Напоминание

Правописание приставок на з,с


Автор: Тимарцева Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ лицей №2
Населённый пункт: г.Сердобск,Пензенская область
Наименование материала: Урок
Тема: Правописание приставок на з,с
Раздел: полное образование





Назад





Схема конспекта урока

.
Т е м а у р о к а « П р а в о п и с а н и е п р и с т а в о к н а з - с ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Цель урока : Образовательная: познакомить учащихся с новым орфографическим правилом _ п р а в о п и с а н и е п р и с т а в о к н а з - с__________________________________________________________ _Развивающая: сформировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания приставок, развивать творческие способности, самостоятельность мышления учащихся. Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию. _ У ч е б н и к : « Р у с с к и й я з ы к » 5 к л а с с п о д р е д а к ц и е й М . М . Разумовской,П.А.Леканта,М,Дрофа,2014.__________________________________________ __________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)
1 .
Организационный момент
, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия); • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); • описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог) Организационный момент. Цель ,которую учитель хочет достичь на данном этапе: учитель создаёт условия для продуктивной работы на уроке (создаёт положительный эмоциональный настрой ,ситуацию успеха, доверия) Цель для учеников: настроиться на предстоящую деятельность. Методы: словесный (беседа) Критерии определения уровня внимания и интереса: самостоятельность формулировки учащимися целей урока 2 .
Опрос учащихся (воспитанников) по

заданному на дом материалу (или

актуализация знаний для изучения

нового учебного материал
а • Методы оценивания: взаимопроверка .Учитель помогает устранить ошибки, устранить трудности, возникшие в процессе учебной деятельности. Критерий достижения цели: полнота и Проверка домашнего задания упр.347 Цель для учителя: создать условия для проверки домашнего задания. Цель для учеников: проверить, как усвоили пройденный материал. Какие слова передают главную мысль? Как вы указали виды орфограмм? Проверяемые безударные гласные (росинки, цветущими) Н е п р о в е р я е м ы е б е з у д а р н ы е
правильность ответов • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленной цели(назначаю консультанта или даю корректирующие упражнения) При проверке домашнего задания использую метод взаимопроверки, один ученик отвечает, другой оценивает. Учащиеся задают дополнительные вопросы по теме или повторению. Если ученик не отвечает ,даёт ответ тот, кто задал вопрос. При проверке домашнего задания использую ситуацию успеха, что позволяет мотивировать учащихся на активную работу на уроке .Если ученик ответил правильно и сделал выводы, то получает оценку «5».Если ученик сделал выводы, но допустил 1-2 негрубые ошибки, то оценка «4».Активно работающие ученики получают оценки. гласные(ромашки ,отражение) Чередующиеся гласные (выросшие) Как вы определяли написание? В какой морфеме пропущены орфограммы? Что такое корень? Какие вы выписали слова с приставками? Докажите, что эти приставки не меняют своего написания в разных словах. 3 .
Изучение нового учебного материала.
• описание форм и методов изложения нового учебного материала : словесный(диалог) • При объяснении нового материала использую проблемную ситуацию, что приводит к высокой мотивации учащихся, и игровую форму. Игра содержит не только познавательный интерес, но и обогащает новыми знаниями. На уроке было тихо, дети были вовлечены в процесс объяснения нового материала .Аргументированные ответы, Активное обсуждение позволяют сделать вывод, что ученикам было интересно, и они были достаточно внимательны.. Объяснение нового материала. Цель для учителя: научить условиям выбора букв з-с. Цель для учеников: учащиеся должны усвоить данную орфограмму. С (з)бросить рас(з)толкать С(з)прятаться раз(с)бросать С(з)жечь рас(з)хвалить Посмотрите на слова первого столбика и определите ,какую букву вы напишете .Дети отвечают стихотворное правило. З приставки не бывает, это каждый школьник знает, а здоровье, зданье, здесь буква з здесь в корне есть .Ученики выполняют упр 350,в котором слова нужно распределить по трём столбикам, где с обозначает звуки с,з,ж. Влияет ли произношение приставки с на её написание? Посмотрите на слова второго столбика. Какие согласные в приставках вы напишете? Предлагаю детям поиграть в игру. - Соседка, соседка, ты какой согласный звук? Звонкий или глухой? - Глухой. -Тогда и я буду глухим. Дети сами формулируют правило: перед
звонкими пишется з, перед глухими – с. Повторим две волшебные фразы. Фока ,хочешь поесть щец? Ой, мы же не забывали о друге? Почему они волшебные? В них собраны все глухие и звонкие согласные звуки. 4 .
Закрепление учебного материала
; Методы: словесный( беседа), контроль. Формы работы: индивидуальная и групповая. Групповая форма работы повышает интерес к обучению, вырабатывает положительное отношение к нему, вырабатывает качества успешных людей, дети учатся правильно себя оценивать. Критерий для определения степени усвоения нового материала: полнота и правильность индивидуальных ответов учеников, самостоятельность и правильность выполнения распределительного и цифрового диктантов, полнота ответов групп. Если некоторые ученики не усвоили новый материал, то предлагаю повторить стихотворное правило: Живут на свете, людям помогая,. Приставки через, из, воз, раз и без, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с. Или предлагаю объяснить материал сильному ученику. Закрепление учебного материала Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного мат е р и а л а , организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний. Цель для учеников: уметь применять изученное правило. 1. Распределительный диктант. Замените суще ствитель но е с предлогом прилагательным с приставкой на з-с. Распределите слова на две колонки. Ребенок без забот- беззаботный Небо без звезд- беззвездное Плач без звука- беззвучный Шоколад без вкуса- безвкусный Пустыня без воды -безводная Жидкость без цвета- бесцветная Дорога без конца- бесконечная Движение без шума- бесшумное Вход без платы- бесплатный Ребёнок без помощи- беспомощный Океан без предела- беспредельный Какой вывод можем сделать? 2Помоги Пете Двойкину. Разсмотреть Что не знает Петя Двойкин? - Правило. -С- глухой согласный звук Ниский Можно проверить словом низенький, ошибка допущена в корне, а не в приставке Незговорчивый В слове две приставки не и с 3Работа с перфокартой. Соедините все буквы з, должна получиться цифра три. Возвышать- воздействовать Восходить- известие Избегать –разбросать Испортит- извивается Исстрелять- излечиться Воззвание- безжалостный 4 Групповая форма работы 1 группа- Найди «четвертое лишнее»
Безжизненный, разделить ,воздать, возчик. 2 группа -Посмотри в Толковом словаре значение слов подпись и роспись. Составь предложения с этими словами. Подпись- 1фамилия,собственная подпись под чем- либо .Собирать подписи. 2 надпись под чем-либо, на чем- либо .Подпись под рисунком Роспись- 1 декоративная живопись на стенах .Античная роспись. 2 список чего-либо. Роспись доходов. 3Разговорный равно подписи 3 группа Составить рассказ по теме « Утро», используя слова разбудить, восход, рассвет. 4 группа Подбери синонимы к словам. Проверь себя по словарю синонимов. Бесстрашный ,безбоязненный, смелый, храбрый, мужественный. Бессильный ,бездарный, беспомощный, слабосильный. Беззаботный, лёгкий, спокойный, беспечный, легкомысленный. 5 Выполнение упражнения 356 6 Цифровой диктант З-1, с-2 Разгрузить ,расчистить ,разжечь, распустить ,сбить Раздавать ,распилить ,сдавать 12122122.Запишите число словами Рефлексия Цель для учителя: создать условия для самооценки своей деятельности и деятельности класса Цель для учеников: смогут дать самооценку своей деятельности От чего зависит написание приставок на з- с? Каков порядок определения выбора букв з или с? 5 .
Задание на дом
, включающее: • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания); Цель для учителя: обеспечить понимание способов выполнения домашнего задания. Цель для учеников: закрепить полученные знания. Упр 355,в котором нужно подобрать однокоренные слова с приставками,
• определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания. составить словосочетания . Беззаботная жизнь. Написать лингвистическую сказку. Жили – были приставки раз и с, дружили между собой, но были очень разные .С- такая принципиальная, встречалась со звонкими и глухими согласными и гласными звуками, но никогда не менялась. Раз не была такой принципиальной, поэтому была то раз, то рас. Выставление оценок.


В раздел образования