Повышение познавательной активности учащихся МБОУ "ШИООО" д. Харампур средствами современных образовательных технологий "
Автор: Пяк Олеся Николаевна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МБОУ "ШИООО" д.Харампур Населённый пункт: д.Харампур, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Повышение познавательной активности учащихся МБОУ "ШИООО" д. Харампур средствами современных образовательных технологий " Раздел: среднее образование
средствами современных образовательных технологий ».
Автор: учитель биологии и химии
МБОУ «ШИООО» д. Харампур
Пяк Олеся Николаевна
До недавнего времени образование носило, как правило, репродуктивный характер.
Но современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни,
технологиями, лавинообразным ростом информации требует нового подхода.
Поэтому передо мной встает проблема: как, с помощью каких приемов, средств,
методов можно повысить мотивацию учащихся и повысить качество знаний?
В
условиях
модернизации
российского
образования
особое
внимание
уделяется
вопросам
широкого
внедрения
современных
образовательных
технологий,
которые
ориентированы на поиск и развитие способностей каждого ребенка.
Я считаю, исходя из своего опыта, что это в полной мере можно реализовать,
используя
метод
проектов. Технологии проектного обучения дают возможность вести
обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и
целей.
Данная педагогическая технология относится к так называемому гуманистическому
подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является
особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на
сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Проектная
деятельность
дает
возможность
школьнику
изучить
материал,
выходящий за пределы учебной программы, пользуясь информацией как из традиционных
источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет.
Проект позволяет ученику:
· проявлять инициативу;
· ориентироваться на достижение успеха;
· проявить ИКТ-компетентность;
· сотрудничество с другими учениками и учителями;
· развивать
уверенность
в
себе,
умение
адекватно
оценивать
себя
и
других
и
оказывать влияние на других;
· получить в результате то, что может принести пользу;
· приобрести опыт;
· внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;
· это опыт деятельности, который соединил в себе знания и умения, компетенции и
ценности.
В преподавании биологии проектную деятельность использую в зависимости от целей и
задач обучения. Проекты могут быть разных видов: экскурсионный проект (например,
экскурсия в подводный «сад», в мезозойскую эру и т.д.), конструктивный, т.е. создание
конкретного
полезного
продукта,
информационный,
исследовательский,
творческий,
межпредметный
или
монопро ект,
индивидуальный,
внут риклассный
и
внутришкольный. Проекты отличаются по продолжительности выполнения.
При внедрении проектной деятельности в учебный процесс важна определенная
последовательность, поэтому знакомлю учащихся, как поэтапно выполняется работа по
проекту. Классная доска должна быть оформлена таким образом, чтобы ребята четко
уяснили наличие каждого этапа. Такой урок можно провести практически по любой теме в
биологии.
Первый
этап
–
выбор
тематики
проекта.В
одних
случаях
тема
может
формулироваться рамками программы, в других, выдвигаться учителем с учетом учебной
ситуации
по
предмету,
естественных
профессиональных
интересов,
интересов
и
способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими
1
учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не
только чисто познавательные, но и творческие.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной
программы
с
целью
углубить
знания
отдельных
учеников
по
этому
вопросу,
дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, относятся к какому-то
практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему
привлечения знаний учащихся не только биологии, а из разных областей, их творческого
мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная
интеграция знаний.
Вторым этапом является сбор информации. Это можно осуществить на уроках
знакомства с проектной деятельностью, используя материал обычного учебника, при этом
идет
отбор
материала
для
проекта,
текст
анализируется,
возникают
противоречия,
дополнительные вопросы и у многих учеников возникает желание искать ответы на них в
других источниках. Цель достигнута – ребята отправились на поиски, но с другой стороны
слабые ученики чувствуют себя уверенно с уже добытым на уроке багажом знаний.
Изготовление
продукта-результата
опять
же
может
носить
посильный
избирательный характер. Кто-то успеет все оформить на уроке и получит положительную
оценку, но обязательно будут дети, продолжившие самостоятельно работу дома.
Выбор
вида
презентации
проекта
зависит
не
только
от
индивидуальных
особенностей
ребенка,
но
и
его
материальных
возможностей.
Наиболее
часто
используемые презентации проектов в биологии это: научный доклад, экскурсия (можно
виртуальная),
научная
конференция,
мультимедийная
презентация,
информационный
плакат, памятка и другие. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно
комбинировать.
На своих уроках в последнее время я использую ознакомительно-ориентировочные
информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации
о каком-то объекте живой природы или процессе и явлении; предполагается ознакомление
участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных
для широкой аудитории.
Весь
подготовленный
материал
представляется
на
уроках
в
форме
защиты
проектов. Это выглядит очень наглядно, интересно, увлекательно.
Все учебные материалы в дальнейшем используются самими учащимися и мной
при подготовке к зачету, уроку, олимпиаде, конференции. Такая форма работы нравится
большинству учащимся. Это повышает их учебную мотивацию, и как следствие, качество
получаемых
знаний.
Представление
и
защита
продукта
проектной
деятельности
происходит
в
форме
мультимедийной
презентации,
которую
в
дальнейшем
можно
использовать в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков биологии.
Метод проектов в сочетании с исследовательской деятельностью создает условия
для
проявления
познавательной
активности
учащихся. Учащимися
7
класса
мы
разработали
несколько
мини
–
проектов,
такие
как
«Рекомендации
по
утилизации
упаковочного
материала
в
бытовом
мусоре»,
разработали
программу
по
ликвидации
экологических проблем в д. Харампур.
На
уроках
биологии
реальная
исследовательская
деятельность
может
быть
организованна в процессе выполнения лабораторных работ, самостоятельных работ с
дополнительной литературой. В моей практике исследовательская деятельность началась с
изучения экологического состояния д. Харампур. С учащимися 6
класса мы изучаем
растительность нашей местности. В 7 классе — животный мир тундрыи своего края.
Выполнены
информационные
проекты
по
учебным
разделам
«Кровь
и
кровообращение» и «Пищеварительная система человека».
С помощью современных информационных технологий учащиеся отрабатывают
практические навыки создания собственных мультимедийных презентаций, используют
видеосъемку, умения сканировать изображения.
2
Я ставлю четкие задачи, например: найти дополнительную учебную информацию о
ГМП.
Учащиеся,
пользуясь
интернетом,
нашли
материал
по
данному
вопросу.
Это
расширило их представление о ГМП и пищевых добавках и позволило использовать эту
информацию в жизни. Ребята провели небольшое исследование «Мой рацион и добавки
Е».
Из опыта работы я могу сделать следующий вывод, что уроки с использованием
ИКТ более наглядны, мобильны, плодотворны.
Применение информационных технологий обучения позволяют:
- способствовать навыку самостоятельного поиска необходимой информации и ее
отбора;
- применять компьютерные технологии в своей творческой и исследовательской
работе.
При работе с компьютером я четко слежу за временем и провожу физкультзарядку
для глаз, суставов кистей рук, стоп, позвоночника.
Я
считаю,
что
эти
технологии
дополняют
друг
друга
и
направлены
на
максимальную
активизацию
познавательной
деятельности
учащихся и
формирование
всесторонне развитой личности.
На
уроках
биологии
реальная
исследовательская
деятельность
может
быть
организованна в процессе выполнения лабораторных работ, самостоятельных работ с
дополнительной литературой.
Так же использую технологию проблемного обучения. Проблемная ситуация – это
познавательная
задача,
которая
характеризуется
противоречием
между
имеющимися
знаниями, умениями и предъявляемыми требованиями.
Учащиеся
пытаются
решить
поставленную
перед
ними
проблемную
задачу
самостоятельно. Если есть сложности, я всегда стараюсь оказать учащимся помощь, давая
план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха
на уроке.
Например, разбираем тему опорно-двигательной системы. Даю домашнее задание –
самонаблюдение.
Учащимся
предложено
измерять
свой
рост
утром
и
вечером
на
протяжении недели, записывать результаты. Сделать вывод «Почему рост утром выше,
чем вечером?»
Хочу подчеркнуть положительные качества проблемного обучения:
-
проблемное
обучение
является
очень
эффективным
средством
повышения
познавательной активности учащихся;
- проблемное обучение способствует развитию логического мышления учащихся и
этим содействует их умственному развитию.
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай сделать самому – я пойму!»-
говорил Агис Цурос.
И считаю, что для успешного обучения, повышения качества знаний учащихся
необходимо
применять
несколько
технологий,
учитывая
обязательно
индивидуальные
особенности учащихся.
3