Напоминание

"Использование проектной технологии в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Топоркова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №329
Населённый пункт: Город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование проектной технологии в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 329 г. «Челябинска»

Воспитатель: Топоркова Ирина Александровна высшей

квалификационной категории

«Использование проектной технологии в условиях реализации

ФГОС ДО»
В ФГОС дошкольного образования прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. В связи с этим у коллективов ДОУ встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, чтобы выполнить основную миссию ФГОС. Одной из таких педагогических технологий, и даже направлением в инновационной деятельности, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на протяжении его жизни. Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ.
Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись:  Совместная проектировочная деятельность учеников с учителем;  Комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта. Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1932 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике. В настоящее время в России постепенно возрождается метод проектов. Его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е.С.Полат). Проектная деятельность – сложноорганизованный проце сс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема. 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации. 4. Продукт работы. 5. Презентация. 6. Портфолио проекта.
В своей работе мы уже несколько лет ведём работу в данном направлении. Нами были реализованы проекты «Все работы хороши», «Космическое путешествие», «Я мечтаю стать…». Планируя проекты выбранная нами тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями, через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Например, проект на тему: «
Профессии наших родителей
».
Актуальность

проекта:
углубленное изучение профессий своих родителей, способствующих развитию представлений об их значимости, ценности каждого вида труда.
Цель проекта
: восполнить знание детей о профессиях.
Задачи проекта:

1 )
Учить детей самостоятельно искать информацию путем общения с родителями, сверстниками, учить анализировать полученную информацию, способы моделирования.
2
) Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, память, речь, мышление, внимание.
3
) Воспитывать интерес к профессиям, уважению к труду взрослых, интерес к самостоятельно-поисковой деятельности. Участники: дети, воспитатели, родители.
Вид проекта:
познавательный (групповой). Проект длился 6 месяцев. В эксперименте участвовало 20 детей.
Чтобы систематизировать работу с детьми по теме: «Профессии наших родителей» был проведен мониторинг.
I этап:
подготовительный.(воспитатель вместе с детьми):  Подбор и чтение художественной литературы о профе ссиях. Планирование. Подбор картинок, фото профессий. Дидактические игры. Сюжетно-ролевые игры. Разучивание стихов, п о го в о р о к . Непосредственная образовательная деятельность.
II этап: практический
(родители и дети):  Беседы с детьми о профессиях. Рассказы детей «Кем мечтаю стать!». Рисование на тему «Кем быть?». Составление альбома о профессии. Встреча с интересными людьми. Организация экскурсий в школу, библиотеку, медицинский кабинет. Конкурс «Светофорчик». Рассматривание схем, ознакомление с трудом взрослых. Составление моделей.
Ш этап:
(воспитатель и родители):  Привлечение родителей к сбору материала, необходимого для проекта. Организация родительских встреч. Консультации для родителей.
IV этап:
результат:  Созданы альбомы «Профессии наших родителей», «Модели детских причесок». Созданы сюжетно-ролевые игры «Макдоналдс», «Ателье», «Почта». Режиссерская игра «Перекресток» Книжки-малышки: «Детям о правилах дорожного движения», «Светофор», «Постовой». Проведен конкурс «Веселый Светофорчик». Дидактическое пособие «Светофор». Папки-передвижки по теме «Космос», «Школа». Картотека сюжетно- ролевых игр, пословиц, поговорок о труде. Картотека загадок о профессиях. Альбом рисунков о труде взрослых. Презентации на тему «Все работы хороши», «Если ты заболел». Схемы и модели ознакомления с трудом взрослых. Конспекты непосредственной образовательной деятельности на тему: «Парикмахер», «Строитель», «Пожарный».
Таким образом, мы пришли к выводу, что проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельно сти – игры ст а ли более разнообразными, с л ож н о структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией ФГОС в практику работы дошкольных образовательных учреждений, так как он поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно- методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. 3. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006


В раздел образования