Автор: Титова Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№5 Населённый пункт: Свердловская область, п.Черёмухово Наименование материала: проект Тема: "Репчатый лук- лучший друг" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бугульдейская средняя общеобразовательная школа»
Учитель начальных классов: Иванова Ирина Дашиевна
Предмет – русский язык
2 класс
Тема урока:
« Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных
на конце и в середине слова».
Цели урока:
1. Образовательные:
-
отрабатывать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков в конце и
середине слова с помощью мягкого знака,
- вырабатывать
орфографическую зоркость, расширять знания о животных
нашего края.
2. Развивающие:
- развивать речь, мышление, познавательную активность учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе родного Прибайкальского края.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня у нас урок русского языка. На уроке присутствуют гости. Поприветствуем
гостей. Ребята мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям.
Готовы работать?
2. Актуализация знаний.
Обратите внимание на
слайд №1. Наш урок начнём со стихотворения. Прочитаем хором.
Слайд №2 Запишите число, классная работа.
Слайд №3
3. Словарная работа, актуализация опорных знаний.
Урок начинаем со словарной работы. Прочитайте слова по цепочке. Какие слова
улетели? Почему? (не словарные). Что за слова остались? (Словарные)
Почему их называют словарные? (нельзя проверить букву, надо запомнить)
Слайд №4 Запишите слова в два столбика. Почему так распределили?
коньки класс
учитель русский
учительница рассказ
мальчик суббота
тетрадь
апельсин
Проверьте, у вас так?
Придумайте предложение с любым из слов или двумя словами.
Какое предложение было самым красивым? Давайте его напишем. (Выбрать такое
предложение, чтобы в нем ребята смогли найти грамматическую основу.)
Запись предложения с комментированием. Подчеркнуть главные члены.
Какие слова исчезли? (Щелчок – слова уходят.) Какие остались слова?
Слайд №5
4. Сообщение темы и целей урока.
Может быть, вы догадались о теме урока? Попробуйте сформулировать тему урока.
Почему в этих словах букв больше, чем звуков? (в словах есть ь)
Что мы знаем о букве ь?
Буква ь:
- не обозначает звука,
но может влиять на звук, стоящий перед ним;
- не может стоять в начале слова;
- не имеет заглавной буквы.
Тема нашего урока «Буква ь на конце и в середине слов». Мы будем выполнять
различные упражнения, чтобы закрепить умение правильно писать слова с ь.
5. Работа по теме урока.
Слайд №6
Давайте вспомним, какие слова оказались лишними в словарной работе?
Почему они оказались лишними? (не словарные)
А почему они все - таки попали в ту группу слов? (есть ь, букв больше, чем звуков)
(Щелчок - слова уходят)
Давайте запишем слова и обозначим в них все орфограммы.
Как обозначается мягкость согласного в конце слова?
Какие орфограммы встретились?
Голубь, снегирь, глухарь - как назвать их одним словом?
Слайд №7
Эти птицы живут в нашем Прибайкальском крае.
Как живётся птицам зимой?
Каких из них мы можем увидеть у нас в деревне?
Как вы можете им помочь?
Слайд №8
Ребята я знаю, что вы сделали кормушки и они находятся у нас под окном. Ребята,
кто из вас повесил кормушки дома? Молодцы!
О птицах нашего края мы поговорили, а теперь поговорим о … (животных)
Слайд №9
У греков и у многих других народов этот зверь назывался арктос. Он был самым
грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого
зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень
удачным и безобидным на их взгляд – медоед.
Кто это? – медведь.
Это бурый медведь. Он обитает в наших лесах. (Щелчок)
Медведь - какой звук слышится на конце слова? А какие буквы надо писать?
Почему?
1 ученик к доске. Запишем это слово, обозначим орфограммы.
Как обозначается мягкость согласного в конце слова?
Слайд №10
Об этом животном можно сказать так:
Меньше тигра, больше кошки.
Над ушами – кисти-рожки… (рысь)
Запишем это слово, обозначим орфограмму.
Рысь - очень ловкая. Она хорошо лазает по деревьям и скалам, прекрасно плавает .
Когда рысь охотится, она долго лежит в засаде, а потом настигает добычу
большими прыжками.
Слайд №11
Что это за зверек?
Это соболь. Шубка у него блестящая, мягкая, как шёлк. Самым пышным мехом в
мире он прославил всю тайгу. Поэтому соболь – желанная добыча для любого
охотника. Но этот зверек очень храбр и хитер, очень ловко прячется. (Щелчок)
Вот и в самом слове соболь спряталось несколько слов.
Слайд №12
Запишите это слово в тетради, составьте из букв данного слова – новые слова с ь,
обозначьте орфограмму.
(
Соболь, боль, соль, лось.)
Что общего в этих словах? ( ь, имена существительные)
Для чего служит буква ь?
Слайд №13 Физминутка
Слайд №14
Прочитайте слова. (В тетрадь - большой, маленькая, сильный…)
Что это за слова? Что можете сказать о них? Что обозначает буква ь? он может
стоять на конце слова и в …….(середине).
Давайте устно подберем к данным именам прилагательным подходящие по
смыслу существительные. (названия животных), а прилагательные с ь запишем в
тетрадь.
Ребята, мы подбирали имена прилагательные. А нужны ли они нам в речи?
Почему?
Конечно же, имена прилагательные очень нам нужны. Благодаря им, наша речь
становится ярче, выразительнее, богаче. Я надеюсь, что вы будете использовать их
в своей речи. Ведь на уроках русского языка мы и учимся говорить и писать
правильно, красиво, грамотно.
Слайд №15
Продолжая разговор об обитателях Прибайкальского национального парка,
хотелось бы вспомнить об этом животном.
А еще у нас в Прибайкалье живет такой красавец.
Чуток, строен и высок,
Гордо голову несет.
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь…..(олень)
Слайд № 16
6. Отработка знаний по теме урока.
Продолжаем работу.
Какое слово мы запишем в тетрадь? (Олень)
Обозначьте орфограмму.
Если из этого слова убрать одну букву, какое слово получится? (Щелчок)- (лень)
Слайд № 17
Какие слова можно получить, заменяя первую букву в слове лень?
Запишите слова в тетрадь, обозначьте орфограмму.
(Олень – лень – тень – пень – день).
Слайд № 18
А еще есть такое слово «сень», запишем его. В толковом словаре оно поясняется
так.
Сень – устар., ж. р.
1.То, что покрывает, укрывает, кого – что – нибудь.
2.Лиственный покров деревьев. (Щелчок)
Александр Сергеевич Пушкин писал так:
«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…»
Как вы понимаете это предложение?
Назовите слова с буквой ь из этого предложения.
Что обозначает буква ь?
Какие слова мы записали?
Слайд №19
Какие из этих слов можно изменить так, чтобы ь спрятался в середину?
Пеньки, деньки.
Назовите слова, в которых ь спрятался в середину слова. (Устно)
Мы помним о том, что ь может обозначать мягкость согласных не только на конце,
но и середине слов. И сейчас поупражняемся в письме именно таких слов.
Задание по уровням.
Сильные – в учебнике упражнение 189 на странице 126.
Средние –Выписать слова только с ь в середине слова.
Слайд №20
Слабые – списать слова, рядом написать слова с ь в середине.
уголки - угольки
банка - банька
полка - полька
галка - галька
Проверка - дать ответы на слайде.
Молодцы, а теперь задание для внимательных.
Слайд №21
Покажите на руках в каком предложении первом или втором из слова убежал
ь? Если из 1 поднимите одну руку, если из 2, то поднимите две руки. (№2)
1.
Мне нужен мел… .
2.
Лодка села на мел… .
7. Домашнее задание.
Дома выполните упражнение с подобным заданием №193 на стр.127.
8. Итог урока.
А сейчас задание для самых – самых внимательных.
Диктант – игра
Хлопок сделай, когда в словах
Ты услышишь мягкий знак.
Если в слове его нет,
Руки опусти.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нес, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Слайд №22
Составьте предложения о сегодняшнем уроке, используя эти слова.
Узнал
Удивился
Задумался
Запомнил
Повторил
Научился
Урок окончен. Спасибо! Молодцы вы все хорошо поработали!
Выставить отметки.