
являясь
мощным
стимулом
развития
ребенка,
сама
формируется
под
воздействием взрослых.
По Фребелю, детская игра является «зеркалом жизни» и «свободным проявлением
внутреннего мира, мостиком от внутреннего мира к природе».
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», имеет огромное
значение для воспитания и развития личности, она составляет основное содержание жизни,
выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.
В
игровой
деятельности
развиваются
духовные
и
физические
силы
ребенка;
его
внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра − это
своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Проблеме
игры
детей
дошкольного
возраста
посвящены
многие
отечественные
исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры, в
других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в
педагогическом процессе, третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании
детей.
При изучении развития детей видно, что в игре эффективнее, чем в других видах
деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в
психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный
период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
Единство
детской
деятельности
возникает
благодаря
воображаемой
условной
ситуации,
в
которой
происходит
процесс
детского
творчества.
В
игре
синтезируется
познавательная, трудовая и творческая активность ребенка.
Игра
как
специфическая
детская
деятельность
неоднородна.
Каждый
вид
игры
выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике
стирание
граней
между
самодеятельными
и
обучающими
играми
недопустимо.
В
дошкольном и младшем школьном возрасте Новоселова Л.Н. выделяет три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и
воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса - народные игры,
которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
По
мнению
современных
ученных,
самые
эффективные
развивающие
игры
на
сегодняшний день – настольные. Настольные игры бывают следующих видов:
речевые.
игры для мышления и внимания.
на интерес.
игры для подготовки к школе.
Существуют также и развивающие компьютерные игры. Они позволят ребенку не
только получать полезные знания, но и проводить время интересно.
П о
м н е н и ю
Е к а т е р и н ы
Ку к о б ы,
с е г о д н я существуют два практически
противоположных
мнения
о том,
что
представляет
собой
современный
дошкольник.
Проведенное ею
исследование,
в
котором
приняли участие
воспитатели детских садов,
учителя начальной школы и родители,
позволило составить обобщенный «педагогический»
портрет современного дошкольника,
увидеть и проанализировать
с и л ь н ы е и слабые
стороны
социальной
ситуации,
в
которой
протекает
его
развитие.
Почти
90%
респондентов, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают
своих сверстников прежних лет. 44,4 % воспитателей детских садов и 23% родителей,
считают, что они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими
как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают
достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят
много теле - и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и
страны,
зачастую
более
богатый,
нежели
многие
взрослые.
Сегодня
дети
намного
раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счетом.
В настоящее время практически всеми психологами и педагогами фиксируется
значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их
игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.
Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало
развитие
игрушки,
приблизившее
ее
к
реальным
объектам
окружающего
мира
и
отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают
все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не
существует.
То,
что
не
может
быть
воссоздано
в
предметной
игрушке,
легко
имитируется
компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже
семейная
жизнь
и
древняя
цивилизация.
Высокие
технологии
предоставляют
в
распоряжение ребенка электронные имитации разнообразных звуков, цветов, предметов,
животных и пр. Например, компьютерная программа знакомит малыша
со звучанием
пианино,
гитары
или
барабана,
скрипки,
флейты,
органа,
виолончели,
контрабаса,
волынки.
Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в
последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой
игры,
а
также
уровня
ее
развития.
Какие
же
сюжеты
предпочитают
разворачивать
современные дети?
Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной
стороны,
появились
игры,
заимствованные
из
мультфильмов,
очень
популярны
игры
в
супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно представить
типичным
набором
простых
действий
или
фраз.
Отношения
между
персонажами
примитивны.
С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь
взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать
виртуальные
персонажи.
Большинство
впечатлений
дети
получают
из
телевизионных
передач.
Ещё
одной
из
причин
исчезновения
игры,
можно
назвать
современный
рынок
профессий.
По мнению исследователей, в последнее время дети не знают, чем занимаются их
родители. В графе должность - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не
могут
внятно
объяснить
ребенку,
чем
они
занимаются.
От
детского
наблюдения
ушли
профессии продавца, портного, и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, но
атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры
знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.). При организации
таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более
типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще
встречается
с
салоном
красоты,
с
широким
спектром
услуг.
Под
влиянием
широкого
ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом
репертуаре
ребёнка
появляются
новые
игровые
темы:
«Туристическое
агентство»,
«Сбербанк» и др.
Часто игра современных дошкольников сводится к манипулированию с яркой, модной
игрушкой и сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров,
Барби в детской субкультуре считается престижным. Придумывая игры, дети основываются
на телевизионной информации и компьютерных играх.
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать
игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок
находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми
во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице.
Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере
проникнуть «духом игры». Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации
игровой
опыт
ребенку
должен
передать
воспитатель
детского
сада.
Обучение
игре
представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку.
Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать
одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения
особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия
педагога и ребенка.
Итак, подведя итоги вышесказанного, можно сделать вывод или выделить основные
проблемы игр современных дошкольников:
1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую
сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты
представлены минимально.
2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой
формы.
3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль
лидера, не отступиться от правил игры.
4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их
сверстников середины прошлого века.
Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании серьезного и
ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на
уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте
может
иметь
самые
печальные
последствия
для
личностного
развития
подрастающего
поколения.
Библиографический список
1.
Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка.
2.
Эльконин Д. Б. Психология игры
3.
Смирнова Е.О,.Гударева О.В."Игра и произвольность у современных дошкольников."
4.
Мануйленко З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста
5.
Кукоба Е. Психологические особенности современных дошкольников