"Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Автор: Истомина Людмила Семеновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Елочка" Населённый пункт: с.Саранпауль Наименование материала: статья Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования" Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
младших дошкольников через организацию детского
экспериментирования
Дошкольное
детство
–
это
период
интенсивного
развития
познавательной деятельности. Детское экспериментирование – это подлинно
детская деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении всего
дошкольного возраста. Суть детского экспериментирования заключается в
том,
что
оно
строится
самим
дошкольником
по
мере
получения
новых
сведений
об
объекте.
Детское
экспериментирование
это
практическое
целенаправленное действие ребенка, которое формирует его собственный
жизненный опыт. Познавательная деятельность понимается не только как
процесс
усвоения
знаний,
умений
и
навыков,
а
как
поиск
знаний,
приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого (Г.М.
Лямина, А.П. Усова).
Короткова М.А. указывает «Конечно, ребенок познает мир в процессе
любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской
деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить
присущую
ему
любознательность,
практикуется
в
установлении
связей
между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и
упорядочить свои представления о мире». В связи с этим в дошкольном
образовании
формируется
очень
эффективный
метод
познавательно-
исследовательской деятельности – метод экспериментирования.
Метод экспериментирования - это:
развитие
эмоциональной
сферы
ребенка,
творческих
особенностей,
формирование трудовых навыков, укрепление здоровья за счет общего
уровня двигательной активности;
получение
детьми
реальных
представлений
о
различных
сторонах
изучаемого объекта;
обогащение памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов;
интенсивное развитие речи;
накопление фонда умственных умений;
формирование самостоятельности.
В
нашем
МБДОУ
Детский
сад
«Ёлочка»
в
группе
«Солнышко»
я
оборудовала
мини-лабораторию
в
уголке
экспериментирования.
Чтобы
удовлетворить исследовательские интересы, организовала кружок «Я познаю
мир». Наша мини-лаборатория постепенно пополняется новыми материалами
в соответствии с возрастом наших малышей. В уголке экспериментирования
есть зона песка и воды, природный и бросовый материал, мерные ложки,
трубочки, различные крупы и многое другое. Для поддержания творческой,
исследовательской активности в процессе экспериментировании постоянно
пополняю наш уголок новыми предметами, тем самым сохраняется интерес к
экспериментированию,
развивается
любознательность.
В
своей
работе
использую
проектную
деятельность
по
экспериментированию,
благодаря
которой
происходит
связь
с
другими
видами
детской
деятельности,
а
у
дошкольников формируется целостное представление о мире. Разработанные
мной занятия ориентированы на интересы и потребности детей, связь с
жизненным
опытом,
учета
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
малышей. Занятия проводятся небольшими подгруппами (8-10 детей), что
обеспечивает
наибольшую
познавательную
и
творческую
активность,
возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого
ребенка.
Используемая литература
1.
Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //
педагогический вестник. 1997.
2.
Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
/Под
ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
3.
Чехонина
О.
Экспериментирование
как
основной
вид
поисковой
деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
4.
Материалы Интернет-сайтов