"Использование проектной технологии в условиях реализации ФГОС ДО"
Автор: Топоркова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №329 Населённый пункт: Город Челябинск Наименование материала: Статья Тема: "Использование проектной технологии в условиях реализации ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 329 г. «Челябинска»
Воспитатель: Топоркова Ирина Александровна высшей
квалификационной категории
«Использование проектной технологии в условиях реализации
ФГОС ДО»
В ФГОС дошкольного образования прописано, что нужно развивать
мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению,
письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
В связи с этим у коллективов ДОУ встаёт задача найти такие технологии,
приёмы, средства и формы работы, чтобы выполнить основную миссию
ФГОС. Одной из таких педагогических технологий, и даже направлением в
инновационной деятельности, которые позволяют развивать познавательные
навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать
критическое
и
творческое
мышления
является
метод
проектной
деятельности.
С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем,
что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они
учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию.
Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и
невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему
помогать на протяжении его жизни.
Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но
и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он
получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис
технологии проектной деятельности в ДОУ.
Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века.
Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая
группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в
практике преподавания. В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте
выделялись:
Совместная проектировочная деятельность учеников с учителем;
Комплексный
подход
к
реализации
проекта,
предусматривающий
самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в
процессе выполнения проекта.
Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем,
постановлением ЦК ВКП/б/ в 1932 году метод проектов был осужден, и с тех
пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных
попыток широко возродить этот метод в школьной практике.
В настоящее время в России постепенно возрождается метод
проектов.
Его
применение
связано,
как
и
прежде,
с
идеей
воспитания
человека,
«умеющего
работать,
постоянно
проявляя
свою
инициативу,
ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить»
(Е.С.Полат).
Проектная
деятельность
–
сложноорганизованный
проце сс,
предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных
занятий,
а
системные
преобразования
всего
учебного
и
воспитательного
процесса.
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации.
4. Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта.
В
своей
работе
мы
уже
несколько
лет
ведём
работу
в
данном
направлении.
Нами
были
реализованы
проекты
«Все
работы
хороши»,
«Космическое путешествие», «Я мечтаю стать…».
Планируя
проекты
выбранная
нами
тема
«проецируется»
на
все
образовательные
области,
предлагаемых
в
ФГОС,
и
на
все
структурные
единицы
образовательного
процесса,
через
различные
виды
детской
деятельности.
Таким
образом,
получается
целостный,
а
не
разбитый
на
части
образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных
видах
деятельности,
не
испытывая
сложности
перехода
от
предмета
к
предмету,
усвоить
больший
объем
информации,
осмыслить
связи
между
предметами и явлениями, через объединение различных областей знаний
формируется целостное видение картины окружающего мира.
Например, проект на тему: « Профессии наших родителей ».
Актуальность
проекта: углубленное
изучение
профессий
своих
родителей,
способствующих
развитию
представлений
об
их
значимости,
ценности каждого вида труда.
Цель проекта : восполнить знание детей о профессиях.
Задачи проекта:
1 ) Учить детей самостоятельно искать информацию путем общения с
родителями, сверстниками, учить анализировать полученную информацию,
способы моделирования.
2 )
Развивать
познавательную
активность,
любознательность,
творческие способности, память, речь, мышление, внимание.
3 ) Воспитывать интерес к профессиям, уважению к труду взрослых,
интерес к самостоятельно-поисковой деятельности.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательный (групповой). Проект длился 6 месяцев.
В эксперименте участвовало 20 детей.
Чтобы систематизировать работу с детьми по теме: «Профессии наших
родителей» был проведен мониторинг.
I этап: подготовительный.(воспитатель вместе с детьми):
Подбор
и
чтение
художественной
литературы
о
профе ссиях.
Планирование. Подбор картинок, фото профессий. Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые
игры.
Разучивание
стихов,
п о го в о р о к .
Непосредственная образовательная деятельность.
II этап: практический (родители и дети):
Беседы с детьми о профессиях. Рассказы детей
«Кем мечтаю стать!».
Рисование
на
тему
«Кем
быть?».
Составление
альбома
о
профессии.
Встреча
с
интересными
людьми.
Организация
экскурсий
в
школу,
библиотеку,
медицинский
кабинет.
Конкурс
«Светофорчик».
Рассматривание
схем,
ознакомление
с
трудом
взрослых.
Составление
моделей.
Ш этап: (воспитатель и родители):
Привлечение родителей к сбору материала, необходимого для проекта.
Организация родительских встреч. Консультации для родителей.
IV этап: результат:
Созданы
альбомы
«Профессии
наших
родителей»,
«Модели
детских
причесок».
Созданы
сюжетно-ролевые
игры
«Макдоналдс»,
«Ателье»,
«Почта». Режиссерская игра «Перекресток» Книжки-малышки: «Детям о
правилах дорожного движения», «Светофор», «Постовой».
Проведен
конкурс
«Веселый
Светофорчик».
Дидактическое
пособие
«Светофор».
Папки-передвижки по теме «Космос», «Школа».
Картотека сюжетно-
ролевых
игр,
пословиц,
поговорок
о
труде.
Картотека
загадок
о
профессиях. Альбом рисунков о труде взрослых. Презентации на тему
«Все работы хороши», «Если ты заболел». Схемы и модели ознакомления с
трудом
взрослых.
Конспекты
непосредственной
образовательной
деятельности на тему: «Парикмахер», «Строитель», «Пожарный».
Таким
образом,
мы
пришли
к
выводу,
что
проектная
деятельность
обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное
влияние
на
развитие
ребенка-дошкольника.
Прежде
всего,
в
ходе
нашей
работы
по
проектной
деятельности
расширились
знания
детей
об
окружающем
мире.
В
первую
очередь
это
связано
с
выполнением
исследовательских и творческих проектов.
Кроме
того,
произошло
развитие
общих
способностей
детей
–
познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети
приобрели
навык
публичного
изложения
своих
мыслей,
необходимые
социальные
навыки
–
они
стали
внимательнее
друг
к
другу,
стали
руководствоваться
не
столько
собственными
мотивами,
сколько
установленными нормами.
При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой
деятельно сти
–
игры
ст а ли
более
разнообразными,
с л ож н о
структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям,
поскольку
выдвигали
различные
идеи,
открывая
новое
в
уже
знакомых
ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием,
укрепились детско-родительские отношения.
Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической
работы, который и будет востребован в связи с реализацией ФГОС в практику
работы дошкольных образовательных учреждений, так как он поддерживает
детскую
познавательную
инициативу,
помогает
получить
ребенку
ранний
социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует
поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает
оформить замысел в виде культурно-значимого продукта.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Деркунская
В.А.
Проектная
деятельность
дошкольников.
Учебно-
методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
2.
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.:
Мозаика-синтез, 2008.
3.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое
пособие/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006