Автор: Гончарова Наталья Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Исаевская ООШ Населённый пункт: х.Исаев Наименование материала: статья Тема: Система подготовки к ОГЭ по математике. Раздел: среднее образование
Система подготовки к ОГЭ по математике в 9 классе начинаем в начале
года.
1.Работа с родителями.
Для учащихся и их родителей проводим совместное родительское собрание,
где знакомим с организацией и проведением ОГЭ по алгебре в 9 классе и с тем как
необходимо
к
экзамену
подготовиться,
чтобы
получить высокий
результат ,
набрать максимальное количество баллов.
На одном из собраний познакомила родителей
с нормативно-правовыми
документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом
учебном
году,
с
порядком
проведения
экзамена,
структурой
теста,
системой
оценивания (особое внимание обратила на то, что для получения положительной
оценки необходимо решить от 8 до 15 заданий). Каждому родителю раздали памятку
по
подготовке
к
экзаменам,
таблицы
с
системой
оценивания,
инструкции
по
выполнению Кимов, по заполнению бланков. Родительские собрания проводятся 1-2
раза в четверть (всего таких собраний с учителями - 2).
На одном из собраний
познакомила
с
адресами
сайтов
и
показала
как
пользоваться
ими..
На
каждом
родительском собрании знакомила родителей с успехами и теми проблемами, которые
возникли и ребят во время учебы и подготовки к ОГЭ. Со многими родителями
совместно с детьми приходилось встречаться и работать в индивидуальном порядке.
2. При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний
по предмету.
В этом году выпускников 7 учащихся. Одна ученица находятся под опекой
(Лознева А.), один ученик живет с отчимом (Гришин Г.), у двоих учеников родители в
разводе (Велижева Е., Музыченко Г.), а один ученик много пропускает по болезни.
Класс сложный. Всех учащихся разделила на 2 группы (должно быть3).
ГПП
ГВН
ГПО
группа педагогической
поддержки
группа возрастной нормы
группа
продвинутого обучения
учащиеся, которые
должны справиться с
заданиями базового
уровня и получить на
экзамене «3».
таких учеников в классе
6.
8-15 заданий на ОГЭ.
учащиеся,
которые
должны
с п р а в и т ь с я
с
з а д а н и я м и
базового
уровня
и
более
сложными
заданиями
т. е .
применять ЗУН в измененной
ситуации.
таких учеников в классе 1.
16-20 заданий на ОГЭ.
Учащиеся, которые
умеют решатьзадания
самой высокой
сложности, т.е.
применять ЗУН в новой
ситуации.
таких учеников в классе
нет.
21-26 задания на ОГЭ.
Дла каждой группы постаралась поставить задачи индивидуально.
ГПП
ГВН
ГПО
1)должны
выучить
всю
теорию;
2)научиться
решать
все
типы
заданий
базового
уровня;
3)на
к.работах,
тестах
и
зачетах не списывать.
1)должны
выучить
всю
теорию;
2)научиться
решать
все
типы заданий любой темы
разными способами;
3)уметь объяснять, почему
так решаешь;
4)уметь решать задачи на
уравнения,
п р о ц е н т ы ,
прогресии.
1)должны
выучить
всю
теорию;
2)научиться
решать
все
типы заданий любой темы
разными способами;
3)уметь объяснять, почему
так решаешь;
4)уметь решать задачи на
уравнения, проценты,
прогрессии;
5)знать теорию геометрии
и уметь решать задачи с
параметрами.
1)прорешивать д/з и тесты;
2)если
получишь
«2»,
то
отработать (но не более 2
раз)
1)прорешивать д/з и тесты;
2)если получишь «2» или
«3», то отработать (но не
более 1 раза)
1)прорешивать д/з и тесты;
2)если получишь «3» или
«4», то отработать (но не
более 1 раза);
3)посещать
дополнительные занятия;
4)прорешивать все
дополнительные задания.
3. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА:
консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
индивидуальные консультации.
На первых занятиях познакомила
учащихся с нормативно-правовыми
документами, провела инструктаж по правилам выполнения Кимов. Познакомились с
содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняли
коллективно,
с
полным
объяснением
и
записью
на
доске,
прорешали
6
тестов
(1часть). При этом старалась познакомить с тем, как правильно читать задания,
несколько раз прочитать вопрос задания. Постаралась каждого ученика вызвать при
этом к доске.
4 октября была проведена первая диагностическая работа, (из 7 уч., которые
писали
работу «3»-4, «2»-3, «4»-нет. ),
работа
показала, что ребята не умеют
внимательно читать вопрос, очень много ошибок было в записи ответов, при верном
решении
записывают
неверный
ответ
(пропуск
запятых
в
числе,
запись
наименований, % и т.д.). Дальнейшая работа была построена, учитывая ошибки в
решении и записи ответов. Пробелы в знаниях.
4. Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого
банка задач (прототипы заданий 1,2, 6,8).
5.
Включение
в
изучение
текущего
учебного
материала
заданий,
соответствующих
экзаменационным
заданиям .
На
каждом
уроке
решаем
и
разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока
из Кимов.
6.
Использование
в
домашних
заданиях
материалы
Кимов .
В
первом
полугодии д/з задавала из сборника Кимов: 4- 5 заданий из варианта или несколько
заданий из этого сборника по новой теме. Решения заданий вывешивала на доске, те
задания, которые вызвали затруднения, разбирали на доске.
7. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля . В
контрольные
и
тестовые
работы
включаю
задания
из
открытого
банка
задач.
Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили
ошибки (иногда р/над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз,
пока
задание не будет решено правильно).
Чтобы решить эту задачу, я подготовила справочный материал.
Он
составлен
в
виде
карточек
в
которых
в
доступной
форме
изложены
основные
темы
математики,
основные
формулы,
приведены
образцы
решения
заданий (карточки-помощники). Материал расположен в одной папке и лежит на
каждом ученическом столе.
Такой справочный материал имеет много плюсов:
кроме девятиклассников с ним работают и учащиеся 7-8 классов;
для слабых учеников даны образцы примеров по каждой теме;
он помогает ученикам ликвидировать пробелы в знаниях по определённой
теме.
Во время итогового повторения и изучения нового материала ребята заполняли
и использовали на уроках и дома карточку с формулами.
Она помогала при решении заданий, а при систематическом использовании в
работе формулы и алгоритмы решений быстрее запоминались.
8.Во втором полугодии начнем тематическое повторение.
В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме,
например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по
этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять
материал
темы
удобно,
когда
задания
расположены
в
одном
месте.
Наиболее
оптимальное решение - это тематические тесты .
Преимущества тематического теста:
в нём собраны разные задания по одной теме;
на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
по такому тесту удобно проводить повторение;
осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
Для этого из заданий открытого банка задач составила задания по прототипам
(
тематические
тесты).
С
помощью
родительского
комитета
организовали
распечатки заданий
по темам для каждого ученика
и подготовили для каждого
ученика папки с заданиями, в которые постепенно добавились все тренировочные
тесты и демонстрационные варианты, работы пробного экзамена, которые писали
ребята. Это позволило на уроках и дополнительных занятиях иметь под рукой тот
материал, который необходим.
9 . В III
четверти
для
повторения
теоретического
материала
я
буду
проводить
обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.
Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над
информацией.
Особенно,
если
это
уроки
повторения
и
обобщения
материала
определённой темы.
Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное
дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию
учебного материала.
При
её
систематическом
использовании
увеличивается
продуктивность
обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и
выполняемой работы.
В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и
представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:
1.
Интернет-сообщество учителей
2.
Сеть творческих учителей
3.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
4.
Информационно-методический сайт
5.
Флешку И.В. Жаборовского
Презентация «Квадратичная функция»
10..Систематическое повторение учебного материала начну с 4 четверти.
Итоговое
повторение
построю
исключительно
на
отработке
умений
и
навыков,
требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Примерные экзаменационные работы буду брать из различных сборников
для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
Кроме
этого
ребята
могут
проверить
свои
знания,
решая
примерные
работы
в
режиме on-lain
(См.
сайт
Савченко
Е.М.,
Гущина),
а
также
работы,
размещённые на сайте СтатГрада.
Для
этого
использую
презентацию
с
сайта
Каратановой
Марии
Николаевны. Эти презентации помогут мне построить систематическое повторение и
отработку навыков.
Можно использовать презентации, сделанные другими учителями. Но не
всегда они содержат всю нужную информацию для реализации задумок учителя, но
почти всегда их можно отредактировать. С этой целью полезно посещать сайты
«Интернет
–
сообщество
учителей»,
«Сеть
творческих
учителей»,
«Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и
другие.
В работе я часто использую презентации Савченко Елены Михайловны,
учителя математики МОУ гимназии №1, г. Полярные Зори. Как сделала это она, я
думаю, лучше никому не сделать. И почему бы не использовать в работе этот
образовательный продукт?!
Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при
подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:
компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
богато иллюстрировать материал,
трудные для понимания моменты показать в динамике,
повторить то, что вызвало затруднения,
дифференцировать
урок
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями учащихся,
быстро повторить теоретический материал.
Особенно эти презентации помогут при итоговом повторении теоретического
материала по геометрии.
1 часть работы содержит 4
геометрических задания. Особенно трудно
давались
задания
типа
17,
которые
содержат
большой
теоретический
материал.
Презентации помогут наглядно увидеть ответы на вопросы. По данным исследований
в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½
часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в
активные действия в процессе обучения.
После повторения теоретического материала (задания типа 17) перейдем к
заданиям типа 4,11,16 .
11. С 4 четверти систематически буду проводить работу по заполнению
бланков.
С заполнением бланков бывает много проблем. На дополнительных
занятиях будем разбирать все ошибки, которые будут допущены при выполнении
диагностических работ и пробного экзамена. Буду обращать внимание на то, что
каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания
цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, как получают
десятичную или неправильную дробь и т.д. ответы в тетрадях и на доске записывали
в клеточках.
12.
Решение
большого
числа
тестов.
С
конца
апреля
в
классе,
на
дополнительных занятиях и дома будут решать большое количество тестов. Причем у
каждого ребенка будут разные варианты. Ответы буду проверять и те задания, в
которых была допущена ошибка будем разбирать.
13. Со 2 полугодия начнем подготовку решения заданий второй части.
Для этого сначала используем дополнительные занятия, на которые пригласим
более подготовленных ребят. Им в течение всего учебного года буду давать д/задания
из 2 части. А на уроках итогового повторения будем разбирать эти задания со всем
классом.
Большую
работу
надо
проводить с родителями , которых
приглашать для
индивидуальной беседы , это поможет усилить контроль за выполнением заданий и
выучиванием теоретического материала.
Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для
того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и
осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании
умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно здали экзамен.
Учитель: Гончарова Н.И.