Напоминание

"Организация работы по эстетическому воспитанию во внеурочное время"


Автор: Эреджабова Шевхия Асан-Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ"специальная(коррекционная)общеобразовательная школа - интернат г. Моздок"
Населённый пункт: г. Моздок, РСО - Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы по эстетическому воспитанию во внеурочное время"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГКОУ коррекционная школа-интернат г. Моздока «Организация работы по эстетическому воспитанию во внеурочное время» Из опыта работы воспитателя Эреджабовой Ш. А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе общения с окружающим миром - это, пожалуй, одна из главных задач в педагогической работе. Воспитать у учащихся способность воспринимать, чувствовать и видеть окружающий мир - таковы основные цели и задачи эстетического воспитания. Имея определенный опыт и личное стремление совершенствоваться в процессе жизни,
общения, считаю необходимостью поделиться знаниями, помочь подрастающему поколению приобрести необходимый минимум жизненных навыков. И, попав в ту или иную жизненную ситуацию, учу применять приобретенные навыки, стараться не казаться воспитанным человеком, а быть таковым. Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умными воспитателями, если каждый день ребенка будет наполнен разнообразным общением со старшими, основы личности ребенка будут прочными. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением личности ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, дополнительное знание всего, чем он живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей. Нам, воспитателям, важно знать, чем наполнена внутренняя жизнь воспитанника, чем заняты его мысли, куда уходит его энергия, о чем он думает, что чувствует, переживает, что движет его поступками, к чему он стремится. При умственной отсталости наряду с недоразвитием Познавательной деятельности недоразвита и эмоционально-волевая сфера. Детям-олигофренам свойственна примитивность эмоций и переживаний. Они не могут подавить обиду, влечение, желание. Это обуславливает использование специфических, организационных форм и методов воспитательной работы во вспомогательной школе, ее коррекционной направленности. Большое внимание в своей работе я уделяю этическому, эстетическому, нравственному воспитанию, которое направлено на развитие способности, полноценно воспринимать и понимать окружающий мир. Этическое воспитание связано с умственным, трудовым, физическим, нравственным воспитанием. Для того, чтобы воспитать человека - гражданина, необходимо в течение всего периода обучения в школе формировать у воспитанников реалистическое представление об окружающей действительности. Понятно, что эстетическое воспитание личности умственно отсталых школьников имеет свои специфические особенности. Под влиянием системы учебно-воспитательных воздействий воспитанники специальной коррекционной школы значительно продвинулись в своем развитии и видны положительные результаты в коррекции л ичностной направленности воспитанников. У ребят формируется способность мыслить, чувствовать, оценивать окружающий мир. В задачу моей работы с воспитанниками входит не только формирование сознательной дисциплины, но и развитие положительных сторон личности во внеурочное время. Коррекция умственного развития и эмоционально-волевой сферы осуществляется на всех этапах учебно-воспитательной работы. Серьезную роль при этом играют внеклассные занятия по эстетическому, нравственному воспитанию. Работу веду целенаправленно, с учетом возрастных способностей детей. В своей работе я стремлюсь научить своих ребят воспринимать и ценить окружающий мир. В первый класс пришли мои воспитанники не подготовленными, физически слабыми. Некоторые из них (Костюков Максим, Кочкарева Аня) абсолютно не могли говорить, а только издавали отдельные звуки, не обслуживали себя. Прошло 6 лет и видны положительные результаты в коррекции личностной направленности воспитанников. Кочкарева Аня стала говорить предложениями, списывает с доски, с печатного листа, любит уроки рисования, труда. Читала стихи на новогоднем празднике. Навыки по
самообслуживанию привиты хорошо. Костюков Максим делать ничего не мог, только плакал. Не мог одеваться, не заправлял свою кровать. Приходилось каждый день работать с Максимом индивидуально. Только к концу 5 класса научился заправлять кровать. Стал дежурить по классу и в столовой, в спальне. Выполняет посильные поручения. У всех детей словарный запас был ограничен, память ослаблена, внимание неустойчивое. Мышление носило ограниченный характер и т.д. Узнавание, запоминание, воспроизведение были нарушены. За годы обучения в школе мы добились хороших результатов. Моя задача заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Любовь к детям и желание завтра их видеть достойными членами общества и на своем пути не мести всех подряд, а оставаться человечным, взрослея, не растерять то, что дала им семья, прививает школа, дает мне силы и оптимизм хоть по крупицам сеять разумное и доброе. Навыкам и привычкам культурного поведения, конечно, надо обучать детей не с приходом в первый класс, а учить чуть ли не с первых дней жизни. Даже тому, как смотреть на мир, проснувшись в колыбели. Вместе с ростом ребенка надо приумножать воспитательные задачи. И моя задача повернуть воспитанника лицом к тем проблемам, которые нам вместе решать. Воспитатель плюс педагог плюс семья - вот необходимое трио, которое может добиться цели. И здесь все зависит от воспитателя, от умения найти контакт с родителями, вовлечь их активно в эту сложную, но необходимую работу. Провожу индивидуальную работу с родителями. Не все родители должным образом занимаются воспитанием своих детей. Так, например, сложная ситуация в семье Яши Степанян. Папа умер, мама занята работой. Дети предоставлены сами себе. Приходит в школу грязный, одежда нестиранная. За своим внешним видом не следит. Сложная ситуация сохраняется в семье Светлова Вовы. Мама негативно влияет на своего сына, который без уважительной причины пропускает уроки. С мамой говорить очень трудно. Как воспитатель, я считаю, что формирование этических, нравственных навыков - это одна из основных задач воспитательной работы в коррекционной школе. Научиться следить за своим внешним видом, правильно вести себя в обществе, четко разграничивать хорошее и плохое - это для олигофренов непростая задача. Потому, воспитание всех положительных качеств - работа трудная, кропотливая, требующая от воспитателя высокого мастерства и знание индивидуальных особенностей каждого ученика. Работу эту строю по следующим разделам: 1. Что такое «Я»? 2. Делать добро спешите. 3. Курить или жить? 4. Все работы хороши - выбирай на вкус. Так как воспитанники по-разному воспринимают требования воспитателей, то продолжаю работать индивидуально с каждым учеником. Для нормального развития воспитанников я опираюсь на следующие правила, наработанные моим опытом: 1. Все ученики должны быть вовлечены в постоянную активную деятельность всего
класса. 2. Систематически разъяснять цели и задачи коллективной деятельности, постоянно приумножать эти цели. 3. Воспитанники должны знать, что и как они будут делать, у них должно быть радостное ожидание завтрашнего дня, 4. Воспитанники должны видеть и осознавать результаты своего труда. Основной контингент учащихся моего класса составляют умственно отсталые дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, двое — с заболеванием «синдром Дауна», с ДЦП. Оттого, что ребенок не знает математику, русский язык и т.д., прежде всего страдает сам, его семья и близкое окружение. Из-за отсутствия нравственных, этических, эстетических норм поведения страдают окружающие. Поэтому систематически провожу целенаправленную работу по развитию положительных сторон личности воспитанника во внеурочное время. 2. Для реализации этой цели разработала цикл бесед: 1. «Я - человек». 2. «Бережное отношение ко всему, что нас окружает». 3. «Любить близких тебе людей». 4. «Любить свой город, улицу, школу и т.д.» 5. «Уважать старших, помогать младшим». В своей работе я часто применяю сюжетно-ролевые игры и по этим темам использую наглядность. Продолжаю формировать коллектив «Один за всех и все за одного». Цикл занятой «Вежливость на каждый день», уроки музыки и рисования, классные часы, прогулки, коллективные игры проводятся с целью помочь нашим детям обрести необходимые навыки восприятия окружающего мира. Вовлечение в такую деятельность вызывает в учащихся интерес, воспитанники с удовольствием готовятся к классным и школьным мероприятиям. В свободное время мы читаем книги познавательного содержания. После каждой прочитанной книги мы обсуждаем ее, характеризуем героев, их поступки. Немаловажную роль в воспитании личности имеет формирование сознательной дисциплины. А.С. Макаренко писал: «Дисциплина является не средствам воспитания, а результатом воспитания и как средство воспитания должна отличаться от режима» Режим - это есть определенная система средств и методов, которые помогают воспитывать. Результатом же воспитания является именно дисциплина». Мои воспитанники уже ученики 7 класса, поэтому работу свою строю в плане ориентировки на будущее, то есть в выборе профессии. Готовим общешкольное мероприятие «Все работы хороши – выбирай на вкус». Это мероприятие поможет ребятам в выборе будущей профессии. С ребятами подготовили красивое праздничное представление «День именинников». Дети с большим энтузиазмом готовили оформление зала, костюмы, Было очень весело. В завершении именинникам преподнесли большой пирог. Мой класс живет и учится под девизом: «Лучик наш свети вперед, За Россию, за народ». И, потому, классные часы, беседы посвящаю патриотическому воспитанию: 1. «Мир против террора». 2. «Твоя гражданская позиция».
3. «России верные сыны». 4. «Гражданско-правовое воспитание». 5. «Как не стать жертвой преступления». 6. «Честен тот, кто работает на совесть». В сентябре провели расширенный классный
ЧАС

«

УРОК

МИРА

»,
посвященный черной дате в истории нашей страны - теракту в г. Беслан. Приняли участие мое ученики и старшеклассники. Ребята близко к сердцу приняли эту боль, сопереживали со всеми большое горе. Одна из важнейших функций моей работы - организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни класса, укрепление нравственного микроклимата в нем. Взрослые, воспитывающие детей, - педагоги и родители - формируют образ жизни ребенка. Каким он будет - потребительским, иждивенческим или активным? Это и определит успех личностного развития. Как воспитатель, я могу прилагать много сил и труда, но мой вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если я совместно с родителями не смогу подготовить детей к самостоятельной жизни. Поэтому включаю в свою работу и взаимодействие с родителями. Провожу тематические родительские собрания, выступаю с докладами по воспитанию подрастающего поколения, практикую индивидуальную беседу с родителями. Провела родительское собрание на тему: «Преемственность семьи и школы в трудовом воспитании детей». Забота правительства к детям коррекционной школы недостаточна, но это не значит, что мы должны пассивно ждать действия сверху, нам нельзя стоять на месте, ибо в душе продолжаетзвучать: «Надежды маленький оркестр Под управлением любви».


В раздел образования