Программа духовно-нравственного и этического воспитания
Автор: Ясинская Татьяна Леонидовна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Чернухинская школа-интернат" Населённый пункт: с. Чернуха Лысковского района Нижегородской области Наименование материала: методическая разработка программы Тема: Программа духовно-нравственного и этического воспитания Раздел: среднее профессиональное
Принята Утверждаю:
педагогическим
Директор
советом №…….
____________
от ……………..
Управление образования Лысковского муниципального района Нижегородской
области
Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа-интернат»
Программа
духовно-нравственного
и этического воспитания
Возраст: 10 -16 лет
Срок реализации программы: 2013- 2017 гг.
Автор: Ясинская Татьяна Леонидовна,
учитель
с.Чернуха
1
Введение
«Если человек не знает, к какой
пристани
его
корабль
держит
путь,
никакой
ветер
не
будет
для
него
попутным»
Сенека
В коррекционно-развивающем воспитании очень важным
является
грамотное
выстраивание
его
содержания,
подбор
адек ватных
технологий
организации
окружающего
пространства,
стимулирование
познавательно-мотивационной
основы
личности,
коммуникативно-
рефлексивных
процессов,
создание
условий
для
формирования
у
детей
интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения.
Основу
коррекционно-развивающего
воспитания
должны
составлять
гуманистические
технологии
и,
прежде
всего,
регулятивно
моделирующая,
способствующая
снятию
напряжения,
установлению
гармонии
общения
с
взрослыми
и
сверстниками,
проявлению
самостоятельности
в
принятии
решений.
Для обучающегося специальной (коррекционной) школы с выраженным
недоразвитием интеллекта характерны следующие качества:
— низкая ответственность;
— не объективная самооценка;
— отклонения в поведении;
—
часто неадекватная нравственная позиция как по отношению к
сверстникам, равным тебе, так и к детям другого пола, людям другого возраста,
способностей.
— отражение интеллектуального недоразвития в сознании (это порой не
понимание самого себя, формирование своего отношения к людям, труду, семье,
обществу,
это
трудности
в
нахождении
своего
места
среди
людей,
это не
2
достаточное понимание своих возможностей);
— нарушения психического, физического и нравственного здоровья
(диcгармония души и тела);
— низкая образованность (отсутствие мотивации учиться, знать больше,
познавать, развивать себя).
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть
построено
так,
чтобы
обеспечить
оптимальное
развитие
каждого
обучающегося, исходя из неповторимости его индивидуальности.
Концептуальное обоснование
Методологическими ориентирами в построении авторской программы
классного
руководителя
по
воспитанию
в
классе
нравственных
ценностей
являются такие подходы, как системный, деятельный, личностный. Содержание
программы
охватывает
проблемы
патриотического,
гражданского
и
нравственного
воспитания,
формирования
культуры
поведения,
навыков
экологической
деятельности,
самообслуживания,
здоровьесбережения,
творчества,
культуры.
Программа
построена
с
опорой
на
следующие
виды
деятельности:
познавательную,
игровую,
спортивную,
творческую,
коммуникативную, общественно-организаторскую, досуговую.
Основная концептуальная идея программы заключается в том, что
воспитание
нового
поколения
российских
граждан
невозможно
без
формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к
своему
Отечеству.
Программа
ориентирована
на
особенности школы.
Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям
возрастного и индивидуального развития ребенка.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему
начинается с любви к близким людям, к дому, к школе, своему городу, родному
краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную
схему: семья - школа-интернат, район, область, родная страна.
В
программе
представлены
разнообразные
формы
и
методы
3
воспитательной работы это:
классные часы;
практические занятия;
деловые и ролевые игры;
психологические тренинги;
эстетические беседы, диспуты;
встречи с интересными людьми;
экскурсии, походы;
конкурсы, презентации, выставки и т.д.
Основные
идеи,
нашедшие
отражение
в
программе,
можно
сформулировать следующим образом: обучающийся - личность. Он может чего
- то не знать, что - то не понимать и не уметь, он имеет право на ошибку. « В
главном - единство. В споре - свобода. Во всём - любовь», эти слова выражают
суть отношений, которые предстоит строить с ребятами в класс - комплекте.
Воспитание должно быть целенаправленным и пронизанным огромной
любовью к человеку, поэтому в основу программы положены педагогические
идеи В.И. Караковского, И.П. Иванова и Н.Е Щурковой, но за годы работы с
детьми у автора сложилась своя система работы в основе которой:
•
подведение итогов каждого дела;
•
разнообразные и полезные для обучающихся дела;
•
в любом деле только добровольное участие;
•
воспитание в коррекционной школе не возможно без взаимодействия
ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций.
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека
к извечным духовным ценностям.
Обоснование актуальности программы
Ситуация выживания, в которой находится наше общество, порождает
формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу,
конкуренцию.
4
Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих
негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и
семьи - двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное
начало
в
воспитании.
Перестала
выполнять
свои
воспитательные
функции
семья - основной социальный институт.
Растут
детская
беспризорность
и
преступность,
жестокость,
агрессивность, психические
отклонения
детей.
Вызывает
тревогу
распространение алкоголизма и наркомании среди подростков.
В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания,
мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать
образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные
условия
для формирования и развития Личности, Личности социально
ориентированной,
гуманной.
Воспитание
в
каждом
ребенке
человечности,
доброты,
гражданственности,
творческого
отношения
к
труду,
бережного
отношения ко всему живому, возрождение и сохранение духовных традиций
своего
народа
-
вот
ведущие
ценности,
которыми
должна
насыщаться
воспитательная система класса.
Когда
ребёнок
становится
подростком,
у
него
появляется
желание
проводить больше
времени
в
обществе
сверстников,
собираться
вместе
с
друзьями, обсуждать общие интересы и проблемы. И естественно, что именно
тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей,
а
ему общаться с ребятами не совсем легко, почему некоторые имеют свою
точку зрения, а он чаще прислушивается к другим и т.д. Именно в общении
дети
усваивают
нравственные
нормы
поведения,
типичные
для
общества,
формируются их поведенческие навыки.
Программа
предназначена
для
работы
с
учащимися
5
-
6
классов,
направлена на
развитие
их
коммуникативной
культуры,
формирование
адекватных
межличностных
взаимоотношений,
формирование
чувства
собственного достоинства и уважения к окружающим. Она носит ступенчатый
характер,
ибо,
расширяя
сферы
и
способы
взаимодействия
с
окружающей
5
средой,
способствует
формированию
самостоятельной
личности.
Данная
программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять,
совершенствовать, корректировать.
Цель:
Создание
необходимых
условий
для
систематизации
деятельности
классного руководителя,
родителей,
общественных
организаций
и
государственных
учреждений
в
создании
единого
воспитательного
пространства,
главной
ценностью
которого
является
личность
каждого
обучающегося;
Обеспечение
условий
для
формирования
адекватного
современного
мировоззрения, нравственных идеалов личности, получение системных знаний
с целью успешной социализации обучающихся.
Задачи:
развитие
гуманистической
системы
воспитания,
где
главным
критерием является развитие личности ребенка;
формирование гуманистических отношений к окружающему миру,
приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение
этих ценностей;
формирование
гражданского
самосознания,
ответственности
за
судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной
позиции;
координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы:
базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:
развитие
и
упрочение
детского
соуправления
как
основы
социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-
активную, нравственно и духовно здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
6
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на
отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В
основе
лежит
признание
личности
ребенка
высшей
социальной
ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать
его,
но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о
человеке вообще и о данном обучающимся в частности.
Принцип природосообразности и здоровьесбережения
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи
природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола,
особенности
психики
и
физиологии.
Не
бороться
с
природой
ребёнка,
не
переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок
развивается
в
деятельности:
игровой,
трудовой,
досуговой,
творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими
компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества обучающегося
в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий
школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только
помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и
методов,
учет
специфических
позиций
детей
и
взрослых,
учет
их
культурологических
условий,
признание
уникальной
неповторимости
участников воспитательного процесса.
Направления деятельности
7
Создание
организационно
педагогических
условий
для
формирования
компетентности и установок на активную жизненную позицию
•
Формирование знаний о правах, обязанностях ребёнка, обучающегося,
гражданина;
•
разъяснение политических и правовых событий в обществе (в доступной
форме);
•
профилактика правонарушений обучающихся;
•
организация жизнедеятельности класса в духе уважения прав человека;
Формирование установки на приоритет духовно — нравственных основ
жизнедеятельности
•
ознакомление
обучающихся
с
духовно
-
нравственными
традициями
России;
•
профилактика экстремизма и расовой неприязни;
•
формирование патриотизма;
•
формирование экологической культуры и здорового образа жизни;
Создание организационно — педагогических условий для актуализации
активной жизненной позиции обучающихся
•
формирование умений культурно вести дискуссию, отстаивать свою точку
зрения, уметь слушать и слышать других;
•
привлечение обучающихся к социально значимой деятельности.
Познавательная деятельность
Изучение
интеллектуального
потенциала
обучающихся,
создание
«Интеллектуального паспорта класса», включающего:
•
Учебные интересы обучающихся;
•
отношение учеников к учебе в школе вообще и к отдельным предметам;
•
степень работоспособности и организованности обучающихся;
•
степень развитости общеучебных навыков и умений;
•
степень осознания обучающимися необходимости учебной деятельности.
Контроль учебы обучающихся и определение причины отставания в
учебной деятельности:
8
•
состояние здоровья;
•
пробелы знаний;
•
особенности взаимодействия учителей и обучающихся;
•
развитость волевых качеств;
•
особенностей мышления детей.
На
основе
изучения
причин
отставания
создать
план
по коррекции
пробелов в знаниях.
По результатам коррекционной работы, проведение индивидуальных
консультаций
-
собеседований
с
обучающимися
и
мини
консилиумы
со
специалистами.
Использование в работе по развитию интеллектуальных умений детей и
их познавательного интереса активные формы воспитательной работы:
•
конкурсы;
•
викторины;
Активное
использование
в
воспитательной
работе
диалогических
методов обучения.
Создание
ситуаций
для
демонстрации
нравственно-этических
и
эстетических умений и навыков обучающихся:
•
кружки;
•
смотры знаний.
Ценностно - ориенировочное направление
Изучение
приоритетных
жизненных
ориентиров
и
нравственно-
этических ценностей обучающихся.
Проведение серии классных часов по проблемам нравственности.
Проведение работы с обучающимися по изучению
собственных
волевых качеств с элементами самокоррекции.
Изучение с обучающимися традиций и обычаев народов России и
традиций школы.
При проведении мероприятий создавать атмосферу эмоциональной
отзывчивости, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности,
что
9
позволит каждому ребенку ощутить свою значимость.
Воспитывать необходимость оказывать помощь больным и слабым,
желание заниматься благотворительностью.
Физкультурно-оздоровительное направление
1. Изучение психического и физического здоровья обучающихся.
• Особенности развития детей подросткового возраста;
•
отклонение
в
состоянии
здоровья
подростков,
их
влияние
на
учебную
деятельность и личностное развитие;
•
причины детских недомоганий.
2. Разработка совместно с медперсоналом и учителем физической культуры
индивидуальных маршрутов профилактики и коррекции здоровья обучающихся.
3.Проведение
совместно
с
педагогом-психологом
диагностики
перегрузки обучающихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье
подростков.
4.Проведение занятий с обучающимися по вопросам личной гигиены,
антиникотиновой пропаганде:
•
встречи с врачом;
•
классные часы;
•
беседы;
•
просмотры фильмов.
5.Проведение
профилактических
мероприятий
по
предупреждению
несчастных случаев:
•
знакомство с инструкциями, правилами поведения;
•
проведение тренинговых занятий;
•
проведение конкурсов.
6. Проведение занятий по развитию умений и навыков правильного
поведения в экстремальных ситуациях.
7.
Организация
активных
форм
работы
по
сохранению
и
развитию
здоровья:
•
соревнования, дни здоровья;
10
•
экскурсии;
•
походы;
•
спортивные праздники.
•
Художественно-эстетическое направление
1.Изучение и развитие творческих способностей детей.
2.Вовлечение
учащихся
в
кружки
по
интересам.
3.Организация экскурсий;
4. Организация внеклассных мероприятий:
•
выставки детского творчества;
•
конкурсы рисунков, плакатов.
Общественно - полезная и коммуникативная деятельность
1.
Предоставление возможности обучающимся выбирать и участвовать
в общественно - полезных и социально значимых акциях.
2.Развитие
желания
у
обучающихся
проявлять
социально
значимые
инициативы.
3.
Продолжить работу по формированию навыков самообслуживания.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
1-диагностико - проектный (2012-2013 учебный год)
2-содержательно - деятельностный (2013 -2016 учебные годы)
3-рефлексивный (2016 – 2017 учебный год)
Содержание деятельности на каждом этапе:
1 .Диагностико - проектный:
комплексное обследование уровня воспитанности обучающихся 6
класса;
разработка плана воспитательной работы с классом.
2.
Содержательно - деятельностный:
работа по плану воспитательной работы, активизация деятельности
11
учащихся.
3.
Рефлексивный:
изменение уровня воспитанности обучающихся и активизация их
жизненной позиции.
Условия реализации программы
1. Определение стратегии и тактики деятельности.
2.Четкое планирование на каждом этапе реализации программы, видение
определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
3.
Аналитико-диагно стиче ская
деятельно сть,
м о н и то р и н г
воспитательного процесса.
4.Совершенствование
содержания,
форм
и
методов
воспитательной
работы.
5.Отслеживание
результатов
деятельности
с
целью
коррекции
и
достижения наилучших результатов.
6.Использование
органов
ученического
соуправления,
родителей,
социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в
школе-интернате.
Ожидаемые результаты
1.
Диагностический
этап:
получение
целостной
картины
состояния
уровня воспитанности и составление характеристики класса.
2. Содержательно - деятельный этап: активизация деятельности в классе.
3. Рефлексивный этап:
Создание
системы
гражданско-патриотического
и
нравственно-
этического воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и
гражданина, ответственного за свою судьбу. Усиление ориентации школьников
на духовные ценности.
Отсутствие подростков, состоящих на ВШК.
Массовое участие обучающихся в культурном досуге.
Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках.
Полное
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
12
дополнительном образовании.
Развитие
у
обучающихся
потребности
в
занятиях
физической
культурой
и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своей
семьи, района, области.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
Внедрение в практическую деятельность классного руководителя
достижений
передовой
педагогической
науки,
инновационной
и
экспериментальной работы в области воспитания.
И как ожидаемый конечный результат, воспитание личности:
•
способной
найти
выход
из
нестандартной
ситуации,
обладающей элементарными навыками учебной деятельности;
•
гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию,
доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
•
практичной, владеющей хозяйственными навыками;
•
знающей и хранящей традиции;
•
ведущей здоровый образ жизни;
•
любящей свою малую и большую Родину.
Механизм контроля реализации программы духовно-нравственного
и этического воспитания
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на
основе
использования
системы
объективных
критериев,
представленных
нравственно-духовными и количественными параметрами.
1. Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений обучающихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, осознавать свои поступки.
•
Количественные параметры:
•
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
13
•
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной
жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
•
3. Снижение количества проявлений девиантного поведения;
•
4. Участие в конкурсах по духовно-нравственной и эстетической тематике;
•
6. Проведение мероприятий.
Для изучения эффективности программы используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Нормативно - правовое обеспечение программы:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 273-фз от 29.12.2012
(с последующими изменениями и дополнениями)
Международный
пакт
об
экономических,
социальных
и
культурных
правах от 16.12.1966 г.
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020
года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.
«Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности и
гражданина России».
Понятийный аппарат
Слово «духовность»употребляются в обиходе наших выражений очень
широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к
одной
человеческой
деятельности
-
религиозной.
Религиозность
-это
лишь
определенное убеждение. А вот исполнение высоко духовных истин: умение
быть
добрым,
милосердным,
нравственно
уравновешенным,
культурным,
умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой
14
деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними
достижениями.
Духовность -
это
«устремление
человека
к
тем
или
иным
высшим
ценностям
и
смыслу,
идеалу,
стремление
человека
переделать
себя,
приблизить
свою
жизнь
к
этому
идеалу
и
внутренне
освободиться
от
обыденности»
(В. И. Даль).
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения
с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь
на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников
духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность
-
это
компонент
культуры,
содержанием
которого
выступают
этические
ценности,
составляющие
основу
сознания.
Нравственность
-
это
способность
человека
действовать,
думать
и
чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и
приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Интеграция духовно-нравственного и этического воспитания в
учебном и воспитательном процессе
Базовые ценности
Учебные
предметы
Тематика
Патриотизм и
гражданственность
Ознакомление с
духовно-
Чтение
Чтение стихотворений ко дню
защитника Отечества. Беседа.
Прослушивание стихотворений ко
дню Победы. Беседа.
Классный час и
общешкольные
мероприятия
« Год
р о с с ийс ко й
и с т о р и и »
Единый кл. час.
« М ы
в с е г д а
р я д о м »
к
международному
дню
пожилого
15
нравственными
традициями России.
человека.
« О т в е т с т в е н н о с т ь
з а
правонарушения»
«День
народного
единства»
Кл.
час с использованием ИКТ.
Урок права «Мы взрослеем»
«Конституция
РФ
–
Основной
з а ко н
г о с уд а р с т в а » Устный
журнал.
«Журнал «Закон и ты» (На базе
библиотеки)
Устный журнал. «Листая
страницы истории. Праздник 1
мая»
Музыкальная страничка. «Песни
военных лет»
Воспитание
активной
жизненной позиции
Формирование
умений культурно
вести дискуссию.
Классный час
«Как
научить
любить
свою
Родину
и
быть
её
патриотом»
Дискуссионный клуб.
«Внимательность,
точ н о с т ь ,
обязательность – залог успеха в
учёбе»
СБО
Формы обращения к старшим и
сверстникам.
Правила поведения за столом.
Труд и творчество
Развитие устной
речи на основе
изучения явлений
Уход за комнатными растениями.
Весенние работы в саду.
Весенние работы в огороде.
16
и предметов
окружающей
действительности.
Работа на пришкольном участке.
Трудовое обучение
Классный час
Создаём прекрасное и полезное из
природных материалов.
Изготовление экспонатов к
различным конкурсам.
СБО
Творческий подход к работе на
кухне.
Оформление кулинарных изделий.
Хозяйственно-
бытовой труд
Творческий подход к созданию
уюта в классной комнате и
поддержанию порядка.
Духовность и
нравственность
Формирование
современного
мировоззрения,
нравственных
идеалов личности
Чтение
Заучивание стихотворения ко Дню
Учителя.
Прослушивание и чтение сказки
«Двенадцать месяцев».
Чтение и заучивание
стихотворения Г. Виеру «Мамин
день»
Ванька» А.П.Чехов
«Клякса». Н.Н.Носов.
«Огородники». Н.Н.Носов
Музыка
Расширять представления о
музыке. Знакомить со звучанием
различных оркестров при
сопровождении песен. Развивать
представление о плавном
17
движении в музыке. Учить
определять словесно характер
музыки (маршевый, грустный,
веселый, торжественный).
Классный час
Беседа «Мы вернулись в школу»
Правила поведения в школе и
интернате.
«Что такое хорошо и что такое
плохо»
Размышления о добре и зле.
читательская конференция
Экскурсия в школьный музей
«Как «выросла» рубашка»
Поэтический час посвящённый
дню Матери в России
Природа и
экология
Развитие устной
речи на основе
изучения явлений
и предметов
окружающей
действительности.
Домашние и дикие животные.
Птицы. Насекомые.
Ягоды.
Экскурсия в лес.
Отличие деревьев от кустарников.
Экскурсия.
Сезонные
изменения
в
природе.
Экскурсия.
Экскурсия в лес. Виды деревьев.
Д о м а ш н и е
ж и в о т н ы е .
Наблюдения. Экскурсия.
18
Чтение.
П р о с л у ш и в а н и е
р а с с к а з а
К.Паустовского «Кот- ворюга».
П р о с л у ш и в а н и е
с к а з к и
К.Паустовского
«Похождения
жука-носорога».
Чтение стихотворения «Март»
С. Маршак Чтение стихотворения
«Апрель»
Гигиена и
здоровье.
Гигиена
сельскохозяйственного
туда.
Ремесло
Правила поведения и работы на
уроках ремесла.
Инструменты, используемые на
уроках ремесла.
Материалы, используемые на
уроках ремесла.
Весенняя подкормка ягодных
кустарников.
Весенние работы в огороде.
Экскурсия.
Весенние работы в поле.
Экскурсия.
Вскапывание почвы под цветы
Классный час
Кл. час «Поведение на природе»
Этическая беседа во время
экскурсии
Физкультурно-
оздоровительное
направление
Физическая
культура
Дни здоровья.
Физминутки
Прогулки и экскурсии в природе
19
Совместная
деятельность с
мед. персоналом,
педагогом-
психологом
Диспансеризация.
Классный час диспут. «Режим дня
в жизни школьника»
Классный час тренинг. «Учись
управлять собой»
Познавательное мероприятие –
конкурс презентаций «Если
хочешь быть здоровым»
Единый кл. час «Я и ЗОЖ»
Список литературы.
1. Е.А.Екжанова , Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание». Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2011.
2. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучениe и воспитание
дошкольников с нарушением интеллекта: Метад рекомендации / Е. А.
Екжанова, Е. А. Стребелева. М.: Просвещение, 2009
.
3. Екжанова Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-
развивающего обучения детей с нарушением интеллекта/ Е. А. Екжанова, Е. А.
Стребелева // Дефектология. - 1999. — № 6.
4. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и
воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А.
Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2006. — № 6.
5. Лебедева Е. Н. Ознакомление детей с отклонениями и умственном
развитии со звуками окружающей действительности: Метод, пособие. - М.:
Классик-Стиль, 2007.
6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
20
развитии : практическое пособие / А.Р. Маллер. – Москва : Аркти, 2005.
7.
Маллер
А.Р.,
Цикото
Г.В.
Воспитание
и
обучение
детей
с
тяжелой
интеллектуальной недостаточностью. — М., 2003.
8. Макарьев И.С. Индивидуальная программа развития воспитанника
специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей-сирот
с отклонениями в развитии. / И.С.Макарьев // Коррекционная педагогика. –
2007. – № 2 (20).
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-
методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой, - М.: Гуманитар. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2007.
10. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе
дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М.:
Владос, 2008.
11. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии:Книга для педагога // С приложением: Наглядный материал к
занятиям по формированию мышления детей дошкольного возраста /
Е.А.Стребелева. – М.: Владос, 2008.
12. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у
дошкольников с нарушением интеллекта / И.В.Чумакова. – М.: Владос, 2001.
Приложения
Итоги диагностико – проектного этапа реализации программы
21
Понятие «воспитанность» трактуется в педагогической теории и практике
неоднозначно.
Рассматривая
процесс
воспитания
в
широком
смысле
как
создание
условий
для
целостного
развития
личности,
под
воспитанностью
понимают
определенный
уровень
ее
интеллектуального,
социального
и
духовного
развития.
Существует
два
подхода
к
пониманию
духовно-
нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это
усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований
морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания,
принятия
внутренним
миром
личности
этих
норм
и
требований.
Индивид
поступает
нравственно
потому,
что
так
принято,
так
делают
те,
кто
его
окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия.
Смысл воспитания заключается сегодня в становлении системы отношений
человека к миру, самому себе, в формировании способности самоопределения в
ситуациях
нравственного
выбора.
Воспитанность
-
это
интегративная
личностная
характеристика,
представляющая
собой
систему
убеждений,
ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в
отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.
Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения,
принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в
его мировоззрении.
Комплексное обследование уровня воспитанности обучающихся 6 «б» класса
было
проведено
на
основе
методики,
адаптированной
к
данному
классу
с
воспитателями.
Данные приведены в таблице.
Характеристика класса
I
.
Общая характеристика классного коллектива:
В классе 6 обучающихся: 1 девочка и 5 мальчиков. Иван, Роман, Максим,
Анатолий и Светлана вместе обучаются третий
год по программе обучения
22
детей с глубокой умственной отсталостью. В прошлом учебном году в класс
переведён
Евгений.
Светлана
и
Анатолий
обучаются
по
индивидуальной
программе.
Вос
пита
тель
ная
работа
в
6
классе
была
направлена
на
дальнейшее
сплочение
классного
коллектива. Лидерские качества явно просматриваются у Ивана, но коллектив
его
лидерства
не
признаёт.
В
связи
с
этим
несколько
раз
создавались
конфликтные ситуации.
Определённые проблемы возникают и из-за большой
разницы в возрасте учащихся класса.
Но хочется отметить, что к концу
учебного
года
удалось
создать
атмосферу
поддержки
старшими
ребятами
младших.
Выраженное
недоразвитие
интеллекта
у
учеников
класса
не
позволяет
за
короткий
срок
выработать
круг
коллективных
интересов.
Положительное отношение класса к общешкольным делам и общественным
поручениям находится в стадии формирования. Затруднения связаны с тем, что
многое
общешкольные
мероприятия
проходят
по
субботам,
а
часть
ребят,
живущих в интернате, в этот день уезжает домой. В прошедшем учебном году
сложились традиции классного коллектива, такие как: проведение классных
огоньков
в
праздничные
дни;
совместный
с
родителями
и
воспитателем
классный час; участие в конкурсах рисунков; поддержание чистоты и порядка в
классной комнате.
Рекомендации классного руководителя и воспитателей класс воспринимает
адекватно, были проблемы с воспитателями ГПД у Ивана.
II.Сведения о состоянии здоровья
По итогам диспансеризации, прошедшей в прошлом учебном году, ученики
класса относятся к 4 группе здоровья. Физкультурная группа – специальная.
23
Год рождения
1998
1999
2000
2001
2002
Девочки
1
Мальчики
2
1
1
1
Все ученики имеют ряд хронических заболеваний (указаны в медицинской
карте в медпункте).
III.Уровень социальной адаптации обучающихся
Социальная адаптации учащихся класса резко дифференцирована. Наиболее
высокая -
у Ивана. Он ориентируется в городе, знает маршрут до школы,
способен самостоятельно делать покупки, выполнять работу по дому. На более
низком уровне у: Романа, Евгения и Максима. Им требуется помощь взрослых.
Не способны, в связи с ОВЗ, к самостоятельной жизни и деятельности Светлана
и Анатолий.
IV.Характеристика интеллектуальных умений обучающихся
Класс представлен как класс-комплект. Все дети имеют диагноз – умеренная
умственная отсталость. Требуется индивидуальный подход к каждому из детей.
Программы
предыдущих
классов
ими
усвоены
лишь
частично. Лучшие
показатели у Ивана. Читать полными словами умеет он один, по слогам –Роман.
Математические действия в пределах 20 выполняет самостоятельно, остальные
без помощи учителя
не могут. Неговорящие в классе: Света и Анатолий.
Недоразвитие речи у Максима. Словарный запас беден у всех. Санитарно-
гигиенические
навыки,
в
основном
у
всех,
в
стадии
формирования.
Теоретические знания присутствуют, но на практике необходим постоянный
контроль и внимание
со стороны учителя и воспитателей.
Мотивация к
учебной
деятельности
низкая
у
всех,
особенно
у
Евгения.
С
ним
велась
усиленная индивидуальная работа в этом направлении. Следует отметить, что
успехи
в
этом
направлении
не
большие.
Приходится
отмечать,
что
интеллектуальные способности Светланы столь низки, что продвижение вперёд
почти незаметно. Явную заинтересованность к учёбе проявляет Анатолий, но в
силу полученных увечий его достижения минимальны.
V. Внешкольные занятия (систематические)
В прошлом учебном году класс занимался в кружке «Родничок» и
воспитанники интерната посещали
спортивный кружок в интернате. В этом
учебном
году
планируется
вовлечение
в
кружковую
работу
воспитанников
24
интерната. Общественно полезным трудом класс занимался в виде участия во
всех
субботниках
по
уборке
территории
школьного
двора
и
пришкольного
участка. В весенний период приняли участие в посадке цветов на школьную
клумбу
и
осуществляли
уход
за
ними.
Активно
работал
весь
класс.
Ярко
просматривалась взаимопомощь друг другу.
Наиболее активно участвует в общественных делах Максим и
периодически проявляет интерес к этому Иван.
Они принимали участие в
школьных и районных творческих конкурсах, имеют поощрительные грамоты.
Выводы:
В классе достаточно успешно идёт работа по формированию коллектива.
Всё больше и больше желающих участвовать в общественной работе, как на
уровне класса, так и на школьном уровне.
Ярко проявляется заинтересованность учащихся в изучении краеведения, с
радостью принимают участие во всех экскурсиях. В течение года поддерживали
порядок в музейной комнате школы-интерната.
25