Похвала как способ эмоционального развития ребенка.
Автор: Обинякина Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ " Центр образования № 1" Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: статья Тема: Похвала как способ эмоционального развития ребенка. Раздел: дошкольное образование
Похвала как способ эмоционального и нравственного развития ребенка.
Марк Твен однажды сказал: « На хорошем комплименте я могу прожить два
месяца». Как часто мы задаем себе вопрос: как часто надо хвалить своего
ребенка? За какие поступки надо хвалить? Многие родители не охотно хвалят
своих детей, я бы сказала -скупо. Им гораздо легче сделать замечание,
одернуть, поругать, или даже наказать – лишив сладостей, мультфильмов,или
новой игрушки. Конечно они так поступают из своих педегогических
соображений, желая ребенку только добра. Но результат таких
педагогических методов, к сожалению, прямо противоположный. Дети
думают, что их родители их не любят. Или недостаточно любят. В следствии
чего дети озлобляются, становятся капризными, закатывают истерики, иногда
впадают в уныние. Родители, чьи взгляды на воспитание отличаются
либеральностью и толерантностью, наоборот – хвалят своих детей даже
тогда, когда более логичным, и возможно более полезным было бы наказание.
Святой преподобный Исаак Сирин, например, писал: « Когда встретишься с
ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь, выше меры его. Целуй
его руки и ноги, обнимай их часто, с великой честью, возлагай их на глаза
себе, и хвали его даже за то, чего он не имеет.» Преподобный Исаак Сирин
поясняет свою мысль так: «…Этим, и подобно этому привлечением его,к
добру заставишь его устыдиться той чести, которую ты оказываешь ему, и
посеешь в нем семена добродетели. От такой приобретенной тобой привычки
на тебе отпечатается добрый образ, ты приобретешь в себе высокое смирение
и без труда преуспеешь в великом. А сверх того, если чевствуемый тобой и
имеет какой недостаток, то легко примет от тебя исправление, пристыженный
той честью, какую ты оказал ему». На первый взгляд, некоорые наставления
преродобного Исаака могут вызвать недоумение – Преподобный велит
льстить человеку! Кроме того, возможно, говоря так человеку, мы породим в
нем тщеславие. Чтобы понять кажущиеся на первый взгляд противоречия,
проведем аналогию. Так уж полезны лекарства? Как бы это не звучало, но
чаще всего. лекарства, очень вредны. А некоторые откровенно ядовиты. Но
если мы будем принимать их по показаниям, соблюдая все назначения
доктора, то пользы от них безусловно больше, чем вреда. Давайте всегда
помнить о том, что комплименты, слова одобрения, похвала, просьбы, а нее
требования, повышают самооценку наших детей. Они создают ощущение
близости, излечивают душевные. Да и физические раны, ведь сколько раз
ребенок поранив пальчик или коленку, бежал к взрослым со словами «
поцелуй». Не « помаж зеленкой» или « отведи к доктору», а именно «
поцелуй»
Основные кирпичики, из которого строится образ « Я», это слова. Если
ребенок чаще слышит что он не так делает, не правильно, если его часто
сравнивают с другими, более успешными детьми, То ребенок начинает
чувствовать себя неумейкой, отсталым, не таким как все, и как правило
клеймит себя, что он тотальный неудачник.
Сомневаетесь? А теперь представьте, что самый родной, значимый для вас
человек, от которого вы полностью зависимы никогда не хвалит вас за
хорошие поступки, качественно и своевременно сделанную работу, но зато
при каждом удобном сучае, указывает вам на ваши промахи, неудачи. А еще и
прилюдно высмеивает вас , ваши недостатки. Врядлы вы решите что это от
большой любви к вам. Тогда почему же мы, ругая ребенка при всех в
магазине, на детской площадке, наказывая его в присутствии гостей, или
просто посторонних людей, считаем что он нас поймет, и будет знать что это
для его же блага? Ребенок не может понять логику поступков и поведения
взрослого, только по тому, что ребенок никогда не был взрослым. А вот
взрослый ребенком был. И может вспомнить, что чувствует ребенок. Мы
должны помнить каждую минуту, о том, что дети эмоционально зависят от
родителей гараздо больше, чем мы, взрослые, от кого бы то ни было. И если
ребенку кажется что его не любят, А когда родители скупятся на похвалу, то
ребенок так и думает, он получает тяжелейшую психическую травму, на
которую может отреагировать различными болезнями, задержкой развития,
возникновением патологических привычек.
Поэтому детей, начиная с рождения, когда они еще казалось бы ничего не
понимают, надо хвалить. Потому как они понимают интонацию, настроение
мамы, и между ребенком и мамой до школы существует незримая пуповина.
Ребенок всегда чувствует настроение мамы, его перепады. Кроме того,
чувства отверженности, равнодушия, как никакие другие подрезают ребенку
крылья. А поставьте себя на место ребенка – долго ли вы будете относиться с
любовью и уважением к человеку, который постоянно вами не доволен.
Самолюбие детей надо щадить, а не ломать. Некоторые считают что это
потакание гордыне. А ведь по сути к этому же самому призывал в своем
поучении святой Исаак Сирин: не тыкать носом человека в егр недостатки, а
тактично исправлять их, опираясь на то хорошее, что в нем есть.
Кроме того, хваля ребенка « авансом», мы ставим перед ним цель, то, к чему
он будет стремиться, что бы доказать что он может. Маленький ребенок часто
теряется, еще не освоив правил и норм поведения в обществе. Наша задача –
привить ему определенные ценности, и мы своей похвалой даем малышу
правильные ориентиры. И во многом от нас зависит по какому « компасу»
пойдет по жизни наш ребенок.
К сожалению некоторые родители недопонимают важности похвалы в
воспитании ребенка, и применяют однобоко – в основном хваля ха хорошие
успехи в учебе. Учеба конечно хорошо. Но не все дети могу достичь высоких
результатов в обучении. Кто то силен в математике, кто то в спорте. И не
всегда ребенок оправдывает ожидания родителей в успеваемости в том или
ином направлении. Но это не значит, что ему надо меньше похвалы,
внимания. В подобных случаях, дети чувствуя сво. Несостоятельность,
несоответствие мечте родителей, не редко начинает пропускать уроки,
закрывается в себе. Как правило, тем самым вызывает новые нарекания
родителец, в следствии чего образуется порочный круг, который могут
разорвать только родители, проявив любовь, терпимость, мудрость, в
отношении своего ребенка.
Давайте зададим себе вопрос – какие качества, на наш взгляд,наиболее важны
в учебе? У многих на первом месте стоит ум, сообразительность, стремление
к знаниям. Но делая упор только на эти качества, можно вырастить
амбициозного эгоиста. В ребенке разовьется то, что святые отцы называли «
гордыней ума» , по их мнению самый труднопреодолимый вид гордости.
Конечно на уроках так же ценится прилежание, трудолюбие, усидчивость.
Однако почему то сюда не входят такие качества как доброта. Конечно,
отличник не обязан быть добрым. Скорее наоборот. Он не должен по доброте
душевной давать списывать двоечнику, или подсказывать ему. А то чего
доброго поставят двойку в дневник за плохое поведение. Не способствует
похвала лишь за хорошую учебу и развитию многих других качеств, без
которых трудно надеяться на успешную социализацию ребенка. Это и
миролюбие, и способность уживчивости в коллективе, чуткости,
заботливости, верности, любви к родине. Очень сложно воспитать в
мальчиках мужские качества, а в девочке женские, когда детей нацеливают
можно сказать на бесполую роль – роль передовика в учебе. Из этого мы
видим что детей надо хвалить часто, много, и по возможности более
разнообразно, а не однозначными фразами типа « молодец, умница»
У каждого ребенка есть качества, которыми он по той или иной причине
обделен. И воспитать их в нем бывает довольно трудно. Но возможно.
Родителям в этом случае стоит относится к детям, как к слабеньким, хилым
росточкам, которые требуют особой заботы и ухода. Мы же не попрекаем
своих детей что они плохо растут, а стараемся создать им благоприятные
условия для их развития. С детьми два главных условия. Первое _ хвалить
особенно за те поступки, которые даются им с большим трудом., а во вторых,
стараться облегчить задачу. На пример – застенчивого ребенка не следует
одного отправлять знакомиться с детьми, и когда он откажется, прилюдно
стыдить его, а подойти к незнакомым ребятам вместе с ним,,предложить
детям игрушки, затеять с ними игру, постараться не навязчиво вовлечь в нее
нашего скромника, а дома папе рассказать как ребенок играл с детками,
общался с ними, делился игрушками. И поверьте, родители, не за горами тот
день, когда ваш ребенок, преодолевая свои страхи и сомнения, будет с
легкостью знакомиться с новыми ребятами на площадке, в парке.
В других случаях, например, когда ребенок жадный или своевольный,
когда ребенок не то, что бы не мог, а не хочет делиться с детьми игрушками,
или чужую забирает, а свою не дает, то здесь надо реагировать более жестко.
Но потом, нужно обязательно похвалить, даже если вы пчти силой забрали
эту игрушку. Путь этот, как известно не легкий,и похвала здесь выступает в
роли костыля, а в некоторых случаях, более сложных, в роли инвалидной
коляски, без которой не получается сделать ни единого шага. Когда уже
окрепнет душа, тогда отпадет необходимость в психологических « костылях».
До сих же пор, будем помнить о хилых росточках, требующих особого ухода.
Некоторые родители высказывают опасение, что могут просто на просто
захвалить своего ребенка. Родители, не бойтесь! Захвалить ребенка, у
которого есть какие-либо проблемы, просто невозможно. Если ребенок
скромный, робкий, застенчивый, не общительный, то мжно только догадаться
сколько раз он оказывался последним, не замеченным, обделенным и
обиженным. Сколько раз ого обскакали в детском саду, во всевозможных
играх, на площадке. Шумный же, шустрый ребенок, как правило наоборот –
везде лезет вперед, задирается, получает нарекания, и тоже, как это не
звучало бы странно, страдает от своей неуспешности. Хотя не всегда по
такому шустряку видно. Что он страдает _ он ведь не сидит в сторонке на
стульчике, а наоборот, впереди всех, и очень часто, чем больше его волнение,
тем боле шумно он себя ведет. Поэтому родительская похвала лишь частично
вознаграждает ребенка за переживания, выпавшие на его долю с такого
раннего возраста.
Протоирей Василий Зеньковский, размышляя на тему похвалы, писал: «
Но похвала может приносить вред, и развивать тщеславие и самомнение!
Это действительно так, если детей только хвалят..Поэтому на похвалу нужно
смотреть как на лекарство, которое можно и должно применять умеренно,- с
рассудительностью. Вместе с тем, она является могучим средством
поощрения ребенка к трудолюбию,старанию, аккуратности, послушанию. Без
нее не обойтись при воспитании, А тот вред, который приносит
похвала( развивая тщеславие и самомнение), надо уничтожать развитием в
детках христианского смирения. Это достигается примерами из жизни
благочестивых христиан, изучением Евангелия и образцами смирения из
жизни святых и подвижников благочестия» («Как воспитать ребенка
православным?» « Даръ», М., 2005. стр. 183). Разумеется не надо ребенку
внушать, что он лучше всех. Это и растит гордыню, тщеславие, настраивает
на соперничество. Наоборот, учите ребенка радоваться не только своим
успехам, но и чужим. Воспитывайте в детях дружелюбие и
доброжелательность.
Родители, помните- любовь добра..И если вы хотите словами передать
чувства любви, то нам необходимо использовать добрые слова.Слова: « Как я
рада, что ты у меня родился такой хороший»- хочет и главное должен
слышать каждый ребенок, для того, что бы полноценно расти и развиваться,
быть уверенным в себе, в своих возможностях, в поддержке самых близких
ему людей.