Напоминание

"Психологические и физиологические основы стресса"


Автор: Котлярова Зинаида Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Матвеево-Курганская сош №2
Населённый пункт: п. Матвеев Курган Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические и физиологические основы стресса"
Раздел: среднее образование





Назад





Психологические и физиологические основы стресса.

Котлярова З.А.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Матвеево – Курганская средняя общеобразовательная школа № 2,

п. Матвеев Курган , Ростовской области
В русский язык слово «стресс» пришло из английского (англ. stress – напря- жение, напряжённость). Однако простым переводом нельзя передать всего бо- гатства содержания, которое заключается в этом понятии. В научный обиход понятие стресс ввёл в 1936 году канадский учёный физио- лог Ганс Селье. Под стрессом он тогда понимал физиологическую реакцию ор- ганизма в ответ на физическое и эмоциональное раздражение. В феномене стресса группируются и физиологические, и психологические начала. Послед- нее - богаче по содержанию, но значительно труднее по управлению. Стресс, по данным кардиологов, является причиной сердечно - сосудистых заболева- ний. Однако чем доказать, что ряд политиков, чья жизнь представляет собой нескончаемый поток нервных перегрузок, доживают до глубокой старости? На- глядный пример – У.Черчилль. Люди по-разному реагируют на перипетии жиз- ни. Одни рвутся в бой, другие прячутся. К первым стресс оборачивается стиму- лятором, ко вторым - разрушителем. Некоторые люди ломаются под тяжестью стресса, а другие бьют рекорды под его влиянием. Положительное влияние напряжения особенно заметно в жизни людей искусства и спортсменов. Разные люди по-разному переносят стресс. В связи с этим всех людей можно поделить на две группы – «А» и «Б». Такой подход базируется на теории о роли стрессов в появлении сердечно - сосудистых заболеваний с 50-х годов. Как часто вас мучает мысль, что вы вечно не успеваем сделать необходи- мое? Пытаетесь ли вы «уложить» всё больше дел во всё меньший отрезок вре- мени? Если в нарисованном портрете вы узнали себя, то вы относитесь к типу «А». Стрессы на вас влияют сильно, они мешают вам жить.
Классический представитель типа «А», как правило, нетерпелив, вечно ощу- щает нехватку времени, движения его быстры, говорит торопливо, резко, кажет- ся, что тело его никогда не расслабляется. Самые главные черты в поведении этого типа – болезненная торопливость и несдержанность в проявлении гнева. Такие люди находятся в состоянии «непрекращающейся борьбы». Если не осла- бить такую напряжённость, им не помогут ни строгая диета, ни отказ от куре- ния, ни утренняя зарядка, ни спорт. Представители типа «Б» - полная противоположность типу «А». Эти люди степенные, не склонные к опрометчивым действиям. Исследователям, педагогам трудно точно указать причины развития лично- сти по типу» «А». Есть основания предполагать, что большую роль здесь игра- ют родители, семейная обстановка и социальное окружение человека в до- школьном и подростковом возрасте. Таких людей всегда побуждали к тому, что- бы они всегда были первыми. В результате у них развились чрезмерные претен- зии, редко удовлетворяемые в реальной жизни. Между тем один из главных со- циально - психологических законов гласит о том, что постоянное рассогласова- ние между целями и результатами деятельности приводит к хронической эмо- циональной напряжённости. Пагубное влияние стресс оказывает на представителей типа «А», однако он подтачивает жизнь и более стойкой части людей. В связи с этим надо научиться распознавать наступление стресса и воспитывать у себя достаточно высокую стрессоустойчивость. Природа стресса преимущественно психологическая. Возникает он обычно при житейских, производственных, рабочих, учебных неурядицах. Его вызыва- ют опасности, обиды, боли, тревоги, волнения и т. п. Стрессы могут вызываться не только одним очень сильным раздражителем, но и серией мелких каждоднев- ных волнений. Стресс вызывает в организме определённые сдвиги, которые в зависимости от личностных отношений к внешним воздействиям рождают реакцию или по- вышенной активности, или пассивности. Второе (уход в себя) ведёт к изменени- ям в психике: люди опускают руки, признают свою обречённость, а у некоторых может возникнуть стремление покончить с собой. Замечено, что стрессу присущи три фазы: тревоги, сопротивления, истоще- ния. Люди с устойчивой психикой быстро преодолевают фазу тревоги и «берут себя в руки». Психически неустойчивых охватывает волнение, и они «сдаются». Фаза сопротивления у них скоротечна, а порой даже не выражена. Такие люди легко прекращают борьбу и психически истощаются. При встрече с препятстви- ями они оказываются совершенно сломленными. Однако и психически устойчи-
вые люди при длительном воздействии на них неблагоприятных раздражителей не могут избежать фазы истощения. В состоянии
тревоги
организм определяет причину напряженияиготовится к борьбе или бегству. Это происходит благодаря гормонам, выделяемым железа- ми внутренней секреции. Эти гормоны учащают сердцебиение и дыхание, по- вышают уровень сахара в крови, усиливают потоотделение, расширяют зрачки и замедляют пищеварение. Зная это и состояние своего здоровья , мы сами мо- жем решить , используем ли мы прилив энергии для сопротивления или бегства. В состоянии
сопротивления
наш организм способен восстановиться после ущерба, нанесённого стрессом. Но если напряжение длится долго, организм на- ходится в состоянии тревоги и не может восстанавливать свои функции полно- ценно. Это приводит к следующему состоянию –
истощению.
Если такое состояние длится достаточно долго, то развиваются «болезни от стресса» , такие как ми- грень, болезни сердца и даже психиатрические заболевания. Если в период истощения организм испытывает дальнейшие постоянные стрессы, то это приводит к полному истощению и даже летальному исходу. Стресс - постоянный спутник современной жизни. Необходимо любыми способами стараться избегать лишних стрессов либо стараться как можно бы- стрее снимать их действие. Научимся управлять стрессом. Фаза тревоги наступает вследствие изначаль- ного шокового удара, который сваливается на человека в стрессовой ситуации (прерванный сон, неприятный осадок от общения с кем-то, потеря ценностей, внезапное заболевание, расстройство намеченного плана и т. д.) Этот первый удар не оказывает разрушительного воздействия на личность. В ход вступают механизмы сопротивления, которые уравновешивают физиологический психо- логический дисбалансы. От этого волнение утихает. Дело усложняется в тех случаях, когда не удаётся унять расходившиеся эмоции. В результате нарушает- ся сон, аппетит, повышается давление, даёт сбой иммунная система, появляется раздражительность, неспособность ладить с окружающими, нарушается цепь системы общения, намеченные ранее планы терпят крах. Защитный механизм постепенно сдаёт свои позиции, и личность вступает в фазу истощения. Для выживания у человека есть только два пути – терпение и борьба. Первый путь предпочтительнее. Несмотря на то, что борьба вызывает у людей восхище- ние, она в большинстве случаев приводит к обострению волнений, а значит к явному истощению. Среди пяти основных форм поведения (соперничество, уход от соперничества, уступчивость, компромисс и сотрудничество) борьба – далеко не лучший способ преодоления стресса.
Не является таковым и уход от борьбы. Только компромисс и сотрудничество оставляют надежду на выход из стрессовой ситуации. Самая надёжная тактика управления стрессом – не переживать, а действовать! Даже в, казалось бы, без- выходных ситуациях надо проявлять терпение и активность. Поучительна притча о двух лягушках, попавших в банку с молоком. Они очень испугались и стали усиленно барахтаться, стараясь выбраться на свободу. Однако тщетно. Лягушки выбились из сил и пришли в отчаяние. Одна из них перестала барахтаться, легла на дно банки и погибла. Другая же продолжала упорно искать путь к спасению. И нашла: сбила из молока кусок масла, встала на него и выбралась из банки. Путь к успеху – деятельность! Известны три её вида: работа, учёба, игра. Если человек вовлекается в активную трудовую, игровую, учебную деятель- ность, стрессы его не волнуют. Однако есть разумные и безрассудные сферы де- ятельности. Только первые несут избавление от стрессов. Чтобы действовать разумно, нужно закалять свою психику, заниматься самовоспитанием, трениро- вать волю, воспитывать эмоции и чувства. Многие люди совершенно напрасно переживают из-за разных причин, как будто специально ищут ситуацию напряжения. Вот статистика: 40% тех событий, которых люди опасаются, не наступит никогда. В 30 % случаев люди переживают из-за прошлых решений, которые уже изменить невозможно. В 12 % случаев люди страдают из-за критики, потому что страдают комплексом неполноценности. 10 % переживаний связаны со здоровьем, которому, как известно стресс вредит. И только в 8% случаев можно сказать, что переживания обоснованы. Из десятка случаев, когда мы переживаем стресс, меньше одного наши пере- живания обоснованы. А все остальные случаи те, когда мы, научившись, можем справиться со стрессом. Характерная черта человека, который лучше других способен избежать стресс, - это способность сохранять правильную перспективу, не взирая на лю- бые обстоятельства. Этот человек много работает для осуществления своих це- лей, но не во вред своему здоровью и своей семье. Он имеет глубокую веру,
убеждения, которые не променял на сомнение и безразличие. Альтруист, живу- щий по принципу: приятнее давать, чем получать. То, какие чувства мы испытываем, в основном является производным от на- шего образа мышления. Тоже самое касается стрессов. Величина испытываемо- го стресса прямо - пропорциональна нашим мыслям. А наши мысли зависят от того, как мы запрограммировали свой мозг. Компьютерщики знают, что то, что машина выдаст всегда зависит от заданной программы. Таким же образом рабо- тает наш мозг. В зависимости оттого, что мы заложили (видели, слышали, смот- рели, читали), мы получим соответствующий результат (о чём думаем, гово- рим). Держите себя подальше от тех отрицательных влияний, которые способ- ствуют возникновению стресса. Чувство стресса часто возникает из-за того, что мы подавляем свои эмоции, вместо того, чтобы разделить их с кем-нибудь. Врачи считают, что если человек систематически накапливает в себе отрицательные впечатления и никогда не пытается от них освободиться, то инфаркт ему обеспечен. Когда выбираете че- ловека для откровенного разговора, убедитесь в том, что вы действительно мо- жете этому человеку доверять. Это должен быть такой человек, который не бу- дет вас судить и не воспользуется вашей откровенностью при случае. Когда в следующий раз ежедневные проблемы будут угрожать очередным стрессом, попытайтесь прийти на помощь другим людям. Посетите больных в больнице, подарите игрушки сиротам, помогите беженцам с Украины, помогите инвалиду, соседу – пенсионеру. Вы преодолеете начинающуюся тревогу, нер- возность и задумаетесь о ценностях в жизни. Если у вас ещё нет подходящего метода для снятия стресса, решите для себя на этой же неделе найти его . Испытайте разные способы активного отдыха (прогулка на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, занятия любым видом спорта, контрастный душ, аутогенная тренировка, вязание, вышивание, рисова- ние, лепка, автоспорт, веселая книга, любимый фильм, общение с домашними животными).Всё, что угодно, лишь бы это занятие нравилось вам и уделяйте ему несколько часов в неделю. Управление стрессом, как выяснилось – это прежде всего целенаправленная работа над собой по избавлению себя от изнурительной напряжённости. Нет другого пути коррекции своей психической деятельности, кроме своего соб- ственного воздействия на себе.


В раздел образования