"Психологические и физиологические основы стресса"
Автор: Котлярова Зинаида Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Матвеево-Курганская сош №2 Населённый пункт: п. Матвеев Курган Ростовской области Наименование материала: статья Тема: "Психологические и физиологические основы стресса" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Матвеево – Курганская средняя общеобразовательная школа № 2,
п. Матвеев Курган , Ростовской области
В русский язык слово «стресс» пришло из английского (англ. stress – напря-
жение, напряжённость). Однако простым переводом нельзя передать всего бо-
гатства содержания, которое заключается в этом понятии.
В научный обиход понятие стресс ввёл в 1936 году канадский учёный физио-
лог Ганс Селье. Под стрессом он тогда понимал физиологическую реакцию ор-
ганизма в ответ на физическое и эмоциональное раздражение. В феномене
стресса группируются и физиологические, и психологические начала. Послед-
нее - богаче по содержанию, но значительно труднее по управлению. Стресс,
по данным кардиологов, является причиной сердечно - сосудистых заболева-
ний. Однако чем доказать, что ряд политиков, чья жизнь представляет собой
нескончаемый поток нервных перегрузок, доживают до глубокой старости? На-
глядный пример – У.Черчилль. Люди по-разному реагируют на перипетии жиз-
ни. Одни рвутся в бой, другие прячутся. К первым стресс оборачивается стиму-
лятором, ко вторым - разрушителем. Некоторые люди ломаются под тяжестью
стресса, а другие бьют рекорды под его влиянием. Положительное влияние
напряжения особенно заметно в жизни людей искусства и спортсменов.
Разные люди по-разному переносят стресс. В связи с этим всех людей можно
поделить на две группы – «А» и «Б». Такой подход базируется на теории о
роли стрессов в появлении сердечно - сосудистых заболеваний с 50-х годов.
Как часто вас мучает мысль, что вы вечно не успеваем сделать необходи-
мое? Пытаетесь ли вы «уложить» всё больше дел во всё меньший отрезок вре-
мени? Если в нарисованном портрете вы узнали себя, то вы относитесь к типу
«А». Стрессы на вас влияют сильно, они мешают вам жить.
Классический представитель типа «А», как правило, нетерпелив, вечно ощу-
щает нехватку времени, движения его быстры, говорит торопливо, резко, кажет-
ся, что тело его никогда не расслабляется. Самые главные черты в поведении
этого типа – болезненная торопливость и несдержанность в проявлении гнева.
Такие люди находятся в состоянии «непрекращающейся борьбы». Если не осла-
бить такую напряжённость, им не помогут ни строгая диета, ни отказ от куре-
ния, ни утренняя зарядка, ни спорт.
Представители типа «Б» - полная противоположность типу «А». Эти люди
степенные, не склонные к опрометчивым действиям.
Исследователям, педагогам трудно точно указать причины развития лично-
сти по типу» «А». Есть основания предполагать, что большую роль здесь игра-
ют родители, семейная обстановка и социальное окружение человека в до-
школьном и подростковом возрасте. Таких людей всегда побуждали к тому, что-
бы они всегда были первыми. В результате у них развились чрезмерные претен-
зии, редко удовлетворяемые в реальной жизни. Между тем один из главных со-
циально - психологических законов гласит о том, что постоянное рассогласова-
ние между целями и результатами деятельности приводит к хронической эмо-
циональной напряжённости.
Пагубное влияние стресс оказывает на представителей типа «А», однако он
подтачивает жизнь и более стойкой части людей. В связи с этим надо научиться
распознавать наступление стресса и воспитывать у себя достаточно высокую
стрессоустойчивость.
Природа стресса преимущественно психологическая. Возникает он обычно
при житейских, производственных, рабочих, учебных неурядицах. Его вызыва-
ют опасности, обиды, боли, тревоги, волнения и т. п. Стрессы могут вызываться
не только одним очень сильным раздражителем, но и серией мелких каждоднев-
ных волнений.
Стресс вызывает в организме определённые сдвиги, которые в зависимости
от личностных отношений к внешним воздействиям рождают реакцию или по-
вышенной активности, или пассивности. Второе (уход в себя) ведёт к изменени-
ям в психике: люди опускают руки, признают свою обречённость, а у некоторых
может возникнуть стремление покончить с собой.
Замечено, что стрессу присущи три фазы: тревоги, сопротивления, истоще-
ния. Люди с устойчивой психикой быстро преодолевают фазу тревоги и «берут
себя в руки». Психически неустойчивых охватывает волнение, и они «сдаются».
Фаза сопротивления у них скоротечна, а порой даже не выражена. Такие люди
легко прекращают борьбу и психически истощаются. При встрече с препятстви-
ями они оказываются совершенно сломленными. Однако и психически устойчи-
вые люди при длительном воздействии на них неблагоприятных раздражителей
не могут избежать фазы истощения.
В состоянии тревоги организм определяет причину напряженияиготовится
к борьбе или бегству. Это происходит благодаря гормонам, выделяемым железа-
ми внутренней секреции. Эти гормоны учащают сердцебиение и дыхание, по-
вышают уровень сахара в крови, усиливают потоотделение, расширяют зрачки
и замедляют пищеварение. Зная это и состояние своего здоровья , мы сами мо-
жем решить , используем ли мы прилив энергии для сопротивления или бегства.
В состоянии сопротивления наш организм способен восстановиться после
ущерба, нанесённого стрессом. Но если напряжение длится долго, организм на-
ходится в состоянии тревоги и не может восстанавливать свои функции полно-
ценно.
Это приводит к следующему состоянию – истощению. Если такое состояние
длится достаточно долго, то развиваются «болезни от стресса» , такие как ми-
грень, болезни сердца и даже психиатрические заболевания.
Если в период истощения организм испытывает дальнейшие постоянные
стрессы, то это приводит к полному истощению и даже летальному исходу.
Стресс - постоянный спутник современной жизни. Необходимо любыми
способами стараться избегать лишних стрессов либо стараться как можно бы-
стрее снимать их действие.
Научимся управлять стрессом. Фаза тревоги наступает вследствие изначаль-
ного шокового удара, который сваливается на человека в стрессовой ситуации
(прерванный сон, неприятный осадок от общения с кем-то, потеря ценностей,
внезапное заболевание, расстройство намеченного плана и т. д.) Этот первый
удар не оказывает разрушительного воздействия на личность. В ход вступают
механизмы сопротивления, которые уравновешивают физиологический психо-
логический дисбалансы. От этого волнение утихает. Дело усложняется в тех
случаях, когда не удаётся унять расходившиеся эмоции. В результате нарушает-
ся сон, аппетит, повышается давление, даёт сбой иммунная система, появляется
раздражительность, неспособность ладить с окружающими, нарушается цепь
системы общения, намеченные ранее планы терпят крах. Защитный механизм
постепенно сдаёт свои позиции, и личность вступает в фазу истощения.
Для выживания у человека есть только два пути – терпение и борьба. Первый
путь предпочтительнее. Несмотря на то, что борьба вызывает у людей восхище-
ние, она в большинстве случаев приводит к обострению волнений, а значит к
явному истощению. Среди пяти основных форм поведения (соперничество,
уход от соперничества, уступчивость, компромисс и сотрудничество) борьба –
далеко не лучший способ преодоления стресса.
Не является таковым и уход от борьбы. Только компромисс и сотрудничество
оставляют надежду на выход из стрессовой ситуации. Самая надёжная тактика
управления стрессом – не переживать, а действовать! Даже в, казалось бы, без-
выходных ситуациях надо проявлять терпение и активность.
Поучительна притча о двух лягушках, попавших в банку с молоком. Они
очень испугались и стали усиленно барахтаться, стараясь выбраться на свободу.
Однако тщетно. Лягушки выбились из сил и пришли в отчаяние. Одна из них
перестала барахтаться, легла на дно банки и погибла. Другая же продолжала
упорно искать путь к спасению. И нашла: сбила из молока кусок масла, встала
на него и выбралась из банки.
Путь к успеху – деятельность! Известны три её вида: работа, учёба, игра.
Если человек вовлекается в активную трудовую, игровую, учебную деятель-
ность, стрессы его не волнуют. Однако есть разумные и безрассудные сферы де-
ятельности. Только первые несут избавление от стрессов. Чтобы действовать
разумно, нужно закалять свою психику, заниматься самовоспитанием, трениро-
вать волю, воспитывать эмоции и чувства.
Многие люди совершенно напрасно переживают из-за разных причин, как
будто специально ищут ситуацию напряжения. Вот статистика:
40% тех событий, которых люди опасаются, не наступит никогда.
В 30 % случаев люди переживают из-за прошлых решений, которые уже
изменить невозможно.
В 12 % случаев люди страдают из-за критики, потому что страдают
комплексом неполноценности.
10 % переживаний связаны со здоровьем, которому, как известно стресс
вредит.
И только в 8% случаев можно сказать, что переживания обоснованы.
Из десятка случаев, когда мы переживаем стресс, меньше одного наши пере-
живания обоснованы. А все остальные случаи те, когда мы, научившись, можем
справиться со стрессом.
Характерная черта человека, который лучше других способен избежать
стресс, - это способность сохранять правильную перспективу, не взирая на лю-
бые обстоятельства. Этот человек много работает для осуществления своих це-
лей, но не во вред своему здоровью и своей семье. Он имеет глубокую веру,
убеждения, которые не променял на сомнение и безразличие. Альтруист, живу-
щий по принципу: приятнее давать, чем получать.
То, какие чувства мы испытываем, в основном является производным от на-
шего образа мышления. Тоже самое касается стрессов. Величина испытываемо-
го стресса прямо - пропорциональна нашим мыслям. А наши мысли зависят от
того, как мы запрограммировали свой мозг. Компьютерщики знают, что то, что
машина выдаст всегда зависит от заданной программы. Таким же образом рабо-
тает наш мозг. В зависимости оттого, что мы заложили (видели, слышали, смот-
рели, читали), мы получим соответствующий результат (о чём думаем, гово-
рим). Держите себя подальше от тех отрицательных влияний, которые способ-
ствуют возникновению стресса.
Чувство стресса часто возникает из-за того, что мы подавляем свои эмоции,
вместо того, чтобы разделить их с кем-нибудь. Врачи считают, что если человек
систематически накапливает в себе отрицательные впечатления и никогда не
пытается от них освободиться, то инфаркт ему обеспечен. Когда выбираете че-
ловека для откровенного разговора, убедитесь в том, что вы действительно мо-
жете этому человеку доверять. Это должен быть такой человек, который не бу-
дет вас судить и не воспользуется вашей откровенностью при случае.
Когда в следующий раз ежедневные проблемы будут угрожать очередным
стрессом, попытайтесь прийти на помощь другим людям. Посетите больных в
больнице, подарите игрушки сиротам, помогите беженцам с Украины, помогите
инвалиду, соседу – пенсионеру. Вы преодолеете начинающуюся тревогу, нер-
возность и задумаетесь о ценностях в жизни.
Если у вас ещё нет подходящего метода для снятия стресса, решите для себя
на этой же неделе найти его . Испытайте разные способы активного отдыха
(прогулка на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, занятия любым видом
спорта, контрастный душ, аутогенная тренировка, вязание, вышивание, рисова-
ние, лепка, автоспорт, веселая книга, любимый фильм, общение с домашними
животными).Всё, что угодно, лишь бы это занятие нравилось вам и уделяйте
ему несколько часов в неделю.
Управление стрессом, как выяснилось – это прежде всего целенаправленная
работа над собой по избавлению себя от изнурительной напряжённости. Нет
другого пути коррекции своей психической деятельности, кроме своего соб-
ственного воздействия на себе.