Напоминание

Программа духовно-нравственного и этического воспитания


Автор: Ясинская Татьяна Леонидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Чернухинская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Чернуха Лысковского района Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка программы
Тема: Программа духовно-нравственного и этического воспитания
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Принята Утверждаю: педагогическим Директор советом №……. ____________ от …………….. Управление образования Лысковского муниципального района Нижегородской области Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа-интернат»
Программа

духовно-нравственного

и этического воспитания
Возраст: 10 -16 лет Срок реализации программы: 2013- 2017 гг. Автор: Ясинская Татьяна Леонидовна, учитель с.Чернуха 1

Введение
«Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным» Сенека



В коррекционно-развивающем воспитании очень важным является грамотное выстраивание его содержания, подбор адек ватных технологий организации окружающего пространства, стимулирование познавательно-мотивационной основы личности, коммуникативно- рефлексивных процессов, создание условий для формирования у детей интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения. Основу коррекционно-развивающего воспитания должны составлять гуманистические технологии и, прежде всего, регулятивно моделирующая, способствующая снятию напряжения, установлению гармонии общения с взрослыми и сверстниками, проявлению самостоятельности в принятии решений. Для обучающегося специальной (коррекционной) школы с выраженным недоразвитием интеллекта характерны следующие качества: — низкая ответственность; — не объективная самооценка; — отклонения в поведении; — часто неадекватная нравственная позиция как по отношению к сверстникам, равным тебе, так и к детям другого пола, людям другого возраста, способностей. — отражение интеллектуального недоразвития в сознании (это порой не понимание самого себя, формирование своего отношения к людям, труду, семье, обществу, это трудности в нахождении своего места среди людей, это не 2
достаточное понимание своих возможностей); — нарушения психического, физического и нравственного здоровья (диcгармония души и тела); — низкая образованность (отсутствие мотивации учиться, знать больше, познавать, развивать себя). Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого обучающегося, исходя из неповторимости его индивидуальности.
Концептуальное обоснование
Методологическими ориентирами в построении авторской программы классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы, как системный, деятельный, личностный. Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, здоровьесбережения, творчества, культуры. Программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, общественно-организаторскую, досуговую. Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству. Программа ориентирована на особенности школы. Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка. Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким людям, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья - школа-интернат, район, область, родная страна. В программе представлены разнообразные формы и методы 3
воспитательной работы это: классные часы; практические занятия; деловые и ролевые игры; психологические тренинги; эстетические беседы, диспуты; встречи с интересными людьми; экскурсии, походы; конкурсы, презентации, выставки и т.д. Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом: обучающийся - личность. Он может чего - то не знать, что - то не понимать и не уметь, он имеет право на ошибку. « В главном - единство. В споре - свобода. Во всём - любовь», эти слова выражают суть отношений, которые предстоит строить с ребятами в класс - комплекте. Воспитание должно быть целенаправленным и пронизанным огромной любовью к человеку, поэтому в основу программы положены педагогические идеи В.И. Караковского, И.П. Иванова и Н.Е Щурковой, но за годы работы с детьми у автора сложилась своя система работы в основе которой: • подведение итогов каждого дела; • разнообразные и полезные для обучающихся дела; • в любом деле только добровольное участие; • воспитание в коррекционной школе не возможно без взаимодействия ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций. Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям.
Обоснование актуальности программы
Ситуация выживания, в которой находится наше общество, порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. 4
Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и семьи - двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья - основной социальный институт. Растут детская беспризорность и преступность, жестокость, агрессивность, психические отклонения детей. Вызывает тревогу распространение алкоголизма и наркомании среди подростков. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности, Личности социально ориентированной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и сохранение духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система класса. Когда ребёнок становится подростком, у него появляется желание проводить больше времени в обществе сверстников, собираться вместе с друзьями, обсуждать общие интересы и проблемы. И естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей, а ему общаться с ребятами не совсем легко, почему некоторые имеют свою точку зрения, а он чаще прислушивается к другим и т.д. Именно в общении дети усваивают нравственные нормы поведения, типичные для общества, формируются их поведенческие навыки. Программа предназначена для работы с учащимися 5 - 6 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей 5
средой, способствует формированию самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.
Цель:
Создание необходимых условий для систематизации деятельности классного руководителя, родителей, общественных организаций и государственных учреждений в создании единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося; Обеспечение условий для формирования адекватного современного мировоззрения, нравственных идеалов личности, получение системных знаний с целью успешной социализации обучающихся.
Задачи:
 развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;  формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;  формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;  координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:  развитие и упрочение детского соуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально- активную, нравственно и духовно здоровую личность. Принцип гуманистического воспитания 6
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Принцип личностно-ориентированного воспитания В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном обучающимся в частности. Принцип природосообразности и здоровьесбережения Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества обучающегося в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Направления деятельности
7
Создание организационно педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию • Формирование знаний о правах, обязанностях ребёнка, обучающегося, гражданина; • разъяснение политических и правовых событий в обществе (в доступной форме); • профилактика правонарушений обучающихся; • организация жизнедеятельности класса в духе уважения прав человека; Формирование установки на приоритет духовно — нравственных основ жизнедеятельности • ознакомление обучающихся с духовно - нравственными традициями России; • профилактика экстремизма и расовой неприязни; • формирование патриотизма; • формирование экологической культуры и здорового образа жизни; Создание организационно — педагогических условий для актуализации активной жизненной позиции обучающихся • формирование умений культурно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уметь слушать и слышать других; • привлечение обучающихся к социально значимой деятельности. Познавательная деятельность Изучение интеллектуального потенциала обучающихся, создание «Интеллектуального паспорта класса», включающего: • Учебные интересы обучающихся; • отношение учеников к учебе в школе вообще и к отдельным предметам; • степень работоспособности и организованности обучающихся; • степень развитости общеучебных навыков и умений; • степень осознания обучающимися необходимости учебной деятельности. Контроль учебы обучающихся и определение причины отставания в учебной деятельности: 8
• состояние здоровья; • пробелы знаний; • особенности взаимодействия учителей и обучающихся; • развитость волевых качеств; • особенностей мышления детей. На основе изучения причин отставания создать план по коррекции пробелов в знаниях. По результатам коррекционной работы, проведение индивидуальных консультаций - собеседований с обучающимися и мини консилиумы со специалистами. Использование в работе по развитию интеллектуальных умений детей и их познавательного интереса активные формы воспитательной работы: • конкурсы; • викторины; Активное использование в воспитательной работе диалогических методов обучения. Создание ситуаций для демонстрации нравственно-этических и эстетических умений и навыков обучающихся: • кружки; • смотры знаний. Ценностно - ориенировочное направление  Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственно- этических ценностей обучающихся.  Проведение серии классных часов по проблемам нравственности.  Проведение работы с обучающимися по изучению собственных волевых качеств с элементами самокоррекции.  Изучение с обучающимися традиций и обычаев народов России и традиций школы.  При проведении мероприятий создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что 9
позволит каждому ребенку ощутить свою значимость.  Воспитывать необходимость оказывать помощь больным и слабым, желание заниматься благотворительностью. Физкультурно-оздоровительное направление 1. Изучение психического и физического здоровья обучающихся. • Особенности развития детей подросткового возраста; • отклонение в состоянии здоровья подростков, их влияние на учебную деятельность и личностное развитие; • причины детских недомоганий. 2. Разработка совместно с медперсоналом и учителем физической культуры индивидуальных маршрутов профилактики и коррекции здоровья обучающихся. 3.Проведение совместно с педагогом-психологом диагностики перегрузки обучающихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье подростков. 4.Проведение занятий с обучающимися по вопросам личной гигиены, антиникотиновой пропаганде: • встречи с врачом; • классные часы; • беседы; • просмотры фильмов. 5.Проведение профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев: • знакомство с инструкциями, правилами поведения; • проведение тренинговых занятий; • проведение конкурсов. 6. Проведение занятий по развитию умений и навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях. 7. Организация активных форм работы по сохранению и развитию здоровья: • соревнования, дни здоровья; 10
• экскурсии; • походы; • спортивные праздники. • Художественно-эстетическое направление 1.Изучение и развитие творческих способностей детей. 2.Вовлечение учащихся в кружки по интересам. 3.Организация экскурсий; 4. Организация внеклассных мероприятий: • выставки детского творчества; • конкурсы рисунков, плакатов. Общественно - полезная и коммуникативная деятельность 1. Предоставление возможности обучающимся выбирать и участвовать в общественно - полезных и социально значимых акциях. 2.Развитие желания у обучающихся проявлять социально значимые инициативы. 3. Продолжить работу по формированию навыков самообслуживания.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в три этапа: 1-диагностико - проектный (2012-2013 учебный год) 2-содержательно - деятельностный (2013 -2016 учебные годы) 3-рефлексивный (2016 – 2017 учебный год)
Содержание деятельности на каждом этапе:
1 .Диагностико - проектный:  комплексное обследование уровня воспитанности обучающихся 6 класса;  разработка плана воспитательной работы с классом. 2. Содержательно - деятельностный:  работа по плану воспитательной работы, активизация деятельности 11
учащихся. 3. Рефлексивный:  изменение уровня воспитанности обучающихся и активизация их жизненной позиции.
Условия реализации программы
1. Определение стратегии и тактики деятельности. 2.Четкое планирование на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда. 3. Аналитико-диагно стиче ская деятельно сть, м о н и то р и н г воспитательного процесса. 4.Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы. 5.Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов. 6.Использование органов ученического соуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе-интернате.
Ожидаемые результаты
1. Диагностический этап: получение целостной картины состояния уровня воспитанности и составление характеристики класса. 2. Содержательно - деятельный этап: активизация деятельности в классе. 3. Рефлексивный этап:  Создание системы гражданско-патриотического и нравственно- этического воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу. Усиление ориентации школьников на духовные ценности.  Отсутствие подростков, состоящих на ВШК.  Массовое участие обучающихся в культурном досуге.  Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках. Полное удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в 12
дополнительном образовании.  Развитие у обучающихся потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своей семьи, района, области.  Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.  Внедрение в практическую деятельность классного руководителя достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания. И как ожидаемый конечный результат, воспитание личности: • способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей элементарными навыками учебной деятельности; • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи; • практичной, владеющей хозяйственными навыками; • знающей и хранящей традиции; • ведущей здоровый образ жизни; • любящей свою малую и большую Родину.
Механизм контроля реализации программы духовно-нравственного

и этического воспитания
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. 1. Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в классе; 2. Уровень воспитанности; 3. Сформированность ценностных отношений обучающихся; 4. Формирование мотивации к обучению; 5. Умение общаться, осознавать свои поступки. • Количественные параметры: • 1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; 13
• 2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); • 3. Снижение количества проявлений девиантного поведения; • 4. Участие в конкурсах по духовно-нравственной и эстетической тематике; • 6. Проведение мероприятий. Для изучения эффективности программы используются: • различные методики диагностики; • беседы с учащимися; • наблюдения; • интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Нормативно - правовое обеспечение программы:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 273-фз от 29.12.2012

(с последующими изменениями и дополнениями)
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р. «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».
Понятийный аппарат
Слово «духовность»употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность -это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высоко духовных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой 14
деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Интеграция духовно-нравственного и этического воспитания в

учебном и воспитательном процессе

Базовые ценности

Учебные

предметы

Тематика

Патриотизм и

гражданственность
Ознакомление с духовно- Чтение  Чтение стихотворений ко дню защитника Отечества. Беседа.  Прослушивание стихотворений ко дню Победы. Беседа. Классный час и общешкольные мероприятия  « Год р о с с ийс ко й и с т о р и и » Единый кл. час.  « М ы в с е г д а р я д о м » к международному дню пожилого 15
нравственными традициями России. человека.  « О т в е т с т в е н н о с т ь з а правонарушения»  «День народного единства» Кл. час с использованием ИКТ.  Урок права «Мы взрослеем»  «Конституция РФ – Основной з а ко н г о с уд а р с т в а » Устный журнал.  «Журнал «Закон и ты» (На базе библиотеки)  Устный журнал. «Листая страницы истории. Праздник 1 мая»  Музыкальная страничка. «Песни военных лет»
Воспитание

активной

жизненной позиции
Формирование умений культурно вести дискуссию. Классный час  «Как научить любить свою Родину и быть её патриотом» Дискуссионный клуб.  «Внимательность, точ н о с т ь , обязательность – залог успеха в учёбе» СБО  Формы обращения к старшим и сверстникам.  Правила поведения за столом.
Труд и творчество
Развитие устной речи на основе изучения явлений  Уход за комнатными растениями.  Весенние работы в саду.  Весенние работы в огороде. 16
и предметов окружающей действительности.  Работа на пришкольном участке. Трудовое обучение Классный час  Создаём прекрасное и полезное из природных материалов.  Изготовление экспонатов к различным конкурсам. СБО  Творческий подход к работе на кухне.  Оформление кулинарных изделий. Хозяйственно- бытовой труд  Творческий подход к созданию уюта в классной комнате и поддержанию порядка.
Духовность и

нравственность
Формирование современного мировоззрения, нравственных идеалов личности Чтение  Заучивание стихотворения ко Дню Учителя.  Прослушивание и чтение сказки «Двенадцать месяцев».  Чтение и заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день»  Ванька» А.П.Чехов  «Клякса». Н.Н.Носов.  «Огородники». Н.Н.Носов Музыка Расширять представления о музыке. Знакомить со звучанием различных оркестров при сопровождении песен. Развивать представление о плавном 17
движении в музыке. Учить определять словесно характер музыки (маршевый, грустный, веселый, торжественный). Классный час  Беседа «Мы вернулись в школу» Правила поведения в школе и интернате.  «Что такое хорошо и что такое плохо» Размышления о добре и зле. читательская конференция  Экскурсия в школьный музей «Как «выросла» рубашка»  Поэтический час посвящённый дню Матери в России
Природа и

экология
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности.  Домашние и дикие животные.  Птицы. Насекомые.  Ягоды.  Экскурсия в лес.  Отличие деревьев от кустарников. Экскурсия.  Сезонные изменения в природе. Экскурсия.  Экскурсия в лес. Виды деревьев.  Д о м а ш н и е ж и в о т н ы е . Наблюдения. Экскурсия. 18
Чтение.  П р о с л у ш и в а н и е р а с с к а з а К.Паустовского «Кот- ворюга».  П р о с л у ш и в а н и е с к а з к и К.Паустовского «Похождения жука-носорога».  Чтение стихотворения «Март»  С. Маршак Чтение стихотворения «Апрель» Гигиена и здоровье.  Гигиена сельскохозяйственного туда. Ремесло  Правила поведения и работы на уроках ремесла.  Инструменты, используемые на уроках ремесла.  Материалы, используемые на уроках ремесла.  Весенняя подкормка ягодных кустарников.  Весенние работы в огороде. Экскурсия.  Весенние работы в поле. Экскурсия.  Вскапывание почвы под цветы Классный час  Кл. час «Поведение на природе» Этическая беседа во время экскурсии
Физкультурно-

оздоровительное

направление
Физическая культура  Дни здоровья.  Физминутки  Прогулки и экскурсии в природе 19
Совместная деятельность с мед. персоналом, педагогом- психологом  Диспансеризация.  Классный час диспут. «Режим дня в жизни школьника»  Классный час тренинг. «Учись управлять собой»  Познавательное мероприятие – конкурс презентаций «Если хочешь быть здоровым»  Единый кл. час «Я и ЗОЖ»
Список литературы.
1. Е.А.Екжанова , Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2011. 2. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучениe и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Метад рекомендации / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. М.: Просвещение, 2009 . 3. Екжанова Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно- развивающего обучения детей с нарушением интеллекта/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. - 1999. — № 6. 4. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2006. — № 6. 5. Лебедева Е. Н. Ознакомление детей с отклонениями и умственном развитии со звуками окружающей действительности: Метод, пособие. - М.: Классик-Стиль, 2007. 6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в 20
развитии : практическое пособие / А.Р. Маллер. – Москва : Аркти, 2005. 7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М., 2003. 8. Макарьев И.С. Индивидуальная программа развития воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей-сирот с отклонениями в развитии. / И.С.Макарьев // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 2 (20). 9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно- методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой, - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 10. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2008. 11. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии:Книга для педагога // С приложением: Наглядный материал к занятиям по формированию мышления детей дошкольного возраста / Е.А.Стребелева. – М.: Владос, 2008. 12. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта / И.В.Чумакова. – М.: Владос, 2001. Приложения
Итоги диагностико – проектного этапа реализации программы
21
Понятие «воспитанность» трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно. Рассматривая процесс воспитания в широком смысле как создание условий для целостного развития личности, под воспитанностью понимают определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития. Существует два подхода к пониманию духовно- нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия. Смысл воспитания заключается сегодня в становлении системы отношений человека к миру, самому себе, в формировании способности самоопределения в ситуациях нравственного выбора. Воспитанность - это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Комплексное обследование уровня воспитанности обучающихся 6 «б» класса было проведено на основе методики, адаптированной к данному классу с воспитателями. Данные приведены в таблице.
Характеристика класса
I

.
Общая характеристика классного коллектива:
В классе 6 обучающихся: 1 девочка и 5 мальчиков. Иван, Роман, Максим, Анатолий и Светлана вместе обучаются третий год по программе обучения 22
детей с глубокой умственной отсталостью. В прошлом учебном году в класс переведён Евгений. Светлана и Анатолий обучаются по индивидуальной программе. Вос пита тель ная работа в 6 классе была направлена на дальнейшее сплочение классного коллектива. Лидерские качества явно просматриваются у Ивана, но коллектив его лидерства не признаёт. В связи с этим несколько раз создавались конфликтные ситуации. Определённые проблемы возникают и из-за большой разницы в возрасте учащихся класса. Но хочется отметить, что к концу учебного года удалось создать атмосферу поддержки старшими ребятами младших. Выраженное недоразвитие интеллекта у учеников класса не позволяет за короткий срок выработать круг коллективных интересов. Положительное отношение класса к общешкольным делам и общественным поручениям находится в стадии формирования. Затруднения связаны с тем, что многое общешкольные мероприятия проходят по субботам, а часть ребят, живущих в интернате, в этот день уезжает домой. В прошедшем учебном году сложились традиции классного коллектива, такие как: проведение классных огоньков в праздничные дни; совместный с родителями и воспитателем классный час; участие в конкурсах рисунков; поддержание чистоты и порядка в классной комнате. Рекомендации классного руководителя и воспитателей класс воспринимает адекватно, были проблемы с воспитателями ГПД у Ивана.
II.Сведения о состоянии здоровья
По итогам диспансеризации, прошедшей в прошлом учебном году, ученики класса относятся к 4 группе здоровья. Физкультурная группа – специальная. 23 Год рождения 1998 1999 2000 2001 2002 Девочки 1 Мальчики 2 1 1 1
Все ученики имеют ряд хронических заболеваний (указаны в медицинской карте в медпункте).
III.Уровень социальной адаптации обучающихся
Социальная адаптации учащихся класса резко дифференцирована. Наиболее высокая - у Ивана. Он ориентируется в городе, знает маршрут до школы, способен самостоятельно делать покупки, выполнять работу по дому. На более низком уровне у: Романа, Евгения и Максима. Им требуется помощь взрослых. Не способны, в связи с ОВЗ, к самостоятельной жизни и деятельности Светлана и Анатолий.
IV.Характеристика интеллектуальных умений обучающихся
Класс представлен как класс-комплект. Все дети имеют диагноз – умеренная умственная отсталость. Требуется индивидуальный подход к каждому из детей. Программы предыдущих классов ими усвоены лишь частично. Лучшие показатели у Ивана. Читать полными словами умеет он один, по слогам –Роман. Математические действия в пределах 20 выполняет самостоятельно, остальные без помощи учителя не могут. Неговорящие в классе: Света и Анатолий. Недоразвитие речи у Максима. Словарный запас беден у всех. Санитарно- гигиенические навыки, в основном у всех, в стадии формирования. Теоретические знания присутствуют, но на практике необходим постоянный контроль и внимание со стороны учителя и воспитателей. Мотивация к учебной деятельности низкая у всех, особенно у Евгения. С ним велась усиленная индивидуальная работа в этом направлении. Следует отметить, что успехи в этом направлении не большие. Приходится отмечать, что интеллектуальные способности Светланы столь низки, что продвижение вперёд почти незаметно. Явную заинтересованность к учёбе проявляет Анатолий, но в силу полученных увечий его достижения минимальны.
V. Внешкольные занятия (систематические)
В прошлом учебном году класс занимался в кружке «Родничок» и воспитанники интерната посещали спортивный кружок в интернате. В этом учебном году планируется вовлечение в кружковую работу воспитанников 24
интерната. Общественно полезным трудом класс занимался в виде участия во всех субботниках по уборке территории школьного двора и пришкольного участка. В весенний период приняли участие в посадке цветов на школьную клумбу и осуществляли уход за ними. Активно работал весь класс. Ярко просматривалась взаимопомощь друг другу. Наиболее активно участвует в общественных делах Максим и периодически проявляет интерес к этому Иван. Они принимали участие в школьных и районных творческих конкурсах, имеют поощрительные грамоты.
Выводы:
В классе достаточно успешно идёт работа по формированию коллектива. Всё больше и больше желающих участвовать в общественной работе, как на уровне класса, так и на школьном уровне. Ярко проявляется заинтересованность учащихся в изучении краеведения, с радостью принимают участие во всех экскурсиях. В течение года поддерживали порядок в музейной комнате школы-интерната. 25


В раздел образования