Музыкально — двигательные упражнения по формированию первичных движений-рефлексов на основе сенсомоторных координаций
Автор: Сидоренко Наталья Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ № 148 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Музыкально — двигательные упражнения по формированию первичных движений-рефлексов на основе сенсомоторных координаций Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 84 «Ёжик».
Выступление на методическом объединении
по теме:
« Музыкально — двигательные упражнения по формированию
первичных движений-рефлексов на основе сенсомоторных
координаций»
Выступила: Сидоренко Н.В.
Воспитатель группы №3 для детей ЗПР
Дата выступления: 20.03.2014г.
г. Ульяновск 2014
« Музыкально — двигательные упражнения по формированию
первичных движений-рефлексов на основе сенсомоторных
координаций».
Дети с Задержкой психического развития, как правило, позже начинают
ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими
сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики,
особенно мелкой. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой
истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в
совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению
знаний, умений и навыков.
Очень важно уделять внимание сенсомоторному развитию детей с ЗПР.
Мной подобран комплекс упражнений по формированию первичных
движений - рефлексов на основе сенсомоторных координаций. Данная работа
направленна в равной степени и на телесное (физическое) и на нервно-
психическое развитие ребенка. В основу представленных двигательных
упражнений положен опыт исследовательской работы центра
здоровьесберегающих педагогических технологий ННГАСУ(…) . Данная
работа была посвящена изучению развития базовых двигательных
координаций : зрительно-моторной, слухомоторной и ритмической.
Упражнения на развитие базовых координаций, решают не только задачи по
развитию опорно-двигательного аппарата, но и задачи по развитию головного
и спинного мозга, анализаторов организма ребенка.
Комплекс упражнений включает в себя:
1. Упражнения для отработки рефлекса « Избегания»: это « Ходьба по канату
в сопровождении любых звуков», « Цепочка» , « Кошки – мышки» и другие .
Если рефлекс «избегания», который появляется еще во внутреутробном
периоде жизни, не будет отработан у ребенка, возможно, останутся
неадекватные реакции на прикосновения, неожиданные звуки, неуверенность
при тактильном обследовании предметов и др.
2. Упражнения для отработки рефлекса « Моро» ( одно из них представлено в
видео материале в игре «Дотронься до спины»). Рефлекс Моро — второй
рефлекс в развитии нервной системы ребенка — играет важную роль в
формировании реакции испуга и становлении вестибулярного аппарата.
3.Упражнения для отработки ладонного, подошвенного рефлекса: ( одно из
них представлено в видео материале в упражнении «Лягушата»). Ладанный и
подошвенный рефлексы играют важную роль в формировании ручной
умелости.
4. Упражнения для отработки ассиметричного шейно- тонического рефлекса:
(одно из них представлено в видео материале в упражнении «Цапли»).
Данный рефлекс участвует в развитии координации в системе рука-глаз. Он
порождает движение руки по направлению к
предмету, вызывающему
зрительное сосредоточение, способствуя, таким образом, слиянию и
формированию тактильного и зрительного сосредоточения на расстоянии
вытянутой руки.
5. Упражнение для отработки спинального рефлекса Таланта: это такие
упражнения, как « Шаг на месте перекрестно». Отработка спинального
рефлекса Таланта способствует координации функций двигательной и
слуховой.
Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа:
1 этап- начальный этап обучения упражнению (отдельным движениям);
2 этап- этап углубленного разучивания упражнений (комплекс упражнений);
3 этап- этап закрепления и усовершенствования знаний двигательных
навыков с музыкальным сопровождением.
Данные упражнения разучивает воспитатель в течение дня, в утренний или
вечерний промежуток времени. Для эффективности проведения данных
игровых упражнений влияет качественная и глубоко продуманная
предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и
инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально,
интересно. В дальнейшем эти упражнения можно использовать для
проведения коррекционной ритмики вместе с музыкальным руководителем.
Так как музыкальное сопровождение (бубен, фортепиано, барабан,
аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти детей и будет
способствовать наиболее яркому восприятию движений. Именно музыка и
движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье
ребёнка.