Напоминание

Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников


Автор: Шуман Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №16 "Радуга"
Населённый пункт: г. Петровск Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимодействие

с

семьями

по

поддержке

детской

инициативы

в

коммуникативной деятельности дошкольников
Известно, что общительный, коммуникабельный человек успешен в различных видах деятельности, что является необходимой составляющей самореализации человека, позитивного настроя в жизни. Проблема формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста возникла не на пустом месте. С одной стороны – это важное условие психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. С другой стороны наблюдения показывают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В настоящее время общение, как психологическая категория, включает коммуникативную деятельность, подчеркивая, что назначение речи, как средства общения, является установление партнерских отношений, обмен мыслями, передача информации, в конечном итоге – совместная деятельность, то есть взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Однако научить коммуникативной деятельности ребенка нельзя, если ребенок не проявляет в этой деятельности инициативу, самостоятельность, а также без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в этом вопросе. Инициатива (от латинского initium – начало) – указывает на наличие способности к самостоятельному действию, изменяющему собственное состояние, вопреки естественной инерции, предприимчивость. Развитие и поддержка инициативы детей в средней группе «Малышок» в речевой деятельности происходит в соответствие с Программой воспитания и обучения в детском саду. И основной упор делается на взаимодействие с семьями воспитанников. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему. Формы взаимодействия с семьей по формированию коммуникативной деятельности дошкольников являются родительские собрания, совместные
мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии и др.), мониторинг, совместное обсуждение планов на будущее. Совместное театрализованное представление детей и родителей «Волшебный мир сказок». Сказки дети выбрали сами для театрализованной деятельности. Они будто интуитивно поняли важную идею сказки о том, что добро побеждает зло, сказка учит уму – разуму. Понять ценность доброй души детям помогало вовлечение их в этюдную работу в процессе драматизации сказок. Дети сами выбирали персонажей, посильно участвовали в изготовлении атрибутов и элементов костюмов, они были увлечены выполнением рисунков для декораций, придумыванием мизансцен театрализованной деятельности. Родители были включены тоже в творческий процесс. Фея сказок, Бармалей, Змей Горыныч, Баба – Яга и другие герои помогали детям навести порядок в сказочной стране. Особое внимание привлекала идея создание совместного проекта по теме «Живая книга». В рамках социокультурного сотрудничества использовали самые разные формы приобщения детей и семей воспитанников к чтению отечественной и зарубежной литературы. Одна из форм - презентация детьми авторских самодельных книг в семье вместе с родителями. При этом выбор темы книги, как правило, принадлежит ребенку. Совместно сделав книгу, сочинив произведение дома, ребенок приносит ее в группу детского сада и представляет сверстникам таким образом, чтобы максимальное число среди них захотели ее тоже посмотреть, прочитать. Мы убеждены, что работа с книгой, литературой и чтением не только и не столько передача ребенку знаний и информации, сколько дверь в мир человеческой культуры. Кружковая работа по речевому развитию предполагала не только выполнение задач по речевому развитию, но предоставляла детям свободу выбора темы при выполнении заданий на рабочих листах. Изучив специальную литературу и используя свой многолетний опыт работы, я составила рабочие листы для развития речевых и познавательных способностей детей 4-5 лет. Цель пособий
:
развитие познавательных психических процессов, обеспечение готовности детей к обучению грамоте. В основу пособий положены такие принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность, комплексность подхода к решению проблемы, единство теории и практики, тематическая принадлежность, построение четкого дидактического ряда, онтогенез каждого направления. Задания носят обучающий и развивающий характер, распределены по лексическим темам («Домашние животные», «Цветы», «Рыбы» и другие). Рабочие листы можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и при работе родителей с детьми. Различные упражнения позволят научить детей сравнивать предметы между собой;
обобщать; ориентироваться в пространстве; концентрировать внимание, развить его произвольность; определять последовательность событий; развить мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию; развить зрительное восприятие. Каждая из проведенных работ открыта к дальнейшему развитию и изменениям. Если родители увидят важность поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников, они, как минимум, начнут больше слушать своих детей, не перебивая, что улучшит психологическое состояние и коммуникативную деятельность своего ребенка.


В раздел образования