Интеграция видов искусства в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Машнева Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Интеграция видов искусства в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Интеграция видов искусства в работе по эстетическому воспитанию и
развитию художественно-творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста
Машнева Марина Александровна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк
Развитие
творчества
у
детей
в
период
дошкольного
детства
имеет
большое
значение
для
формирования
целостной
творчески
развитой
личности в будущем.
В
изобразительной
деятельности,
в
тесном
взаимодействии
с
развитием художественного творчества формируются все стороны личности
ребенка,
воображение
обогащает
интересы
и
личный
опыт,
через
стимулирование эмоций формируется осознание нравственных норм.
Работа по развитию изобразительного творчества детей строится в
III этапа:
1. Взаимодействие ребенка с внешней средой;
2. Собственное творчество детей;
3. Взаимодействие ребенка с его готовой продукцией.
Содержательная составляющая образования должна быть интересной
для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться
на
основе
интеграции
видов
искусства
и
использования
разнообразных
методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
Полезно
постоянно
включать
в
педагогический
проце сс
разнообразные
игры,
игровые
приемы
и
ситуации.
Такие
методы
максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка
мотивации
обучения,
овладения
деятельностью
и
развитию
творческих
способностей у детей 3-10 лет.
Во
всем
должна
присутствовать
вариативность.
Необходимо
разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы,
предоставляемые детям.
Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость,
излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа,
сюжета».
Каждый
ребенок
заслуживает
внимательного,
тактичного
отношения,
уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует
создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и
формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у
родителей.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания:
искусство, включая все виды классического и народного; окружающий мир,
особенно
природа;
художественная
деятельность
(разные
виды).
Все
названные средства следует использовать в работе с детьми во взаимосвязи.
Это
способствует
более
глубокому
познанию
и
осмыслению
явлений,
событий; пониманию их образного воплощения в рисунках. Взаимосвязь
познания
искусства,
окружающей
жизни
и
разнообразных
видов
художественной
деятельности
способствует
установлению
ассоциативных
связей, появлению ярких эмоциональных переживаний.
Поэтому циклы занятий по художественному творчеству должны носить
интегрированный
характер.
Такая
связь
обеспечивает
более
глубокое
и
разностороннее
познание
предметов
и
явлений
действительности,
формирование
ассоциаций
и
их
активизацию
в
процессе
творчества
в
разнообразных формах эстетической деятельности. Интеграция охватывает
все
виды
художественно-творческой
деятельности
малышей,
включает
знакомство
со
всеми
видами
искусства.
При
интеграции
разных
видов
искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания
их
определенные
содержательные
аспекты
всегда
выступают
в
роли
стержневых .
2
Сущностью интегрированного
подхода
является
соединение
знаний
из
разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на
занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных
областей
развития,
а
дети
осваивают
содержание
различных
разделов
программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации
игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием
интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения
обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются
различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:
сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая
деятельность;
проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода
совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти
ответ.
разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с
культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения
представления о многообразии граней родного языка, воспитания
чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая
маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части
различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к
ней предъявляются следующие требования:
чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала
разделов программы на каждом занятии;
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых
предметов на каждом этапе занятия;
3
большая информативная емкость образовательного материала,
используемого на занятии;
систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять
раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю
заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к
эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной
активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное
повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее
интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические
особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к
отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны
ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо,
и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до
спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Организация учебного содержания по принципу блоков позволяет объединять
детей и педагогов единым интересом, творческим поиском, стремлением
создать
общую
картину,
композицию,
праздник;
обе спечивает
содержательное общение детей друг с другом и со взрослыми. Содержание,
концентрирующееся в блоке (цикле) вокруг той или иной темы, как и сами
темы, может иметь варианты. Например, в блоке «Наши друзья животные»
выделены
варианты
темы:
«Зоопарк»,
«Театр
зверей».
«Выступление
в
цирке», «На ферме».
4
Работа по блокам не означает, что в период реализации комплекса не могут
быть затронуты и другие темы, привлекшие внимание детей и воспитателей
или
связанные
с
интересными
событиями
в
жизни
образовательного
учреждения, с праздниками и др. В каждом блоке используются
разные
формы
работы:
занятия,
самостоятельная,
свободная
и
частично
регламентированная
детская
деятельность,
досуги,
экскурсии,
праздники.
(рисунок1)
Рисунок
1
«Виды
деятельности
и
формы
организации
работы
с
детьми
по
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Приведем
примеры
интеграции
содержания
по
блокам.
Иногда
раздел
работы
называет ся
про сто,
например,
«Музыка».
П од о б р ат ь
соответствующую
музыку
по
определенному
содержанию,
не
зная
конкретной работы, окружающей жизни, региональных особенностей, можно
5
не
всегда,
тем
более
что
конкретный
материал,
предлагаемый
в
разработанных циклах, носит рекомендательный, а не обязательный характер.
В последнее время появилось много новых литературных произведений и
иллюстраций к ним, они могут дополнить предлагаемый нами перечень.
Примеры
блоков
(
циклов
)
содержательной
работы
с
детьми
по
Т.С.
Комаровой.
1.«Волшебный сад»
(в создании композиции могут принимать участие дети разных возрастов)
Чтение:
«Дивный
сад»,
«Аленький
цветочек»
С.
Аксакова,
«Конек-
Горбунок» П. Ершова; русские народные волшебные сказки.
Создание коллективной композиции «Волшебный сад» (лепка, аппликация,
рисование). Общая работа может вестись в течение нескольких занятий и
охватывает длительный период времени: в дивный сад могут «прилететь»
бабочки, пчелки, стрекозы, затем птицы и т.п. В этот период проводятся и
другие занятия с детьми; чтение книги К. Чуковского «Чудо-дерево», чтение
волшебных сказок.
Дидактические игры: мозаика, выкладывание цветов, «Парные картинки»
(растения), «Разрезные картинки».
Музыка (для слушания): «Мой садик», «Времена года» П. Чайковского.
Разучивание стихотворений Е. Серовой о цветах, И. Токмаковой о деревьях,
«Вечерняя сказка» и так далее.
2.«Моя любимая игрушка»
Чтение: А. Барто «Игрушки», В. Маяковский «Конь-Огонь», А.Линдгрен
«Малыш и Карлсон», Э. Успенский «Чебурашка и крокодил Гена». Н. Носов
«Приключения Незнайки и его друзей». Рассматривание иллюстраций к этим
книгам.
Дидактические игры : «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек»,
«Домино»
(дети
знакомятся
с
игрушками,
описывают
их
качества).
Рассматривание игрушек в процессе ролевых игр.
6
Слушание
музыкальных
произведений из
«Детского
альбома»
П.И.
Чайковского, произведений А. Гречанинова. Разучивание и исполнение песен
об игрушках на музыкальных занятиях.
Изготовление игрушек из бумаги, картона, природного материала, ткани
(мягкая игрушка) и др.
Рисование
разных
игрушек ,
коллективная
композиция
(аппликация)
«Витрина магазина игрушек» или «Город игрушек».
Создание
вместе
с
детьми
старшей
и
подготовительной
групп
дидактических игр с изображениями игрушек: «Лото», «Домино», «Парные
картинки».
Сочинение детьми сказок об игрушках.
3.«Зоопарк»
Чтение: сказки и рассказы Е.И. Чарушина, В. В. Бианки, М.М. Пришвина;
сказки
К.
И.
Чуковского,
«Детки
в
клетке»
С.
Я.
Маршака;
«Сказки».
«Маугли» Р. Киплинга; народные сказки, в которых действуют животные;
просмотр диафильмов, картин, иллюстраций Е.И. Чарушина, Ю. Васнецова,
Т.Мавриной и др.
Беседы с детьми о животных .
Рассматривание с детьми иллюстраций в книгах о животных .
Составление детьми сказок и рассказов о животных ; запись их сочинений
в книгу; иллюстрирование ее детскими рисунками, аппликациями.
Беседы о домашних и прирученных человеком животных.
Разучивание песен, стихотворений о животных.
Игры-драматизации
по
мотивам
сказок.
Подвижные
игры,
в
которых
действуют животные.
Создание индивидуальных и коллективных изображений на темы о жизни
животных
в
рисунках:
«Мой
котенок
(щенок)»,
«Козленок»,
«Козлята
гуляют», «Кошка с котятами», «В зоопарке», «Мое любимое животное», «У
7
медведя во бору», «Бездомный заяц» (по мотивам подвижных игр) и т.д.
Придумывание историй по созданным изображениям .
Применительно
к
интеграции
в
работе
по
эстетическому
воспитанию
и
развитию
художественно-творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают
произведения искусства, в том числе народного и декоративно - прикладного,
детская
художественная
литература,
устное
народное
творчество.
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием
создает возможности для расширения ассоциативных связей, творческого
осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств
выразительности, специфичных для того или иного вида художественной
деятельности;
обеспечивает
глубокое
познание
и
эмоциональное
переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.
Литература
1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] /
А.В. Бакушинский. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
2. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами
[Текст]: кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей /
под науч. ред. Т.С. Комаровой, Е. К. Брыкиной. – М.: Пед. общество России,
2002. – 147с.
3. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н. А.
Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. -150 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.
С. Выготский. - М.: Педагогика, 1986. – 312 с.
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:
Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Завед. – М., 1999.
8
6.
Дьяченко,
О.
М.
Об
основных
направлениях
развития
воображения
дошкольника [Текст] О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - с.
52-60.
7. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольников [Текст] / Т. Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1983. – 112с.
8. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в
детском
саду
[Текст]:
учеб.
пособие
для
студентов
пед.
ин.-тов.
по
специальности «дошкольная педагогика и психология» / В. Б. Косминская, Е.
И. Васильева, Н. Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1977. - 30-44 с.
9. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.
П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982. – 134 с.
10. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста
[Текст] / Е. А. Флерина. - М.: Просвещение, 1956. – 208 с.
9
10