Автор: Петрова Анна Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с "Солнышко" Населённый пункт: Тверская область, посёлок Спирово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект: "Волшебница вода" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» п. Спирово
Краткосрочный проект
Тема: «Волшебница вода»
Старший дошкольный возраст
Подготовила воспитатель:
Петрова Анна Васильевна
ПРОЕКТ: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Автор: Петрова Анна Васильевна
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный ( 1 неделя )
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель
Возраст детей: 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Актуальность
Ребёнку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на
познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями
познаваемой действительности.
Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность
дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и
«Зачем?» Ребёнок стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить,
открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений
окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование
заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно
даёт детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимосвязях с другими объектами, и, что самое главное, происходит на глазах у
ребёнка, при осуществлении практических действий. Следствием является не
только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и развитие умственных
процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие
памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость
представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.
Цель проекта: Расширить представления о воде, о её свойствах , уточнить
её значение для всего живого на земле.
Задачи
проекта:
- Систематизировать и расширять представление детей о свойствах воды ;
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию,
планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения
желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта;
- Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность,
усидчивость.
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир;
- применять разные способы детского экспериментирования;
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
- доказательно объяснять полученный результат;
- формируются предпосылки учебной деятельности.
Продукт проектной деятельности: Составление картотеки «Опыты с водой»,
для уголка экспериментирования.
Таким образом: В процессе экспериментальной деятельности дети получают
возможность удовлетворить присущую им любознательность. (Почему, так, зачем,
а что будет, если), почувствовать себя учёными, исследователями,
первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы
чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на
вкус) если это возможно и безопасно, а освоение систематизированных поисково-
познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий
формируют основы логического мышления, обеспечивает максимальную
эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную
готовность к обучению в школе.
Этапы проекта:
1.Этап: Подготовительный
- Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование,
материалы.);
- Определение целей и задач проекта;
- Разработка этапов проектной деятельности;
- Обозначение мероприятий по реализации проекта;
- Составление примерного плана проекта.
2 Этап: Практический
- Проведение опытов с водой;
- Проведение с детьми бесед;
- Проведение подвижных, дидактических игр;
- Наблюдения;
- Чтение художественной литературы детям (загадывание загадок по теме );
- Выставка рисунков.
3 Этап: Заключительный
Рефлексия - анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
- Беседа «Что мы нового узнали?»
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Познавательное развитие
Беседы: «Кому нужна вода?» , «Что мы
знаем о воде?», « Откуда берётся вода?»
«Можем ли мы прожить без воды?»,
«Берегите воду», «Водоемы».
Игровое упражнение «Кто больше
назовёт съедобной жидкости?»;
Дидактическая игра: «Береги живое» в
картинках;
Проведение опытов:
Опыт №1. «Вода прозрачная»;
Опыт №2. «У воды нет вкуса»;
Опыт №3. «У воды нет запаха»;
Опыт №4. «Лёд - твёрдая вода, тает в
тепле»;
Опыт №5. «Вода бывает теплой,
холодной и горячей»;
Опты №6. «В воде некоторые вещества
растворяются»;
Опыт №7. «Вода - жидкая»;
Опыт №8. «Вода не имеет формы»;
Опыт №9. «Вода, растворяет вещества,
приобретает их цвет».
Коллективное составление картотеки
«Опыты с водой», для уголка
экспериментирования;
Наблюдения на прогулке за тающим
снегом, за лужей, льдом, сосульками;
Дидактическая игра: «Что мы знаем о
воде?»; «Плавает - не плавает».
Художественно-эстетическое
развитие
Оригами: «Кораблик»;
Работа с раскрасками: «Аквариум»;
Рисование «Кораблик в море»;
Чтение художественной литературы :
«Как люди речку обидели», «Горные
ручьи» Д.Максимович,
«Дождик»Л.Квитко; «Первый снег»
Я.Аким; «Град» Г. Цыферов;
«Крокодиловы слёзы» Х.Лаиглессия;
Загадки о воде.
Речевое развитие
Пальчиковая гимнастика: «Вышел
дождик на прогулку»;
Словесная игра «Вода – какая…?»;
Игровое упражнение: «Кто больше
назовет съедобной жидкости»
Физическое развитие
Подвижная игра: «Ручеёк»;
«Море волнуется раз».
Социально-коммуникативное
развитие
Правила безопасного поведения на
воде;
Трудовая деятельность: «Напоим цветы
водой».
ПЛАНИРУЕМОЕ ВРЕМЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА ПО ЭТАПАМ
ЭТАП
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРОКИ
Поисковый
Сбор информации
19.11 – 20.11.2016 г.
Практический
Активная
деятельность
21.11 – 25.11.2016 г.
Презентационны
й
Выставка, досуг
21.11 – 25.11. 2016 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
Пальчиковая гимнастика : «Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку. Указательным и средним
пальцами обеих рук «шагают» по столу.
Он бежит по переулку. Загибают по одному пальцу на обеих
Барабанит по окошку, руках на каждую строку.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Трясут ладонями, как будто
отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.
Словесная игра «Вода какая …»
В море вода какая - морская,
В озере - озёрная,
В реке - речная,
В роднике - родниковая,
В болоте - болотная.
Игровое упражнение «Кто больше назовет съедобной жидкости».
- Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс,
минеральная вода, кисель, какао, компот, молочный суп, сок и т. д.)
- Вода - настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы
видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). А зимой она превращается во
что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).
Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».
Цель: Закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет
различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети
должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто
ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.
Ход игры:
Дети садятся в круг. Отвечают на вопросы:
1.Что такое вода? (Жидкость);
2. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране) ;
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы,
тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета);
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, лягушка, рак,
плотва, ерши и т.д.);
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты,
морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги,
рыба-пила и т.д.);
6. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш т.д.) ;
7. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень,
роса, снегопад, пурга, лёд, лужи, иней, сосульки, пар);
8. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду,
стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных);
9. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле);
10. Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не
возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
Загадки о воде
Растет она вниз
головою,
Что за звездочки
сквозные
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Не летом растет, а
зимою.
Чуть солнце ее
припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька.)
На пальто и на платке?
Все сквозные,
вырезные,
А возьмешь, вода в
руке. (Снежинки.)
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть
могу. (Вода.)
На свете нет её сильнее,
на свете нет её буйнее.
В руках её не удержать
и на коне не обогнать.
(Вода.)
Пушистая вата плывёт
куда-то, вот вата ниже -
и дождик ближе.
(Облако.)
Шумит он в поле и в
саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет.
(Дождь.)
Рассыпался горох на 70
дорог,
Никто его не подберет?
На царь, ни царица,
На красная девица.
(Град.)
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весной на весу
Превращается в росу.
(Иней.)
И в него льется, и из
него льется,
А сам по земле
плетется. (Ручей.)
Русская народная подвижная игра "Ручеек"
Цель: Знакомство с традициями русского народа на основе русских народных игр,
развивать ловкость, быстроту, слуховое внимание, умение согласовывать
движения со словами текста.
Правила игры: Крепко держать пару за руку; продвигаться парами, не
наталкиваясь друг на друга; выполнять инструкции воспитателя; четко
произносить слова текста; выбирает друга только тот, кто остался без пары;
ребенок, выбирающий пару, начинает движение от начала "ручейка"
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с правилами игры.
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за
руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный
коридор - "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к "истоку" ручейка и
произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй миленький дружок!
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне, хором отвечают:
"Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай! "
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками, ищет себе
пару. Найдя пару, игрок произносит слова: "А я Машеньку люблю и с собой ее
возьму". Взявшись за руки, новая пара вдвоем пробираются в конец "ручейка", а
тот, кто остался без пары, идет в начало "ручейка" и проходя под сцепленными
руками, уводит с собой того, кто ему понравился со словами: "А я (имя ребенка)
люблю и с собой его возьму" и так далее. "Ручеек " должен двигаться быстро.
Для завершения игры использую следующие слова, которые произносят все
играющие хором:
Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)
И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к
другу и кланяются)
Хорошо мы поиграли
И друзей своих узнали.
Опыты с водой
Опыт №1. «Вода прозрачная»
Описание опыта:
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба
стаканчика положить камушки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет?
Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим камушки, а в
стаканчике с молоком - нет).
Вывод : Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2. «У воды нет вкуса»
Описание опыта:
Предложить детям попробовать воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения
попробовать чай. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется
неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с
удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая
вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
Опыт №3. «У воды нет запаха»
Описание опыта:
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет.
Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет.
Вывод : У воды нет запаха.
Опыт №4. «Лёд - твёрдая вода, тает в тепле»
Описание опыта:
Напомнить, что лед – это замерзшая вода. От чего может растаять лед?
Предложить положить лед на батарею, подержать в руках.Дети должны следить
за состоянием льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как
постепенно уменьшается лед. Что произошло со льдом в процессе таяния? – Лед
превратился в жидкую воду.
Вывод: Лед – твердая вода, тает в тепле.
Опыт №5. «Вода бывает теплой, холодной и горячей»
Описание опыта:
Налить в стаканчики воды разной температуры. Дети пальчиками трогают стенки
стаканчиков, определяя, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая
горячая.
Как можно получить теплую воду?
Смешать в стакане горячую и холодную воду. Что получилось? – Теплая вода.
Вывод: Вода может иметь разную температуру.
Опты №6. «В воде некоторые вещества растворяются»
Описание опыта:
Перед детьми стоит стакан с водой. В стакан наливаем воду и кладем сахар ,
пробуем его размешать ложкой. Что получается? Сахар полностью растворился в
воде.
Вывод: В воде некоторые вещества растворяются.
Опыт №7. «Вода - жидкая»
Описание опыта:
Дать детям стаканчик с водой. Предложить аккуратно перелить воду на поднос.
Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой,
она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №8. «Вода не имеет формы»
Описание опыта:
Предложить детям налить воду в стакан, тарелку(любые сосуды), на поднос. Что
происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на
ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит, жидкая
вода не имеет формы.
Опыт №9. «Вода, растворяет вещества, приобретает их запах»
Описание опыта: Напомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода
может быть и другой. Перед детьми находятся стаканчики с водой. Дети
растворяют в одном из них краску, рассматривают ,как изменяется цвет воды.
Предложить детям добавить в один стакан с водой духи. Что изменилось?
Вывод: Вода, растворяет вещества, приобретает их цвет и запах.