Напоминание

Дидактические игры как средство активизации разнообразной деятельности дошкольников в практике работы ДОО


Автор: Гурина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры как средство активизации разнообразной деятельности дошкольников в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дидактические игры как средство активизации

разнообразной деятельности дошкольников в практике работы ДОО
Гурина Ольга Сергеевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк «Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры». Анатолий Васильевич Луначарский Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности, дидактическим играм. По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада. Известно, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью. 1
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. (рисунок 1) рис.1 «Функции дидактической игры» Дидактическая игра, особенно в младших возрастных группах, рассматривается в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно- ролевому поведению: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. В такой игре развиваются сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. 2
Дидактическая игра развивает речь детей, потому что задачи многих игр – научить составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. Для детей в возрасте 4-5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях. Исходя из возрастных особенностей детей, педагог отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности конкретного ребенка ( рисунок 2) рисунок 2 «Виды дидактических игр» 3
Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, ото разного типа, парные и разрезные картинки, лоскутки различных тканей, наконец, слово. Интересны игры, активизирующие движения и сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивают тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, у которого к руке привязана ленточка такого же цвета. Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких случаях труднее найти, например свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает большую радость при достижении цели. Роль педагога в организации игры детей 4-5 лет меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ходом игры и сам включается в нее. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до её начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе. При первом проведении игры педагог берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из детей. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задавать вопросы. В процессе игры педагог внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности. При подведении итогов игры акцентируется внимание детей на их успехах, если даже они были у кого-то незначительными например, у одного следует отметить быстроту выполнения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, договариваться о том, что будут делать вместе. 4
Анализ проведенной игры помогает педагогу усложнить ее содержание за счет включения новых материалов (стекла, тканей) и новых правил игры: объединять играющих детей в команды. В средней группе словесные игры вводятся чаще не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач. С расширением опыта и развитием речи детей средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра «Бывает – не бывает«: правильный ответ – хлопают в ладоши, неправильный – грозят пальцами. Руководя играми детей, педагог и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления, и этому во многом помогают используемые а протяжении всего учебного года дидактические игры.В дошкольной педагогике дидактические игры разделены на 3 основных вида:  игры с предметами (игрушками, природными материалами)  настольно-печатные  словесные Обязательными структурными элементами любой дидактической игры являются обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила (рисунок 3). 5
рисунок 3«Структура дидактической игры» Игры с предметами
«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: с целью развития осязательного восприятия учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса). Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предметы. Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предметапо описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка». 6

«Магазин»
Дидактическая задача: учить восстанавливать величинные отношения множеств, использовать в речи слова, обозначающие величину предметов, выполнять движения по их словесному обозначению, продолжать учить ребенка рассуждать; развивать внимание. Игровое правило: дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог. Игровые действия: в игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи, чтобы дети могли почувствовать «тяжелое» и «легкое». Настольно – печатные игры
«Парные картинки»
Дидактическая задача: развивать умение находить в предмет ах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность. Игровое правило: отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибается ни разу. Игровое действие: поиск одинаковых картинок.
«Что лишнее? »
Дидактическая задача: учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда. Игровое правило: закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаруживает ненужный предмет. Игровые действия: находить и закрывать изображения ненужных предметов. Словесные игры
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
Дидактическая задача: учить называть действие словом; правильно употреблять формы глаголов (время, лицо) ; развивать творческое воображение, сообразительность. 7
Игровые правило: все дети должны правильно изображать предложенное действие, чтобы можно было отгадать его и назвать. Игровые действия: имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
«Так бывает или нет? »
Дидактическая игра: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает. Игровое действие: отгадывание небылиц. Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и могут мешать воспитательно-образовательному процессу в целом. Поэтому педагог должен быть внимательным и умело корректировать разногласия. Чувство симпатии, дружелюбие проявляется у многих детей очень рано – уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских 8
отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему гуманную направленность, способствуют их сплочению. В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для занятий или труда) . Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу распределения ролей, выбора игры и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений. На поведение ребенка, его взаимоотношения с товарищем или группой сверстников педагог может влиять не только (и, может быть, не столько) прямым образом, но и через роль, опираясь на образ, передаваемый в игре. Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях. Чтобы успешнее решить эти программные задачи, надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснить, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться можно следующими показателями дружбы между детьми в группе:  Предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим; 9
 Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;  Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища;  Известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом удовлетворение;  Выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию взрослого, совету взрослого) ;  Дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него. Детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует воспитатель, еще не главный показатель уровня их нравственной воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность, догадливость ребенка, его полноценное умственное развитие. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка, но это игра только для ребенка, для взрослого она – способ обучения. 10

Литература
1 . Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника. М., 2006. 2.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии - 1966. -№ 6. - С. 62—76. 3.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 192 с. 4.Клименкова О. Игра как азбука общения : Из опыта работы: [Дет. сад N 15 " Солнышко " г. Нижневартовска]/ О. Клименкова // Дошкол. воспитание. -2002. -N 4. - C. 7-13 5.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. - С.18-23. 6.Новоселова С.Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. – 226 с. 7.Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1974. – 180 с. 8.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987. – 180 с. 9.Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников. - Ж. «Психологическая наука и образование», 2005. -№2 10.Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. – 157 с. 11.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1978. - 304 с. 12.Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1976. № 5. - С. 41-46. 11


В раздел образования