Дидактические игры как средство активизации разнообразной деятельности дошкольников в практике работы ДОО
Автор: Гурина Ольга Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Дидактические игры как средство активизации разнообразной деятельности дошкольников в практике работы ДОО Раздел: дошкольное образование
разнообразной деятельности дошкольников в практике работы ДОО
Гурина Ольга Сергеевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
«Игра — в значительной степени
основа всей человеческой культуры».
Анатолий Васильевич Луначарский
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной
деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников.
Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности,
дидактическим играм.
По
мнению ряда авторов, основная особенность
дидактических игр определена их названием – это игры обучающие.
Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный
педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание
организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на
все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки
и
поведение
в
целом.
Ценность
игры
как
воспитательного
средства
заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей,
педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций,
воспроизведенная
в
условиях
соответствующей
предметно-развивающей
среды
детского
сада.
Известно,
что
использование
игровой
методики
позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на
протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся
неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.
1
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольного возраста,
и
форма
обучения,
и
самостоятельная
игровая
деятельность,
и
средство
всестороннего воспитания личности ребенка. (рисунок 1)
рис.1 «Функции дидактической игры»
Дидактическая
игра,
особенно
в
младших
возрастных
группах,
рассматривается в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-
ролевому поведению: умению взять на себя определенную роль, выполнить
правила игры, развернуть её сюжет.
В такой игре развиваются сенсорные способности детей. Процессы ощущения
и
восприятия
лежат
в
основе
познания
ребенком
окружающей
среды.
Ознакомление
дошкольников
с
цветом,
формой,
величиной
предмета
позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию,
направленных
на
совершенствование
восприятия
ребенком
характерных
признаков предметов.
2
Дидактическая игра развивает речь детей, потому что задачи многих игр –
научить
составлять
самостоятельные
рассказы
о
предметах,
явлениях
в
природе и общественной жизни.
Для детей в возрасте 4-5 лет характерны большая устойчивость внимания,
интенсивное
развитие
процессов
преднамеренного
запоминания
и
припоминания,
более
совершенное
зрительное,
слуховое,
осязательное
восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов,
звукосочетания.
В
этом
возрасте
увеличивается
запас
слов,
развивается
мышление:
наряду
с
обобщением
по
внешним
признакам
дети
начинают
группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают
простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, педагог отбирает дидактические
игры, способствующие развитию личности конкретного ребенка ( рисунок 2)
рисунок 2 «Виды дидактических игр»
3
Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются
знания о свойствах предметов, их назначении.
Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары,
мозаика, ото разного типа, парные и разрезные картинки, лоскутки различных
тканей,
наконец,
слово.
Интересны
игры,
активизирующие
движения
и
сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою
пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивают тот домик, к которому
прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, у которого к руке
привязана
ленточка
такого
же
цвета.
Дидактические
игры
в
сочетании
с
движениями хорошо проводить со всей группой. В таких случаях труднее
найти, например свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает большую
радость при достижении цели.
Роль педагога в организации игры детей 4-5 лет меняется, хотя и здесь он
продолжает наблюдать за ходом игры и сам включается в нее. Все чаще роль
ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до её начала.
Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как
и в младшей группе.
При первом проведении игры педагог берет на себя роль контролера, чтобы
увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения
задания он поручает кому-либо из детей. Необходимо, чтобы все поняли, что и
как надо делать. Для этого можно задавать вопросы.
В процессе игры педагог внимательно следит за ее ходом, поведением детей,
выявляет
индивидуальные
особенности
ребят,
что
позволяет
планировать
индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.
При подведении итогов игры акцентируется внимание детей на их успехах,
если даже они были у кого-то незначительными например, у одного следует
отметить
быстроту
выполнения
задания,
у
другого
–
старательность,
настойчивость,
у
третьего
–
желание
играть
вместе
с
товарищем,
договариваться о том, что будут делать вместе.
4
Анализ проведенной игры помогает педагогу усложнить ее содержание за счет
включения
новых
материалов
(стекла,
тканей)
и
новых
правил
игры:
объединять играющих детей в команды.
В средней группе словесные игры вводятся чаще не только с целью развития
речи, но и для решения умственных задач.
С расширением опыта и развитием речи детей средней группы становятся
доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра
«Бывает – не бывает«: правильный ответ – хлопают в ладоши, неправильный –
грозят пальцами.
Руководя играми детей, педагог и в этой группе использует разнообразные их
виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей, знаний
о
природе
и
предметах
окружающего
мира,
психических
процессов,
восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно
накапливаются качества отвлеченного, логического мышления, и этому во
многом
помогают
используемые
а
протяжении
всего
учебного
года
дидактические игры.В дошкольной педагогике дидактические игры разделены
на 3 основных вида:
игры с предметами (игрушками, природными материалами)
настольно-печатные
словесные
Обязательными
структурными
элементами
любой
дидактической
игры
являются обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила
(рисунок 3).
5
рисунок 3«Структура дидактической игры»
Игры с предметами
«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: с целью развития осязательного восприятия учить
выделять
признаки
предметов
по
структуре
поверхности,
группировать
предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло,
дерево, пластмасса). Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность,
внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который
сделан из того же материала, что и предметы.
Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предметапо
описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их
по качеству; использование «чудесного мешочка».
6
«Магазин»
Дидактическая
задача:
учить
восстанавливать
величинные
отношения
множеств, использовать в речи слова, обозначающие величину предметов,
выполнять
движения
по
их
словесному
обозначению,
продолжать
учить
ребенка рассуждать; развивать внимание.
Игровое правило: дети выполняют только те действия, о которых говорит
педагог.
Игровые действия: в игре следует использовать только настоящие продукты
(не муляжи, чтобы дети могли почувствовать «тяжелое» и «легкое».
Настольно – печатные игры
«Парные картинки»
Дидактическая
задача:
развивать
умение
находить
в
предмет ах,
изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь:
похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность.
Игровое правило: отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает
тот, кто не ошибается ни разу.
Игровое действие: поиск одинаковых картинок.
«Что лишнее? »
Дидактическая задача: учить замечать ошибки в использовании предметов;
развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность
своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
Игровое правило: закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает
тот, кто первым обнаруживает ненужный предмет.
Игровые действия: находить и закрывать изображения ненужных предметов.
Словесные игры
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
Дидактическая
задача:
учить
называть
действие
словом;
правильно
употреблять
формы
глаголов
(время,
лицо)
;
развивать
творческое
воображение, сообразительность.
7
Игровые
правило:
все
дети
должны
правильно
изображать
предложенное
действие, чтобы можно было отгадать его и назвать.
Игровые действия: имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
«Так бывает или нет? »
Дидактическая
игра:
развивать
логическое
мышление,
умение
замечать
непоследовательность в суждениях.
Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не
бывает.
Игровое действие: отгадывание небылиц.
Между
детьми
дошкольного
возраста
во
время
игр,
совместной
трудовой
деятельности
и
на
занятиях
формируется
достаточно
широкий
диапазон
взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возникающие
конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей,
но
и
могут
мешать
воспитательно-образовательному
процессу
в
целом.
Поэтому
педагог
должен
быть
внимательным
и
умело
корректировать
разногласия.
Чувство
симпатии,
дружелюбие
проявляется
у
многих
детей
очень
рано
–
уже
на
втором,
третьем
году
жизни.
Характер
детских
взаимоотношений
зависит
в
основном
от
условий
воспитания
в
семье
и
детском саду.
Пяти - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим
желанием
объединяются
в
различной
деятельности,
прежде
всего
в
игре.
Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они
предпочитают
играть,
трудиться,
разговаривать,
делиться
радостями
и
огорчениями с определенными товарищами.
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные
задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных
качеств
личности.
Ориентируясь
на
эти
задачи,
воспитатель
поощряет
избирательную
детскую
дружбу
и
вместе
с
тем
воспитывает
такие
взаимоотношения,
которые
не
замыкаются
интересами
только
двух-трех
дружащих собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских
8
отношений
всех
воспитанников
группы.
При
таком
подходе
дружеские
проявления
дошкольников
приобретают
по-настоящему
гуманную
направленность, способствуют их сплочению.
В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре
есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого
ребенка очень важно, что он может играть свободно (а не в определенных
организованных рамках, характерных, например, для занятий или труда) .
Педагогическое
руководство
самой
игрой
и
детскими
взаимоотношениями
имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех
случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию,
например, по поводу распределения ролей, выбора игры и т. п., он должен
выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли
старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора
решений.
На
поведение
ребенка,
его
взаимоотношения
с
товарищем
или
группой сверстников педагог может влиять не только (и, может быть, не
столько) прямым образом, но и через роль, опираясь на образ, передаваемый в
игре.
Необходимо
также
развивать
у
детей
желание
и
умение
самостоятельно
объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость;
воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и
отношениях.
Чтобы
успешнее
решить
эти
программные
задачи,
надо
внимательно
наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются
самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их
деятельностью; выяснить, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем
они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным.
При этом руководствоваться можно следующими показателями дружбы между
детьми в группе:
Предпочтение,
симпатия,
сочувствие
и
отзывчивость,
особенно
заметные между детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
9
Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться
о
пользовании
игрушкой,
материалом,
о
совместной
игре
и
роли,
считаться с интересами товарищей;
Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии
хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение
сделать
что-нибудь
нужное
для
отдельных
детей,
группы,
желание
выручить товарища;
Известная
объективность
оценок
и
самооценок,
способность
поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости,
получая при этом удовлетворение;
Выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не
только по указанию взрослого, совету взрослого) ;
Дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без
него.
Детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует
воспитатель,
еще
не
главный
показатель
уровня
их
нравственной
воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность,
догадливость ребенка, его полноценное умственное развитие.
Дидактическая
игра содержит в себе
большие возможности в учебном и
воспитательном процессе дошкольников. Она может успешно использоваться
и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как
средство воспитания различных сторон личности ребенка, но это игра только
для ребенка, для взрослого она – способ обучения.
10
Литература
1
. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в
детском саду // Умственное воспитание дошкольника. М., 2006.
2.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы
психологии - 1966. -№ 6. - С. 62—76.
3.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой. -
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 192 с.
4.Клименкова О. Игра как азбука общения : Из опыта работы: [Дет. сад N 15 "
Солнышко " г. Нижневартовска]/ О. Клименкова // Дошкол. воспитание.
-2002. -N 4. - C. 7-13
5.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в
игре.// Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. - С.18-23.
6.Новоселова С.Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. – 226 с.
7.Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И.
Лисиной. - М.: Просвещение, 1974. – 180 с.
8.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред.
Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987. – 180 с.
9.Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности
современных дошкольников. - Ж. «Психологическая наука и образование»,
2005. -№2
10.Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // Роль
игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение,
1976. – 157 с.
11.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1978. - 304 с.
12.Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей //
Дошкольное воспитание. - 1976. № 5. - С. 41-46.
11