Коррекционно-образовательные цели:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы,
составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать
грамматический
строй речи, учить
образовывать
качественные
прилагательные,
существительные
с уменьшительно-
ласкательными
суффикс ами,
согласование
суще ствительного
с
числительным,
совершенствовать
навыки
употребления
предложно-
падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие
зрительного
внимания
и
восприятия,
речевого
слуха
и
фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и
правильного речевого выдоха, координации речи с движением, тактильных
ощущений.
Развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекват-
ные прилагательные для его описания.
Коррекционно-воспитательные цели:
Ф о рм и р о ва н и е
н а в ы ко в
с от руд н и ч е с т ва ,
в з а и м о п о н и м а н и я ,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности,
воспитание любви к природе.
Оборудование: запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро»,
наборное
полотно,
картинки
с
изображением
зимы,
зимних
месяцев,
спортивного
инвентаря, мяч; снежинки на ниточках.
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня вас приглашает в свои владения Белая фея. Закройте
все глазки, повернитесь вокруг себя (прохожу м/д детьми и посыпаю их
дождинками). Откройте глазки. Вот мы и в Белой стране. Вдохните глубоко
зимний воздух. Почувствуйте его свежесть.
2. Введение в тему.
А) Дидактическая игра «Дерево родственных слов»
Логопед: Ребятки, а хотите поиграть?
-Кто отгадает загадку, тому я дам картинку с отгадкой. Вы подойдёте к дереву
родственных слов и закрепите на его ветках картинку.
Белое одеяло землю одевало.
Солнце припекло — одеяло потекло.
(снег)
Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит
(Снежок)
В белой шубке, как принцесса,
В теплых рукавицах,
Мимо сказочного леса
К нам на елку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите — кто она?..
(Снегурочка)
Странная звездочка Что за нелепый человек
С неба упала Пробрался в 21 век?
Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и пропала. Боится солнца и тепла.
(снежинка) (снеговик)
Логопед: Вы правильно отгадали загадки. Садитесь и подумайте, от какого
слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.
Дети: Эти слова образованы от слова снег.
Логопед: Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.
Логопед: Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
Дети: Подснежники.
Логопед: Какую бабу слепили из снега?
Дети: Снежную.
Логопед: Каким станет парк, если его занесет снегом?
Дети: Заснеженным.
Логопед: Когда идет сильный снег, как мы это называем?
Дети: Снегопад.
Б) Беседа о времени года
Логопед: Как вы думаете, какое сейчас время года?
– Как вы догадались?
– Перечислите зимние месяцы.
Логопед сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, ее
признаках.
3. Упражнение «Снежинки»
Логопед:
Пока
мы
с
вами
беседовали,
на
улице
пошел
снег,
и
к
нам
прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они!
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
Логопед: Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите
воздух через нос. Щеки не надувайте, вытяните губы трубочкой и подуйте на
снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали
плечи. Упражнение повторить 3 раза.
4. «Что бывает зимой?»
Логопед: Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о
зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.
Логопед
просит
детей
по
одному
отобрать
картинки,
на
которых
изображены зимние явления и назвать их.
5. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Логопед: Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как
можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег
какой?
—
(белый,
пушистый,
холодный,
рассыпчатый,
мягкий,
искристый, хрустящий, блестящий,…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
6. Дидактическая игра «Подбери слово-действие»
Логопед: зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то
мороз
сильный,
то
снегопад.
Я
буду
называть
природное
явление,
а
вы
подберите к ним слова, которые отвечают на вопрос «Что делает?».
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
7. Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие
общих речевых навыков.]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое
упражнение.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Идут по кругу, изображая, будто
катят
Кати по снегу свой снежок.
перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком,
«Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех
комков.
Его улыбка так светла!
Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают глаза, прикрывают
голову ладошкой, дотрагиваются до
носа, встают прямо, как бы
держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка —
Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика.
Разводят руками, пожимают
плечами.
В.
Егоров
8. Игра «Назови ласково» с мячом.
Логопед: Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька – сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка – горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
10. Упражнение «Где это бывает?»
Логопед:
Ребята,
посмотрите
на
картинки
и
ответьте
на
мои
вопросы,
используя маленькое слово –НА. (Дети составляют предложение с предлогом
–на).
Логопед
выставляет
на
наборное
полотно
по
одной
картинке,
изображающие зимние игры и явления природы)
– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– На чём катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где замерз лед?
9. Упражнение с элементами цветотерапии «Льдинки». ( согласование
числительных с прилагательными обозначающими цвет и с
существительными ).
Логопед: А какой лёд?
Дети: (ответы детей)
Логопед: Давайте постучим пальчиками как по тонкому льду, а теперь
как по толстому льду. (Дети барабанят пальцами по жесткой поверхности.
Затем потряхивают кистями, расслабляют руки и слушают ощущения в
кончиках пальцев).
Логопед:
Что
чувствуют
ваши
пальчики?
Боль,
тепло,
холод,
по-
калывание, что-то приятное или неприятное?
(Рассыпаю
по
ковру
крупные
и
мелкие
бусинки
(град)
белого
жемчужного цвета, включаю спокойную музыку. Дети ходят по ковру и
собирают бусинки в ладонь.)
Логопед: Ребятки поднимаем только по одной бусинке и каждый раз,
положив бусинку в ла донь, полностью выпрямляться.
Логопед:
Садитесь на ковер и
посмотрите какие они красивые ,
пересыпайте их из одной ладони в другую и попробуйте постукивать бусинки
друг о друга.
Логопед: Молодцы! Ребятки посчитаем кто сколько белых бусинок
собрал.
Дети: одна белая бусинка, две белые бусинки, три белые бусинки...
У меня пять белых бусинок.
12.Релаксация
Логопед: Но это ещё не всё волшебство, которое есть в Белой стране.
Там есть волшебный белый стул. Кто садится на него, тот сразу забывает обо
всем плохом. Волшебный белый стул очищает человека, делает его красивым,
добрым и любящим. Кто желает увидеть свои самые лучшие качества?
Педагог выдвигает стул, покрытый белой тканью. Ребенок садится на
стул и говорит о себе что-то хорошее, отмечая свои достоинства и лучшие
качества. Остальные дети добавляют.
13. Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей.
Логопед: Вот мы и вернулись из путешествия по Белой стране.
Логопед: Понравилось ли вам в Белой стране? Что понравилось вам
больше всего? А какого цвета в этой стране было больше? Почему?
Логопед: Правильно. А ещё ребята запомните, что белый цвет - это
цвет чистоты, добра, надежды и света!
Фронтальное занятие
Тема: «Зима»
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать
на
вопросы,
составлять
предложения,
подбирать
слова-
признаки и слова-действия.
Совершенствовать
грамматический
строй речи, учить
о б р а з о в ы в а т ь
к а ч е с т в е н н ы е
п р и л а г а т е л ь н ы е ,
с у щ е с т в и т е л ь н ы е
с
у м е н ь ш и т е л ь н о -
ласкательными суффиксами, согласование существительного
с
числительным,
совершенствовать
навыки
употребления
предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха
и
фонематического
восприятия,
памяти,
тонкой
и
общей
моторики,
дыхания
и
правильного
речевого
выдоха,
ко-
ординации речи с движением, тактильных ощущений.
Развитие
способности
тонко
чувствовать
цвет
и
умения
подбирать адекватные прилагательные для его описания.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро»,
наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних
месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки на ниточках.
1. Организационный момент.
Логопед:
Сегодня
вас
приглашает
в
свои
владения
Белая
фея.
Закройте
все
глазки,
повернитесь
вокруг
себя
(прохожу м/д детьми и посыпаю их дождинками). Откройте
глазки. Вот мы и в Белой стране. Вдохните глубоко зимний
воздух. Почувствуйте его свежесть.
2. Введение в тему.