Тема: «Волшебная кисть художников- иллюстраторов В.Г. Сутеева, В.М.
Конашевич».
Цель: Продолжать знакомить детей с художниками- иллюстраторами детских
книг.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с книгами, детскими писателями и
художниками- иллюстраторами;
- продолжать учить обращать внимание и рассматривать иллюстрации в
книге;
- формировать умение отвечать на вопросы, вести беседу по теме;
- продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками о книгах.
Развивающие:
- развивать психические процессы: логическое мышление, зрительное и
слуховое внимание, память, воображение, фантазию;
- развивать связную и диалогическую речь детей;
- формировать свою точку зрения, обсуждать различные ситуации;
- развивать у детей интерес и эмоциональный отклик через иллюстрации;
- развивать умение рассказывать о художниках- иллюстраторах;
- развивать художественно- творческие способности детей с использованием
элементов ТРиз;
- постоянно контролировать выработку правильной осанки, умение ровно
сидеть и следить за своим самочувствием;
- развивать умение и навыки правильного выполнения движений в различных
формах двигательной активности детей в согласовании с текстом;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к книге и их иллюстрациям;
- воспитывать бережное отношение к книгам;
- формировать доброжелательные отношения друг другу, умение
социализировать себя в группе сверстников, умение работать и играть в
коллективе;
- воспитывать любовь к художественному творчеству;
- вызывать эмоциональные реакции на музыкальные произведения.
Интеграция видов деятельности: восприятие художественной литературы и
фольклора, игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная,
музыкальная.
Предварительная работа: чтение произведений детских писателей,
рассматривание иллюстраций к книгам, загадывание загадок о книге, чтение
пословиц и поговорок о книге, разучивание пальчиковых игр и физминуток,
составление последовательности работы художников- иллюстраций по
картинкам, рассматривание книг разной конструкции.
Материалы и оборудование: слайдовая презентация художников-
иллюстраторов на ноутбуке, конверты с пазлами с иллюстрациями сказок,
выставка детских книг, колокольчик, волшебная кисть, музыкальное
произведение П.И. Чайковского, простые и цветные карандаши на каждого
ребенка, альбомные листы,
Организационный момент: (дети здороваются с гостями)
«Здравствуйте девочки,
Здравствуйте мальчики!
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем ».
Алгоритм проведения НОД:
Загадка о книге.
« Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает».
- Ребята, вы любите книги? Чем они вам нравятся? (ответы детей).
- Я тоже очень люблю книги, а особенно где есть много интересных
иллюстраций. Как посмотрю на иллюстрации, так попадаю в мир сказок, в
мир необыкновенных историй.
(звенит колокольчик)
- Ребята, волшебный колокольчик приглашает нас в Книжный мир. Здесь нас
ждут любимые книги, иллюстрации знакомых художников. Я предлагаю
пройти к книжной выставке и посмотреть. Какие же здесь есть книги,
полюбоваться ими.
(дети сморят книги, беседуют)
- Я вижу, вам интересно, вы любите книги, у вас много впечатлений,
посмотрите какие книги бывают: книжка- игрушка, книжка- раскладушка,
книжка- малышка, книжка- образ. ( показ книг, обратить внимание на
иллюстрации)
Д/и «Подбери признак к слову книга».
-Ребята, книг очень много, а скажите какие они? (красивые, сказочные,
красочные, иллюстрированные, неповторимые, запоминающиеся, авторские,
народные и т.д)
- Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о книге (ответы детей)
1. Без книги, как без солнца, и днем темны оконца;
2. Береги книгу- она поможет тебе жить;
3. Выбирай книгу так, как выбираешь друзей;
4. Книга- маленькое окошко, через него весь мир видно;
5. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет;
6. Книга учит жить, книгой надо дорожить;
7. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь;
8. Кто много читает, тот много знает;
9. Хлеб питает тело, а книга питает разум.
- Ребята, все вы любите сказки так давайте поиграем.
Д/и « Повтори» ( проговаривание чистоговорки )
Ска-ска-ска- вот волшебная сказка
Ско-ско-ско- тридевятое царство далеко
Ску-ску-ску- в книге прочитали сказку
Ски-ски-ски- любим все мы сказки.
- Ребята, а скажите кто пишет книги? (писатели)
-Правильно, писатели. Фамилия писателя всегда пишется на обложке и на
титульном листе. Титульный лист – это первая страница книги, на которой
пишут: название книги, фамилии и имена тех людей, которые принимали
участие в создании книги.
(показать детям, где пишется фамилия автора и название книги)
- А каких детских писателей вы знаете? (ответы детей: Маршак,
Бианки,Чуковский, Пушкин, Толстой, Барто, Шарль Перро, Братья Гримм и
т.д)
- Но у писателей есть и помощники, скажите ребята, чем можно дополнить
книгу, чтобы они стали ярче, красочней, интересней? ( иллюстрациями)
- Правильно, иллюстрациями, а помощниками писателей являются
художники- иллюстраторы. Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь
понять содержание книжки, она наглядно рассказывает о том, какие герои,
нравятся ли художнику, характер героев.
- Ребята, я предлагаю вам собрать из пазлов иллюстрации из знакомых вам
сказок. (дети встают парами около столов, пазлы в конвертах)
Д/и « Угадай название сказки по иллюстрации» (ответы детей)
- Молодцы! А сейчас мы с вами тоже станем художниками.
Физминутка «Художник –невидимка»
«Художник- невидимка
По городу идет
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока мы спим
Пришел с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья».
(упражнение для глаз с помощью волшебной кисти)
(дети садятся на стульчики полукругом )
- А теперь вспомните и расскажите, в какой последовательности работает
художник – иллюстратор?
(дети составляют последовательность работы художника с помощью
картинок)
Художник сначала внимательно читает несколько раз произведение писателя,
затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой,
хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он находится, чем
занимается. Затем делает много рисунков- набросков.
- А какими характерными качествами должны обладать люди этой
профессии? (ответы детей: наблюдательность, внимательность,
терпеливость, выдержанность, профессионализм, любовь к людям и
животным).
- Молодцы! А сейчас ребята расскажут вам о художниках- иллюстраторах,
которых мы встречаем в наших книгах Владимире Григорьевиче Сутееве и
Владимире Михайловичем Конашевиче.
( дети рассказывают о художниках- иллюстраторах, воспитатель
показывает детям слайдовую презентацию на ноутбуке)
1.Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача.
Он соединил в себе два таланта: стал писателем и художником. В школе он
был самым веселым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал
веселые рожицы и изрисовывал все, что попадалось ему под руку. В одном
классе с ним училась девочка Соня. Ей очень нравились эти рожицы, а заодно
и мальчик, который их рисовал. Когда она выросла, то стала женой
Владимира Григорьевича. Они вместе работали и жили в Москве.
Сутеев работал очень быстро и весело. Про него говорили, что он пишет
сказки правой рукой, а рисует левой. Он часто встречался с детьми детских
садов и школ и на этих встречах часто рисовал им на больших листах бумаги.
Сначала Сутеев только рисовал малышам картинки, а потом стал
придумывать им сказки. А еще он работал в кино и делал мультфильмы.
2. Владимир Михайлович Конашевич очень любил сказки. Он легко
фантазировал и мог одну и ту же сказку иллюстрировать несколько раз, и
каждый раз по-новому. Конашевич рисовал иллюстрации к сказкам разных
народов: русским, немецким, китайским, африканским. Очень любил
Конашевич детского писателя К.И.Чуковского, который любил писать стихи и
сказки, где все было необычно и удивительно. Самая первая книжка с его
иллюстрациями была « Азбука в картинках». А получилась она совсем
случайно. Владимир Михайлович рисовал своей маленькой дочери разные
смешные картинки на каждую букву алфавита. Кто-то увидел эти рисунки, и
они были вскоре напечатаны. Книги, которые оформлял Коношевич, были
яркими, праздничными. Всегда в его работе над рисунками помогала
классическая музыка. Очень он любил рисовать иллюстрации к стихам С.Я.
Маршака. Им были созданы рисунки к стихам о веселом счете « О одного до
10». Конашевич нарисовал на этих цифрах веселых человечков- девочек и
мальчиков.
- А сейчас отдохнем и сделаем физминутку: «Один, два, три, четыре, многое
мы изучили».
«Один, два, три, четыре,
Многое мы изучили,
Много нового узнали
И немножечко устали.
Мы глазами повращаем,
Головою покачаем.
Руки, ноги потянули,
Хорошенечко вздохнули,
Наклонились раз и два.
Не кружится голова?
Ну, коль с вами все в порядке,
Продолжаем мы занятие».
- Ребята, хотите послушать интересную сказку?
« В одной волшебной стране жили- были ладошки. Они были веселые,
разноцветные, яркие и очень любили играть. Но вот однажды пошел сильный
дождь и смыл краски с ладошек. Ладошки стали скучными и
бесцветными…»
- Ребята, вам понравился конец этой сказки? (ответы детей)
- А давайте поможем нашим ладошкам снова стать веселыми и красочными.
Я возьму свой волшебный колокольчик и превращу вас в художников-
иллюстраторов. (звенит в колокольчик)
(дети садятся за столы)
- Давайте нарисуем сказку про ладошки необычным способом. Нужно
обвести свою руку на листе бумаги, пальцы расположите по желанию.
Посмотрите внимательно, что получится, и с помощью цветных карандашей
дорисуйте.
- Но прежде чем мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую
гимнастику « Веселые книжки».
« Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем».
(дети садятся за столы и под музыку П.И.Чайковского выполняют работу)
- Молодцы ребята, потом мы вместе соберем книгу и подарим детям
младших групп.
Рефлексия:
- Мы с вами убедились, что книги можно рассказывать не читая их, а в этом
нам помогают художники- иллюстраторы.
- А как нам нужно беречь книги? (ответы детей)
- Правильно нам следует бережно относиться к каждой книжке, уважать труд
писателей и художников, которые придумывают рассказы и сказки для нас.
- Ребята, как вы думаете, кто сегодня был самым внимательным, быстрым,
отзывчивым? (ответы детей)
- А сейчас, я предлагаю вам выбрать смайлики, и мы узнаем какое же у вас
сейчас настроение. ( дети выбирают смайлики )
- Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.