Автор: Дрокина Елена Григорьевна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 4 г. Облучье" Населённый пункт: ЕАО, г. Облучье Наименование материала: НОД по познавательному развитию (с использованием фольклора) Тема: Тема: "Ходила лиса кур красть, да попала в пасть" Раздел: дошкольное образование
НОД по познавательному развитию
(с использованием фольклора)
Тема: «Ходила лиса кур красть, да попала в пасть»
Программное содержание:
Закреплять представления детей о фруктах;
Закрепить лексической материал по теме «Фрукты»;
Развивать связную и образную речь;
Познакомить детей с образцами устного народного творчества: русской
народной сказкой «Лиса и кувшин», подвижной игрой «Пирог»,
загадками о фруктах;
Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.
План:
Появление игрового персонажа – Лисы. Подбор детьми слов признаков
Драматизация русской народной сказки «Лиса и кувшин»;
Вопросы по сюжету сказки;
Объяснение поговорки «Ходила лиса кур красть, да попала в пасть»;
Загадки о фруктах;
Речь с движением «В саду»;
Игровой хоровод «Как у дяди Трифона»;
Подвижная игра «Пирог»;
Материалы и оборудование: костюм Хозяюшки, кукла – лиса,
декорации и куклы для драматизации русской народной сказки «Лиса
и кувшин», тексты загадок о фруктах (яблоке, арбузе, сливе),
предметные картинки по лексической теме «Фрукты».
Ход: Открывается занавес, появляется лиса (кукла).
Лиса: Здравствуйте, ребята!
Хозяюшка: Здравствуйте! Кто это к нам сегодня в гости пришёл?
Дети называют лису, здороваются с ней.
Л.: Мне очень приятно, что вы меня знаете. А вы знаете, какая я?
Д.: Красивая, рыжая, хитрая…
Л.: Я – самая умная, самая хитрая в лесу! Я никогда не проигрываю –
перехитрю любого!
Х.: А вот я знаю одну историю, когда лиса попала в глупую ситуацию.
Драматизация сказки «Лиса и кувшин»
Ширма с декорациями к сказке.
Повадилась к одному мужику лиса ходить на двор и кур красть. Мужик
повесил во дворе кувшин. Ветер дует – кувшин гудит:
- Бу – у – у – у! Бу – у – у – у!
Приходит лиса и слушает:
- Что это такое гудит? Да это кувшин гудит, меня вздумал пугать!
Заглянула лиса в кувшин, голова и застряла.
- Погоди, кувшинище – дурачище, я с тобой расправлюсь. Я тебя в проруби
утоплю!
Пошла с кувшином к проруби.
Стала его топить.
Кувшин захлебнулся водою:
- Бульк – бульк – бульк!
Пошёл ко дну и лису за собой тянет. Лиса просит:
- Кувшин, кувшинчик, не топи меня! Я больше не буду! Это я тебя так
попугала немного.
Кувшин не слушается и всё тянет лису на дно. Так и утянул лису.
Хозяюшка задаёт детям вопросы по сюжету сказки.
Х.: Зачем лиса ходила к мужику на двор?
Д.: лиса ходила на двор к мужику, чтобы украсть кур.
Х.: Что мужик сделал, чтобы напугать лису?
Д.: Мужик повесил на дворе пустой кувшин.
Х.: Как гудел ветер в кувшине?
Д.: Когда ветер дул, кувшин гудел: «Бу – у – у ! Бу – у»
Х.: Как лиса попала в западню?
Д.: Лиса решила посмотреть, кто гудит в кувшине, заглянула в него, голова у
неё и застряла.
Х.: что лиса решила сделать, чтобы избавиться от кувшина?
Д.: Лиса решила утопить кувшин.
Х.: Как выдумаете, лиса поступила умно или глупо?
Д.: Лиса поступила глупо, потому что надо было сначала освободить голову, а
потом топить кувшин. А лиса утопила кувшин и не смогла освободиться,
поэтому утонула вместе с кувшином.
Х.: Есть народная поговорка «Ходила лиса кур красть, да попала в пасть».
Так и в нашей сказке. Лиса думала, что она умнее и хитрее всех, а сама
попала в ловушку. Что мы скажем лисе?
Д.: Не надо хвастать и думать, что ты умнее и лучше всех.
Х.: Подходит эта поговорка нашей сказке?
Л.: Ну хорошо, я не буду говорить, что я самая умная и хитрая. Не буду
хвастать. А ваши Ребята такие же умные, как я? Хочу это проверить. Я загадаю
вам загадки, а вы постарайтесь отыскать к ним отгадки (предметные
картинки на фланелеграфе).
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал –
Кушайте пожалуйста. (Арбуз)
На ветвях шары –
Посинели от жары. (Слива)
Л.: Какие молодцы! Вы очень умные и сообразительные ребята! А знаете ли
вы, где растут фрукты?
Х.: Лиса, ребята тебе расскажут и покажут, где растут фрукты.
Речь с движением «В саду»
Если к нам пришла весна, Дети приседают, затем постепенно
Просыпаясь после сна, поднимаются, тянут руки вверх,
Деревья одеваются - разводят пальцы.
Цветочки распускаются.
Заглянули в сад мы летом - Ритмично маршируют.
Всё в саду в листву одето.
Ветер листьями играет, Вытянув руки перед собой, выполняют
Веточки перебирает. Вращательные движения кистями.
Солнце греет, согревает, Ритмично хлопают в ладоши.
Сад плодами украшает.
Всё поспело – не зевай,
Урожай собирай.
Под музыку дети имитируют сбор фруктов – тянут руки вверх.
Срывают воображаемое яблоко и кладут его в корзину, приседая.
Х.: Лисичка, наши ребята не только знают много о фруктах, но и умеют весело
играть. Поиграешь с нами?
Игровой хоровод «Как у дяди Трифона»
Игра «Пирог»
Играющие делятся на две команды, встают друг напротив друга в разных
углах помещения. Посередине ставят стульчик – на него садится «пирог».
Хозяюшка говорит:
Вот какой у нас пирог:
Во все стороны широк.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Как пирог наш хорош – режь его да режь!
После этих слов к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой
команды. Кто первый коснётся «пирога», в ту команду он и идёт. Тот
игрок, который не успел коснуться «пирога», сам становится «пирогом».
Затем к «пирогу» бегут вторые участники команд и т. д.
Х.: А теперь пора к столу – чаю попить да пирогов отведать с яблоками.